1 Татарова г.Г. От постулатов эмпирической социологии к методологии анализа данных // Социологи*: 4м. 1999. №11. С. 60-61.
320
Качественные - по принципу построения неупорядоченных номинальных шкал.
Перекрестная группировка - это связывание данных, предварительно упорядоченных по двум признакам (показателям), с целью обнаружения взаимозависимости этих показателей или нахождения сложного показателя (индекса). Перекрестная группировка производится в виде таблицы, в которой указывается наименование таблицы (какие показатели сопрягаются между собой) и общая численность включенных в данную группировку объектов. Перекрестная группировка предназначена для выявления устойчивых связей между отдельными структурными элементами или свойствами изучаемого явления, Перекрестная группировка помогает выявить тенденции в развертывании социального явления, например, проследить динамику общественного мнения.
Эмпирическая типологизация - метод поиска устойчивых сочетаний свойств тех или иных социальных явлений, которые рассматриваются в нескольких измерениях одновременно. Согласно П. Лазарсфельду, эмпирическая типологизация выступает как «пространство свойств» (например, изображение социальной структуры общества в виде скопления иди рассеяния признаков в трехмерном пространстве). Если встает задача проанализировать социальные объекты в многомерном пространстве, тогда применяют методы таксономии и кластерного анализа.
Теоретическая типологизация - метод обобщения признаков социальных явлений на основе идеальной теоретической модели в соответствии с обоснованными критериями. В отличие от эмпирической типологизации, где устойчивость свойств социального явления находится путем их многократного перебора, в теоретической типологизации критерии выделяемых свойств определяются с помощью логического анализа. «Метод теоретической типологизации ведет к объяснению, сформулированному в гипотезах, вытекающих из данной теории, тогда как эмпирическая типологизация допускает лишь описание полученных данных и их интерпретацию,3 что позволяет сформулировать более общие гипотезы, продвигает исследование в сторону разработки теории. В первом случае «теория на входе», во втором - «теория на выходе» - как результат анализа эмпирических данных».4 На этом этапе выделяются существенные признаки или один какой-либо признак (например, пол, возраст, образование), и респондент зачисляется в ту или иную группу в соответствии с выбранным признаком. Когда суммируются ответы
Различие между интерпретацией и объяснением состоит в следующем: «Интерпретация - способ истолкования факторов, рассматриваемых как посредствующие переменные какого-то процесса, причины которого неясны. Объяснение суть истолкование ряда факторов, рассматриваемых в качестве причинных» (Ядов В.А Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. М., 2001. С. 340).
Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. М., 2001. С. 333-334.
321
респондентов с учетом, например, пола, то осуществляется простая группировка. Точно такую же работу можно проделать, взяв в качестве важнейшего признака уровень образования. Но в данном случае групп будет не две, а как минимум три или четыре. Выделенные группы можно легко сопоставить, сравнить, а следовательно, глубже и обстоятельнее проанализировать то или иное социальное явление, мотивы, интересы опрашиваемых.
Выбор признака группировки предопределяется задачами социологического исследования, а также его гипотезами. Ошибка в выборе признака группировки приводит к ошибкам при анализе характеристик групп. Используя один и тот же эмпирический материал, разные исследователи могут сделать диаметрально противоположные выводы.
Итак, социологическая информация может быть сгруппирована:
- по номинальному признаку (род занятий, национальность и т.д.);
- по признакам, соответствующим ранговым шкалам (например, по характеру труда: ручной труд, работа с механизмами, наладка станков, интеллектуальный труд);
- по количественному признаку (группы характеризуются числовым значением, они качественно сравнимы между собой, например, группировка по возрастным интервалам: 18-20 лет, 21-25 лет, 26-30 лет и т.д.).
