logo
ХРЕСТОМАТИЯ

Заключение

Проведенный анализ показал, что социальные технологии – ключевое и весьма важное социальное явление нашего времени. В XX ст. они предопределяли как великие трагедии в развитии общества, так и величайшие его достижения в области социального и гуманитарного мышления. Однако наступивший XXI в. ставит перед социальными технологиями колоссальные проблемы "очеловечивания" современного общества, а также придания ему устойчивых гуманистических форм социально-экономического развития. Пока еще слишком "неуютна" социальная жизнь на планете. Набирают силу сотни глобальных проблем, которые могут предопределить устойчивую деградацию или даже гибель цивилизации. Поэтому приоритетной проблемой, которая весьма остро стоит перед социальными технологиями, является обеспечение безопасного и устойчивого развития современного общества. Ныне человек как никогда нуждается в создании среды безопасного социального развития, а также в обеспечении гарантий безопасности для будущих поколений. Необходимо не сколько декларирование в международных соглашениях и других законодательных актах глобальной, национальной, региональной, местной и индивидуальной безопасности, столько серьезное социально-технологическое ее обеспечение.

Обострение глобальных проблем современной цивилизации, нищета и обездоленность большинства населения стран "третьего мира", ущемление политических, национальных и культурных прав многих людей, а также распространение международного терроризма порождают потребность в незамедлительной и эффективной социоинженерной проработке путей разрешения этих проблем.

Не меньше внимания нужно уделять и оптимизации социального пространства, насыщению его необходимым набором цивилизованных инновационных социальных технологий. Речь идет, прежде всего, о преодолении социально-технологической отсталости целого ряда стран, социальная жизнь которых еще во многом основана на принципах родового строя. Для поставторитарных государств, переживающих трансформацию общественных систем в процессе своего исторического развития, весьма актуально технологически разумное преобразование общества и его подсистем на принципах гуманизма и демократии.

Информационная цивилизация – это объективная и неизбежная стадия всемирно-исторического процесса, означающая качественно новые рубежи в развитии производительных сил и производственных отношений общества, его социальной, политической и духовной сфер. Для вхождения современного человечества в информационную стадию цивилизации и ускорения процесса общественного развития нужно в первую очередь быстро перестроить весь социальный уклад жизни общества, исходя из принципов постиндустриальной цивилизации. Целые поколения, которые не успевают приспособиться к происходящим переменам, уже сейчас испытывают серьезные трудности в адаптации к новым социальным реалиям. Поэтому социальные технологии должны стать тем эффективным и действенным инструментом облегчения адаптационных процессов, которые сделают жизнь современного человека социально более значимой и в то же время адекватно соответствующей запросам быстро текущего социального времени и вызовам XXI века.

Современна наука доказала, а социальная практика подтвердила, что демократическое правовое государство, основу которого составляют развитое гражданское общество и социально ориентированная экономика, можно считать идеалом; к тому же ему свойственны устойчивые тенденции и факторы общественного развития. Но сами по себе эти факторы и тенденции без сознательной, системной и целенаправленной деятельности людей не могут быть действенными. Именно здесь открывается широкое поле для разработки и применения социальных технологий, которые помогут сбалансировать достижения современной цивилизации с национальными особенностями отдельных стран, а творческие инновации – с разумными социальными нормами. Важно и то, что современному обществу свойственна значительная социальная динамика с высо­кой способностью к постоянному обновлению. Обеспечение этого имманентного качества современного цивилизованного социума возможно лишь на основе и посредством социально-технологической деятельности.

Многочисленные научные данные свидетельствуют, что современное человечество переступило порог третьего тысячелетия значительно повзрослев. Оно уже достигло определенной социально-гуманистической зрелости и поставило в центр своего внимания личность человека. Социоинженерная деятельность на этом этапе общественного развития из экзотического изобретения социальных наук и эпизодического приложения его к социальной реальности практически превратилась в важнейшее современное направление профессиональной деятельности людей. Однако любая профессиональная деятельность, в том числе социоинженерная, предается через своих носителей – социальных менеджеров, инженеров, конструкторов и технологов. Поэтому представители этих профессий в недалеком будущем станут не менее популярными фигурами в обществе, чем специалисты в области компьютерных систем, банкиры, юристы, врачи или учителя. Именно эти категории современных специалистов, которые в совершенстве владеют методологией и методикой разработки и внедрения инновационных социальных технологий, призваны направить свои усилия на оптимизацию способов достижения общественных целей для удовлетворения многочисленных социальных потребностей людей, гармонизации социальных отношений в обществе в целом. Социальные менеджеры, технологи, инженеры и конструкторы, таким образом, являются активными субъектами эффективных социальных изменений, который может обеспечить не только устойчивое функционирование, но и прогрессивное поступательное развитие современного общества и его подсистем.

