17.2. Структура и виды операциональных систем
Любая социальная технология (например, производственная или образовательная) – это операциональная или операционально-деятельностная система, которая состоит из некоторой согласованной совокупности операций, в результате которых входные величины преобразуются в выходные. Операциональная функция социальных технологий включает в себя те действия (операции), в результате которых производятся различные товары или услуги, поставляемые социальной, а точнее – социально-технической системой (например, организацией, предприятием или фирмой) во внешнюю среду. Операциональную функцию имеют все социальные (трудовые) организации. При этом термины "операции" и "производство" взаимозаменяемы. Однако производством называют в основном выпуск товаров и переработку сырья, а термин "операции" трактуют значительно шире, так как он включает не только производство товаров, но и предоставление разнообразных услуг [29, с. 596].
Больше всего социальные (трудовые) организации отличаются друг от друга по характеру видов деятельности, входящих в операциональную функцию. Например, при производстве автомобилей перерабатывается огромное количество сырьевых материалов, листового металла: сначала из сырья производят отдельные детали и узлы, затем их собирают в основные изделия стандартной конструкции. Юридические же фирмы, больницы и большинство учреждений сферы услуг потребляют мало исходных материалов, но они приспосабливают свои услуги под требования клиентов. Так, авиационные компании, банки и университеты предоставляют стандартизированный набор услуг, давая клиентам возможность выбрать те, которые их устраивают.
Таким образом, полная система производственной деятельности социальной (трудовой) организации, включающая согласованную совокупность операций, является операциональной системой, которая в структурном отношении состоит из трех основных подсистем: 1) перерабатывающей; 2) обеспечивающей; 3) управляющей. Схематично структуру операциональной системы можно представить так, как показано на рис. 43.
Для иллюстрации подсистем операциональной системы рассмотрим в качестве примера социальной организации университет, где эту систему можно идентифицировать с образовательной социальной технологией.
Перерабатывающая подсистема в этом случае выполняет производительную работу, непосредственно связанную с превращением входных величин в выходные результаты. Для университета основными результатами деятельности являются, как правило, разработка и распространение знаний. Основная роль человеческого фактора проявляется здесь в получении результатов посредством научно-исследовательской и педагогической деятельности профессорско-преподавательского состава. Перерабатывающая подсистема потребляет материалы, в том числе бумагу и канцелярские товары. Для ее функционирования требуются также капиталовложения в виде аудиторий, кабинетов, лабораторий, мебели и оборудования. Кроме того, она должна получать информацию о достижениях в различных областях науки из различных печатных и других источников, посредством проведения заседаний кафедр, семинаров и конференций, а также поддержания профессиональных контактов с коллегами из других университетов. Нужно также, чтобы коммунальные службы подавали энергию для освещения и отопления университетских помещений, а также для работы компьютеров, полиграфического и другого оборудования.
Подсистема обеспечения не связана напрямую с производством выходных результатов, но выполняет весьма нужные функции обеспечения перерабатывающей подсистемы. В университете эта подсистема включает библиотеку, компьютерный центр, ремонтно-эксплуатационную службу, книжные киоски, почтовое отделение, кафетерий, типографию и другие вспомогательные подразделения. Функция, которую считают частью подсистемы обеспечения в одной организации, в другой может быть составляющей перерабатывающей подсистемы. Например, в университете типография выполняет обеспечивающую функцию, а в коммерческом предприятии она может быть основной перерабатывающей подсистемой.
