logo search
Лекции Общ

21 Панина н.В. Технолога» социологического исследования. Киев, 1997. С. 143-148.

334

функции онэ способно - или не способно - исполнять в различных социокультурных условиях».22

14.4. Представление результатов социологического исследования

После завершения анализа данных результаты исследования оформлякгта в те или иные итоговые документы. Это могут быть отчеты, научные публикации, аналитические справки, публикации в СМИ и т.д. Специфика каждого из итоговых документов предопределяется, в первую очередь, теми информационными запросами, которые исходят от заказчика или потребителя полученной информации. Так, для специалистов в определенной научной сфере нужен иной способ представления результатов социологического исследования, чем для широкой массовой аудитории, получающей информацию не из специализированных журналов, а из средств массовой информации.

Отчет о социологическом исследовании - форма подведения итогов проведенного исследования. Составление отчета является самостоятельным видом научной работы, направленной на подготовку исходного документа для подготовки решений и написания научных

трудов.

Различают два основных вида отчета - промежуточный (отражает незавершенность исследования в полном объеме или представляет первичный, предварительный анализ результатов) и итоговый (полное, глубокое и всестороннее раскрытие поисков, находок и пробелов на всех этапах исследования). Важнейшими требованиями отчета, как итогового документа, является полнота информации и ее доступность.

Структура отчета по итогам исследования чаще всего соответствует логике операционализации основных понятий, но осуществляется путем индукции, постепенного сведения данных в показатели. Число разделов в отчете обычно соответствует числу гипотез, сформулированных в программе исследования. Первоначально дается ответ на главную гипотезу. Как правило, первый раздел отчета содержит краткое обоснование актуальности изучаемой социальной проблемы, характеристику параметров исследования (выборка, методы сбора информации, количество участников исследования, сроки проведения работы и т.п.). Во втором разделе дается характеристика объекта исследования по социально-демографическим признакам (пол, возраст, образование и др.). Последующие разделы включают поиск ответов на выдвинутые в программе гипотезы.

22 Левада Ю А. Комплексы общественного мнения (статистика и социология в изучении общественного мнении) // Экономические и социальные перемены: Мониторинг общественного мнения. Информационный вестник. 1996. № 1. С. 13.

335

Проблемные задания

1. Качество результатов социологического исследования определяется его важностью и достоверностью. Используя следующую схему, попробуйте представить развернутую характеристику требований по обеспечению качественного исследования общественного мнения.29

Качество результатов

социологического

исследования

Важность исследования

Достоверность

результатов

исследования

Истинность

Качество теории

Надежность

Качество эмпирической информации

Обоснованность

Качество методологии

Качество процедуры отбора

Качество методики

Репрезентативность

Вероятность отсутствия

случайных и

систематических

ошибок

Точность

Вероятность

отсутствия

случайных

ошибок

Качество процедуры

и инструмента

измерения

I

Правильность

Вероятность

отсутствия

систематических

ошибок

2. По тексту закона Российской Федерации «Об информации, информатизации и защите информации» (1995) проанализируйте его основные термины (ст. 2), информационные ресурсы (ст. 4-11), пользование ими (ст. 12-15).

Социологический энциклопедический словарь. М., 1995. С. 188.

346

3. Используя публикации М.К. Горшкова, В.А. Ядова, других

ечественных и зарубежных исследователей, а также материалы web-

эв ведущих информационно-аналитических центров

Miiss.ru/antolog/predely/1/adrtext.htm и др.), составьте сравнительно-

эщающую таблицу основных способов представления результатов в

педованиях общественного мнения.

^

Способ представления

[Параметры

Аналитическая записка

Отчет

Обзор

Таблица

Другое (впишите)

{{Размеры

Область Применения

Другое (впишите)

4. Дайте развернутый комментарий к следующей таблице (сопроводительные аналитические материалы можно найти в следующей публикации: Ванина О.Н. Методы исследования стереотипа // www.E:/maks/THrpeHKa/g/3.htm/

Методы

Опрос

Анализ докумен­тов

Компонент стереотипа

Простые номиналь­ные шкалы

Простые порядко­вые шкалы

Шкала

Лай-

керта

Шкала

Тер-

стоуна

Семан­тичес­кий

диффе­ренциал

Аффек­тивный

-

-

-

+

+

-

Когни­тивный

+

+

+

-

+

+

Поведен­ческий

+

+

-

-

-

+

Рекомендуемая литература

Алексеев А.Н. Познание через действие. Фрагменты экспериментальной социологии. Кн. 1-3. М., 1993.

Анализ нечисловой информации в социологических исследованиях. М., 1985.

Аргунова К. Д. Качественный регрессионный анализ в социологии: Методическое пособие. М., 1990.

Аудитория: Проблемы изучения общественного мнения. М., 1999.

347

Бадыгин Г. Лекции по методологии социологических исследований. М., 1995.

Берка К. Измерение: концепции, теории, проблемы. М., 1987.

Горшков М.К. Общественное мнение осенью 2000-го // www.riisp.ru.

Девятко И.Ф. Методы социологического исследования. М., 2003. С. 233-293.

Дейвисон М. Многомерное шкалирование. М., 1988.

Интерпретация и анализ данных в социологических исследованиях. М., 1987.

Комплексный подход к анализу данных в социологии. М., 1989.

Левешко Р.П. Анализ эффективности рекламы. Киев, 2000.

Макарон Л.С., Головко Б.Н. Экспертный анализ рекламной продукции: Курс лекций. М., 2001.

Мангейм Д.Б., Рич Р.К. Политология. Методы исследования. М., 1997.

Матвиенко ВЛ. Социологический анализ в политике. Киев, 1995.

Математические методы анализа и интерпретации социологических данных. М., 1989.

Математические методы и модели в социологии. Вып. 1-2. М., 1991.

Методика и техника статистической обработки первичной социологической информации. М., 1968.

Многомерный анализ социологических данных. М., 1981.

Моделирование социальных процессов: Учебное пособие. М., 1993.

Овсянников В.Г. О научности опросов общественного мнения // Социологические исследования. 1991. № 9.

Основы прикладной социологии. М., 1996.

Панина Н.В. Технология социологического исследования. Курс лекций. Киев, 1997.

Петренко В., Митина О. Психосемантический анализ динамики общественного мнения. Смоленск, 1997.

Пэнто Р., Гравитц М. Методы социальных наук. М., 1972.

Рабочая книга социолога. М., 2003. С. 433-450.

Сравнительный анализ и качество эмпирических социологических данных. М., 1984.

Статистические методы анализа информации социологических исследований. М., 1979.

Тавокин Е.П. Проблемы познания и анализа в социологии. М., 1993.

Татарова Г.Г. Методология анализа данных в социологии. М., 1998.

Толстова Ю.Н. Измерение в социологии: Курс лекций. М., 1998.

Удоденко А.А. О логике научного вывода в социологии // Социологические исследования. 1997. № 12.

Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. М., 2001.

348