Социально-технологический подход к процессу социального управления в условиях информатизации общества
В данной главе будут рассмотрены следующие основные вопросы.
1. Модель управленческого цикла.
2. Стадии управленческого цикла.
3. Алгоритм социального управления.
1. Сегодня остается актуальным вопрос: как руководителю организовать процесс решения управленческих задач в руководимой им системе? В каком порядке, в какой степени и в какой последовательности использовать достижения теории управления при подготовке различных решений?
В этой связи возрастает значение формализации процесса управления, определения при этом последовательного порядка процедур, которые при современных условиях обеспечивают оптимальное управление59.
Однако научные методы и средства могут оказаться незаменимым средством оптимизации управления только тогда, когда точно определится их место в управленческом процессе. Иными словами, задача заключается в обосновании современного воззрения на технологизацию социального управления.
Наиболее общая технология социального управления может быть представлена в виде управленческого цикла. Ее теоретическое обоснование и широкое использование в практике имеют непреходящее значение для рационализации управленческого процесса и повышения эффективности управленческой деятельности, формирования социально-технологической культуры. На основе современной технологии управления вполне возможно решать задачу инновирования различных уровней и сфер социального управления. При этом частные технологии должны основываться на наилучших достижениях общей технологии, включать эффективные современные методы и средства анализа и решения проблем и вместе с тем отражать специфику управляемого объекта, научные требования, предъявляемые к руководящим кадрам.
Технология не противостоит теории, а представляет ее конкретизацию и реализацию в удобной для практического использования форме. Чем глубже технология связана с теорией, тем больше ее возможности превратиться в средство изменения управляемых объектов. Еще раз подчеркнем, что появление и развитие технологии открывают принципиально новые возможности для использования знания, для превращения науки в социально-преобразующую силу для всех субъектов управления, гражданских институтов общества, участвующих в этом процессе.
Существенным признаком организации управления является его непрерывный характер. Всякая управленческая деятельность предполагает реализацию последовательного ряда процедур, которые начинаются с определения цели и завершаются выполнением задач, порожденных этой целью. На основе полученной информации о решении этих задач ставится новая цель. В этом смысле говорится о цикличности управления60.
Управленческий цикл в социальных системах имеет свою специфику. Подчеркнем, что функционирование технических систем в отличие от общественных имеет стереотипный характер, требует наиболее точной и однозначной реализации предписанной технологии. Функционирование социальных систем неразрывно связано с развитием. После решения одной проблемы обычно возникает несколько других, более сложных, и в этом, между прочим, выражается восходящий характер общественного развития и управления.
Конечно, не исключены ситуации, когда принятое решение оказывается неэффективным, задерживает, а в некоторых случаях даже возвращает назад соответствующий процесс. В этом смысле не всякий новый цикл управления является звеном в цепи инновационного развития. Но взятый в своей целостности управленческий процесс должен обеспечивать прогрессивное развитие, переход от низших к высшим формам социальной деятельности.
Отдельные циклы не оторваны друг от друга, а внутренне связаны между собой. Повторение процедур, включенных в цикл, не исключает, а предполагает решение новых проблем.
Управленческий цикл в социальных системах не является какой-то неизменной, имеющей значение для всех условий технологией управления. В процессе функционирования и развития общества, а тем более выхода его из кризиса возникает необходимость изменения как цикла в целом, так и составляющих его процедур.
Чтобы отвечать потребностям развития, управленческий цикл должен обеспечивать изменение управляемого объекта, перевода его из фактического состояния в некоторое желаемое состояние. Естественно, это желаемое состояние определяется не произвольно, а в соответствии с закономерностями развития управляемых объектов.
Изучение управленческого цикла означает прежде всего структурирование процесса решения задач, порожденных проблемными ситуациями, выявление его основных и общеобязательных стадий и описание необходимого порядка процедур, обеспечивающих оптимальность управленческого решения и высокую эффективность практических действий.
Абстрактная модель управленческого цикла характеризует общие, логически следующие друг за другом стадии управления в обществе.
Всякая стадия имеет свое, определенное логикой управления место в общей управленческой технологии. Поэтому их упорядочение происходит не произвольно, а в соответствии с их целевыми функциями, принципиальной схемой управленческого цикла.
Систематизирование отдельных видов деятельности и их обособление в относительно самостоятельные стадии направляет субъект управления на верный путь выработки оптимальных управленческих решений, предохраняет его от субъективистского, одностороннего подхода, выявляет его ответственность и обязанности в процессе решения управленческих задач. Смысл модели заключается в том, чтобы показать, как нужно разрабатывать решения.
В научной литературе имеются различные воззрения на сущность и этапы управленческого цикла. Анализ этих воззрений дает возможность не только увидеть их недостатки и проблемы, но и выработать современную концепцию управленческого цикла, инновировать всю систему социального управления.
Согласно Р. Акоффу, цикл управления включает четыре этапа: принятие решения, внедрение, оценку и рекомендацию об изменении. Всякий этап основывается на соответствующей информации и определенным образом связан с другими этапами. Недостаток данного подхода заключается в том, что не вычленяются целевые и информационные процедуры в управленческом цикле.
