logo
ХРЕСТОМАТИЯ

12.3. Типология политических технологий

Политические технологии встроены в самые разнообразные процессы, которые обеспечивают формирование и использование политической власти на различных уровнях организации государства и социума, способствуя, таким образом, формированию не только универсальных, но и типических свойств политических технологий.

Самые распространенные типы политических технологий – функциональные, в которых предусмотрена рационализация и алгоритмизация ролевых нагрузок различных субъектов управления и власти (например, принятия решений, согласования интересов, ведения переговоров, коммуникации с общественностью и т. п.). В конечном счете, они направлены на управление этими процессами и контроль. Инструментальные политические технологии имитируют применение техник, направленных на рационализацию конкретной деятельности, а на самом деле имеют совершенно другие цели.

В зависимости от областей, в которых применяются те или иные приемы достижения целей, можно говорить о так называемых предметных политических технологиях (например, электоральных, техниках лоббирования, компьютерных и информационных технологиях, переговорных приемах и процедурах, используемых в дипломатической или военной сферах, и т. п.)- Понятно, что такой подход к оценке специфических свойств политические технологий не только дает возможность зафиксировать области властного взаимодействия, которые технологизированы в наибольшей (в частности, выборы в органы власти) или в наименьшей степени. В этом смысле можно даже констатировать наличие таких политических взаимодействий, которые в принципе не могут быть технологизированы, как, например, процесс неформального согласования интересов различных социальных групп в ходе выработки решений на государственном уровне. Этот подход помогает определить зоны пересечения различных технических приемов, их взаимозаменяемость при решении задач в тех или иных областях политики и государственного управления.

С названным типом политических технологий тесно связаны и так называемые уровневые технологии, отражающие степень социальной организации предметных областей. К ним можно отнести такие технологии: глобальные, связанные, к примеру, с решением общемировых проблем – охраны природы, поддержания международной безопасности и т. п.; континентально-региональные, раскрывающие специфические действия государств, а также международных организаций и институтов по решению проблем в ближневосточном, европейском или каком-либо ином регионе; национально-государственные, характеризующие процесс осуществления власти и государственного управления в пределах одной страны; корпоративные, отражающие властно-управленческие отношения в рамках отдельной организации; локальные, фиксирующие специфику деятельности отношений субъектов в ограниченных точках политического пространства, а также межличностные.

По продолжительности использования определенных способов политической деятельности выделяют следующие политические технологии: стратегические, нацеленные на отдаленный результат деятельности субъектов; тактические, обеспечивающие реализацию краткосрочных целей; спорадические, применяемые единовременно, и циклические, постоянно воспроизводимые в структуре деятельности субъектов власти и управления.

Учитывая нацеленность политических технологий на расширение круга субъектов власти и управления, способных применять сложившиеся алгоритмы деятельности при решении однотипных задач, можно говорить о тиражируемых, т. е. рассчитанных на повсеместное применение в аналогичных условиях, технологиях, а также о противоположных им – уникальных, применимых только в определенных, строго фиксированных условиях и не воспроизводимых даже в похожих ситуациях. Первые из указанных технологий меньше зависят от свойств реализующих их субъектов и потому максимально экономят временные и материальные ресурсы при выполнении однотипных видов деятельности. Уникальные же технологии применимы лишь для однократного достижения определенных целей, а нередко и лишь для строго очерченного круга субъектов. Они, как правило, обходятся значительно дороже и практически полностью теряют свою эффективность при попытках их перенесения даже в подобные обстоятельства.

Например, отдельные "дипломатические" технологии можно многократно использовать в процессе ведения межгосударственных переговоров, а наиболее важные приемы и техники избирательной кампании – без каких-либо ограничений применять в выборах различного уровня, независимо от страны, где они проводятся, уровня (общенационального или местного) социальной организации или времени проведения. Вместе с тем при урегулировании каких-либо межнациональных противоречий с исключительно своеобразным набором сторон, причин, поводов, времени протекания и других параметров конфликта можно применять такие способы и приемы, которые дадут требуемый эффект лишь в определенном месте и в известное время.

