logo
Лекции Общ

1 Татарова г.Г. От постулатов эмпирической социологии к методологии анализа данных // Социологи*: 4м. 1999. №11. С. 60-61.

320

Качественные - по принципу построения неупорядоченных номинальных шкал.

Перекрестная группировка - это связывание данных, предварительно упорядоченных по двум признакам (показателям), с целью обнаружения взаимозависимости этих показателей или нахождения сложного показателя (индекса). Перекрестная группировка производится в виде таблицы, в которой указывается наименование таблицы (какие показатели сопрягаются между собой) и общая численность включенных в данную группировку объектов. Перекрестная группировка предназначена для выявления устойчивых связей между отдельными структурными элементами или свойствами изучаемого явления, Перекрестная группировка помогает выявить тенденции в развертывании социального явления, например, проследить динамику общественного мнения.

Эмпирическая типологизация - метод поиска устойчивых сочетаний свойств тех или иных социальных явлений, которые рассматриваются в нескольких измерениях одновременно. Согласно П. Лазарсфельду, эмпирическая типологизация выступает как «пространство свойств» (например, изображение социальной структуры общества в виде скопления иди рассеяния признаков в трехмерном пространстве). Если встает задача проанализировать социальные объекты в многомерном пространстве, тогда применяют методы таксономии и кластерного анализа.

Теоретическая типологизация - метод обобщения признаков социальных явлений на основе идеальной теоретической модели в соответствии с обоснованными критериями. В отличие от эмпирической типологизации, где устойчивость свойств социального явления находится путем их многократного перебора, в теоретической типологизации критерии выделяемых свойств определяются с помощью логического анализа. «Метод теоретической типологизации ведет к объяснению, сформулированному в гипотезах, вытекающих из данной теории, тогда как эмпирическая типологизация допускает лишь описание полученных данных и их интерпретацию,3 что позволяет сформулировать более общие гипотезы, продвигает исследование в сторону разработки теории. В первом случае «теория на входе», во втором - «теория на выходе» - как результат анализа эмпирических данных».4 На этом этапе выделяются существенные признаки или один какой-либо признак (например, пол, возраст, образование), и респондент зачисляется в ту или иную группу в соответствии с выбранным признаком. Когда суммируются ответы

Различие между интерпретацией и объяснением состоит в следующем: «Интерпретация - способ истолкования факторов, рассматриваемых как посредствующие переменные какого-то процесса, причины которого неясны. Объяснение суть истолкование ряда факторов, рассматриваемых в качестве причинных» (Ядов В.А Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. М., 2001. С. 340).

Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. М., 2001. С. 333-334.

321

респондентов с учетом, например, пола, то осуществляется простая группировка. Точно такую же работу можно проделать, взяв в качестве важнейшего признака уровень образования. Но в данном случае групп будет не две, а как минимум три или четыре. Выделенные группы можно легко сопоставить, сравнить, а следовательно, глубже и обстоятельнее проанализировать то или иное социальное явление, мотивы, интересы опрашиваемых.

Выбор признака группировки предопределяется задачами социологического исследования, а также его гипотезами. Ошибка в выборе признака группировки приводит к ошибкам при анализе характеристик групп. Используя один и тот же эмпирический материал, разные исследователи могут сделать диаметрально противоположные выводы.

Итак, социологическая информация может быть сгруппирована:

- по номинальному признаку (род занятий, национальность и т.д.);

- по признакам, соответствующим ранговым шкалам (например, по характеру труда: ручной труд, работа с механизмами, наладка станков, интеллектуальный труд);

- по количественному признаку (группы характеризуются числовым значением, они качественно сравнимы между собой, например, группировка по возрастным интервалам: 18-20 лет, 21-25 лет, 26-30 лет и т.д.).

14.3. Шкалы, типологии, индексы

Измерение в социологии - это способ изучения социальных явлений с помощью количественных оценок; это процедура, с помощью которой объекты социологического исследования отображаются на определенную числовую или графическую систему. При измерении каждому объекту приписывается определенный элемент используемой математической системы. В социологической практике чаще всего используются числовые математические системы, однако возможно использование и нечисловых систем (графы, матрицы и др.). Сам порядок проведения измерений социологического исследования описывается в методической части программы, которая определяет методику и технику проведения социологического исследования. Описание методов сбора информации предполагает обоснование избранных методов, фиксацию основных элементов инструментария и технических приемов, т.е. методическое обоснование.

