1.3. История изучения общественного мнения в России
Первые опросы в России были проведены в 1864 г. по инициативе местных органов самоуправления (земств) и некоторых губернских газет, заинтересованных в изучении читательской аудитории. В 1870-е гг. развернулось комплексное изучение мнений читателей в России. «Интересным исследователем мнения народа о прочитанных книгах был СЛн-ский (С.А. Раппопорт). Он первым применил метод включенного наблюдения при изучении мнений и духовной жизни слушателей, с которыми проводил громкие читки... Первые опыты по научному изучению того, что читает народ, каким путем поступает к нему книга, что думает читатель о прочитанном, связаны с программными исследованиями. Первая такая программа была разработана Д.И. Шаховским... Глубокое изучение мнений читателей о выпускаемых «книжках для народа» провел в конце ХIХ в. выдающийся библиограф, писатель, специалист по психологии чтения Николай Александрович
Докторов Б. Джордж Гэллап: это имя будут знать и в XXI веке // wwwiira.org.ni/aichive/.
25
Рубакин... По существу, Рубакиным был проведен социологический анализ отношения читателей к книгам, дана типология читателей, сгруппированы и проанализированы мотивы, которыми руководствуются разные группы при оценке тех или иных книжек».20
К концу XIX в. направления тематики опросов изменилось: на первый план вышло изучение вопросов социальной гигиены, условий труда и быта, бюджетов семей рабочих и служащих. «Пожалуй, первым в российской социологии широкое определение общественному мнению и его роли в жизнедеятельности общества дал Вениамин Михайлович Хвостов. Он пишет: «Мы называем общественным мнением то отношение, которое общество принимает к какому-либо вопросу или событию, причем члены общества сознают свою солидарность в воззрениях по данному вопросу. Таким образом, в состав нашего определения входят два признака: 1) солидарность отношения группы лиц к известному вопросу, 2) сознание с их стороны этой солидарности... На этом и основано значение общественного мнения как социальной силы. Всякая идея неизбежно стремится к реализации; тем с большей силой стремится к осуществлению идея, за которою стоит масса людей, ею воодушевляемая и сплачиваемая»... Хвостов отмечает зависимость развитости и дифференциации общественного мнения от ступени общественного развития».21
Надо отметить, что специальные массовые эмпирические обследования общественного мнения по общественным проблемам развития России до революции не проводились. Это было связано с тем, что общественные условия в дореволюционное время не способствовали развитию социологии общественного мнения. В советский послереволюционный период изучение общественного мнения также в основном осуществлялось среди читательской аудитории. Также практиковался анализ мнений, высказываемых в средствах массовой информации, для изучения механизмов и эффективности пропаганды.
В первой половине XX в. исследования с помощью опросов резко сужаются. Опросы проводятся (как источник закрытой партийной информации, но результаты их уже с середины 1930-х гг. практически не публикуются). Лишь в конце 1950-х гг. («оттепель») возрождается интерес к социологии. В 1958 г. была создана Советская социологическая ассоциация. В 1960 г. при газете «Комсомольская правда» начинает работать Институт общественного мнения под руководством Б.А. Грушина. В 1964 г. при ЦК ВЛКСМ создается группа социологических исследований под руководством В.Г. Васильева. В 1968 г. был создан
Беляева Л.А. Эмпирическая социология в России и Восточной Европе: Учебное пособие. М, 2004. С.136-140.
1 Беляева Л.А. Эмпирическая социология в России и Восточной Европе: Учебное пособие. М„ 2004. С.141-142.
26
Институт конкретных социальных исследований Академии наук СССР. В это время изучение мнений и предпочтений российской общественности проводилось в рамках исследований в области социологии труда, социологии печати и т.д. Наибольшее распространение получили массовые опросы о досуговых занятиях и жизненных планах россиян.
В 1960-70-е гг. лидирующее положение получили два направления эмпирических исследований: 1) изучение механизмов формирования общественного мнения в локальных опросах, 2) разработка методологии и создание проектов общенациональных опросов.