Поэтому рассмотрим следующую схему процесса выработки решений: выяснение поставленной задачи, оценка обстановки, составление выводов о ней, разработка замысла, осуществление расчетов (в том числе построение, математической модели "боевых" действий), анализ результатов расчета, принятие решения и его оформление. Возможно и еще большая детализация процесса решения управленческих задач: определение целей, выявление проблем; исследование проблем; поиск решения; оценка и выбор решения; согласование решения; утверждение решения; подготовка к вводу в действие решения; управление применением решения; проверка эффективности решения.
Весьма перспективным при выработке модели управленческого цикла является использование достижений программно-целевого и комплексного подхода. Так, Г.А. Арбатов, обобщая современные тенденции в понимании управленческого процесса, указывает на следующие его основные элементы:
• открытие и обоснование конечных целей и на этой основе промежуточных целей и задач, которые должны решаться на всяком этапе;
• открытие и сведение в единую систему частей решаемой задачи, взаимосвязей ее с другими задачами и объектами, а также последствий принятых решений;
• открытие, и анализ альтернативных путей решения задачи в целом и ее отдельных элементов (подзадач), сравнение альтернатив с помощью соответствующих критериев и экспертных оценок и выбор оптимального решения;
• создание (совершенствование) структуры организации, призванной реализовать программу и обеспечить наибольший эффект; разработка и принятие конкретных программ по финансированию и осуществлению как долгосрочных, так и средне- и краткосрочных работ.
В связи с вышесказанным возможна следующая модель управленческого цикла (схема 4).
I Стадия целевая
II Стадия дескриптивная (описательная) V Стадия ретроспективная (оценка реализации решения)
II
III Стадия прескриптивная (выроботка и принятие решений) IV Стадия реализационная
Схема 4
Данная модель, во-первых, отражает реальный управленческий процесс и вместе с тем представляет собой средство его дальнейшего изучения и освоения, привнесения новшеств. Обособленные здесь стадии соответствуют процедурам, реально осуществляемым субъектами управления при принятии решений и их выполнении.
Во-вторых, модель интегрирует наиболее важные достижения теории социального управления, она построена в соответствии с требованиями программно-целевого и комплексного подхода. Подчеркивание главенствующего значения цели модифицирует все последующие стадии и процедуры, позволяет использовать инновационный потенциал для принятия оптимальных решений.
В-третьих, модель дает возможность замкнуть цикл управления, обеспечивая логический переход от ретроспективной стадии одного цикла к целевой стадии другого цикла. Таким образом, обеспечивается преемственность и поступательность в управлении.
Точно определить этапы (стадии) управленческого цикла и их содержание — значит положить начало проектированию технологии управления.
2. Следующий шаг — структурирование стадий управленческого цикла. В понятие "стадия управленческого цикла" включается относительно обособленная часть процесса решения управленческих задач, в рамках которой совершаются определенные процедуры, т.е.. обязательный порядок последовательных действий. Отдельное действие, рассматриваемое в его внутренней связи с остальными элементами процедуры, может быть охарактеризовано как операция.
К первой, целевой, стадии управленческого цикла могут быть отнесены следующие процедуры и операции: выявление главной, приоритетной проблемы, осознание необходимости ее решения, формулирование цели.
Выявление проблемы, которую предстоит решать, является познавательным процессом. Особенно важное значение здесь имеет овладение субъектом управления всем арсеналом методов научного познания: наблюдение, сравнение, эксперимент, абстрагирование, системный анализ, синтез, "мозговой штурм", моделирование, прогнозирование, проектирование, инновационные деловые игры и др. Сознательное и целенаправленное использование всего комплекса познавательного инструментария современной науки дает возможность субъекту управления сделать правильные выводы и заключения. Специфика этих выводов в области управления заключается как раз в определении главной проблемы, решение которой диктуется необходимостью инновационного прорыва.
Одно из важнейших условий эффективности управления — своевременность выявления и осознания проблем, которые предстоит решать.
Наиболее частой ошибкой субъекта управления труда является несвоевременность принятия решения: или момент, когда следует действовать, вообще пропускается, или кое-что делается, но уже с опозданием либо преждевременно. Ошибки такого рода объясняются не только неопытностью кадров. Чаще они кроются в недостатках самой системы управления61.
Чем больше, разрыв между возникновением и осознанием назревших проблем, тем выше опасность потери темпа управляемости, появления конфликтных ситуаций. К сожалению, забывают, что нерешенный своевременно вопрос со временем всегда решается труднее. Дать возможность тому или иному процессу развиться в нежелательном направлении, а затем приступать к его решению — верный признак плохого стиля руководства.
Анализ зависимости между продолжительностью цикла и эффектом управления показывает, что чем меньше цикл, тем эффективнее решение.
Как правило, принятию управленческого решения предшествуют определенные изменения как в объекте, так и в субъекте управления. В социальной деятельности непрестанно возникают новые явления и процессы. Еще до полного их развертывания проявляются соответствующие симптомы и тенденции, которые для опытного руководителя служат достаточным основанием и стимулом, чтобы изучить проблему и при необходимости найти ее решение. "Почувствовать" возникшую ситуацию для принятия решения и действовать на опережение — первое требование к руководителю.
Динамизм современной жизни, столь характерный для переходного этапа, требует от руководителя развитого чувства нового, способности к верному анализу процессов, к принятию эффективных решений. Индивидуальная способность руководителя развивается и усиливается посредством использования эффективных средств анализа управляемых объектов таких, как социологический мониторинг, контрольная сигнализация, действенная обратная связь и др. Их предназначение — быть своеобразным "радаром", который улавливает отклонения и неблагоприятные тенденции62.
