Глава 18 Инновирование муниципальных образований: социально-технологические аспекты
В данной главе будут рассмотрены следующие основные вопросы.
1. Муниципальное образование: технологии воспроизводства и эффективного использования жизненных сил личности.
2. Местное самоуправление — институт организации совместной жизнедеятельности населения.
3. Социальные ресурсы местного сообщества: технологии освоения.
1. Одним из важнейших факторов становления гражданского общества в России и демократического государства является развитие местного сообщества.
В последнее время происходит переосмысление моделей развития современного общества: от тоталитарных, организованных "сверху" к организации "снизу" за счет самоорганизации и саморазвития местных сообществ, делегирующих часть полномочий, ресурсов федеральному центру.
Такой механизм самоорганизации общества позволяет разрешить вековое противоречие между личностью и государством, которое, декларируя права и свободы личности, на деле часто выступало механизмом разрушения, сдерживания творческих потенциалов многих, блокировало самореализацию жизненных сил человека.
Сегодня это противоречие стало кричащим. С одной стороны, становится очевидным, что социальный творческий потенциал многих — основной источник развития и социального прогресса, с другой — именно он является наиболее невостребованным со стороны главного субъекта управления — государства. Выход их этого тупика один — освобождать государство от несвойственных ему властных функций регулирования всех сторон общественной жизни своих граждан, развитие гражданских институтов общества на всех уровнях управления общественными делами, в том числе на муниципальном, именно здесь и утверждается современная парадигма общественного развития: цель общественного развития — не экономика, не осуществление реформ, не утверждение рыночных отношений, а творческое саморазвитие личности, полная саморегуляция ее сущностных сил.
К сожалению, разрушая местные сообщества, сдерживая источники их саморазвития, современные государства, российское в особенности, тем самым подавляют творческие способности людей, проживающих в местном сообществе.
В вопросах государственного устройства законодательство выступает ведущим системообразующим фактором. И остается только сожалеть, что на том этапе, когда принимался Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", законодателем не было оценено по достоинству понятие местное сообщество, определяющее субъект особого свойства (по системообразующему признаку), в отличие от понятия с размытыми границами — население.
На территории России было положено начало формированию новых территориальных социально-экономических целостностей под названием муниципальные образования, население которых получило право на местное самоуправление.
Понятие "муниципальное образование" введено в правовой оборот Гражданским кодексом Российской Федерации, принятым Государственной Думой 21 октября 1994 г.
В соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные образования — это "... городское, сельское поселение, часть поселения, иная населенная территория... в пределах которых осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления...".
В этой связи разработка инновационной концепции муниципального образования и технологий ее реализации, направленной не на деградацию местных сообществ, а на их подъем всеми средствами, в том числе и организационно-правового регулирования, — одна из актуальных теоретических и практических задач современного обществоведения, юриспруденции в том числе.
Почему, например, одни муниципальные образования развиваются, а другие влачат жалкое существование и ждут дотаций, при этом не используя в полной мере местные ресурсы? В настоящее время в России из 14 тыс. муниципальных образований лишь немногие являются донорами. Ясно одно, что стратегия развития "сверху" местного самоуправления в России и соответствующие ей "правовая" и "организационная" модели сегодня зашли в тупик и потеряли вектор развития, исчерпали свой потенциал. Без социально-экономического наполнения, научного и духовного подкрепления скрепы организационно-правового регулирования перестают работать71. Либо расширение реальных полномочий органов местного самоуправления, укрепление материально-финансовой базы, совершенствование налоговой системы, развитие местного хозяйства, муниципальной собственности, либо снова диктат центра и еще большая стагнация уже созданных правовых и организационных основ местной власти.
Реализация концепции предполагает разработку соответствующих стратегий, которые являются универсальными социальными технологиями развития не только общества в целом, но и отдельных регионов муниципальных образований.
Анализируя западную литературу, можно выделить шесть основных стратегических направлений изменения местных сообществ: мобилизация масс, социальное действие, гражданское участие, общественная защита, социальное просвещение, развитие местных услуг. Вопрос о том, какое из этих направлений следует выбрать для развития конкретного сообщества, приобретает все большее значение. Не только в развитых странах в ходе политических и экономических перемен многие общественные обязанности сместились на локальный уровень, но и в развивающихся странах правительства и неправительственные организации проводят политику, все больше ориентирующуюся на местные сообщества.
Суть управленческой революции, осуществленной в цивилизованных странах, состоит в том, что стратегическая власть перестала быть привилегией центра, стала достоянием всех субъектов управления, гражданских институтов, социальных организаций, регионов, районов, городов, местных сообществ (МС) и даже отдельных фирм, промышленных предприятий. Появился многочисленный слой профессиональных управляющих — менеджеров, в своей практике широко использующих методы стратегического планирования и концептуального мышления, которые лежат в основе применения и разработки инновационных социально-экономических технологий.