Можно выделить несколько успешно выполненных проектов. Институт общественного мнения «Комсомольской правды» (1960-1965 гг.) - «первый в истории страны исследовательский центр, поставивший своей задачей проводить массовые опросы населения... его рождение не было случайностью... Объяснение факта лежало в серьезных исторических подвижках в общественном сознании общества, случившихся в стране в пору хрущевской оттепели... В рамках...собственно научной программы главная задача ИОМ «КП» сводилась к производству разнообразной по содержанию и надежной по качеству информации о состоянии общественного мнения в стране... эта задача решалась Институтом с самых первых шагов его деятельности на основе самообразования... работы по овладению общественным мнением как предметом эмпирических исследований и социологического анализа. Речь шла прежде всего о выработке определенного понимания самой социальной и гносеологической природы изучаемого феномена... работу по фиксированию и измерению этого феномена приходилось начинать в обстановке, когда не было ответа на главный вопрос «Существует ли в стране действительное (а не мнимое) общественное мнение?»... удалось понять самое важное: что общественное мнение - это одна из форм существования и выражения не «всенародного», не группового и не классового, а так называемого массового сознания. Подобное понимание оказалось чрезвычайно плодотворным... помимо всего прочего, оно обнаруживало, что общественное мнение может быть и бывает «всяким»... на первом этапе своей деятельности, с мая 1960 г. по октябрь 1963 г., Институт провел шестнадцать исследований».22
В 1967 г. было положено начало проекту «Таганрог», в котором ставились задачи повышения эффективности идеологической работы партии и государства, осуществляемой с помощью средств массовой информации, разнообразных форм устной пропаганды. В рамках таганрогского исследования была создана методологическая лаборатория исследователей общественного мнения под руководством Б.А. Грушина. Результаты деятельности этой лаборатории были опубликованы под
Грушин Б.А. К истории научного изучения общественного мнения в России // Вопросы философии. 2004. № 8. С. 50-54.
27
названием «47 пятниц». Широкую известность получило исследование читательской аудитории газеты «Правда», осуществленное под руководством В.Э. Шляпентоха.
«Вторая в истории страны служба изучения общественного мнения была создана в конце 1969 г. в стенах за год до того возникшего Института конкретных социальных исследований АН СССР... постановлением Секретариата ЦК КПСС от 10 декабря 1968 г. одним из приоритетных направлений в работе Института объявлялось «изучение общественного мнения по важнейшим вопросам внутренней и внешней политике Советского государства»!13
В начале 1980-х гг., после июньского (1983) Пленума ЦК КПСС, появляется новый социальный запрос на изучение общественного мнения. В Институте социологических исследований создается центр изучения общественного мнения. Налаживаются контакты с аналогичными центрами за рубежом. Были проведены советско-японское (B.C. Коробейников) и советско-финское (В.А. Мансуров) исследования о том, как воспринимается образ данной страны гражданами страны-партнера. В 1987 г. создается Всесоюзный центр изучения общественного мнения по социально-экономическим вопросам при ВЦСПС и Госкомтруде СССР (ВЦИОМ) во главе с Т.И. Заславской (заместители - Б.А. Грушин и Ю.А. Левада).
К середине 1990-х гг. в каждом крупном регионе Российской Федерации создается как минимум один профессионально подготовленный региональный центр. Подобные службы стали опорными базами новых общероссийских центров - Фонда «Общественное мнение» (А.А. Ослон, Е.С. Петренко), Службы «Vox Populi» (Б.А. Грушин) и др. В 1995 г. была создана Российская ассоциация изучения общественного мнения и маркетинга (президент - Ю.А. Левада).
В целом же изучению истории исследований общественного мнения в России и за рубежом уделялось пока недостаточно внимания, поэтому основная работа в этом направлении еще впереди.
- Раздел I генезис теории общественного мнения в истории общественной мысли
- Глава 1 становление теории общественного мнения в истории социологии
- 1.1. Общественное мнение как предмет научного познания
- 1 Childs h.L Public Opinion: Nature, Formation and Role. Princeton, n.Y.: Van Nostrand, 1965.
- 1.3. История изучения общественного мнения в России
- 1.4. Значение теории общественного мнения
- 2. Взаимосвязь субъекта и объекта общественного мнения
- 3. Историческая эволюция общественности
- 4.История общественности России
- Тема 3 общественное мнение как социальное явление
- 3.1. Система категорий социологии общественного мнения
- 3.2. Общественное мнение как коллективное оценочное суждение
- 3.3. Общественное мнение как важный социальный институт
- 4.1. Структура общественного мнения
- 4.2. Функции общественного мнения
- 4.3. Многообразие форм проявления общественного мнения как отражение его противоречивой природы
- 13 Левада ю.А. Механизмы и функции общественного доверия // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2001. № 3 (53). С. 7.
- 4.3. Многообразие форм проявления общественного мнения как отражение его противоречивой природы
- Тема 5. Общественное мнение и идеология
- 5.1. Идеология: природа, разновидности, функции
- 2. Системность.
- 3. Партийный характер.
- 5.2. Роль идеологии в формировании и функционировании общественного мнения
- 5.3. Взаимодействие идеологии
- Тема 5. Общественное мнение и идеология
- 5.1. Идеология: природа, разновидности, функции
- 2. Системность.
- 3. Партийный характер.
- 5.2. Роль идеологии в формировании и функционировании общественного мнения
- 5.3. Взаимодействие идеологии
- Тема 7. Средства массовой информации
- 7.1. Российские средства массовой информации: современное состояние и перспективы развития
- 7.2 Место и роль средств массовой информации в формировании общественного мнения
- Глава 8 статика и динамика общественного мнения
- 8.1. Взаимосвязь объективных и субъективных факторов как движущая сила эволюции общественного мнения
- 1 Cantril X. Gauging Public Opinion. N.Y., 1972. P. 226-234.