Правильное формулирование задач управления требует: собрать информацию о социальных, политических, организационно-технических, экономических и других процессах, которые могут привести к возникновению социальных проблем; подготовить информацию, которая отражает взаимосвязь м0жду этими процессами и причинно-следственными зависимостями, а также дает возможность сделать необходимые заключения и выводы; проанализировать требования населения о назревших, но еще не решенных проблемах; провести сравнение между нормами социального поведения и нормами, установившимися в организации, чтобы раскрыть различие между ними; сформулировать проблему, сравнивая содержание принятых решений с достигнутыми результатами.
К целевой фазе управленческого цикла относятся также следующие виды деятельности: оценка актуальности проблемы; анализ имеющейся и желаемой структуры субъекта и объекта управления; начальное описание возникшей ситуации.
Важнейшей процедурой на этой стадии управленческого цикла является определение цели, построение "дерева целей". В связи с этим возрастает знание теории и технологии целеполага-ния.
Определение цели и осознание необходимости решения данной проблемы — чрезвычайно важный, но только начальный этап в подготовке решения. Затем во всей своей сложности встает вопрос о наборе и последовательности операций, которые следует осуществить для выработки оптимального решения.
В типичных ситуациях субъект управления формулирует свое решение на основе опыта и установленных правил в организации. В таких случаях достаточно интуиции и опыта, чтобы отреагировать на возникшую проблему.
Иной подход нужен, когда требуется принимать стратегические решения в условиях высокой степени неопределенности. В этом случае задача субъекта управления состоит в том, чтобы преодолеть эту неопределенность, обеспечить принятие максимально обоснованного решения. Наиболее существенная часть этой задачи — сбор и обработка необходимой информации (в информационно-аналитических центрах). Решение задачи происходит на второй стадии управленческого цикла, которая может быть названа дескриптивной (описательной).
Эффективность вырабатываемого решения определяется не только количеством, но и качеством информации. Именно информационно — аналитические службы призваны предварительно выявить ценность наличной информации, ее глубину и содержательность, степень отражения реальных процессов, для воздействия на которые предназначено решение. Обеспечение достаточной по объему и качественной информацией предохраняет субъекты управления от существенных ошибок. При этом здесь речь идет об объективной информации не только о внешних признаках происходящих процессов, но и об их сущности.
Выработка научно обоснованных решений предполагает всесторонний анализ управляемых объектов. Знания только отдельных фактов недостаточно для выполнения этого требования. Поэтому переработка информации включает не просто сбор данных, но и грамотное использование аналитических моделей: структурной, динамической, типологической, факторной, социально-технологической.
Это еще раз подтверждает необходимость системного подхода при подготовке и принятии руководящих решений.
Освоение информации, необходимой в различных ситуациях при современных требованиях управления, должно происходить не эмпирически или интуитивно, а на основе соответствующих норм. Отсюда логически вытекает необходимость разработки норм для информации, требуемой на различных уровнях системы управления.
Хорошо организованная информационно-аналитическая служба имеет не только осведомительную, но и предупредительную, превентивную функцию. Если руководитель принимает неправильное решение, она должна отметить величину ошибки принятого решения, зафиксировать степень неоптимальности, т.е. содействовать совершенствованию службы управления.
В настоящее время актуализируется значение принципа опережающего информационного обеспечения решений. Информационно-аналитическая служба должна не только обеспечивать информацией соответствующие требования, но заранее, до поступления заявок, давать необходимые сведения, предвидя возникновение потребности в них.
Узловой вопрос на современном этапе — развитие и совершенствование умения руководящих кадров пользоваться наличной информацией и, что особенно важно, научиться трансформировать ее в эффективные управленческие решения. Это предполагает систематическое обучение кадров методам и формам анализа информации, фильтрации, извлечению из нее тех компонентов, которые содействовали бы повышению научного уровня управленческих решений.
Итак, вторая стадия управленческого цикла может быть названа дескриптивной. На ней осуществляется описание реальной ситуации.
Субъект управления не регистрирует механически все идущие из окружающей среды сигналы, а производит селекцию, отбор в соответствии с поставленными перед системой целями.
Третья стадия управленческого цикла, названная в модели прескриптивной, охватывает виды деятельности, связанные с трансформированием описывающей информации в предписывающую, командную информацию. Главное здесь — выработка и принятие управленческих решений.
Понятие "управленческое решение" имеет два основных значения. Во-первых, им обозначается предстоящее действие. Всякое решение фактически является действием в проекции, намерением осуществить некое преобразование. Второе значение понятия "управленческое решение" состоит в том, что процесс нахождения ответа на данную задачу осуществляется посредством выбора одной из возможных альтернатив действия в проблемной ситуации.
Управленческое решение, определяется как социальный акт, подготовленный на основе вариантного анализа и оценки, принятый в установленном порядке, имеющий директивное общеобязательное значение, содержащий постановку целей и обоснование средств их осуществления, организующий практическую деятельность субъектов и объектов управления63.
По сути это выражение управленческой воли, движения от познания к практике. Своевременное принятие и реализация решений, оперативная их корректировка в ходе работы в соответствии со спецификой постоянно меняющихся требований, обстоятельств, рыночной конъюнктуры — характерная особенность современного стратегического управления, антикризисного в особенности.
