3.3. Общественное мнение как важный социальный институт
В социологии под социальным институтом понимается устойчивый комплекс принципов, регулирующих различные сферы общежития, или система устойчивых общественных отношений, имеющих институциональное оформление. В применении к общественному мнению это означает, что в данном обществе складывается особый механизм реагирования на общественно значимые проблемы, лица и факты, который заключается в высказывании коллективного оценочного суждения. В таком обществе институционально закреплено не только право населения публично высказывать вслух свою точку зрения, но и обязанность В современной социологической литературе есть разные способы описания места и роли общественного мнения в общественной жизни, в том числе - влияния на власть. Так, Б.А. Грушин отмечает, что влияние на институт власти у общественного мнения может быть экспрессивным: оно выражено, заявлено определенную позицию по отношению к ней, существует как объективная данность. Влияние общественного мнения может быть консультативным: оно дает совет по поводу решения социальных проблем. Может быть и директивным: в ходе референдумов, плебисцитов и т.п.12 Исследователи пытаются разработать адекватный и эффективный инструментарий анализа взаимосвязей и взаимовлияния общественного мнения и государственной власти.
Общественное мнение - как механизм социального контроля -оказывает влияние на все стороны общественной жизни. Общественное мнение является одним из современных механизмов поддержания достаточного уровня согласия внутри сообщества. Давно признано влияние общественного мнения на социально-политическую жизнь, однако теоретическая модель этого влияния остается малоразработанной, а механизмы влияющего воздействия на социальные и политические процессы описаны фрагментарно и эскизно. Как замечает Э. Ноэль-Нойман, современные исследования общественного мнения весьма недалеко продвинулись в этом вопросе со времен Д. Юма. Мыслитель в свое время писал: «...ничто не кажется более удивительным, чем легкость, с какой многими управляют немногие, а также чем готовность людей свои собственные ощущения и желания подчинить ощущениям и желаниям правительства. Если попытаться проанализировать, каким образом осуществляется такое чудо, то мы увидим, что управляющие не могут опереться ни на что, кроме мнения, кроме одобрения. Правительство основывается единственно на мнении. И это справедливо как для деспотических и милитаристических режимов, так и для самых свободных и популярных правительств.14 Проблема каналов взаимовлияния общественного мнения и политических институтов остается одной из самых злободневных на данный момент времени.
В заключение можно отметить следующее. Общественное мнение является лишь одним из многих и многих социальных институтов,
появляющихся и исчезающих в общественной жизни. Естественно, как и все остальные социальные институты, общественное мнение может выступать одновременно и как цель, и как средство деятельности различных социальных организаций и функционирования социальных внститутов. Например, антидемократические режимы используют ^общественное мнение, в основном, как средство, а продвинутые демократии видят в общественном мнении одну из целей своей деятельности.
Общественное мнение связано тысячами нитей со всеми другими социальными институтами, функционирующими в обществе в данный период времени. При этом статус, а значит, место, роль и значение общественного мнения проявляются как раз набором и характером взаимосвязей общественного мнения с другими социальными институтами. Например, низкий статус общественного мнения в современной России объясняется, с одной стороны, его недостаточной собственной зрелостью, а с другой - незрелостью большинства гражданских институтов. Для своего практического воплощения общественное мнение нуждается в целой системе соответствующих структурных элементов в социальной структуре общества, соответсвующих социальных институтов и общественных отношений: определенный уровень экономического развития (К. Маркс, С. Липсет), наличие среднего класса (Р. Бендикс), подходящая политическая культура (Г. Алмонд и С. Верба), своеобразная последовательность процесса демократизации (Р. Даль) и т.д.
Выводы
1. Общественной мнение - это такой феномен общественного сознания, который пронизывает все формы общественного сознания, при этом испытывает определенное воздействие теоретического уровня, но функционирует преимущественно на эмпирическом уровне различных форм общественного сознания.
