logo search
ХРЕСТОМАТИЯ

12.2. Структура политических технологий

В структуру политических технологий входят три наиболее значимых компонента: специфические знания; конкретные приемы, процедуры и методики действий; различные технико-ресурсные элементы [49, с. 419].

Принципиальная роль знаний обусловлена тем, что политические технологии по сути своей есть воплощение особых форм отражения действительности, которые направлены на нахождение средств и способов практического решения проблем, возникающих в сфере власти и управления государством. В этом смысле технологический уровень познания действительности не только представляет собой форму научно-прикладного знания, но в то же время выражает оценку политических проблем с точки зрения заинтересованных в их решении субъектов. Таким образом, технологическое знание является познавательно-проективной, идеально-преобразующей деятельностью, которая включает в себя приемы не только обыденного, но и научного познания действительности, как бы синтезируя их подходы для решения конкретной задачи. Это задает технологическому знанию собственную логику отражения и объяснения явлений, которая не присуща ни научным формам отражения, ни обыденным подходам.

В отличие от теории, которая напрямую не связана с практикой и опосредует свои отношения с ней некими идеальными конструкциями, не исключающими разнообразных трактовок реальных явлений, технологическое знание непосредственно и вполне однозначно воспринимает действительность, внутренне организуясь на основе отражения реальности, конкретных событий. Технологическое знание отличает то, что оно является не идеально сконструированной абстракцией, которая привязана к конкретному трехмерному пространству с определенной точкой отсчета, а работает с конкретной проблемой, ситуацией, существующей в масштабе реального времени и обладающей такими топологическими (глубина, ширина и другие метрические характеристики) и темпоральными (временные характеристики) параметрами событий, которые исключают саму возможность умозрительного достраивания происходя­щих событий логически выводимыми свойствами.

Если научное знание идеализирует событие (ситуацию), то технологическое конкретизирует логические объекты; если научное знание обращено к практике-универсуму, то технологическое – к отдельному фрагменту действительности, отражаемому столь же конкретным субъектом. Поэтому с точки зрения технологического отношения к миру данный фрагмент практической реальности требует не логического осмысления, а практического ответа. Такой ответ должен формироваться в рамках принципиальной ограниченности конкретной ситуации и не предполагать теоретического расширения конкретного события до класса однотипных явлений. Вследствие этого все истины технологического знания принципиально подвижны (релятивны), исключительны и уникальны.

Технологическое знание рассматривает любое социально-политическое событие как некий фрагмент действительности с собственной логикой движения, источниками развития, пределами роста и т. п., некую требующую решения проблему. Таким образом, содержание технологического знания формируется на основе позиций того, кто отражает событие (технолога, аналитика); задает конкретные цели решения связанной с данной ситуацией проблемы (заказчика); действует на стадии решения задачи (исполнителя). Следовательно, каждый из них может изменить содержание и форму технологической информации.

Такое утроение субъекта технологического знания свидетельствует о том, что его познавательная стратегия строится на сведении объективных условий к субъективно интерпретируемой ситуации как на стадии диагностики, так и на стадии актуализации знаний. Включение представлений этих субъектов в оценку ситуации показывает, что может быть сколько угодно целевых ориентации в рамках технологического знания об одной и той же проблеме. Поэтому конкретные проблемы технологически можно интерпретировать и "встраивать" в самые разнообразные политические процессы.

При технологическом подходе на первый план выступает проблема выработки такой "системы координат", которая поможет понять состав, структуру, форму, характер изменений тех или иных событий (ситуаций). Поэтому в базу технологических данных нужно включать не только специальные выводы и оценки (соотношения политических сил, их идеологических программ и т. п.), но и ту информацию, которая раскрывает данную ситуацию с экономической, бытовой, экологической и других точек зрения.

В зависимости от характера решения практических задач технологическое знание может занимать самые различные позиции относительно теоретических выводов академической науки о данном типе объектов. Перефразировав французского социолога О. Конта, можно сказать, что технологии – это такие представления, которые установку на "знание" опосредуют установкой на "действие". Поэтому в ряде случаев носитель технологического знания может, выполняя свою задачу, не обращать внимания на те или иные теоретические выводы. Таким образом, научно-теоретические результаты исследований могут быть абсолютно индифферентными к решению конкретной практической задачи. Выводы фундаментальной науки можно проигнорировать даже тогда, когда они объективно необходимы для решения конкретной задачи. Выбор теоретической модели может быть продиктован не только целями или особенностями подхода аналитика, заказчика или исполнителя, но и их ресурсными возможностями, а также другими практически значимыми факторами.

Технологическая оценка ситуации формирует и собственные знаковые (семантические) структуры. Так, если язык науки имеет хотя и разнообразную, но все же строгую категориально-понятийную форму, то технологическое знание основано на значительно более свободном порядке образования семантических структур. В его аналитической лексике строгие понятия соседствуют с чувственными образами, определенные в смысловом значении термины – с многозначными. Используются не только языковые формы, отображающие сложные смысловые оттенки, но и элементы неспециализированных структур общения (просторечия, бытовая лексика, аббревиатуры живого языка, слоганы, фольклор и т. п.). Следовательно, технологическое знание базируется на более подвижном языке и знаковых структурах, подчеркивающих субъективность, индивидуальность исследователя и ориентированных на инструментальные цели, эмпирическую коммуникацию и расширение информации о событиях.

Иными словами, технологическое знание представляет собой субъективную основу политической инженерии, которая занимается политическим проектированием (прогнозированием, планированием и программированием) и организацией практической деятельности институтов власти. Основную ценность для технологий представляет даже не само знание о том, как можно нечто сделать, совершить, а конкретное умение, навыки выполнения действий и достижения целей.

Содержание таких конкретных навыков и умений, которые выражаются в применении определенных приемов, процедур, техник и методик действий, непосредственно зависит от конкретных целей или, в конечном счете, особенностей той или иной предметной сферы политики. Например, в сфере принятия решений это могут быть приемы согласования и соизмерения интересов сторон при выработке целей государственной политики; в рамках разрешения международных конфликтов – способы поиска компромиссов между конфликтующими сторонами или воздействия на них со стороны примиряющих (арбитражных) структур; в информационной сфере политической власти – приемы дезинформирования общественности или, напротив, борьбы против клеветнических измышлений соперников и т.п.

Использование тех или иных приемов и процедур непосредственно зависит и от состояния действующих субъектов, и от конкретных условий, в которых решают задачу. Так, не знакомый с современными методами организации и ведения избирательных кампаний технолог не может применить приемы и техники, которые могут обеспечить его заказчику победу на выборах. А в условиях жесткого контроля государства за проведением выборов, как правило, не удается использовать многие "черные" и незаконные технологии борьбы с конкурентами.

Одним словом, конкретные приемы и способы политической деятельности непосредственно зависят от наличия кадровых структур, технического оснащения действующих лиц, а также ресурсов (финансовых и прочих), влияющих на содержание политических технологий. Например, невозможно применять технологии информационного обеспечения государственной политики (особенно в стратегических или коммерческих целях) без технических структур защиты государственной тайны;

стесненный в материальных средствах избирательный штаб кандидата, как правило, вынужден отказываться, к примеру, от организации его выступлений на телевидении или применения других эффективных, но дорогостоящих технологий соперничества, которые необходимы для достижения победы на выборах; в условиях кризисов невозможно использовать управленческие технологии без структур, дублирующих принятие решений, без дополнительных ресурсов, кадрового резерва и т. п.

Таким образом, наличие или отсутствие указанных компонентов в структуре политических технологий либо накладывает существенные ограничения на способы решения задач, применение тех или иных приемов деятельности, либо, напротив, может значительно повысить эффективность последних.