16 Левада ю.А. Фактор надежды // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перецени. 2003. № 2 (64). С. 7.
11 См.: Красилыоосовв М О методике расчета Индекса социальных настроений // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2003. № 2 (64). С. 51-59; Красильникова М. Динамика социальных настроений и их влияние на поведение населенна // Мониторинг общественного мнения: Экономические н социальные перемены. 2002. Xs 1 (63); Левада Ю.А. Индекс социальных настроений в «норме» и в «кризисе» // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 1998. № 6.
210
возложить надежды не на систему государственных институтов, а персонально на первое лицо государства8... Нетрудно заметить, что именно с такими ожиданиями связаны были сначала повышенные ожидания, потом крайние разочарования в отношении М. Горбачева, затем Б. Ельцина. С конца 1990-х годов общественные надежды в значительной мере сконцентрированы вокруг личности и деятельности В.В. Путина».19
Для российского общественного мнения свойственна ценностная ориентация и концентрация на прошлом. Например, царь Петр I наиболее почитаем в российском общественном мнении среди всех политических деятелей России, в том числе и среди нынешних. Неоднозначные результаты происходящих экономических и социальных перемен сформировали в течение 1990-х гг. своеобразную компенсаторную ностальгию по прошлой «великой державе» (Россия сегодня утратила значение великой державы с точки зрения многих россиян) и по относительно благополучным временам «брежневской эпохи». Б. Дубин отмечает: «...показатели приверженности россиян к национальному целому (сознание себя россиянином) высоки. В то же время их гордость за свою страну очень низка... Именно отсутствие в стране современных институтов и успешных авторитетных лидерских групп, дифференцированных элит, а не ведомственной номенклатуры, их позитивно оцененных обществом достижений концентрирует сознание россиян на прошлом. Коллективное самоопределение возможно и значимо здесь исключительно через отсылку к общему прошлому».20
Итак, переходный период в жизни России проявляется в том, что общественное мнение современной России носит противоречивый и двойственный характер. Даже «ядро» общественного мнения носит крайне неоднозначный характер: в нем сохраняются остатки прошлых, появляются зачатки будущих базовых структур, осуществляется сложная переконфигурация тех и других ментальных структур и т. д. В силу наличной деструктурированности российское общественное мнение носит крайне .пассивизированный характер, что проявляется в следующем: а) не обозначилась окончательная дифференциация элиты; б) не сложилась устойчивая социальная структура, которая задает характер и очертания субъекта общественного мнения; в) нет когнитивного элемента в российском общественном мнении; г) не стали устойчивыми новые коллективные стереотипы восприятия и оценки окружающей
Летом 1991 года 69% опрошенных были готовы согласиться с традиционной российской формулой: Спасение России - в человеке, который может повести за собой людей и навести порядок в стране (см.: Левада Ю.А. Фактор надежды // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2003. № 2 (64). С. 12).
Левада Ю.А. Фактор надежды // Мониторинг общественного мнения: Экономические в социальные перемены. 2003. № 2 (64). С. 12-13.
Дубин Б. Сталин и другие. Фигуры высшей власти в общественном мнении в современной России // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2003. № 2 (64). С. 26.
211
действительности. Многие видные российские социологии вообще ставят под сомнение факт самого существования российского общественного мнения на современном этапе.
Каковы же перспективы развития общественного мнения в России? Как отмечает А. Здравомыслов, одна из проблем дальнейшего развития России связана с перспективами упрочения российского национального государства. «Понимание России как общего дома многих народов, восприятие равенства всех народов - важная объединяющая идея, которая очень слабо прорабатывается как в СМИ, так и в политологической литературе».21 При этом идея возрождения России выходит на первое место в различных опросах и, наряду с укреплением правовых основ государственности, получает поддержку почти половины населения.
Социологические исследования, проведенные в России по одной и той же методике и с одной и той же выборкой в конце XX в. и начале XXI в., показывают, что если в 1999 г. с избранным направлением развития общества соглашалось только 17%, то в 2003 г. таковых было уже 44%. И наоборот, если в 1999 г. избранное направление развития считали неправильным 81% опрошенных россиян, то в 2003 г. таковых было лишь 40%. Таким образом, сформировалось «воспринимающее большинство» по отношению к политике государства (в лице президента).