Информация
из внешней
среды
Информация
из внутренней
среды
Подсистема управления
L
Информация
о состоянии
системы
Планы, решения, корректирующие взаимодействия
На входе
На выходе
Перерабатывающая подсистема
Продукция, услуги
Подсистема обеспечения
Труд, материалы, капитал, информация, энергия
Рис. 43. Структура операциональной системы
Что касается подсистемы управления (планирования и контроля), то она получает от перерабатывающей подсистемы информацию о состоянии системы и незавершенном производстве. Информация о целях, политике, основных направлениях и других внутренних параметрах поступает из внутренней среды организации, а информация о спросе на продукцию, стоимости ресурсов, тенденциях развития технологий, правительственных нормативных актах и других факторах – из внешней среды. Подсистема управления должна обработать весь этот обычно большой объем достаточно сложной информации и выдать решение, как следует работать перерабатывающей подсистеме. Как правило, должны быть решены конкретные вопросы: планирование производственных мощностей, диспетчеризация, управление материально-производственными запасами, контроль качества и многое другое. В университете эти функции планирования и контроля выполняет его администрация (ректорат), деканаты, приемная комиссия, учебный, методический, научный, плановый, кадровый и другие отделы. Расписание занятий составляют исходя из контингента студентов, заявок на курсы учебных дисциплин, имеющегося профессорско-преподавательского состава, аудиторного фонда. Качество преподавания и научных работ контролируется посредством анализа силами профессорско- преподавательского состава и исходя из оценок, которые дают студенты учебным курсам и преподавателям. Подсистема управления постоянно учитывает потребность в дополнительных преподавательских кадрах и соответствующих средствах.
Классифицировать операциональные системы можно разными способами. Рассмотрим двухмерную классификацию операциональных систем, основанную на характере выхода и типе используемого процесса переработки ресурсов (табл. 63). Таким образом можно проанализировать фактически любую операциональную систему.
Таблица 63
- Введение
- Часть I
- Глава 1
- 1.1. Определение сущности социальных технологий
- Сущностно-содержательные аспекты социальных технологий
- 1.2. Классификация основных видов социальных технологий
- Типология социальных технологий
- Классификация социальных технологий
- 1.3. Основные свойства и функции социальных технологий
- Основные свойства социальных технологий
- Основные функция социальных технологий
- 1.4. Характеристика методологических принципов социальных технологий
- Характеристика принципов строения социальных технологий
- 1.5. Содержание социально-технологического уклада общественных систем
- Глава 2 Генезис практических основ социально-технологической деятельности
- 2.1. Возникновение социально-технологической деятельности
- 2.2. Возможности и пределы технологизации социального пространства
- 2.3. Содержание и особенности социально-технологической политики
- Основные элементы социально-технологической политики и их характеристика
- Глава 3 Концептуальная эволюция теории социальных технологий
- 3.1. Становление научных основ социально-технологической деятельности
- 3.2. Основные направления развития теории социальных технологий
- Вопросы для подготовки и самоконтроля
- Тематика рефератов и контрольных заданий
- Список использованной и рекомендуемой литературы
- Часть II социальные технологии в современном обществе
- Глава 4
- Технологические аспекты глобальной модернизации общественных систем
- 4.1. Понятие глобальных проблем современной цивилизации
- 4.2. Классификация глобальных социальных технологий
- 4.3. Особенности глобальной модернизации
- Глава 5 Обновление общественных систем – ключевое звено социальной модернизации
- 5.1. Основные факторы обновления общественных систем
- Сравнительная характеристика общественных систем нового и новейшего времени
- Критерии эффективности общественной системы
- 5.2. Характеристика способов обновления общественных систем
- Классификация социальных реформ
- 5.3. Технологизация процессов обновления общественных систем
- Глава 6
- 6.1. Понятие о технологиях отдельных сфер общества
- 6.2. Сущность региональных технологий
- Характеристика основных параметров социального пространства
- Типология социального пространства
- Классификация ресурсного потенциала региона
- 6.3. Особенности технологизации социальных комплексов
- Классификация социальных комплексов
- Научные подходы к проектированию социальных комплексов и их характеристика
- Глава 7 Технологические процессы в трудовых ассоциациях
- 7.1. Сущность и основные виды трудовых ассоциаций
- Классификация трудовых ассоциаций
- Основные проблемы трудовых ассоциаций и способы их технологического решения
- 7.2. Технологические модели управления персоналом трудовой ассоциации
- Характеристика основных технологий управления персоналом
- 7.3. Технологии мотивации трудовой деятельности
- Предметно-логический процесс формирования технологии мотивации трудовой деятельности
- 7.4. Технологии человеческого капитала
- Вопросы для подготовки и самоконтроля
- Тематика рефератов и контрольных заданий
- Список использованной и рекомендуемой литературы
- Часть III праксеологические технологии
- Глава 8
- Практическая жизнь общества как объект социальной технологизации
- 8.1. Понятие социальной практики и социально-преобразовательной деятельности
- 8.2. Классификация и структура социально-преобразовательной деятельности
- Дуалистическая классификация социально-преобразовательной деятельности
- 8.3. Сущность и особенности праксеологических технологий
- Глава 9 Характеристика основных видов праксеологических технологий
- 9.1. Технологии социального планирования
- 9.2. Игровые технологии
- Функции игры и их характеристика
- Классификация основных видов деловых игр и их характеристика
- Классификация основных видов игр открытого типа и их характеристика
- 9.3. Управленческие технологии
- Общая классификация управленческих технологий
- Классификация специальных (частных) управленческих технологий
- Приоритеты вариантов целевого управления
- Основные потребности и интересы
- 9.4. Антикризисные технологии
- Характеристика основных научных концепций, объясняющих природу кризисных явлений
- Классификация социальных кризисов и их характеристика
- Теоретические подходы к объяснению причин кризисных явлений и способов их преодоления
- 9.5. Миротворческие технологии
- Классификация основных видов социального конфликта
- Классификация способов управления конфликтами и их характеристика
- Вопросы для подготовки и самоконтроля
- Тематика рефератов и контрольных заданий
- Список использованной и рекомендуемой литературы
- Часть IV информационные технологии
- Глава 10
- Информационные процессы в современном мире
- 10.1. Сущность информации и ее роль в современном обществе
- 10.2. Необходимость технологизации информационных процессов
- Глава 11 Характеристика основных видов информационных технологий
- 11.1. Эволюция информационных технологий
- 11.2. Информационно-компьютерные технологии
- 11.3. Технологии социального познания
- 11.4. Информационно-аналитические технологии
- Классификация информационно-аналитической деятельности
- Характеристика методов аналитической деятельности
- Основные виды анализа и их характеристика
- Классификация видов социальных ситуаций
- 11.5. Технологии "паблик рилейшнз" (pr-технологии)
- Классификация технологий паблик рилейшнз (pr-технологий)
- Сравнительная характеристика технологий рекламы и pr-технологий
- 11.6. Информационные войны и проблема их технологизации
- Классификация видов информационных войн и их характеристика
- 11.7. Образовательные технологии
- Классификация образовательных технологий
- Сравнительная характеристика классической и постклассической образовательных технологий
- Сравнительная характеристика ролевых функций участников учебного процесса в различных системах обучения
- Сравнительная характеристика личностных качеств участников учебного процесса в различных системах обучения
- Процесс реализации образовательных технологий
- 11.8. Интеллектуальные технологии
- Список использованной и рекомендуемой литературы
- Часть V политические технологии
- Глава 12
- Политическая деятельность как объект социальной технологизации
- 12.1. Понятие политики и политических технологий
- 12.2. Структура политических технологий
- 12.3. Типология политических технологий
- Глава 13 Характеристика основных видов политических технологий
- 13.1. Технологии политического анализа
- 13.2. Технологии политического консультирования
- 13.3. Технологии управления политическими конфликтами
- 13.4. Технологии принятия политических решений
- 13.5. Технологии формирования государственной политики
- 13.6. Избирательные технологии
- Вопросы для подготовки и самоконтроля
- Тематика рефератов и контрольных заданий
- Список использованной и рекомендуемой литературы
- Часть VI диагностические технологии
- Глава 14
- Содержание социально-диагностической деятельности
- 14.1. Сущность и виды социальной диагностики
- Классификация основных видов социальной диагностики и их характеристика
- 14.2. Методы, структура и функции социально-диагностической деятельности
- Основные методы социальной диагностики
- Классификация основных функций социальной диагностики и их характеристика
- Глава 15 Характеристика основных видов диагностических технологий
- 15.1. Технологии социальной экспертизы
- Классификация основных видов социальной экспертизы и их характеристика
- Фрагмент экспертной анкеты по выявлению характеристик имиджа возможных претендентов на пост мэра г. Днепропетровска
- 15.2. Технологии социального эксперимента
- Классификация видов социального эксперимента и их характеристика
- Основные функции социального эксперимента и их характеристика
- Основные задачи технологий социального экспериментирования на различных этапах развития социальных объектов, явлений и процессов
- 15.3. Технологии социального прогнозирования
- Классификация основных видов прогнозов и их характеристика
- Функции социального прогнозирования и их характеристика
- Взаимосвязь между объективными основаниями, содержанием и проблемами социального прогнозирования
- Взаимосвязь между субъективными предпосылками, содержанием и проблемами социального прогнозирования
- Вопросы для подготовки и самоконтроля
- Тематика рефератов и контрольных заданий
- Список использованной и рекомендуемой литературы
- Часть VII проектирование и внедрение социальных технологий
- Глава 16
- Сущность социально-проектировочной деятельности
- 76.1. Понятие социального проектирования и его особенности
- Классификация социальных проектов и их характеристика
- 16.2. Характеристика способов проектирования социальных технологий
- 16.3. Основные принципы и этапы социального проектирования
- Модифицированное применение общих принципов в процессе социального проектирования
- Классификация социальных проблем
- 16.4. Методы социального проектирования и тенденции его развития
- Характеристика основных методов социального проектирования и конструирования
- Глава 17 Операционализация проектирования социальных технологий
- 17.1. Понятие операции и операциональной системы
- Правила проектирования (построения) операциональных сетевых моделей социальных технологий
- 17.2. Структура и виды операциональных систем
- Классификация операциональных систем
- 17.3. Технология процесса проектирования операциональных систем
- Глава 18 Инновационный характер проектирования социальных технологий
- 18.1. Понятие инноваций и их классификация
- Классификация функций нововведений (инноваций) и их характеристика
- Классификация нововведений (инноваций) и их характеристика
- 18.2. Структура инновационного процесса
- Структура инновационного процесса
- 18.3. Проблема становления и развития социальных инноваций
- Ролевые позиции участников инновационного процесса
- Модифицированные ролевые позиции участников инновационного процесса
- Глава 19 Эффективность социальных технологий и способы их внедрения
- 19.1. Способы проверки социальных инноваций и технологий
- 19.2. Технологические основы проверки и внедрения социальных технологий
- Основные функции мониторинга и их характеристика
- 19.3. Организационно-процедурные проблемы внедрения социальных технологий
- 19.4. Зарубежный опыт внедрения социальных технологий
- Вопросы для подготовки и самоконтроля
- Тематика рефератов и контрольных заданий
- Список использованной и рекомендуемой литературы
- Заключение
- Часть V. Политические технологии 333
- Глава 12. Политическая деятельность как объект
- Глава 13. Характеристика основных видов политических
- Введение
- Раздел I теоретико-методологические основы социальных технологий
- Глава 1
- Новая социальная реальность — необходимость инновационного управления
- Глава 2
- Сущность социально-технологических
- Отношений и инновирование
- Управленческой деятельности
- Глава 3 технологизация социальной действительности: инновационные аспекты
- Глава 4 Типология и классификация социальных технологий
- Раздел II
- Глава 5
- Глава 6 Технологии становления и развития корпоративного типа организации общества
- Глава 7 Технологии регулирования отношений собственности
- Глава 8 Информационные технологии
- Глава 9 Социальные технологии предотвращения аварий и катастроф на техногенных объектах
- Шкалы, используемые при оценке уровней "надежности" предприятия
- Социотехническая диагностика
- Методы воздействия
- Коррекция социальной системы
- Глава 10
- Технологии защиты и эффективного
- Использования интеллектуальной
- Собственности
- Раздел III технологии раскрытия жизненных сил общества и личности, их саморазвития и самореализации
- Глава 11 Духовно-культурное содержание современного управления:
- Социально-технологические аспекты и проблемы
- Глава 12 Технологии формирования управленческой и социально-технологической культуры
- Глава 13 Технологии саморазвития личности
- Должно быть
- Личность
- Культура
- Методы управления
- Трудовые коллективы, бытовые, семейные, территориальные ассоциации и др.
