21 Панина н.В. Технолога» социологического исследования. Киев, 1997. С. 143-148.
334
функции онэ способно - или не способно - исполнять в различных социокультурных условиях».22
14.4. Представление результатов социологического исследования
После завершения анализа данных результаты исследования оформлякгта в те или иные итоговые документы. Это могут быть отчеты, научные публикации, аналитические справки, публикации в СМИ и т.д. Специфика каждого из итоговых документов предопределяется, в первую очередь, теми информационными запросами, которые исходят от заказчика или потребителя полученной информации. Так, для специалистов в определенной научной сфере нужен иной способ представления результатов социологического исследования, чем для широкой массовой аудитории, получающей информацию не из специализированных журналов, а из средств массовой информации.
Отчет о социологическом исследовании - форма подведения итогов проведенного исследования. Составление отчета является самостоятельным видом научной работы, направленной на подготовку исходного документа для подготовки решений и написания научных
трудов.
Различают два основных вида отчета - промежуточный (отражает незавершенность исследования в полном объеме или представляет первичный, предварительный анализ результатов) и итоговый (полное, глубокое и всестороннее раскрытие поисков, находок и пробелов на всех этапах исследования). Важнейшими требованиями отчета, как итогового документа, является полнота информации и ее доступность.
Структура отчета по итогам исследования чаще всего соответствует логике операционализации основных понятий, но осуществляется путем индукции, постепенного сведения данных в показатели. Число разделов в отчете обычно соответствует числу гипотез, сформулированных в программе исследования. Первоначально дается ответ на главную гипотезу. Как правило, первый раздел отчета содержит краткое обоснование актуальности изучаемой социальной проблемы, характеристику параметров исследования (выборка, методы сбора информации, количество участников исследования, сроки проведения работы и т.п.). Во втором разделе дается характеристика объекта исследования по социально-демографическим признакам (пол, возраст, образование и др.). Последующие разделы включают поиск ответов на выдвинутые в программе гипотезы.
22 Левада Ю А. Комплексы общественного мнения (статистика и социология в изучении общественного мнении) // Экономические и социальные перемены: Мониторинг общественного мнения. Информационный вестник. 1996. № 1. С. 13.
335
Проблемные задания
1. Качество результатов социологического исследования определяется его важностью и достоверностью. Используя следующую схему, попробуйте представить развернутую характеристику требований по обеспечению качественного исследования общественного мнения.29
Качество результатов
социологического
исследования
Важность исследования
Достоверность
результатов
исследования
Истинность
Качество теории
Надежность
Качество эмпирической информации
Обоснованность
Качество методологии
Качество процедуры отбора
Качество методики
Репрезентативность
Вероятность отсутствия
случайных и
систематических
ошибок
Точность
Вероятность
отсутствия
случайных
ошибок
Качество процедуры
и инструмента
измерения
I
Правильность
Вероятность
отсутствия
систематических
ошибок
2. По тексту закона Российской Федерации «Об информации, информатизации и защите информации» (1995) проанализируйте его основные термины (ст. 2), информационные ресурсы (ст. 4-11), пользование ими (ст. 12-15).
Социологический энциклопедический словарь. М., 1995. С. 188.
346
3. Используя публикации М.К. Горшкова, В.А. Ядова, других
ечественных и зарубежных исследователей, а также материалы web-
эв ведущих информационно-аналитических центров
Miiss.ru/antolog/predely/1/adrtext.htm и др.), составьте сравнительно-
эщающую таблицу основных способов представления результатов в
педованиях общественного мнения.
№^ | Способ представления | ||||
[Параметры | Аналитическая записка | Отчет | Обзор | Таблица | Другое (впишите) |
{{Размеры |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Область Применения |
|
|
|
|
|
Другое (впишите) |
|
|
|
|
|
4. Дайте развернутый комментарий к следующей таблице (сопроводительные аналитические материалы можно найти в следующей публикации: Ванина О.Н. Методы исследования стереотипа // www.E:/maks/THrpeHKa/g/3.htm/
Методы | Опрос | Анализ документов | ||||
Компонент стереотипа | Простые номинальные шкалы | Простые порядковые шкалы | Шкала Лай- керта | Шкала Тер- стоуна | Семантический дифференциал |
|
Аффективный | - | - | - | + | + | - |
Когнитивный | + | + | + | - | + | + |
Поведенческий | + | + | - | - | - | + |
Рекомендуемая литература
Алексеев А.Н. Познание через действие. Фрагменты экспериментальной социологии. Кн. 1-3. М., 1993.
Анализ нечисловой информации в социологических исследованиях. М., 1985.
Аргунова К. Д. Качественный регрессионный анализ в социологии: Методическое пособие. М., 1990.
Аудитория: Проблемы изучения общественного мнения. М., 1999.
347
Бадыгин Г. Лекции по методологии социологических исследований. М., 1995.
Берка К. Измерение: концепции, теории, проблемы. М., 1987.
Горшков М.К. Общественное мнение осенью 2000-го // www.riisp.ru.
Девятко И.Ф. Методы социологического исследования. М., 2003. С. 233-293.
Дейвисон М. Многомерное шкалирование. М., 1988.
Интерпретация и анализ данных в социологических исследованиях. М., 1987.
Комплексный подход к анализу данных в социологии. М., 1989.
Левешко Р.П. Анализ эффективности рекламы. Киев, 2000.
Макарон Л.С., Головко Б.Н. Экспертный анализ рекламной продукции: Курс лекций. М., 2001.
Мангейм Д.Б., Рич Р.К. Политология. Методы исследования. М., 1997.
Матвиенко ВЛ. Социологический анализ в политике. Киев, 1995.
Математические методы анализа и интерпретации социологических данных. М., 1989.
Математические методы и модели в социологии. Вып. 1-2. М., 1991.
Методика и техника статистической обработки первичной социологической информации. М., 1968.
Многомерный анализ социологических данных. М., 1981.
Моделирование социальных процессов: Учебное пособие. М., 1993.
Овсянников В.Г. О научности опросов общественного мнения // Социологические исследования. 1991. № 9.
Основы прикладной социологии. М., 1996.
Панина Н.В. Технология социологического исследования. Курс лекций. Киев, 1997.
Петренко В., Митина О. Психосемантический анализ динамики общественного мнения. Смоленск, 1997.
Пэнто Р., Гравитц М. Методы социальных наук. М., 1972.
Рабочая книга социолога. М., 2003. С. 433-450.
Сравнительный анализ и качество эмпирических социологических данных. М., 1984.
Статистические методы анализа информации социологических исследований. М., 1979.
Тавокин Е.П. Проблемы познания и анализа в социологии. М., 1993.
Татарова Г.Г. Методология анализа данных в социологии. М., 1998.
Толстова Ю.Н. Измерение в социологии: Курс лекций. М., 1998.
Удоденко А.А. О логике научного вывода в социологии // Социологические исследования. 1997. № 12.
Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. М., 2001.
348
- Раздел I генезис теории общественного мнения в истории общественной мысли
- Глава 1 становление теории общественного мнения в истории социологии
- 1.1. Общественное мнение как предмет научного познания
- 1 Childs h.L Public Opinion: Nature, Formation and Role. Princeton, n.Y.: Van Nostrand, 1965.
- 1.3. История изучения общественного мнения в России
- 1.4. Значение теории общественного мнения
- 2. Взаимосвязь субъекта и объекта общественного мнения
- 3. Историческая эволюция общественности
- 4.История общественности России
- Тема 3 общественное мнение как социальное явление
- 3.1. Система категорий социологии общественного мнения
- 3.2. Общественное мнение как коллективное оценочное суждение
- 3.3. Общественное мнение как важный социальный институт
- 4.1. Структура общественного мнения
- 4.2. Функции общественного мнения
- 4.3. Многообразие форм проявления общественного мнения как отражение его противоречивой природы
- 13 Левада ю.А. Механизмы и функции общественного доверия // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2001. № 3 (53). С. 7.
- 4.3. Многообразие форм проявления общественного мнения как отражение его противоречивой природы
- Тема 5. Общественное мнение и идеология
- 5.1. Идеология: природа, разновидности, функции
- 2. Системность.
- 3. Партийный характер.
- 5.2. Роль идеологии в формировании и функционировании общественного мнения
- 5.3. Взаимодействие идеологии
- Тема 5. Общественное мнение и идеология
- 5.1. Идеология: природа, разновидности, функции
- 2. Системность.
- 3. Партийный характер.
- 5.2. Роль идеологии в формировании и функционировании общественного мнения
- 5.3. Взаимодействие идеологии
- Тема 7. Средства массовой информации
- 7.1. Российские средства массовой информации: современное состояние и перспективы развития
- 7.2 Место и роль средств массовой информации в формировании общественного мнения
- Глава 8 статика и динамика общественного мнения
- 8.1. Взаимосвязь объективных и субъективных факторов как движущая сила эволюции общественного мнения
- 1 Cantril X. Gauging Public Opinion. N.Y., 1972. P. 226-234.