Выводы
1. Первая половина 1990-х гг. характеризуется глубокими изменениями в структуре и динамике массового сознания: «произошла смена парадигмы, механизмов «работы» и рамок движения этого сознания... сменилась и «сцена», и правила политической «игры»... и сами «игроки»... сменилась «оптика», способы видения этих сил и персонажей в общественном мнении».22
2. Во второй половине 1990-х гг. переменчивость настроений, увлекаемость «измами» и т.д. пошли на убыль. Сказался консерватизм стереотипов массового сознания. Таким образом можно сказать, что состоялся разлом, но не перелом в мировоззренческой структуре и ценностных ориентациях базовой личности в России. Общественное мнение в России на рубеже тысячелетий функционировало (продолжает функционировать) на основе такого человеческого материала, как «новый старый человек».
3. В настоящее время у российского общественного мнения пока еще нет вполне сформировавшегося субъекта - как в лице элиты, так и в лице
1 Здравомыслов А. Национальное самосознание россиян // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2002. № 2 (58). С. 51. 23 Левада Ю. А. От мнений к пониманию. Социологические очерки 1993-2000. М.. 2000. С. 18.
212
«среднего человека». На уровне элиты господствует социальный тип «человек лукавый», в массовой среде - социальный тип «зритель».
4. В качестве объекта общественного мнения в России выступают не важнейшие социальные проблемы, а лишь интересы различных социальных групп. При этом само российское общество разделено несколькими линиями размежевания. «Постсоветское общество, несомненно, серьезно разделено, но разделение это не равномерно и во многом не упорядочено. Существует недвусмысленная линия размежевания, проходящая через все общество и неизменно выходящая на первый план в наиболее ответственные, переломные моменты политической борьбы... Это - противостояние сторонников свободной инициативы и государственной опеки (рыночной модернизации и традиционализм)... Самобытность и демократия - авторитаризм... Элитарность - социальность».23
Основные понятия и термины
Динамика, дискурс, закон, закономерность, менталитет, общественное мнение в России, особенности переходного периода, российская общественность, сегментирование общественности, структура, тенденция, ценности.
Контрольные вопросы
1. Охарактеризуйте особенности общественности в разные исторические периоды (царская Россия, Советский Союз, современная Россия).
2. Выявите и опишите специфику общественного мнения в бывших республиках Советского Союза (сходство и различие сложившихся типов общественности и характеристик общественного мнения на постсоветском пространстве).
3. Каковы особенности субъекта российского общественного мнения на современном этапе?
4. В чем состоят особенности объекта российского общественного мнения на современном этапе?
5. Опишите особенности структуры и механизмов «работы» российского общественного мнения на современном этапе.
6. Охарактеризуйте особенности детерминации российского общественного мнения на современном этапе.
- Раздел I генезис теории общественного мнения в истории общественной мысли
- Глава 1 становление теории общественного мнения в истории социологии
- 1.1. Общественное мнение как предмет научного познания
- 1 Childs h.L Public Opinion: Nature, Formation and Role. Princeton, n.Y.: Van Nostrand, 1965.
- 1.3. История изучения общественного мнения в России
- 1.4. Значение теории общественного мнения
- 2. Взаимосвязь субъекта и объекта общественного мнения
- 3. Историческая эволюция общественности
- 4.История общественности России
- Тема 3 общественное мнение как социальное явление
- 3.1. Система категорий социологии общественного мнения
- 3.2. Общественное мнение как коллективное оценочное суждение
- 3.3. Общественное мнение как важный социальный институт
- 4.1. Структура общественного мнения
- 4.2. Функции общественного мнения
- 4.3. Многообразие форм проявления общественного мнения как отражение его противоречивой природы
- 13 Левада ю.А. Механизмы и функции общественного доверия // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2001. № 3 (53). С. 7.
- 4.3. Многообразие форм проявления общественного мнения как отражение его противоречивой природы
- Тема 5. Общественное мнение и идеология
- 5.1. Идеология: природа, разновидности, функции
- 2. Системность.
- 3. Партийный характер.
- 5.2. Роль идеологии в формировании и функционировании общественного мнения
- 5.3. Взаимодействие идеологии
- Тема 5. Общественное мнение и идеология
- 5.1. Идеология: природа, разновидности, функции
- 2. Системность.
- 3. Партийный характер.
- 5.2. Роль идеологии в формировании и функционировании общественного мнения
- 5.3. Взаимодействие идеологии
- Тема 7. Средства массовой информации
- 7.1. Российские средства массовой информации: современное состояние и перспективы развития
- 7.2 Место и роль средств массовой информации в формировании общественного мнения
- Глава 8 статика и динамика общественного мнения
- 8.1. Взаимосвязь объективных и субъективных факторов как движущая сила эволюции общественного мнения
- 1 Cantril X. Gauging Public Opinion. N.Y., 1972. P. 226-234.