2. Гносеологический подход акцентирует внимание на проблемах изучения общественного мнения как способа отражения действительности на определенных уровнях общественного сознания. В рамках социологического подхода больший интерес проявляется к проблемам социальной детерминации общественного мнения, его места, роли и функций, выполняемых в жизни общества. Сосуществование этих двух подходов в науке оказалось весьма плодотворным для теории общественного мнения. 3. Единичное (индивидуальное сознание) и общее (общественное сознание) не существуют сами по себе, взаимопроникают друг в друга, причем делают это через опосредующее звено, а именно через сознание определенных социальных общностей («особенное» на философском языке). Именно этот уровень анализа и интересует социологию. Ведь именно здесь индивидуальное сознание сливается с коллективным (например, через идентификацию с лидером, расой, национальностью, конфессиональной, территориальной, государственной и иными типами «мы»-принадлежности). Специфика механизма взаимосвязи «индивидуальное сознание - самосознание больших и малых социальных групп» как раз и состоит в том, что здесь сливаются воедино два относительно самостоятельных (социально-психологических) процесса -духовного производства и информационного потребления («талант и масса», «герой и толпа» и т.д.). Именно в этом поле протекают известные процессы социализации (социология), экстериоризации и интериоризации (психология и социальная психология), прочие важные процессы взаимодействия и взаимопроникновения индивидуального и коллективного сознания.
4. Общественное мнение не может сводиться к простой сумме индивидуальных мнений, так как оно высказывается исключительно по вопросам, представляющим совместный интерес, и выражается в совокупном коллективном действии. Это - главная характеристика общественного мнения, подчеркивающая его интегративный и эмерджентный характер.
5. Общественное мнение как коллективное оценочное суждение (субъективная данность, форма отражения действительности) и как социально-политический институт (объективная данность, форма выражения и исследования действительности) представляет собой единое, но сложное явление.
Основные понятия и термины
Групповое сознание, индивидуальное сознание, коллективное оценочное суждение, массовое сознание, мнение, общественное сознание, общественное мнение, общественные настроения, обыденное сознание, оценка, природа общественного мнения, социальные функции, социальный институт.
Контрольные вопросы
1. Общественное мнение - это определенное суждение об окружающем мире - событиях, фактах и лицах. Как таковое, оно включает в себя определенное знание, предполагает определенный уровень информированности для вынесения оценки по поводу события, факта или лица. Дайте характеристику знаниевому компоненту общественного мнения, сравнив его с научным знанием, иными формами (вненаучным и т.п.) знания.
2. Общественное мнение - это оценочное суждение, которое по своему характеру отличается от ряда других видов суждений. Проанализируйте специфику тех типов суждений, которые наиболее часто используются при формировании общественного мнения.
3. Общественное мнение - это коллективное оценочное суждение, в котором оценке подлежат только те события, которые представляют совокупный интерес. Общественное мнение судит не обо всем, а лишь о том, к чему привязано в данный момент. Подумайте, есть ли смысл опрашивать людей (в ходе социологического опроса) по поводу, например, философских вопросов?
4. Все индивидуальные мнения, входящие в совокупное общественное мнение, претерпевают известное превращение. Выявите, что и как при этом происходит с индивидуальными сознаниями, с одной стороны, с различными группоцентризмами - с другой, с самим общественным мнением - с третьей. В чем проявляется регулятивная, воспитательная, социализирующая, директивная и иные функции общественного мнения в отношении индивидуальных мнений?
5. Мнение может быть высказано личное и заимствованное, в рациональной и эмоционально-чувственной форме, отстраненное и с готовностью действовать. Дайте типологию мнений и представьте веские основания возможных классификаций видов, типов и форм различных мнений.
6. Приведите, по возможности, полный перечень каналов взаимовлияния общественного мнения и политических институтов, выявите специфику каждого из них, попробуйте составить наглядную схему (модель) системы этого взаимовлияния (выборы, референдумы, митинги и т.д.).