Принятие, и осуществление управленческих решений — одна из основных функций любого руководителя и любого руководящего органа независимо от его места в служебной иерархии. От качества управленческих решений в очень большой степени зависит, как будут функционировать управляемые объекты, каков будет эффект управленческой деятельности.
Основные причины слабых решений сводятся к тому, что недостаточно точно и полно отражены объективные условия: нехватка достоверной и своевременной информации, квалификации, отсутствие глубокого научного анализа; неудачен выбор самой проблемы управления, предопределяющей неэффективность решения; выдвигаются необоснованные гипотезы и ставятся нереальные цели; недостаточно точно определены сферы правового регулирования и формы правового и иного воздействия.
Наряду с гносеологическими существуют и социально-психологические причины принятия неправильных решений. Нередко не учитывается то, что в условиях рыночной экономики общественные, государственные, корпоративные, групповые, личные, частные интересы зачастую не совпадают. Если в принимаемых решениях этот фактор не учитывается, то появляются дефекты системы стимулирования для сближения интересов. Эффективность таких управленческих решений резко падает. Принятие неправильных решений порождает "реакцию бумеранга", положение дел еще более ухудшается, количество проблем возрастает. Ярким подтверждением сказанному являются стратегические решения по проведению приватизации, отрицательные последствия которых известны всем.
После принятия управленческого решения, учитывающего достижения науки и практики, необходимо организовать его выполнение. Это четвертая стадия управленческого цикла — реализационная. На этой стадии субъект управления прибавляет к силе идей силу организации. Эффективность организационно-исполнительской деятельности определяется не только усилиями управленцев, но и умением строить эту деятельность на научной основе.
Определение действенных путей реализации цели является сложной конструктивной и логической деятельностью, которая включает: выбор оптимального варианта действия, сообразного с данными критериями; наиболее эффективное распределение средств, ресурсов и сил; программирование конкретного хода процесса, который переводит управляемый объект из одного состояния в другое; распределение ответственности между исполнителями и т.д.
Завершающая стадия управленческого цикла называется ретроспективной, потому что ее основное содержание составляют обобщение и анализ результатов выполнения управленческого решения. Оценка реализации данного решения дает возможность узнать положение дел на управляемых объектах, выявить новые проблемы, положить начало новому циклу.
Для реализации ретроспективной стадии управленческого цикла необходима разработка системы научно обоснованных критериев оценки полученных результатов. На этой стадии должно осуществляться: сравнение запланированных в решении результатов с фактически достигнутыми, оценка целесообразности решения; обоснование необходимости новых или дополнительных решений субъекта управления.
При такого рода оценках можно применить следующую технологию.
Во-первых, анализируется результат системы и повторно оценивается обоснованность целей (задач), стоящих перед ней в данный период. Если будет установлено несоответствие, то вносятся коррективы в критерии оценки.
Во-вторых, анализируются взаимосвязи между оцениваемой системой и остальными социальными системами по нисходящей и восходящей линиям и фиксируется влияние, которое они оказывают на конечный результат. На этой основе устанавливается реально достигнутый результат, а вышестоящая инстанция оценивает вклад руководителя и руководства в целом в его достижение.
В-третьих, после выработки обобщенной ретроспективной оценки внутренних возможностей и внешних влияний на управляемый объект изучается, как действовал руководитель в данной ситуации, какую активность он проявил, чтобы реализовать стоящие перед организацией задачи, преодолеть помехи объективного и субъективного характера на пути к цели.
Важное методологическое требование оценки управленческой деятельности — единство количественных и качественных критериев. Каждый из этих критериев имеет конкретное, динамически изменяющееся содержание в зависимости от этапа развития социального организма, от целей, которые ставятся, от достижений науки и техники, от характера и значения соответствующего процесса или явления.
Таким образом, современная технология социального управления выступает как последовательный ряд процедур, систематизированных в пяти основных стадиях: целевой, дескриптивной, прескриптивной, реализационной, ретроспективной. Она дает возможность использовать весь инструментарий технологизации, информатизации, интеллектуальных, аналитических, экспертных систем, базируется на программно-целевом и комплексном подходе, указывает путь дальнейшего совершенствования социального управления и повышения его эффективности.
3. Концепция цикла имеет важное методологическое значение при построении организационной структуры управления. Сформировать современную эффективную структуру управления — значит создать для входящих в нее звеньев реальные возможности реализовать все необходимые процедуры, связанные с подготовкой, осуществлением и анализом управленческих решений, опираясь на науку и используя инновационный управленческий инструментарий.
С выработкой современной научно обоснованной концепции цикла управления делается важный, существенный шаг вперед в алгоритмизировании управления, т.е. в точном предписании технологии управленческого процесса. Современные достижения науки дают возможность детализировать алгоритм управления, определив место различных процедур и операций в управлении.
В кибернетике формализация и алгоритмизация управления очень часто связываются с использованием точных математических методов. Однако известно, что многие явления в обществе не поддаются квантификации. В управлении социальными процессами принимают участие люди со своей собственной волей и мнением. Поэтому логичен вопрос: возможно ли выработать формализованный алгоритм социального управления?
Необходимость разработки алгоритма управления большими социальными системами определяется тем обстоятельством, что одних нормативных документов, регламентирующих механизм субъективного управления системы, недостаточно для самого способа осуществления управленческого процесса.