Принимая во внимание разнообразие условий политической деятельности, динамических изменений, свойств и способностей субъектов, можно выделить жесткие и мягкие политические технологии. Первые основаны на заданности и неизменности основных параметров применяемых субъектами приемов и способов деятельности. Очень часто такие технологии обеспечивают правовой и процедурный порядок согласования интересов между ведомствами и институтами власти, например сохранение иерархичности в согласовании правительственных программ, визировании документов и т. п. Мягкие технологии демонстрируют способы деятельности в менее институциализированных условиях, то есть те ее способы и приемы, которые дают возможность гибко адаптировать цели и ресурсы, имеющиеся в распоряжении субъекта, к изменяющимся условиям. Иначе говоря, это как бы самонастраивающиеся технологии, ситуативно изменяющиеся алгоритмы действий, которые, в конечном счете, расширяют опыт, необходимый для совершенствования процесса достижения целей в той или иной сфере. И если первые можно расценивать как способы деятельности, в основном воспроизводящие структуры, функции и отношения власти, то вторые – как формирующие, достраивающие политическую систему и систему управления государством до уровня актуальных требований. Последние, по сути дела, фиксируют процесс обновления и даже перерождения технологий, их перехода ко вновь формирующимся алгоритмам деятельности.

По степени и характеру регламентации политической деятельности (которые особенно важны для анализа переходных или трансформационных процессов) различают нормативные и девиантные политические технологии. Нормативные технологии – это способы деятельности, которые жестко обусловлены существующими в обществе (организации) законами, нормами, традициями или обычаями. Девиантные технологии противоположны им, это отклоняющиеся от таких требований и стандартов способы деятельности. К ним относится, например, целый спектр противоречащих закону или нормам общественной морали "серых" и "черных", или "грязных", технологий. Как показала практика, в критических точках политического процесса, а именно во время выборов в органы высшей государственной власти, а также в периоды внешне- и внутриполитических кризисов наблюдается небывалый расцвет подобных политических технологий. Субъекты влияния и власти нередко занимаются "сливом компромата", шантажом, утечками информации, клеветой, а в ряде случаев даже террором, организуют заговоры, путчи и т. п. Очень часто такие формы политической деятельности становятся источниками не только скандалов, но и кризисов, меняющих течение политического процесса, расстановку сил в обществе, влияющих на соблюдение странами международных обязательств.

Обществу и государству важно понять, как предотвращать использование таких технологий борьбы за власть, а также выработать соответствующие политические противоядия. Однако уже сегодня становится ясно, что в современном (и не только украинском) обществе практически невозможно бороться с некоторыми подобными приемами. Например, учитывая распространение современных средств связи, чисто технически не удается предотвратить электронный шпионаж и другие аналогичные приемы деятельности.

Близки к рассматриваемым типам политических технологий также явные и теневые способы достижения властно-политических и государственно-административных целей. Первый из этих типов, выраженный, к примеру, в формах диалога власти с общественностью, олицетворяя публичный характер власти, по сути, играет роль своеобразной визитной карточки политического режима и сложившейся системы управления государством. Однако такие приемы, техники управления и власти зачастую имеют сугубо демонстрационный, "выставочный" характер; они ориентированы на коммуникацию с общественным мнением и создание образа активной и эффективной власти. При этом они могут быть очень слабо связаны с реальным процессом выработки государственных решений, а то и вовсе не связаны с ним.

Теневые технологии управления и власти, будучи с практической точки зрения подчас важнейшими и определяющими процесс применения власти и распределения государственных ресурсов, вместе с тем характеризуются очень низким уровнем технологичности, представляя собой скорее уникальные (спонтанные, ситуационные), нежели стандартизированные и алгоритмизированные способы и приемы политической деятельности.