7. Диалектика общего, особенного и единичного проявляется и в том, что всегда остается неясным: в массовом опросе высказываемое респондентом мнение отражает его личное убеждение (знание, оценку и т.д.) или моду, коллективное мнение, заимствованную точку зрения (например, под влиянием тех или иных «лидеров мнений»)? Данная проблема занимает его лично или она навязана ему извне средствами массовой информации? Что фиксируют конкретно-социологические исследования и что должен учитывать поллстер - индивидуальные запросы, совокупное мнение или нечто среднее между ними? Попробуйте ответить на эти вопросы. Проблемные задания
1. Опишите, как соотносятся следующие пары понятий: «общественное мнение - общественное сознание», «общественное мнение - индивидуальное сознание», «общественное мнение - обыденное сознание», «общественное мнение - массовое сознание». Подумайте, какие другие пары понятий также могут прояснить категориальное содержание понятия «общественное мнение».
2. С точки зрения диалектики общего, единичного и особенного опишите субъектную базу общественного мнения.
3. Подготовьте эссе на тему «Мое личное мнение в структуре общественного мнения: место, роль, значение».
4. Попробуйте описать природу общественного мнения как суждения. Проанализируйте специфику общественного мнения с точки зрения взаимосвязи понятия, суждения и умозаключения.
5. Общественное мнение как социально-политический институт - это элемент политической организации общества (функции легализации и легитимации государственной власти); это один из признанных (узаконенных) механизмов процесса принятия решений на всех уровнях жизни общества; это один из способов «выпускания пара»16 и т.д. Расшифруйте данный ряд утверждений и продолжите характеристику общественного мнения как социального института собственными словами.
6. Подумайте, какие принципиальные отличия общественного мнения, как коллективного оценочного суждения, и общественного мнения, как социального института, зафиксированы в следующем замечании: известного социолога П. Бурдье: «...зондаж общественного мнения в сегодняшнем виде - это инструмент политического действия; его, возможно, самая важная функция состоит во внушении иллюзий, что существует общественное мнение как императив, получаемый исключительно путем сложения индивидуальных мнений... («Общественное мнение», демонстрируемое на первых страницах газет в виде процентов («60% французов одобрительно относятся к...») есть .попросту чистейший артефакт. Его назначение - скрывать то, что состояние общественного мнения в данный момент суть система сил, напряжений и что нет ничего более неадекватного, чем выражать состояние общественного мнения через процентное отношение».17
Что имеет в виду П. Бурдье, когда специально заковычивает словосочетание «общественное мнение»?
Какие реалии бывают упущены, если общественное мнение рассматривать только как коллективное оценочное суждение или только
как социальный институт?
7. Насколько Вы согласны с точкой зрения Л. Липари,18 что опросы общественного мнения это «политический ритуал, некая культурная форма, поддерживающая в современном обществе основополагающие мифологические представления относительно социальной общности,
демократии и vox populi»?
Можно ли признать полученные в результате репрезентативных массовых опросов данные за полноценное выражение общественного мнения, которое должно приравнять по своей социально-политической значимости к результатам выборов и референдумов?
Рекомендуемая литература
Андрюшенко М.Т., Александрова О.С. Общественное мнение в системе познания // Философия и общество. 2000. № 1. С. 100-112.
Аникеев В.И. Общественное мнение как духовно-практическое образование. Ростов-на-Дону, 1980.
Брайс Д. Природа общественного мнения // www.ndi.ru/ARCHrVE/
Бурдье П. Социология политики. М., 1993. С. 161-178.
Гавра Д.П. Общественное мнение как социологическая категория и социальный институт. СПб., 1995.
Гавра Д.П. Формирование общественного мнения: ценностный аспект. СПб., 1995.
Горшков М.К. Общественное мнение: история и современность. М., 1988.
Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Прикладная социология: Учебное пособие для вузов. М., 2003. С. 104-115.
Грушин Б.А. Мнения о мире и мир мнений. Проблемы методологии исследования общественного мнения. М., 1967.
Грушин Б.А. Массовое сознание: Опыт определения и проблемы исследования. М., 1987.
Грушин Б.А. О двух подходах к изучению общественного мнения // Социологические исследования. 1982. № 4.
Даль Р. О демократии. М., 2000.
Ерунов Б.А. Мнение в системе человеческого познания. М., 1973.
Житенев В.Б. Общественное мнение в социальном управлении. Новосибирск, 1987.