Содержание

Введение 3

Часть I. Методологические основы теории социальных

технологий Ю

Глава 1. Содержание, особенности и виды социальных

технологий 11

1.1. Определение сущности социальных

технологий И

  1. Классификация основных видов социальных технологий 24

  2. Основные свойства и функции социальных технологий 33

  3. Характеристика методологических принципов социальных технологий 39

  4. Содержание социально-технологического уклада общественных систем 47

Глава 2. Генезис практических основ социально- технологической деятельности 51

  1. Возникновение социально-технологической деятельности °1

  2. Возможности и пределы технологизации социального пространства 62

  3. Содержание и особенности социально-технологической политики 67

Глава 3. Концептуальная эволюция теории социальных

технологий 72

  1. Становление научных основ социально-технологической деятельности 72

  2. Основные направления развития теории

социальных технологий 83

Вопросы для подготовки и самоконтроля 89

Тематика рефератов и контрольных заданий 90

Список использованной и рекомендуемой литературы 91

Часть II. Социальные технологии в современном

обществе 94

Глава 4. Технологические аспекты глобальной

модернизации общественных систем 95

  1. Понятие глобальных проблем современной цивилизации 95

  1. Классификация глобальных социальных

технологий 99

4.3. Особенности глобальной модернизации 104

Глава 5. Обновление общественных систем

ключевое звено социальной модернизации 107

5.1. Основные факторы обновления общественных

систем 107

  1. Характеристика способов обновления общественных систем 112

  2. Технологизация процессов обновления общественных систем 117

Глава 6. Технологии трансформации подсистем

общества 122

  1. Понятие о технологиях отдельных сфер общества 122

  2. Сущность региональных технологий 124

  1. Особенности технологизации социальных комплексов 135

Глава 7. Технологические процессы в трудовых

ассоциациях 142

  1. Сущность и основные виды трудовых ассоциаций 142

  2. Технологические модели управления

персоналом трудовой ассоциации 146

7.3. Технологии мотивации трудовой

деятельности 150

7.4. Технологии человеческого капитала 153

Вопросы для подготовки и самоконтроля 158

Тематика рефератов и контрольных заданий 158

Список использованной и рекомендуемой литературы .... 159

Часть III. Праксеологические технологии 162

Глава 8. Практическая жизнь общества как объект

социальной технологизации 163

  1. Понятие социальной практики и социально-преобразовательной деятельности 163

  2. Классификация и структура социально-преобразовательной деятельности 165

  3. Сущность и особенности праксеологических технологий 169

Глава 9. Характеристика основных видов

праксеологических технологий 172

  1. Технологии социального планирования 172

  2. Игровые технологии 186

  3. Управленческие технологии 197

  4. Антикризисные технологии 211

  5. Миротворческие технологии 234

Вопросы для подготовки и самоконтроля 245

Тематика рефератов и контрольных заданий 245

Список использованной и рекомендуемой литературы ...246

Часть IV. Информационные технологии 249

Глава 10. Информационные процессы в современном

мире 250

  1. Сущность информации и ее роль в современном обществе 250

  2. Необходимость технологизации информационных процессов 255

Глава 11. Характеристика основных видов

информационных технологий 258

  1. Эволюция информационных технологий 258

  2. Информационно-компьютерные технологии 260

  3. Технологии социального познания 263

  4. Информационно-аналитические технологии 268

11.5. Технологии "паблик рилейшнз"

(PR-технологии) 290

11.6. Информационные войны и проблема

их технологизации 296

  1. Образовательные технологии 305

  2. Интеллектуальные технологии 315

Вопросы для подготовки и самоконтроля 329

Тематика рефератов и контрольных заданий 329

Список использованной и рекомендуемой литературы ...330