logo search
Лекции Общ

15.1. Мониторинг общественного мнения: задачи, принципы организации и технологии проведения

Мониторинг (лат. monita - напоминающий, предупреждающий) -систематический сбор информации в целях наблюдения за ходом сформирования и функционирования какого-либо явления, прогнозирование тенденций его развития и контроля над последствиями его развертывания в окружающей среде.

Мониторинг общественного мнения - объективный метод определения текущего состояния и динамики общественного мнения в определенном пространственно-временном континууме. С точки зрения В.. Горяинова, мониторинг общественного мнения это «способ выявления и учета мнений социальных групп о направлениях в решении проблемных вопросов и выяснения соответствующей ведущей, компромиссной, центральной тенденции, которая сознательно или "неосознанно формируется мнениями всех социальных групп общества. В этом случае главным вопросом для исследователя становится вопрос «Как трансформируется общество в поисках решения своих проблемных вопросов?». При проведении такого исследования возможен анализ даже одного-единственного вопроса, заданного респондентам, но этому вопросу должно быть присуще особое качество - это должен быть по-настоящему проблемный вопрос. Содержательно к проблемным вопросам относятся общие, коренные социально-политические вопросы, глубоко затрагивающие интересы большинства людей. Эти вопросы характеризуются разнообразием их интерпретации, а также многовариантностью путей и способов решения и повышенной «Неопределенностью в выборе наилучшего пути решения».1

Цель мониторинга общественного мнения состоит в получении системных данных о состоянии общественного мнения по конкретным Асоциальным проблемам. В сочетании с другими методами социологического исследования мониторинг общественного мнения обеспечивает комплексную оперативную и прогнозную оценку различных "социальных ситуаций, что способствует улучшению работы любых •управленческих структур.

Действительно, в жизни любого сообщества (организации, фирмы и т.д.) происходят постоянные изменения, в том числе и изменения в оценке деятельности данного сообщества (организации, фирмы и т.д.)

В зависимости от широты охвата населения мониторинговые исследования подразделяются на международные, общенациональные, региональные и местные. Так, в сентябре 2004 г. был проведен второй этап международного исследования при участии ВЦИОМ, исследовательской группы ЦИРКОН (Россия), лаборатории НОВАК (Белоруссия), Донецкого информационно-аналитического центра (Украина) и Казахстанского института социально-экономической информации и прогнозирования (Казахстан) в рамках проекта «Евразийский монитор». Были получены данные для сравнительного анализа жизни населения на постсоветском пространстве. Как показал опрос, уровень удовлетворенности жизнью в указанный период был выше в Казахстане и Белоруссии, несколько ниже в России и существенно ниже в Украине.

В общенациональном масштабе в Российской Федерации проводятся самые различные мониторинговые исследования. Например, на протяжении ряда лет Группа компаний monitoring.ru (НИСПИ и АРПИ) посредством мониторинга общественного мнения и социального поведения россиян получает данные, которые позволяют «понять складывающуюся в обществе ситуацию и тенденции ее развития (поскольку мониторинг выявляет динамику соответствующих процессов), позволяет более или менее точно предоставлять информационную базу для

построения прогнозов предстоящих выборов».3

А вот тематика исследований под характерным названием

«МОНИТОРИНГ», осуществленных Всероссийским центром изучения

общественного мнения в 1995-2000 гг. :

ПОЛИТИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ: мнения, оценки, общественные настроения, отношение к реформам, политическое участие, политические установки, электоральное поведениЕ.

ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ: демографическое поведение, проблемы воспроизводства населения, социально-демографические

характериетики населения

Проблемы молодежи

Межнациональные отношения

Конфессиональная принадлежность, религиозное поведение, отношение к религии

Образование родителей

Вторичное образование

Имя как социальная характеристика _

УРОВЕНЬ ЖИЗНИ: уровень и качество жизни, отношение к льготам как виду социальной защиты

Приватизация

Виды ИТД, бизнеса как основного занятия

Формирование среднего класса

ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ:

Материальное положение

Потребительское поведение

Отношение к рекламе

Сберегательное поведение

Производство и занятость

Так, издание «Регион-Информ» периодически знакомит общественность с информационно-аналитическим продуктом регионального мониторинга общественного мнения. Данные касаются жизни определенного региона Российской Федерации и разбиты на следующие рубрики: