logo search
Лекции Общ

1 Об исчислении других сложных рейтингов см.: Электоральные социологические исследования. Кемерово, 2002. С. 28-32.

328

йррдинаковое значение в потребительском бюджете, - как, скажем, хлеб и

Шрдикатесы - учитываются с разными весовыми коэффициентами. Но и в

Щюи случае индекс остается несовершенным типом шкалы: эмпирическая

информация здесь используется лишь для шкалирования различий между

Щн&ъектами (или другими единицами анализа), но не для шкалирования

шшэличий между пунктами-ответами {эмпирическими индикаторами)»}2

EL Одним из современных и достаточно эффективных средств изучения

ррных массивов социальной информации являются сводные индексы

^йзличного рода, которые искусственно конструируются на основе

{переделенной обработки эмпирических данных. «По своей

'Методологической природе любой сконструированный индекс - величина,

1вадсусственно полученная в результате обработки ряда эмпирических

'цршых. В принципе такой индекс может служить показателем состояния

щи тенденции изменения изучаемого материала («массового сознания»)

как некоего целостного образования... на основе опросных массивов для

различных исследовательских целей могут строиться индексы настроений,

*©ценок, установок и пр. - в зависимости от набора и способа

- сопоставления интегрируемых данных».13

Как отмечает Ю.А. Левада, частные индексы строятся по данным

определенных вопросов следующим образом: из числа (процента)

позитивных ответов вычитается число негативных ответов, к полученному

результату для удобства расчетов (устранения отрицательных величин)

| добавляется 100. Так создаются индексы настроения, терпения, отношения

!'* реформам и др. Обобщенные индексы (например, оценок положения в вране, собственного положения респондента, ожиданий на будущее) | вычисляются аналогичным образом по средним значениям ряда | выделенных показателей. Сводный индекс социальных настроений для ■; каждого момента измерения может быть получен в результате суммирования показателей обобщенных индексов. Например, большую известность приобрел «.индекс потребительских настроений». Индекс потребительских настроений был разработан в США в середине XX столетия. «ИПН строится на основе систематических социологических опросов населения. Вопросов может быть задано много, но для построения индекса используются ответы на пять основных: 1) Как изменилось материальное положение вашей семьи за последние шесть месяцев? 2) Как, по-вашему, изменится материальное положение семьи в предстоящие шесть месяцев? 3) Как вы считаете, следующие 12 месяцев для экономики страны будут хорошим или плохим временем? 4) Следующие пять лет будут хорошим или плохим временем для экономики страны? 5) Сейчас в целом хорошее или плохое время для того, чтобы делать крупные покупки

п Девятко И.Ф. Методы социологического исследования. М., 2003. С. 183-184.

Левада Ю.А. Индексы социальных настроений в «норме» и в «кризисе» // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 1998. № 6.

329

для дома?.. .Индекс потребительских настроений одновременно учитывает динамику всех частных составляющих. Его отдельными компонентами являются индекс текущего состояния экономики (ИТС), исчисляемый простым усреднением ответов на первый и пятый из вышеперечисленных вопросов, и индекс экономических ожиданий (ИЭО), являющийся усредненным вариантом ответов на второй, третий и четвертый вопросы.

Таким образом, ИПН и составляющие его индексы агрегируют в себе простыми и понятными даже неспециалисту методами частные мнения самостоятельно действующих на потребительском рынке людей. Это делает ИПН независимым показателем, характеризующим динамику экономического развития страны».14

В социологических исследованиях общественного мнения в последнее время часто используют показатель «индекс социальных настроений». С его помощью дается сводная оценка динамики общественных настроений. Индекс социальных настроений - «наиболее общий показатель массовых настроений общества. Его регулярные измерения ведутся с 1988 г., когда он был построен по результатам данных по набору вопросов, задающихся в Мониторинге ВЦИОМ с начала 1990-х годов. Он позволяет, с одной стороны, оценить динамику состояния общества и, с другой -опосредовано отслеживать влияние массового сознания на развитие страны. Методология построения этого показателя исходит из следующей предпосылки: частные мнения людей о различных сторонах своей жизни, отношение к экономическим и социальным событиям, которые происходят вокруг них и действующими лицами которых они являются, формируют обобщенную оценку восприятия социально-экономической и политической действительности. Эта сводная оценка. В свою очередь, является базовой предпосылкой индивидуальных действий отдельных людей... ИСН строится по данным опросов общественного мнения путем простой и очевидной процедуры обобщения результатов ответов респондентов на серию вопросов (всего используется девять вопросов). Все вопросы, используемые для построения индекса, нацелены на выделение положительных и отрицательных оценок (или направлений их изменения) с тем. Чтобы их последовательный ряд мог дать наилучшее представление о динамике этого показателя. При построении ИСН внимание уделяется следующим моментам:

1) как люди оценивают материальное положение своих семей;

2) как респонденты оценивают экономическое и политическое положение страны в целом;

3) что они думают о будущем развитии страны;

4) наконец, социально-психологическому состоянию людей, их настроению.

14 Прикладная социолог™: Учебное пособие. Ростов-на-Дону. 2001. С. 28-29.

330

Приведенные ниже индексы построены по ряду показателей, чаемых в регулярных опросах по программе «Мониторинг» (каждые месяца опрашивается по 2400 чел.). Чтобы избежать отрицательных к разности между позитивными и негативными показателями яется 100. Поэтому значения индексов менее 100 означают бладание негативных оценок, более 100 - преобладание позитивных «ок.15

Индексы социальных

настроений 1996-2000 гг.

1996

1997

Месяцы

I

Ш

V

VH

ГХ

XI

I

ш

V

vn

ГХ

XI

Положение семьи

109

106

109

по

114

97

96

93

101

108

109

106

Положение ^России

73

75

83

92

81

71

72

70

78

80

85

83

Ожидания

71

71

79

81

70

61

61

_*

63

68

74

63

Настроения

78

79

96

99

96

85

86

80

88

97

97

94

ИНДЕКС

83

83

92

95

90

79

79

-

83

88

91

87

ь Месяцы

1998

1999

I

Ш

V

vn

ГХ

XI

I

Ш

V

vn

ГХ

XI

Положение семьи

102

105

99

95

68

79

88

82

94

90

95

104

Положение России

80

79

73

69

53

60

65

61

64

64

65

71

Ожидания

69

64

64

58

62

53

57

49

55

53

54

75

Настроения

87

90

85

93

58

79

79

80

90

84

90

96

ИНДЕКС

84

84

80

79

60

68

72

68

76

73

76

86

Месяцы 2000 г.

I

Ш

V

vn

IX

XI

Положение семьи

111

113

123

119

116

118

Положение России

85

82

97

92

86

89

Ожидания

98

99

115

94

90

94

Настроения

108

109

118

109

98

103

ИНДЕКС

101

101

113

103

98

101

Для расчета индекса по распределениям ответов респондентов на каждый вопрос строятся индивидуальные индексы, отражающие разницу

15 Левада Ю. А. От мнений к пониманию. Социологические очерки 1993-2000. М., 2000. С. 11-12.

331

положительных и отрицательных ответов. Сводный ИСН рассчитывается как простая средняя арифметическая из частных индексов».6

Индексы удобны тем, что имеют четкие границы своего применения, а получаемые на их основе те или иные интегральные показатели достаточно легко поддаются содержательной интерпретации. С помощью индексов связь между переменными проявляется весьма зримо и отчетливо. Вот пример. Ниже в таблице приведены результаты индексации участия-неучастия в выборах среди различных возрастных групп.17

Возраст

Индекс участия

18-24 года

0,59

25-29 лет

1,67

30-39 лет

2,15

40-49 лет

2,34

50-59 лет

2,40

60-70 лет

2,72

Старше 70 лет

1,92

Многие исследователи разрабатывают теоретико-методологические модели функционирования общественного мнения. Так, Ю. Левада активно использует термин «комплексы общественного мнения». Комплексами можно считать такие образования в «поле» общественного мнения, в которых определенный ряд стереотипных формул (структура) устойчиво связана с определенным типом их значений и способом использования (функция). Комплексы общественного мнения обладают определенным значением и смыслом именно потому, что они соединяют эти разные планы. Представляется правомерным относить к ним такие: «комплекс приобщения» - наиболее универсальный по значению, обеспечивающий из уровней социализации индивида, то есть освоение «языка», правил «игры» и идентификацию с определенными группами и структурами массового общества; «комплекс зависимости» (господства и подчинения), который характеризует вертикальную структуру отношений в обществе; «комплекс ожидания» (отложенной гратификации) -выражение определенной установки по отношению к социальному времени; «комплекс сравнения», вводящий в определенные рамки отношения с «другими» людьми, группами, странами и пр. Каждый из выделенных комплексов определяется парой крайних значений соответствующего вектора (например, единодушие-многообразие, патернализм-либерализм, ожидание-достижение и др.). В совокупности выделенные типы охватывают основные измерения поля общественного мнения: горизонтальное,

" Красилышхова М. О методике расчета Индекса социальных настроений // Мониторинг общественного

мнения: Экономические и социальные перемены. 2003. № 2 (64). С. 51.

" Анурия В.Ф. Эмпирическая социологи»: Учебное пособие дл» вузов М., 2003. С. 171.