Понимая под алгоритмом предписание, определяющее содержание и последовательность операций, которые приводят исходные данные к искомому результату, отметим исключительную важность его создания. Именно алгоритм управления направляет руководителя по наиболее краткому и результативному пути решения определенных задач; интегрирует в управленческом процессе наиболее важные и мощные современные методы анализа и руководства; создает возможности посредством формализации определенных процедур рационально использовать электронно-вычислительную технику, информационные сети в управлении.
Если бы социальное познание достигло такого уровня, при котором будут широко применяться математические методы, то алгоритм управления социальными системами имел бы значительно большую познавательную силу. Однако независимо от этого алгоритмизация процесса социального управления оправданна и при недостаточной степени квантификации общественных процессов и явлений. Алгоритмизация дает возможность создать стройную систему использования современных научных методов и средств, реалистического определения их эвристической и конструктивной силы. Заметим, что речь идет не о готовых рецептах, а о структурировании процессов, связанных с подготовкой управленческих решений.
При ответе на поставленный вопрос следует иметь в виду и то обстоятельство, что основное содержание системного анализа (а алгоритм управления основывается на системном анализе) состоит не в формальном математическом аппарате, описывающем системы и решения проблем, не в специальных математических или иных методах, а в его концептуальном (понятийном) аппарате, в его идеях и подходе, позволяющих привлекать формальные и специальные математические, логические, эвристические и другие методы в рамках определенной методологии.
В.Г. Афанасьев подчеркивал: "Если имеются более или менее сходные системы управления (а их среди социальных объектов немало), то математика позволяет отыскать общую формулу, алгоритм управления и широко использовать его в управлении всеми объектами сходного типа"64.
Признание принципиальной возможности алгоритмизировать процесс управления в его целостности вовсе не снимает вопрос о том, целесообразно и необходимо ли алгоритмизировать и формализовать каждую отдельную процедуру. Можно считать общим правилом, что чем более стереотипна и структурирована данная операция, тем больше возможность ее алгоритмизировать и, наоборот, творческая деятельность субъекта управления при необходимости осуществляется и с помощью эвристических методов и средств. Из-за динамичности и большого разнообразия проблем, которые решаются, еще не найдены универсальные алгоритмы, определяющие решение руководителя.
На основе достижений науки управления можно предложить следующий алгоритм (систему обязательных процедур) при подготовке, принятии и осуществлении решений в больших социальных системах:
определение цели (Ц);
анализ и обработка информации (АОИ). Это ряд процедур, который включает сбор сведений различного характера и различной степени обобщенности в ходе практического управления и с помощью социологических и других конкретных исследований;
выработка модели (М) как средство углубления анализа явления, о котором подготавливается решение;
прогнозирование (П) будущего состояния явления, на основе которого модель совершенствуется, превращается в М1 выработка концепции (К), с помощью которой определяется наиболее общий подход к решению данной проблемы65. При возможности концепция подвергается экспериментальной (Э) проверке в естественных условиях или с помощью электронно-вычислительной техники, в результате чего она совершенствуется, превращается в К1.
На основе концепции вырабатывается одно или несколько управленческих решений (Ур). Каждое решение должно содержать ясно формулируемую цель, конкретные пути и средства (ресурсы) ее осуществления и быть сообразовано с ограничительными условиями материального и нормативного характера (законы, ресурсы и т.п.).
Работа по выполнению решения программируется (Пр) и планируется (Пл) органом, принявшим решение, или тем, на кого возложено выполнение решения. Для этой цели вырабатываются сценарии или программы, в которых определяется последовательность работы по выполнению решения, распределяются обязанности различных органов, а также средства и ресурсы.
Ход выполнения решения контролируется посредством применения соответствующих форм контроля (Ко): превентивного, текущего, последующего и т.д.
Алгоритм завершает анализ обратной информации (ОИ), т.е. той информации, которая освещает и результаты выполнения решения. Обратная информация вместе с другой информацией становятся исходным началом формулирования новой, высшей цели.
В целом алгоритм управления можно выразить следующим образом:
М Э
| |
Ц — АОИ — П — К — Ур — Пр — Пл — Ко — ОИ — Ц
| |
М1 К1
Алгоритм управления — это детализированное выражение управленческого цикла в больших социальных системах, так как через него реализуются закономерно следующие одна за другой стадии управленческого процесса на основе современных достижений теории и практики управления.
Одной из наиболее существенных особенностей алгоритма управления большими социальными системами является его методологический характер.
При данных конкретных обстоятельствах те или иные его звенья могут оказаться практически лишними. Поэтому субъект управления всегда должен учитывать и анализировать как постоянные, так и непостоянные факторы в процессе принятия решения.
Указанная выше особенность алгоритма управления большими социальными системами находит наиболее яркое выражение в многовариантности реализации составляющих его компонентов. Нахождение оптимальных решений требует выработки не одной, а множества моделей и их сопоставления. Это в принципе имеет значение и для прогнозов, концепций, экспериментов, управленческих решений, программ, планов, проектов.
Это обстоятельство, как и сложный характер любой из операций, входящих в алгоритм управления, определяет возрастающую ответственность субъекта управления. Вместе с тем алгоритмизация управления дает возможность ограничить субъективизм в руководящей деятельности, уменьшить зависимость организации от личных качеств ее членов, нормализовать рутинные процессы, укрепить дисциплину и повысить роль стимулов в управлении.