14.3. Шкалы, типологии, индексы
Измерение в социологии - это способ изучения социальных явлений с помощью количественных оценок; это процедура, с помощью которой объекты социологического исследования отображаются на определенную числовую или графическую систему. При измерении каждому объекту приписывается определенный элемент используемой математической системы. В социологической практике чаще всего используются числовые математические системы, однако возможно использование и нечисловых систем (графы, матрицы и др.). Сам порядок проведения измерений социологического исследования описывается в методической части программы, которая определяет методику и технику проведения социологического исследования. Описание методов сбора информации предполагает обоснование избранных методов, фиксацию основных элементов инструментария и технических приемов, т.е. методическое обоснование.
Основные компоненты измерений: объекты измерения, свойства (измеряются не объекты, а их свойства), шкалы, на которых отображаются измерения. Шкала - алгоритм, с помощью которого осуществляется измерение в тех случаях, когда оно является отображением изучаемых объектов в числовую математическую систему. Шкала в социологии
322
^пользуется как процесс получения ответа респондента на вопрос анкеты, к способ получения значений того или иного индекса, как тестирование г.д. Конструирование шкалы предполагает определение индикатора, т.е.
фактора, который количественно может отразить измеряемые свойства. (^Индикатором может быть пол, возраст, образование и т.д. При построении 'Чвкалы необходимо соблюдение следующих требований: , м\ - шкала должна отражать именно те свойства, которые измеряются, и , ^учитывать все значения, , >' - чувствительность шкалы должны быть достаточной,
.">'- . все позиции располагают симметрично (значение с + симметрично
айачению с -)
<* - достаточная точность и надежность шкалы (устойчивость к •Изменению объекта), чтобы объективно отразить картину измерений. * * - Различают следующие виды шкал:
i 1) простая номинальная (неупорядоченная шкала наименований).
'Само название шкалы говорит о том, что здесь лишь перечисляются
Объекты (фиксация состава социальной группы и т.д.). С помощью
Поминальной шкалы измеряются как объективные признаки
опрашиваемых (пол, возраст, род занятий и др.), так и субъективные
'представления респондентов (мнения, ценности, интересы и др.). В целом
номинальные шкалы получаются, если в качестве моделируемых
отношений выступают лишь отношения равенства и неравенства.
Например, номинальной шкалой, измеряющей побудительные мотивы
опрашиваемых, будет процентное распределение ответов на вопрос «Что
Заставляет Вас участвовать в движении...?». Другим примером служит
шкала самооценок. Это наиболее простой вид шкалы измерения установки.
Она может быть сконструирована в форме обычного вопроса или в виде
числовой оси с положительными и отрицательными градациями. При
конструировании шкалы самооценки в форме «традиционного» вопроса ее
позиции обязательно располагаются симметрично и состоят из равного
числа положительных и отрицательных оценок, разделенных
«нейтральной» позицией. Например, группировка по мотивам отказа
голосовать за данную партию на выборах: а) не заботятся о таких людях,
как я; б) я о ней ничего не слышал и т.д. (шкала мотивов - не
упорядочена).
2) частично упорядоченная номинальная шкала. Когда в шкалу наименований вводятся отношения упорядочения между изучаемыми объектами, тогда получается шкала порядка. Если при этом анализируются не только количественные отношения, но и проводится какая-либо группировка, то получается интервальная шкала. «Эта шкала служит для установления отношений равенства между явлениями в каждом классе и отношений последовательности в терминах «больше» или «меньше»,
323
между несколькими, но не всеми классами (минимум двумя из п классов)».5
Надо отметить, что использование номинальной шкалы6 существенно суживает возможности анализа. Например, в этом случае уже нельзя вести расчет индексов или подсчитывать ряд коэффициентов корреляции с другими переменными.
3) порядковая, или полностью упорядоченная ординарная шкала. Порядковая шкала - это полностью упорядоченная шкала наименований, которая устанавливает отношения равенства между явлениями в каждом классе и отношения последовательности в понятиях «больше» и «меньше» между всеми без исключения классами. Порядковые шкалы получаются, если при измерении эмпирических отношений между объектами моделируются не только отношения равенства и неравенства, но и отношения порядка между ними. С помощью этой шкалы измеряется большинство свойств социальных явлений. Она широко применяется в опросах общественного мнения. С ее помощью, например, измеряют интенсивность оценок каких-либо свойств, степень согласия и др.: «вполне согласен», «пожалуй, согласен», «затрудняюсь ответить», «пожалуй, не согласен», «совершенно не согласен».
Одна из самых распространенных разновидностей порядковых шкал -ранговые шкалы. «Они предполагают полное упорядочение каких-то объектов от наиболее к наименее важному, значимому, предпочитаемому. Например, можно ранжировать соотносительную важность тех или иных методов решения общественной проблемы, предпочтения тех или иных действий ради достижения желаемой цели, какие-то ценностные суждения и т.д. Задание на ранжирование респонденту (или эксперту) обычно формулируется так: «Из перечисленных ниже суждений (возможных решений некоторой проблемы...) выберите самое для Вас предпочтительное, затем - наименее предпочтительное, а остальные расположите от первого к последнему». Далее предлагаются объекты для ранжирования и указывается место, где следует приписать нужный ранговый порядок:
Ранги Объекты для ранжирования
(их наименования) 4 А
15 В
1 С
К
- Раздел I генезис теории общественного мнения в истории общественной мысли
- Глава 1 становление теории общественного мнения в истории социологии
- 1.1. Общественное мнение как предмет научного познания
- 1 Childs h.L Public Opinion: Nature, Formation and Role. Princeton, n.Y.: Van Nostrand, 1965.
- 1.3. История изучения общественного мнения в России
- 1.4. Значение теории общественного мнения
- 2. Взаимосвязь субъекта и объекта общественного мнения
- 3. Историческая эволюция общественности
- 4.История общественности России
- Тема 3 общественное мнение как социальное явление
- 3.1. Система категорий социологии общественного мнения
- 3.2. Общественное мнение как коллективное оценочное суждение
- 3.3. Общественное мнение как важный социальный институт
- 4.1. Структура общественного мнения
- 4.2. Функции общественного мнения
- 4.3. Многообразие форм проявления общественного мнения как отражение его противоречивой природы
- 13 Левада ю.А. Механизмы и функции общественного доверия // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2001. № 3 (53). С. 7.
- 4.3. Многообразие форм проявления общественного мнения как отражение его противоречивой природы
- Тема 5. Общественное мнение и идеология
- 5.1. Идеология: природа, разновидности, функции
- 2. Системность.
- 3. Партийный характер.
- 5.2. Роль идеологии в формировании и функционировании общественного мнения
- 5.3. Взаимодействие идеологии
- Тема 5. Общественное мнение и идеология
- 5.1. Идеология: природа, разновидности, функции
- 2. Системность.
- 3. Партийный характер.
- 5.2. Роль идеологии в формировании и функционировании общественного мнения
- 5.3. Взаимодействие идеологии
- Тема 7. Средства массовой информации
- 7.1. Российские средства массовой информации: современное состояние и перспективы развития
- 7.2 Место и роль средств массовой информации в формировании общественного мнения
- Глава 8 статика и динамика общественного мнения
- 8.1. Взаимосвязь объективных и субъективных факторов как движущая сила эволюции общественного мнения
- 1 Cantril X. Gauging Public Opinion. N.Y., 1972. P. 226-234.
- 2 Докторов б.З. Обогащенное общественное мнение: понятие, социальна» практика, опыт изучения // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные проблемы. 2004. № 3 (71). С. 58.
- 6 Дискин и.Б. Модернизация российского общества и социальный капитал // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2003. № 5-6. С. 15.
- 8.2. Статика общественного мнения. Параметры статики общественного мнения
- 9 Катлип см., Центер а.Х., Брум г.М. Паблик рилейшенз. Теория и практика: Справочник м., 2000. С.298.
- 10 Катлип с.М., Центер a.X., Брум г.М. Паблик рилейшенз. Теория и практика: Справочник. М., 2000.