332

Кортикальное, темпоральное, сопоставительное. Те же типы могут быть : Представлены соответственно как тематические узлы «человек и общество»,

I «(человек и власть», «человек и история», «наш человек и другие».

|-ж Итак, любой тип анализа (обобщения) собранных данных начинается с

1 (формирования ряда распределений, т.е. записи результатов подсчета респондентов, отметивших каждый из вариантов ответов на каждый из поставленных в анкете вопросов.19 При этом анализ может двигаться в /разных направлениях (в зависимости от цели исследования, требований заказчика, финансовых возможностей и т.д.):

<: 1. Анализ по каждой переменной (одномерный анализ). «Приступая к обобщению полученного материала, исследователь, как правило, прежде всего формирует одномерные распределения по каждому пункту анкеты... Этот простейший вид распределения называется частотным. Частотным яазывается такое распределение, в котором напротив каждого варианта ответа указывается число респондентов в его абсолютном значении... пример частотных распределений. Вопрос: «Укажите Ваш пол». Мужской - 797. Женский - 1010. Всего - 1807 человек. Вторым шагом одномерного анализа является подсчет процентов, так как полученные распределения чаще представляют в процентах. Вопрос: «Укажите Ваш пол» (N = 1807). Мужской - 44,1%. Женский - 55,9%. Всего - 100%. Такое представление данных называется процентным распределением. Таблицы одномерных распределений по всем пунктам анкеты обеспечивают достаточно полную картину описания полученных данных в тех случаях, когда основная цель исследования - определение общественного мнения по тем или иным социальным проблемам».

2. Анализ по двум переменным с раскрытием связей между ними (двумерный анализ). «Основой анализа связи между двумя переменными является подготовка двумерных таблиц (cross-tabulation), представляющих собой взаимное пересечение двух рядов распределения... Построение двумерной таблицы и аналитическая процедура полученных данных - это лишь первая стадия анализа. Если основная задача исследователя ограничивается представлением результатов опроса общественного мнения как населения в целом, так и основных социально-демографических групп, то, в принципе, анализ может этим и ограничиться. Но если основной целью исследования является поиск взаимосвязи между социальными явлениями, объяснение причин полученных данных, то внимание исследователя переключается на

и Левада Ю.А, Комплексы общественного мнени» (статистика и социологи» в изучении общественного мнении) // Экономические и социальные перемены: Мониторинг общественного мнения. Информационный вестник. 1996. № 1. С. 13-22; 1997. № 1. С. 11-21.

" В рамках статистического анализа обобщенные данные по каждому пункту опросника обычно называют переменными (одни ответы отличаются от других), а в контексте социологического анализа их принято называть признаками. Панина Н.В Технологи» социологического исследовани». Киев, 1997. С. 128.

333

изучение взаимосвязей между признаками. Поэтому основной задачей двумерного (как и любого многомерного) анализа на уровне объяснения является оценка величины и направленности связей между признаками, как статистической основы причинного объяснения полученных результатов... Существует статистический критерий, позволяющий получить ответ на вопрос: есть ли связь между двумя признаками, представленными в таблице. Этот критерий называется «хи квадрат». Установление величины этого коэффициента и его статистической значимости позволяет ответить на вопрос о наличии связи между исследуемыми признаками. Эти вычисления обычно входят в компьютерные программы обработки данных (SPSS, OCA). Если значение этого коэффициента статистически значимо (по крайней мере, на уровне 5%), то исследователь может сделать вывод о том, что между анализируемыми признаками есть определенная связь (чем выше значение данного коэффициента, тем более тесная связь между этими двумя признаками)».2

3. Анализ по многим переменным с показом самых различных связей между ними (многомерный анализ - кластерный, факторный и др.). Надо отметить, что анализ результатов массовых опросов, как правило, ограничивается двумя первыми видами анализа.

Таким образом, анализ и представление данных социологических исследований общественного мнения может происходить в разных формах и под разными углами зрения. «От избранного подхода, в принципе, зависят как сам предмет исследования, так и методы его анализа. Выделим два как будто полярных методологических варианта:

I. Общественное мнение как распределение показателей, получаемых в ходе репрезентативных опросов населения. Мерой «организованности» в таком случае выступает частота определенных упоминаний, оценок и пр. Это именно тот вариант, который необходим и достаточен для решения обычных проблем социальных и маркетинговых исследований -определения степени распространенности тех или иных позиций, готовности слушать, покупать, голосовать и т.д. Известны метафорические трактовки серий таких показателей как меры «общественной температуры», данных «социального барометра», индикаторов состояния «массового сознания» или «социального разума»...

П. Общественное мнение как социальный институт, обладающий определенной структурой и выполняющий определенные функции в данном обществе... При таком, социологическом по ориентации, подходе к феномену, и возникают вопросы о том, как «на деле», то есть практически, сконструировано общественное мнение, как и какие ролевые