Понятие "местное сообщество" обращает нас к поиску таких форм социальной организации, которые приближают российское общество к народным истокам, историческим и культурным традициям, сложившимся особенностям хозяйственной жизни, что в России традиционно связывалось с понятием "община". Глубинные основы российской жизни всегда строились на принципах соборности, общинности и взаимодействия, а не индивидуализма. Следовательно, в социологическом плане еще предстоит научиться выявлять потенциальные возможности саморазвивающихся социально-экономических и культурных целостностей, создавать адекватную им систему местного самоуправления и научного обеспечения.
Муниципальные образования, органы местного самоуправления берут на себя прежде всего заботы по обеспечению высокого качества жизни граждан, их физического и нравственного здоровья.
Решение этих вопросов возможно только при условии, что население — хозяин и собственник территории, на которой оно проживает. Следовательно, муниципальная власть, располагая муниципальной собственностью, муниципальной экономикой, местными ресурсами, должна пользоваться и иными (отличными от государства) методами регулирования общественных дел — не только административными, правовыми, экономическими, но и нормативно-нравственными, традиционно-ценностными, общественным мнением и т.п.
В целом традиционный (тоже своего рода концептуальный) подход к развитию местных сообществ только "сверху" сегодня исчерпал себя и не может быть признан достаточным. Стало очевидным, что само население местных сообществ72 должно быть включено в решение местных проблем, получить для этого необходимые властные полномочия, материальные и финансовые ресурсы, гарантии государства.
Сейчас решена лишь часть задач становления местного самоуправления. Ранее выполнявшиеся государством функции в сфере социально-экономического развития городов и районов, социальной защиты граждан, содержания здравоохранения и образования, транспорта, жилищного фонда были в значительной мере переданы местному самоуправлению, что получило законодательное оформление в качестве определения вопросов местного значения.
В то же время полномочия, соответствующие этим переданным функциям, законодательно не отрегулированы и по факту остаются преимущественно в компетенции органов государственной власти. Не созданы и технологии взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления в осуществлении функций, которые одновременно имеют и государственный, и муниципальный уровень.
Из-за отсутствия реальных гарантий местного самоуправления, его полномочий страдает население России, в глазах которого дискредитируется сама идея местного самоуправления, оставленного наедине с повседневными проблемами: без денег, практически без весомых прав в недропользовании и землепользовании, без инструментов влияния на социально-экономическое развитие "самоуправляемой" территории, без форм участия в законодательной деятельности и формировании социально-экономической политики государства.
Несмотря на законодательно оформленные общие принципы местного самоуправления, государственные чиновники распоряжаются местным бюджетом и контролируют его доходные источники, а попутно и решают, какими вопросами позволено заниматься местному самоуправлению. В финансовых управлениях администрацией субъектов Федерации образуются очереди из местных представителей, занятых согласованием расчетов и доходов местных бюджетов.
Изучение реальной практики воспроизводства и использования жизненных сил муниципальных образований позволяет сделать следующие выводы.
Готовность населения, его социальное самочувствие, трудовая и политическая активность в условиях перехода к рынку на негативном или пассивно-выжидательном уровне во многом объясняются:
существенным расхождением развертывающихся в стране в целом, и в МС в частности, социально-экономических и политических процессов и социальных ожиданий, ценностных ориентации людей, недостаточной информированностью значительной части населения о причинах кризисной ситуации, сущности рыночных отношений, конкретных путей проявления собственной инициативы в этих условиях;
снижением политического и нравственного доверия к прежним и вновь формируемым институтам власти, политическим партиям и движениям;
отсутствием реального опыта, убедительных и успешных действий в условиях рыночных отношений, страхом перед безработицей, отсутствием социальной инфраструктуры, сферы культуры и досуга, нормального бытового устройства, социальной защищенности в целом и др.
Личностный потенциал творческих людей, работающих сегодня в МС, на предприятиях, долгие годы не развивался, оставался невостребованным, что привело либо к оттоку наиболее предприимчивых людей, либо к разрушению культурных традиций поколений, к потере духовности.
Упадок культуры, деградация нравов, утрата смысла жизни и исторической памяти делают сегодняшнего работника слабо мотивированным к добросовестному отношению к труду, к здоровому образу жизни, к семье.
Состояние духовной культуры и социальной сферы в МС можно оценивать как очень сложное.
Сегодня нецивилизованные коммерческие, рыночные начала в деятельности муниципальных институтов ведут пока к дальнейшей деградации социальности и духовности.
В МС ослаблена творческая интеллигенция, исчезают исконные народные промыслы, снижается качество школьного образования. Можно сказать, что ослаблены и такие факторы социализации личности городского и сельского труженика, как семья, традиции, трудовые коллективы, народная культура, экологическая среда, нравственность общины, очаги культуры.
Интеллигенция пока не способствует в полной мере возрождению духовного и социального потенциала. Традиционные духовные ценности (народность, преданность Отчизне, религиозность и т.д.) излишне политизированы и идеологизированы, а потому и не являются сегодня движущим фактором возрождения МС, источниками его развития. Ценности мировой культуры, мирового духовного опыта во многом отсутствуют. Меры социальной и духовной защиты жителей, способные остановить процесс дальнейшего духовного и социального оскудения МС, недостаточны и имеют тенденцию к снижению. Инновационный фон преобразований низок.