- 2 Докторов б.З. Обогащенное общественное мнение: понятие, социальна» практика, опыт изучения // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные проблемы. 2004. № 3 (71). С. 58.
- 6 Дискин и.Б. Модернизация российского общества и социальный капитал // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2003. № 5-6. С. 15.
- 8.2. Статика общественного мнения. Параметры статики общественного мнения
- 9 Катлип см., Центер а.Х., Брум г.М. Паблик рилейшенз. Теория и практика: Справочник м., 2000. С.298.
- 10 Катлип с.М., Центер a.X., Брум г.М. Паблик рилейшенз. Теория и практика: Справочник. М., 2000.
- 13 Катлнп см., Центер а.Х., Брум г.М. Паблик рилейшею. Теории и практика: Справочник. М., 2000.
- 8.3. Динамика общественного мнения.
- 15 Павленок п.Д. Социология. М, 2002. С. 694.
- 17 Десять лет социологических наблюдении. М., 2003; Левада ю.А. От мнений к пониманию. М.. 2000;
- XX веке и о своих надеждах на новое столетие // www.Riisnp.Ra/rassialOo.Htm/ и др.
- 9.1. Особенности российской общественности: история и современность
- 3 Данилова е., Тарарухина м. Российская производственная культура в параметрах г. Хофштеда If Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2003. № 3 (65). С. 56.
- 4 Седов л. Моральные авторитета россиян // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные переиены. 2001. № 4 (54). С. 26.
- 5 Гордон э., Клопов э. Динамика условий и уровня жизни населения (разнонаправленные тенденции 90-х годов) // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2000. № 5 (49). С. 31
- 9.2. Особенности российского общественного мнения на современном этапе
- 9 Зоркая н., Дкж н.М. Ценности и установки российской молодежи // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2003. № 4 (66). С. 74.
- 16 Левада ю.А. Фактор надежды // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перецени. 2003. № 2 (64). С. 7.
- 23 Холодковскин к.Г. Идейно-политическая дифференциация российского общества: история и современность // Политая. 1998. №2. С. 32-33.
- 4 Левада ю.А. Свобода от выбора? Посдеэлскторальные размышления // Вестник общественного мнсню. Данные. Анализ. Дискуссии. 2004. № 2 (70). С. 9.
- 6 Парникель ю.Л. Прикладная социология: пособие для студентов. Псков. 1997. С. 49.
- 10.2. Возможности качественных и количественных методов в исследованиях общественного мнения
- 11 Полностью методика описана в публикации; «47 пятниц». Вып. 6 // Информационный бюллетень икси ан ссср и сса 1969. № 25.
- 12 Ядов в.А. Стратеги! социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. М., 2001. С. 198.
- 10.3. Место и роль социологических исследований общественного мнения в пр-деятельности
- 13 Дшпко и.Ф. Методы социологического исследо»»™». М., 2003. С. 16-17.
- 14 Федотова л.Н. Паблих рилейшнз я общественное мнение. СПб., 2003. С. 139.
- 11.1. Место и роль традиционного метода
- 11.2. Процедура и этапы контент-анализа
- 11.3. Анализ документов в деятельности пр-служб
- 12.2. Принципы и технология проведения фоку с-групп
- 12.3. Место и роль метода фокус-групп в изучении общественного мнения
- 13.1. Место и роль опросных методов в изучении общественного мнения
- 13.2. Интервью в исследованиях общественного мнения
- 13.3. Анкетирование как вид опроса
- 13.4. Экспертный опрос
- Глава 14 анализ данных и представление результатов социологических исследований общественного мнения
- 14.2. Элементарный анализ
- 1 Татарова г.Г. От постулатов эмпирической социологии к методологии анализа данных // Социологи*: 4м. 1999. №11. С. 60-61.
- 5 Ядов в.А. Стратегии социологического исследования. Описание, обысненис, понимание социальной реальности. М., 2001. С. 161.
- 1 Об исчислении других сложных рейтингов см.: Электоральные социологические исследования. Кемерово, 2002. С. 28-32.
- 21 Панина н.В. Технолога» социологического исследования. Киев, 1997. С. 143-148.
- Лекция 15 мониторинг общественного мнения
- 15.1. Мониторинг общественного мнения: задачи, принципы организации и технологии проведения
- 1. Социальная ситуация и проблемы:
- 2. Общественно-политическая жизнь региона:
- 15.2. Мониторинг общественного мнения в муниципальном образовании
- 15.3. Мониторинг общественного мнения как условие эффективного функционирования пр-служб
- Рекомендуемая литература