- Государство
- Состояние и тенденции развития отношений между обществом и личностью
- Раздел IV технологии инновирования социальных институтов общества
- Глава 14
- Социально-технологический подход к процессу социального управления в условиях информатизации общества
- Глава 15 Социальные технологии государственного управления
- Глава 16 Социальные технологии инновационного управления регионом
- Глава 17 Социальные технологии повышения эффективности трудовых ассоциаций
- Глава 18 Инновирование муниципальных образований: социально-технологические аспекты
- Финансовая
- Самостоятельное решение населением всех вопросов местного значения Организационное обособление местного самоуправления — противовес бюрократии
- Глава 19
- Экологическая культура:
- Технологии формирования
- И раскрытия жизненных сил личности
- Приложение 1
- Раздел I
- Тема 1. Новая социальная реальность — необходимость инновационного управления.
- Тема 2. Сущность социально-технологических отношений и инновирование управленческой деятельности.
- Тема 3. Технологизация социальной действительности: инновационные аспекты.
- Тема 4. Типология и классификация социальных технологий.
- Раздел II Приоритетные технологии инновационных изменений социальной организации общества
- Тема 5. Технологии оптимизации глобальных процессов.
- Тема 6. Технологии становления и развития корпоративного типа организации общества.
- Тема 7. Технологии регулирования отношений собственности.
- Тема 8. Информационные технологии.
- Тема 9. Социальные технологии предотвращения аварий и катастроф на техногенных объектах.
- Тема 10. Технологии защиты эффективного использования интеллектуальной собственности.
- Раздел III
- Тема 11. Духовно-культурное содержание современного управления: социально-технологические аспекты и проблемы.
- Тема 12. Технологии формирования управленческой и социально-технологической культуры.
- Тема 13. Технологии саморазвития личности.
- Раздел IV Технологии инновирования социальных институтов общества
- Тема 14. Социально-технологический подход к процессу социального управления в условиях конфронтации общества.
- Тема 15. Социальные технологии инновирования государственного управления.
- Тема 16. Социальные технологии инновационного управления регионом.
- Тема 17. Социальные технологии повышения эффективности трудовых ассоциаций.
- Тема 18. Инновирование муниципальных образований.
- Тема 19. Экологическая культура: социально-технологические аспекты формирования и раскрытия жизненных сил личности.
- II. Учебно-тематический план по курсу "Социальные технологии государственного и муниципального управления"
- III. Порядок проведения групповых занятий по курсу "Социальные технологии государственного и муниципального управления"
- IV. Вопросы к экзамену по курсу "Инновационные социальные технологии государственного и муниципального управления"
- V. Темы рефератов
- VI. Темы курсовых и дипломных работ
- Приложение 2
- Приложение 3
- Приложение 4 Ноосферный путь развития
- Приложение 5 Словарь управленческих терминов
- Список литературы
- 1. Основная литература
- 2. Дополнительная литература
- Оглавление
- Учебное
- 214000, Г. Смоленск, проспект им. Ю.А. Гагарина, 2