- 2 Докторов б.З. Обогащенное общественное мнение: понятие, социальна» практика, опыт изучения // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные проблемы. 2004. № 3 (71). С. 58.
- 6 Дискин и.Б. Модернизация российского общества и социальный капитал // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2003. № 5-6. С. 15.
- 8.2. Статика общественного мнения. Параметры статики общественного мнения
- 9 Катлип см., Центер а.Х., Брум г.М. Паблик рилейшенз. Теория и практика: Справочник м., 2000. С.298.
- 10 Катлип с.М., Центер a.X., Брум г.М. Паблик рилейшенз. Теория и практика: Справочник. М., 2000.
- 13 Катлнп см., Центер а.Х., Брум г.М. Паблик рилейшею. Теории и практика: Справочник. М., 2000.
- 8.3. Динамика общественного мнения.
- 15 Павленок п.Д. Социология. М, 2002. С. 694.
- 17 Десять лет социологических наблюдении. М., 2003; Левада ю.А. От мнений к пониманию. М.. 2000;
- XX веке и о своих надеждах на новое столетие // www.Riisnp.Ra/rassialOo.Htm/ и др.
- 9.1. Особенности российской общественности: история и современность
- 3 Данилова е., Тарарухина м. Российская производственная культура в параметрах г. Хофштеда If Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2003. № 3 (65). С. 56.
- 4 Седов л. Моральные авторитета россиян // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные переиены. 2001. № 4 (54). С. 26.
- 5 Гордон э., Клопов э. Динамика условий и уровня жизни населения (разнонаправленные тенденции 90-х годов) // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2000. № 5 (49). С. 31
- 9.2. Особенности российского общественного мнения на современном этапе
- 9 Зоркая н., Дкж н.М. Ценности и установки российской молодежи // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2003. № 4 (66). С. 74.
- 16 Левада ю.А. Фактор надежды // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перецени. 2003. № 2 (64). С. 7.
- 23 Холодковскин к.Г. Идейно-политическая дифференциация российского общества: история и современность // Политая. 1998. №2. С. 32-33.
- 4 Левада ю.А. Свобода от выбора? Посдеэлскторальные размышления // Вестник общественного мнсню. Данные. Анализ. Дискуссии. 2004. № 2 (70). С. 9.
- 6 Парникель ю.Л. Прикладная социология: пособие для студентов. Псков. 1997. С. 49.
- 10.2. Возможности качественных и количественных методов в исследованиях общественного мнения
- 11 Полностью методика описана в публикации; «47 пятниц». Вып. 6 // Информационный бюллетень икси ан ссср и сса 1969. № 25.
- 12 Ядов в.А. Стратеги! социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. М., 2001. С. 198.
- 10.3. Место и роль социологических исследований общественного мнения в пр-деятельности
- 13 Дшпко и.Ф. Методы социологического исследо»»™». М., 2003. С. 16-17.
- 14 Федотова л.Н. Паблих рилейшнз я общественное мнение. СПб., 2003. С. 139.
- 11.1. Место и роль традиционного метода
- 11.2. Процедура и этапы контент-анализа
- 11.3. Анализ документов в деятельности пр-служб
- 12.2. Принципы и технология проведения фоку с-групп
- 12.3. Место и роль метода фокус-групп в изучении общественного мнения
- 13.1. Место и роль опросных методов в изучении общественного мнения
- 13.2. Интервью в исследованиях общественного мнения
- 13.3. Анкетирование как вид опроса
- 13.4. Экспертный опрос
- Глава 14 анализ данных и представление результатов социологических исследований общественного мнения
- 14.2. Элементарный анализ
- 1 Татарова г.Г. От постулатов эмпирической социологии к методологии анализа данных // Социологи*: 4м. 1999. №11. С. 60-61.
- 5 Ядов в.А. Стратегии социологического исследования. Описание, обысненис, понимание социальной реальности. М., 2001. С. 161.
- 1 Об исчислении других сложных рейтингов см.: Электоральные социологические исследования. Кемерово, 2002. С. 28-32.
- 21 Панина н.В. Технолога» социологического исследования. Киев, 1997. С. 143-148.
- Лекция 15 мониторинг общественного мнения
- 15.1. Мониторинг общественного мнения: задачи, принципы организации и технологии проведения
- 1. Социальная ситуация и проблемы:
- 2. Общественно-политическая жизнь региона:
- 15.2. Мониторинг общественного мнения в муниципальном образовании
- 15.3. Мониторинг общественного мнения как условие эффективного функционирования пр-служб
- Рекомендуемая литература