Особо подчеркнем, что разработка современного научно обоснованного алгоритма управления означает выбор пути повышения эффективности управления. Но это не обеспечивает автоматически более высоких результатов в управленческой деятельности.
Характерной чертой развития теории и практики управления, особенно в последнее десятилетие, является резкое возрастание относительной доли формализованных операций и применение на этой основе математических моделей для получения оптимальных результатов управленческой деятельности. Это обстоятельство иногда создает иллюзию, что вполне возможно формализовать весь процесс управления, а алгоритмический подход превратить в единственно возможный в теории и практике самоуправления.
В действительности алгоритмический подход не является всемогущим, хотя его роль велика и постоянно возрастает. В процессе управления определенную роль играет другой подход — эвристический. Сферы действия алгоритмического и эвристического подходов определяются степенью структурированности управляемых объектов. Для хорошо структурированных объектов более подходящим является алгоритмический подход, для неструктурированных — эвристический, а следовательно, инновационные технологии.
Для социальных систем в силу характерного для них признака неопределенности точное структурирование не всегда возможно. Научный анализ ограничен в силу различных причин: неизбежная неполнота, неминуемая приблизительность, отсутствие способов точного предсказания будущего.
Все это приводит к мысли, что управление в современных условиях не может быть или только эвристическим, или только алгоритмическим процессом. Нет также основания думать, что в будущем один из двух подходов станет доминирующим или единственно рациональным. По своей глубокой сущности управление является скорее всего эвристически-алгоритмизированной деятельностью, в которой наряду со строго научными методами и средствами играют большую роль интуиция, фантазия, творчество, искусство. Органическое сочетание достижений эвристики с теорией алгоритмов позволяет разработать эвристические алгоритмы как набор правил для конструирования, сравнения, анализа и выбора вариантов возможных решений. Эвристические алгоритмы особенно эффективны при проектировании управления объектами с большим числом признаков и свойств, к которым трудно применить математический аппарат.
- Введение
- Часть I
- Глава 1
- 1.1. Определение сущности социальных технологий
- Сущностно-содержательные аспекты социальных технологий
- 1.2. Классификация основных видов социальных технологий
- Типология социальных технологий
- Классификация социальных технологий
- 1.3. Основные свойства и функции социальных технологий
- Основные свойства социальных технологий
- Основные функция социальных технологий
- 1.4. Характеристика методологических принципов социальных технологий
- Характеристика принципов строения социальных технологий
- 1.5. Содержание социально-технологического уклада общественных систем
- Глава 2 Генезис практических основ социально-технологической деятельности
- 2.1. Возникновение социально-технологической деятельности
- 2.2. Возможности и пределы технологизации социального пространства
- 2.3. Содержание и особенности социально-технологической политики
- Основные элементы социально-технологической политики и их характеристика
- Глава 3 Концептуальная эволюция теории социальных технологий
- 3.1. Становление научных основ социально-технологической деятельности
- 3.2. Основные направления развития теории социальных технологий
- Вопросы для подготовки и самоконтроля
- Тематика рефератов и контрольных заданий
- Список использованной и рекомендуемой литературы
- Часть II социальные технологии в современном обществе
- Глава 4
- Технологические аспекты глобальной модернизации общественных систем
- 4.1. Понятие глобальных проблем современной цивилизации
- 4.2. Классификация глобальных социальных технологий
- 4.3. Особенности глобальной модернизации
- Глава 5 Обновление общественных систем – ключевое звено социальной модернизации
- 5.1. Основные факторы обновления общественных систем
- Сравнительная характеристика общественных систем нового и новейшего времени
- Критерии эффективности общественной системы
- 5.2. Характеристика способов обновления общественных систем
- Классификация социальных реформ
- 5.3. Технологизация процессов обновления общественных систем
- Глава 6
- 6.1. Понятие о технологиях отдельных сфер общества
- 6.2. Сущность региональных технологий
- Характеристика основных параметров социального пространства
- Типология социального пространства
- Классификация ресурсного потенциала региона
- 6.3. Особенности технологизации социальных комплексов
- Классификация социальных комплексов
- Научные подходы к проектированию социальных комплексов и их характеристика
- Глава 7 Технологические процессы в трудовых ассоциациях
- 7.1. Сущность и основные виды трудовых ассоциаций
- Классификация трудовых ассоциаций
- Основные проблемы трудовых ассоциаций и способы их технологического решения
- 7.2. Технологические модели управления персоналом трудовой ассоциации
- Характеристика основных технологий управления персоналом
- 7.3. Технологии мотивации трудовой деятельности
- Предметно-логический процесс формирования технологии мотивации трудовой деятельности
- 7.4. Технологии человеческого капитала
- Вопросы для подготовки и самоконтроля
- Тематика рефератов и контрольных заданий
- Список использованной и рекомендуемой литературы
- Часть III праксеологические технологии
- Глава 8
- Практическая жизнь общества как объект социальной технологизации
- 8.1. Понятие социальной практики и социально-преобразовательной деятельности
- 8.2. Классификация и структура социально-преобразовательной деятельности
- Дуалистическая классификация социально-преобразовательной деятельности