- 2 Докторов б.З. Обогащенное общественное мнение: понятие, социальна» практика, опыт изучения // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные проблемы. 2004. № 3 (71). С. 58.
- 6 Дискин и.Б. Модернизация российского общества и социальный капитал // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2003. № 5-6. С. 15.
- 8.2. Статика общественного мнения. Параметры статики общественного мнения
- 9 Катлип см., Центер а.Х., Брум г.М. Паблик рилейшенз. Теория и практика: Справочник м., 2000. С.298.
- 10 Катлип с.М., Центер a.X., Брум г.М. Паблик рилейшенз. Теория и практика: Справочник. М., 2000.
- 13 Катлнп см., Центер а.Х., Брум г.М. Паблик рилейшею. Теории и практика: Справочник. М., 2000.
- 8.3. Динамика общественного мнения.
- 15 Павленок п.Д. Социология. М, 2002. С. 694.
- 17 Десять лет социологических наблюдении. М., 2003; Левада ю.А. От мнений к пониманию. М.. 2000;
- XX веке и о своих надеждах на новое столетие // www.Riisnp.Ra/rassialOo.Htm/ и др.
- 9.1. Особенности российской общественности: история и современность
- 3 Данилова е., Тарарухина м. Российская производственная культура в параметрах г. Хофштеда If Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2003. № 3 (65). С. 56.
- 4 Седов л. Моральные авторитета россиян // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные переиены. 2001. № 4 (54). С. 26.
- 5 Гордон э., Клопов э. Динамика условий и уровня жизни населения (разнонаправленные тенденции 90-х годов) // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2000. № 5 (49). С. 31
- 9.2. Особенности российского общественного мнения на современном этапе
- 9 Зоркая н., Дкж н.М. Ценности и установки российской молодежи // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2003. № 4 (66). С. 74.
- 16 Левада ю.А. Фактор надежды // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перецени. 2003. № 2 (64). С. 7.
- 23 Холодковскин к.Г. Идейно-политическая дифференциация российского общества: история и современность // Политая. 1998. №2. С. 32-33.
- 4 Левада ю.А. Свобода от выбора? Посдеэлскторальные размышления // Вестник общественного мнсню. Данные. Анализ. Дискуссии. 2004. № 2 (70). С. 9.
- 6 Парникель ю.Л. Прикладная социология: пособие для студентов. Псков. 1997. С. 49.
- 10.2. Возможности качественных и количественных методов в исследованиях общественного мнения
- 11 Полностью методика описана в публикации; «47 пятниц». Вып. 6 // Информационный бюллетень икси ан ссср и сса 1969. № 25.
- 12 Ядов в.А. Стратеги! социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. М., 2001. С. 198.
- 10.3. Место и роль социологических исследований общественного мнения в пр-деятельности
- 13 Дшпко и.Ф. Методы социологического исследо»»™». М., 2003. С. 16-17.
- 14 Федотова л.Н. Паблих рилейшнз я общественное мнение. СПб., 2003. С. 139.
- 11.1. Место и роль традиционного метода
- 11.2. Процедура и этапы контент-анализа
- 11.3. Анализ документов в деятельности пр-служб
- 12.2. Принципы и технология проведения фоку с-групп
- 12.3. Место и роль метода фокус-групп в изучении общественного мнения
- 13.1. Место и роль опросных методов в изучении общественного мнения
- 13.2. Интервью в исследованиях общественного мнения
- 13.3. Анкетирование как вид опроса
- 13.4. Экспертный опрос
- Глава 14 анализ данных и представление результатов социологических исследований общественного мнения
- 14.2. Элементарный анализ
- 1 Татарова г.Г. От постулатов эмпирической социологии к методологии анализа данных // Социологи*: 4м. 1999. №11. С. 60-61.
- 5 Ядов в.А. Стратегии социологического исследования. Описание, обысненис, понимание социальной реальности. М., 2001. С. 161.
- 1 Об исчислении других сложных рейтингов см.: Электоральные социологические исследования. Кемерово, 2002. С. 28-32.
- 21 Панина н.В. Технолога» социологического исследования. Киев, 1997. С. 143-148.
- Лекция 15 мониторинг общественного мнения
- 15.1. Мониторинг общественного мнения: задачи, принципы организации и технологии проведения
- 1. Социальная ситуация и проблемы:
- 2. Общественно-политическая жизнь региона:
- 15.2. Мониторинг общественного мнения в муниципальном образовании
- 15.3. Мониторинг общественного мнения как условие эффективного функционирования пр-служб
- Рекомендуемая литература