Кириллов Н.Г. Массовое сознание. Генезис. Структура. Сущностные характеристики. Томск, 1995.
Коробейников B.C. Пирамида мнений. М., 1981. С. 36-50.
Коробейников B.C. Социологические проблемы изучения общественного мнения. М., 1985.
Короткова Л.Н. Социология общественного мнения. СПб., 2000.
Лапкин В.В., Пантин В.И. Общественное мнение и изменение политических институтов в России и на Западе // Политические институты на рубеже тысячелетий. Дубна, 2001. С. 100-135.
Липпман У. Общественное мнение. М., 2004. С. 7-52,339-382.
Михайлов В.А. Общественное мнение как социальное явление // Вестник УлГТУ. 2002. № 2. С. 22-28.
Ноэль-Нойман Э. Общественное мнение. Открытие спирали молчания. М., 1996.
«50/50»: Опыт словаря нового мышления. М., 1989. С. 214-220.
Скалецкий М.П. Общественное мнение: его место в структуре общественного сознания. Львов, 1986.
Федотова Л.Н. Паблик рилейшнз и общественное мнение. СПб., 2003. С. 94-116.
Цаллер Дж. Происхождение и природа общественного мнения. М., 2004. С. 6-105,401-495.
Шампань П. Делать мнение: новая политическая игра // Политические исследования. 1992. №З.С. 177-180.
Лекция 4 СТРУКТУРА, ФУНКЦИИ И ФОРМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ
- Раздел I генезис теории общественного мнения в истории общественной мысли
- Глава 1 становление теории общественного мнения в истории социологии
- 1.1. Общественное мнение как предмет научного познания
- 1 Childs h.L Public Opinion: Nature, Formation and Role. Princeton, n.Y.: Van Nostrand, 1965.
- 1.3. История изучения общественного мнения в России
- 1.4. Значение теории общественного мнения
- 2. Взаимосвязь субъекта и объекта общественного мнения
- 3. Историческая эволюция общественности
- 4.История общественности России
- Тема 3 общественное мнение как социальное явление
- 3.1. Система категорий социологии общественного мнения
- 3.2. Общественное мнение как коллективное оценочное суждение
- 3.3. Общественное мнение как важный социальный институт
- 4.1. Структура общественного мнения
- 4.2. Функции общественного мнения
- 4.3. Многообразие форм проявления общественного мнения как отражение его противоречивой природы
- 13 Левада ю.А. Механизмы и функции общественного доверия // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2001. № 3 (53). С. 7.
- 4.3. Многообразие форм проявления общественного мнения как отражение его противоречивой природы
- Тема 5. Общественное мнение и идеология
- 5.1. Идеология: природа, разновидности, функции
- 2. Системность.
- 3. Партийный характер.
- 5.2. Роль идеологии в формировании и функционировании общественного мнения
- 5.3. Взаимодействие идеологии
- Тема 5. Общественное мнение и идеология
- 5.1. Идеология: природа, разновидности, функции
- 2. Системность.
- 3. Партийный характер.
- 5.2. Роль идеологии в формировании и функционировании общественного мнения
- 5.3. Взаимодействие идеологии
- Тема 7. Средства массовой информации
- 7.1. Российские средства массовой информации: современное состояние и перспективы развития
- 7.2 Место и роль средств массовой информации в формировании общественного мнения
- Глава 8 статика и динамика общественного мнения
- 8.1. Взаимосвязь объективных и субъективных факторов как движущая сила эволюции общественного мнения
- 1 Cantril X. Gauging Public Opinion. N.Y., 1972. P. 226-234.
- 2 Докторов б.З. Обогащенное общественное мнение: понятие, социальна» практика, опыт изучения // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные проблемы. 2004. № 3 (71). С. 58.
- 6 Дискин и.Б. Модернизация российского общества и социальный капитал // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2003. № 5-6. С. 15.
- 8.2. Статика общественного мнения. Параметры статики общественного мнения
- 9 Катлип см., Центер а.Х., Брум г.М. Паблик рилейшенз. Теория и практика: Справочник м., 2000. С.298.