- 8.3. Сущность и особенности праксеологических технологий
- Глава 9 Характеристика основных видов праксеологических технологий
- 9.1. Технологии социального планирования
- 9.2. Игровые технологии
- Функции игры и их характеристика
- Классификация основных видов деловых игр и их характеристика
- Классификация основных видов игр открытого типа и их характеристика
- 9.3. Управленческие технологии
- Общая классификация управленческих технологий
- Классификация специальных (частных) управленческих технологий
- Приоритеты вариантов целевого управления
- Основные потребности и интересы
- 9.4. Антикризисные технологии
- Характеристика основных научных концепций, объясняющих природу кризисных явлений
- Классификация социальных кризисов и их характеристика
- Теоретические подходы к объяснению причин кризисных явлений и способов их преодоления
- 9.5. Миротворческие технологии
- Классификация основных видов социального конфликта
- Классификация способов управления конфликтами и их характеристика
- Вопросы для подготовки и самоконтроля
- Тематика рефератов и контрольных заданий
- Список использованной и рекомендуемой литературы
- Часть IV информационные технологии
- Глава 10
- Информационные процессы в современном мире
- 10.1. Сущность информации и ее роль в современном обществе
- 10.2. Необходимость технологизации информационных процессов
- Глава 11 Характеристика основных видов информационных технологий
- 11.1. Эволюция информационных технологий
- 11.2. Информационно-компьютерные технологии
- 11.3. Технологии социального познания
- 11.4. Информационно-аналитические технологии
- Классификация информационно-аналитической деятельности
- Характеристика методов аналитической деятельности
- Основные виды анализа и их характеристика
- Классификация видов социальных ситуаций
- 11.5. Технологии "паблик рилейшнз" (pr-технологии)
- Классификация технологий паблик рилейшнз (pr-технологий)
- Сравнительная характеристика технологий рекламы и pr-технологий
- 11.6. Информационные войны и проблема их технологизации
- Классификация видов информационных войн и их характеристика
- 11.7. Образовательные технологии
- Классификация образовательных технологий
- Сравнительная характеристика классической и постклассической образовательных технологий
- Сравнительная характеристика ролевых функций участников учебного процесса в различных системах обучения
- Сравнительная характеристика личностных качеств участников учебного процесса в различных системах обучения
- Процесс реализации образовательных технологий
- 11.8. Интеллектуальные технологии
- Список использованной и рекомендуемой литературы
- Часть V политические технологии
- Глава 12
- Политическая деятельность как объект социальной технологизации
- 12.1. Понятие политики и политических технологий
- 12.2. Структура политических технологий
- 12.3. Типология политических технологий
- Глава 13 Характеристика основных видов политических технологий
- 13.1. Технологии политического анализа
- 13.2. Технологии политического консультирования
- 13.3. Технологии управления политическими конфликтами
- 13.4. Технологии принятия политических решений
- 13.5. Технологии формирования государственной политики
- 13.6. Избирательные технологии
- Вопросы для подготовки и самоконтроля
- Тематика рефератов и контрольных заданий
- Список использованной и рекомендуемой литературы
- Часть VI диагностические технологии
- Глава 14
- Содержание социально-диагностической деятельности
- 14.1. Сущность и виды социальной диагностики
- Классификация основных видов социальной диагностики и их характеристика
- 14.2. Методы, структура и функции социально-диагностической деятельности
- Основные методы социальной диагностики
- Классификация основных функций социальной диагностики и их характеристика
- Глава 15 Характеристика основных видов диагностических технологий
- 15.1. Технологии социальной экспертизы
- Классификация основных видов социальной экспертизы и их характеристика
- Фрагмент экспертной анкеты по выявлению характеристик имиджа возможных претендентов на пост мэра г. Днепропетровска
- 15.2. Технологии социального эксперимента
- Классификация видов социального эксперимента и их характеристика
- Основные функции социального эксперимента и их характеристика
- Основные задачи технологий социального экспериментирования на различных этапах развития социальных объектов, явлений и процессов
- 15.3. Технологии социального прогнозирования
- Классификация основных видов прогнозов и их характеристика
- Функции социального прогнозирования и их характеристика
- Взаимосвязь между объективными основаниями, содержанием и проблемами социального прогнозирования
- Взаимосвязь между субъективными предпосылками, содержанием и проблемами социального прогнозирования
- Вопросы для подготовки и самоконтроля
- Тематика рефератов и контрольных заданий
- Список использованной и рекомендуемой литературы
- Часть VII проектирование и внедрение социальных технологий
- Глава 16
- Сущность социально-проектировочной деятельности
- 76.1. Понятие социального проектирования и его особенности
- Классификация социальных проектов и их характеристика
- 16.2. Характеристика способов проектирования социальных технологий
- 16.3. Основные принципы и этапы социального проектирования
- Модифицированное применение общих принципов в процессе социального проектирования
- Классификация социальных проблем
- 16.4. Методы социального проектирования и тенденции его развития
- Характеристика основных методов социального проектирования и конструирования
- Глава 17 Операционализация проектирования социальных технологий
- 17.1. Понятие операции и операциональной системы
- Правила проектирования (построения) операциональных сетевых моделей социальных технологий
- 17.2. Структура и виды операциональных систем
- Классификация операциональных систем
- 17.3. Технология процесса проектирования операциональных систем