- 13 Катлнп см., Центер а.Х., Брум г.М. Паблик рилейшею. Теории и практика: Справочник. М., 2000.
- 8.3. Динамика общественного мнения.
- 15 Павленок п.Д. Социология. М, 2002. С. 694.
- 17 Десять лет социологических наблюдении. М., 2003; Левада ю.А. От мнений к пониманию. М.. 2000;
- XX веке и о своих надеждах на новое столетие // www.Riisnp.Ra/rassialOo.Htm/ и др.
- 9.1. Особенности российской общественности: история и современность
- 3 Данилова е., Тарарухина м. Российская производственная культура в параметрах г. Хофштеда If Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2003. № 3 (65). С. 56.
- 4 Седов л. Моральные авторитета россиян // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные переиены. 2001. № 4 (54). С. 26.
- 5 Гордон э., Клопов э. Динамика условий и уровня жизни населения (разнонаправленные тенденции 90-х годов) // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2000. № 5 (49). С. 31
- 9.2. Особенности российского общественного мнения на современном этапе
- 9 Зоркая н., Дкж н.М. Ценности и установки российской молодежи // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2003. № 4 (66). С. 74.
- 16 Левада ю.А. Фактор надежды // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перецени. 2003. № 2 (64). С. 7.
- 23 Холодковскин к.Г. Идейно-политическая дифференциация российского общества: история и современность // Политая. 1998. №2. С. 32-33.
- 4 Левада ю.А. Свобода от выбора? Посдеэлскторальные размышления // Вестник общественного мнсню. Данные. Анализ. Дискуссии. 2004. № 2 (70). С. 9.
- 6 Парникель ю.Л. Прикладная социология: пособие для студентов. Псков. 1997. С. 49.
- 10.2. Возможности качественных и количественных методов в исследованиях общественного мнения
- 11 Полностью методика описана в публикации; «47 пятниц». Вып. 6 // Информационный бюллетень икси ан ссср и сса 1969. № 25.
- 12 Ядов в.А. Стратеги! социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. М., 2001. С. 198.
- 10.3. Место и роль социологических исследований общественного мнения в пр-деятельности
- 13 Дшпко и.Ф. Методы социологического исследо»»™». М., 2003. С. 16-17.
- 14 Федотова л.Н. Паблих рилейшнз я общественное мнение. СПб., 2003. С. 139.
- 11.1. Место и роль традиционного метода
- 11.2. Процедура и этапы контент-анализа
- 11.3. Анализ документов в деятельности пр-служб
- 12.2. Принципы и технология проведения фоку с-групп
- 12.3. Место и роль метода фокус-групп в изучении общественного мнения
- 13.1. Место и роль опросных методов в изучении общественного мнения
- 13.2. Интервью в исследованиях общественного мнения
- 13.3. Анкетирование как вид опроса
- 13.4. Экспертный опрос
- Глава 14 анализ данных и представление результатов социологических исследований общественного мнения
- 14.2. Элементарный анализ
- 1 Татарова г.Г. От постулатов эмпирической социологии к методологии анализа данных // Социологи*: 4м. 1999. №11. С. 60-61.
- 5 Ядов в.А. Стратегии социологического исследования. Описание, обысненис, понимание социальной реальности. М., 2001. С. 161.
- 1 Об исчислении других сложных рейтингов см.: Электоральные социологические исследования. Кемерово, 2002. С. 28-32.
- 21 Панина н.В. Технолога» социологического исследования. Киев, 1997. С. 143-148.
- Лекция 15 мониторинг общественного мнения
- 15.1. Мониторинг общественного мнения: задачи, принципы организации и технологии проведения
- 1. Социальная ситуация и проблемы:
- 2. Общественно-политическая жизнь региона:
- 15.2. Мониторинг общественного мнения в муниципальном образовании
- 15.3. Мониторинг общественного мнения как условие эффективного функционирования пр-служб
- Рекомендуемая литература