- 10 Катлип с.М., Центер a.X., Брум г.М. Паблик рилейшенз. Теория и практика: Справочник. М., 2000.
- 13 Катлнп см., Центер а.Х., Брум г.М. Паблик рилейшею. Теории и практика: Справочник. М., 2000.
- 8.3. Динамика общественного мнения.
- 15 Павленок п.Д. Социология. М, 2002. С. 694.
- 17 Десять лет социологических наблюдении. М., 2003; Левада ю.А. От мнений к пониманию. М.. 2000;
- XX веке и о своих надеждах на новое столетие // www.Riisnp.Ra/rassialOo.Htm/ и др.
- 9.1. Особенности российской общественности: история и современность
- 3 Данилова е., Тарарухина м. Российская производственная культура в параметрах г. Хофштеда If Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2003. № 3 (65). С. 56.
- 4 Седов л. Моральные авторитета россиян // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные переиены. 2001. № 4 (54). С. 26.
- 5 Гордон э., Клопов э. Динамика условий и уровня жизни населения (разнонаправленные тенденции 90-х годов) // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2000. № 5 (49). С. 31
- 9.2. Особенности российского общественного мнения на современном этапе
- 9 Зоркая н., Дкж н.М. Ценности и установки российской молодежи // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2003. № 4 (66). С. 74.
- 16 Левада ю.А. Фактор надежды // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перецени. 2003. № 2 (64). С. 7.
- 23 Холодковскин к.Г. Идейно-политическая дифференциация российского общества: история и современность // Политая. 1998. №2. С. 32-33.
- 4 Левада ю.А. Свобода от выбора? Посдеэлскторальные размышления // Вестник общественного мнсню. Данные. Анализ. Дискуссии. 2004. № 2 (70). С. 9.
- 6 Парникель ю.Л. Прикладная социология: пособие для студентов. Псков. 1997. С. 49.
- 10.2. Возможности качественных и количественных методов в исследованиях общественного мнения
- 11 Полностью методика описана в публикации; «47 пятниц». Вып. 6 // Информационный бюллетень икси ан ссср и сса 1969. № 25.
- 12 Ядов в.А. Стратеги! социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. М., 2001. С. 198.
- 10.3. Место и роль социологических исследований общественного мнения в пр-деятельности
- 13 Дшпко и.Ф. Методы социологического исследо»»™». М., 2003. С. 16-17.
- 14 Федотова л.Н. Паблих рилейшнз я общественное мнение. СПб., 2003. С. 139.
- 11.1. Место и роль традиционного метода
- 11.2. Процедура и этапы контент-анализа
- 11.3. Анализ документов в деятельности пр-служб
- 12.2. Принципы и технология проведения фоку с-групп
- 12.3. Место и роль метода фокус-групп в изучении общественного мнения
- 13.1. Место и роль опросных методов в изучении общественного мнения
- 13.2. Интервью в исследованиях общественного мнения
- 13.3. Анкетирование как вид опроса
- 13.4. Экспертный опрос
- Глава 14 анализ данных и представление результатов социологических исследований общественного мнения
- 14.2. Элементарный анализ
- 1 Татарова г.Г. От постулатов эмпирической социологии к методологии анализа данных // Социологи*: 4м. 1999. №11. С. 60-61.
- 5 Ядов в.А. Стратегии социологического исследования. Описание, обысненис, понимание социальной реальности. М., 2001. С. 161.
- 1 Об исчислении других сложных рейтингов см.: Электоральные социологические исследования. Кемерово, 2002. С. 28-32.
- 21 Панина н.В. Технолога» социологического исследования. Киев, 1997. С. 143-148.
- Лекция 15 мониторинг общественного мнения
- 15.1. Мониторинг общественного мнения: задачи, принципы организации и технологии проведения
- 1. Социальная ситуация и проблемы:
- 2. Общественно-политическая жизнь региона:
- 15.2. Мониторинг общественного мнения в муниципальном образовании
- 15.3. Мониторинг общественного мнения как условие эффективного функционирования пр-служб
- Рекомендуемая литература