- Глава 18 Инновационный характер проектирования социальных технологий
- 18.1. Понятие инноваций и их классификация
- Классификация функций нововведений (инноваций) и их характеристика
- Классификация нововведений (инноваций) и их характеристика
- 18.2. Структура инновационного процесса
- Структура инновационного процесса
- 18.3. Проблема становления и развития социальных инноваций
- Ролевые позиции участников инновационного процесса
- Модифицированные ролевые позиции участников инновационного процесса
- Глава 19 Эффективность социальных технологий и способы их внедрения
- 19.1. Способы проверки социальных инноваций и технологий
- 19.2. Технологические основы проверки и внедрения социальных технологий
- Основные функции мониторинга и их характеристика
- 19.3. Организационно-процедурные проблемы внедрения социальных технологий
- 19.4. Зарубежный опыт внедрения социальных технологий
- Вопросы для подготовки и самоконтроля
- Тематика рефератов и контрольных заданий
- Список использованной и рекомендуемой литературы
- Заключение
- Часть V. Политические технологии 333
- Глава 12. Политическая деятельность как объект
- Глава 13. Характеристика основных видов политических
- Введение
- Раздел I теоретико-методологические основы социальных технологий
- Глава 1
- Новая социальная реальность — необходимость инновационного управления
- Глава 2
- Сущность социально-технологических
- Отношений и инновирование
- Управленческой деятельности
- Глава 3 технологизация социальной действительности: инновационные аспекты
- Глава 4 Типология и классификация социальных технологий
- Раздел II
- Глава 5
- Глава 6 Технологии становления и развития корпоративного типа организации общества
- Глава 7 Технологии регулирования отношений собственности
- Глава 8 Информационные технологии
- Глава 9 Социальные технологии предотвращения аварий и катастроф на техногенных объектах
- Шкалы, используемые при оценке уровней "надежности" предприятия
- Социотехническая диагностика
- Методы воздействия
- Коррекция социальной системы
- Глава 10
- Технологии защиты и эффективного
- Использования интеллектуальной
- Собственности
- Раздел III технологии раскрытия жизненных сил общества и личности, их саморазвития и самореализации
- Глава 11 Духовно-культурное содержание современного управления:
- Социально-технологические аспекты и проблемы
- Глава 12 Технологии формирования управленческой и социально-технологической культуры
- Глава 13 Технологии саморазвития личности
- Должно быть
- Личность
- Культура
- Методы управления
- Трудовые коллективы, бытовые, семейные, территориальные ассоциации и др.
- Государство
- Состояние и тенденции развития отношений между обществом и личностью
- Раздел IV технологии инновирования социальных институтов общества
- Глава 14
- Социально-технологический подход к процессу социального управления в условиях информатизации общества
- Глава 15 Социальные технологии государственного управления
- Глава 16 Социальные технологии инновационного управления регионом
- Глава 17 Социальные технологии повышения эффективности трудовых ассоциаций
- Глава 18 Инновирование муниципальных образований: социально-технологические аспекты
- Финансовая
- Самостоятельное решение населением всех вопросов местного значения Организационное обособление местного самоуправления — противовес бюрократии
- Глава 19
- Экологическая культура:
- Технологии формирования
- И раскрытия жизненных сил личности
- Приложение 1
- Раздел I
- Тема 1. Новая социальная реальность — необходимость инновационного управления.
- Тема 2. Сущность социально-технологических отношений и инновирование управленческой деятельности.
- Тема 3. Технологизация социальной действительности: инновационные аспекты.
- Тема 4. Типология и классификация социальных технологий.
- Раздел II Приоритетные технологии инновационных изменений социальной организации общества
- Тема 5. Технологии оптимизации глобальных процессов.
- Тема 6. Технологии становления и развития корпоративного типа организации общества.
- Тема 7. Технологии регулирования отношений собственности.
- Тема 8. Информационные технологии.
- Тема 9. Социальные технологии предотвращения аварий и катастроф на техногенных объектах.
- Тема 10. Технологии защиты эффективного использования интеллектуальной собственности.
- Раздел III
- Тема 11. Духовно-культурное содержание современного управления: социально-технологические аспекты и проблемы.
- Тема 12. Технологии формирования управленческой и социально-технологической культуры.
- Тема 13. Технологии саморазвития личности.
- Раздел IV Технологии инновирования социальных институтов общества
- Тема 14. Социально-технологический подход к процессу социального управления в условиях конфронтации общества.
- Тема 15. Социальные технологии инновирования государственного управления.
- Тема 16. Социальные технологии инновационного управления регионом.
- Тема 17. Социальные технологии повышения эффективности трудовых ассоциаций.
- Тема 18. Инновирование муниципальных образований.
- Тема 19. Экологическая культура: социально-технологические аспекты формирования и раскрытия жизненных сил личности.
- II. Учебно-тематический план по курсу "Социальные технологии государственного и муниципального управления"
- III. Порядок проведения групповых занятий по курсу "Социальные технологии государственного и муниципального управления"
- IV. Вопросы к экзамену по курсу "Инновационные социальные технологии государственного и муниципального управления"
- V. Темы рефератов
- VI. Темы курсовых и дипломных работ
- Приложение 2
- Приложение 3
- Приложение 4 Ноосферный путь развития
- Приложение 5 Словарь управленческих терминов
- Список литературы
- 1. Основная литература
- 2. Дополнительная литература
- Оглавление
- Учебное
- 214000, Г. Смоленск, проспект им. Ю.А. Гагарина, 2