Основные компоненты измерений: объекты измерения, свойства (измеряются не объекты, а их свойства), шкалы, на которых отображаются измерения. Шкала - алгоритм, с помощью которого осуществляется измерение в тех случаях, когда оно является отображением изучаемых объектов в числовую математическую систему. Шкала в социологии

322

^пользуется как процесс получения ответа респондента на вопрос анкеты, к способ получения значений того или иного индекса, как тестирование г.д. Конструирование шкалы предполагает определение индикатора, т.е.

фактора, который количественно может отразить измеряемые свойства. (^Индикатором может быть пол, возраст, образование и т.д. При построении 'Чвкалы необходимо соблюдение следующих требований: , м\ - шкала должна отражать именно те свойства, которые измеряются, и , ^учитывать все значения, , >' - чувствительность шкалы должны быть достаточной,

.">'- . все позиции располагают симметрично (значение с + симметрично

айачению с -)

<* - достаточная точность и надежность шкалы (устойчивость к •Изменению объекта), чтобы объективно отразить картину измерений. * * - Различают следующие виды шкал:

i 1) простая номинальная (неупорядоченная шкала наименований).

'Само название шкалы говорит о том, что здесь лишь перечисляются

Объекты (фиксация состава социальной группы и т.д.). С помощью

Поминальной шкалы измеряются как объективные признаки

опрашиваемых (пол, возраст, род занятий и др.), так и субъективные

'представления респондентов (мнения, ценности, интересы и др.). В целом

номинальные шкалы получаются, если в качестве моделируемых

отношений выступают лишь отношения равенства и неравенства.

Например, номинальной шкалой, измеряющей побудительные мотивы

опрашиваемых, будет процентное распределение ответов на вопрос «Что

Заставляет Вас участвовать в движении...?». Другим примером служит

шкала самооценок. Это наиболее простой вид шкалы измерения установки.

Она может быть сконструирована в форме обычного вопроса или в виде

числовой оси с положительными и отрицательными градациями. При

конструировании шкалы самооценки в форме «традиционного» вопроса ее

позиции обязательно располагаются симметрично и состоят из равного

числа положительных и отрицательных оценок, разделенных

«нейтральной» позицией. Например, группировка по мотивам отказа

голосовать за данную партию на выборах: а) не заботятся о таких людях,

как я; б) я о ней ничего не слышал и т.д. (шкала мотивов - не

упорядочена).

2) частично упорядоченная номинальная шкала. Когда в шкалу наименований вводятся отношения упорядочения между изучаемыми объектами, тогда получается шкала порядка. Если при этом анализируются не только количественные отношения, но и проводится какая-либо группировка, то получается интервальная шкала. «Эта шкала служит для установления отношений равенства между явлениями в каждом классе и отношений последовательности в терминах «больше» или «меньше»,

323

между несколькими, но не всеми классами (минимум двумя из п классов)».5

Надо отметить, что использование номинальной шкалы6 существенно суживает возможности анализа. Например, в этом случае уже нельзя вести расчет индексов или подсчитывать ряд коэффициентов корреляции с другими переменными.

3) порядковая, или полностью упорядоченная ординарная шкала. Порядковая шкала - это полностью упорядоченная шкала наименований, которая устанавливает отношения равенства между явлениями в каждом классе и отношения последовательности в понятиях «больше» и «меньше» между всеми без исключения классами. Порядковые шкалы получаются, если при измерении эмпирических отношений между объектами моделируются не только отношения равенства и неравенства, но и отношения порядка между ними. С помощью этой шкалы измеряется большинство свойств социальных явлений. Она широко применяется в опросах общественного мнения. С ее помощью, например, измеряют интенсивность оценок каких-либо свойств, степень согласия и др.: «вполне согласен», «пожалуй, согласен», «затрудняюсь ответить», «пожалуй, не согласен», «совершенно не согласен».

Одна из самых распространенных разновидностей порядковых шкал -ранговые шкалы. «Они предполагают полное упорядочение каких-то объектов от наиболее к наименее важному, значимому, предпочитаемому. Например, можно ранжировать соотносительную важность тех или иных методов решения общественной проблемы, предпочтения тех или иных действий ради достижения желаемой цели, какие-то ценностные суждения и т.д. Задание на ранжирование респонденту (или эксперту) обычно формулируется так: «Из перечисленных ниже суждений (возможных решений некоторой проблемы...) выберите самое для Вас предпочтительное, затем - наименее предпочтительное, а остальные расположите от первого к последнему». Далее предлагаются объекты для ранжирования и указывается место, где следует приписать нужный ранговый порядок:

Ранги Объекты для ранжирования

(их наименования) 4 А

15 В

1 С

К