Десятилетиями подавлялись самостоятельность и предприимчивость жителей, которые привыкли выполнять указания сверху и сегодня не могут действовать самостоятельно. Культурные запросы, интересы населения принижены, что лишает их стимулов интенсивного труда и жизнедеятельности в целом. Низка социальная и экономическая эффективность труда, это зависит от многих обстоятельств, но в основном от нищенского уровня жизни, плохого состояния учреждений культуры, системы образования, разрушенности в целом духовно-нравственных основ жизни.
Труженику не хватает профессионализма, различных знаний. Не хватает стимулов к повышению своего образования, профессионального уровня и уровня жизни в целом. Многие их этих причин лежат в сфере социального и духовного: сформировавшегося типа личности работника и гражданина; утвердившегося типа поселения и образа жизни, разрыва поколений в семье, искаженного типа производства и потребления духовной культуры в МС, оскудения интеллектуального, творческого и профессионального потенциалов работника. В целом отсутствует четкая система комплексной муниципальной политики в условиях рыночных отношений.
В этой связи основным предметом исследования жизненных сил местных сообществ является целостная оценка социально-экономический, духовно-культурной, управленческой и кадровой ситуации в их взаимосвязи и взаимообусловленности.
Изучаются социальные потребности населения, интересы, ценности, цели, мотивы в основных сферах жизнедеятельности — профессионально-трудовой; социально-бытовой; культурно-духовной, — составляющие в совокупности комплекс тех условий, которые позволяют реализовывать жизненные силы местных сообществ, каждого человека, проживающего здесь, или блокировать их, замораживать этот огромный потенциал, который сегодня требует реализации, составляя смысл и назначение осуществляемых реформ.
2. Местное самоуправление — признаваемая и гарантируемая государством самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения муниципальных образований по решению вопросов местного значения.
Согласно ст. 12 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
Конституция РФ гарантирует самостоятельность местного самоуправления в пределах его полномочий.
Местное самоуправление как важнейший социальный институт представляет собой целостную систему общественных отношений, связанных с территориальной самоорганизацией населения, самостоятельно решающей вопросы устройства и функционирования местной власти.
Поэтому местное самоуправление — это специфический уровень власти, организационные формы которой определяются населением муниципального образования самостоятельно на основе федерального законодательства, законодательства субъектов Российской Федерации.
Право и способность местных органов власти регулировать и управлять частью общественных дел в интересах населения в рамках закона и под свою ответственность, территориальная целостность, многообразие организационных форм осуществления местного самоуправления, материально-финансовая достаточность в части гарантированности минимальных социальных стандартов, соразмерность полномочий местного самоуправления ресурсами — все это составляет совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных принципов, составляющих своеобразную системную модель (схема 6).
Сравнивая меру воплощения этой модели в жизнь с требованиями Европейской хартии о местном самоуправлении в том или ином муниципальном образовании, можно говорить о степени демократизации местной жизни, влияния местного самоуправления на демократические процессы в стране в целом.
Исследования, проводимые в этой области, дают весьма неутешительную картину: многие из этих принципов не реализуются, созданные органы местного самоуправления формализованы, население, не участвует в реализации своих дел и т.п.
- Введение
- Часть I
- Глава 1
- 1.1. Определение сущности социальных технологий
- Сущностно-содержательные аспекты социальных технологий
- 1.2. Классификация основных видов социальных технологий
- Типология социальных технологий
- Классификация социальных технологий
- 1.3. Основные свойства и функции социальных технологий
- Основные свойства социальных технологий
- Основные функция социальных технологий
- 1.4. Характеристика методологических принципов социальных технологий
- Характеристика принципов строения социальных технологий
- 1.5. Содержание социально-технологического уклада общественных систем
- Глава 2 Генезис практических основ социально-технологической деятельности
- 2.1. Возникновение социально-технологической деятельности
- 2.2. Возможности и пределы технологизации социального пространства
- 2.3. Содержание и особенности социально-технологической политики
- Основные элементы социально-технологической политики и их характеристика
- Глава 3 Концептуальная эволюция теории социальных технологий
- 3.1. Становление научных основ социально-технологической деятельности
- 3.2. Основные направления развития теории социальных технологий
- Вопросы для подготовки и самоконтроля
- Тематика рефератов и контрольных заданий
- Список использованной и рекомендуемой литературы
- Часть II социальные технологии в современном обществе
- Глава 4
- Технологические аспекты глобальной модернизации общественных систем
- 4.1. Понятие глобальных проблем современной цивилизации
- 4.2. Классификация глобальных социальных технологий
- 4.3. Особенности глобальной модернизации
- Глава 5 Обновление общественных систем – ключевое звено социальной модернизации
- 5.1. Основные факторы обновления общественных систем
- Сравнительная характеристика общественных систем нового и новейшего времени
- Критерии эффективности общественной системы
- 5.2. Характеристика способов обновления общественных систем
- Классификация социальных реформ
- 5.3. Технологизация процессов обновления общественных систем
- Глава 6
- 6.1. Понятие о технологиях отдельных сфер общества
- 6.2. Сущность региональных технологий
- Характеристика основных параметров социального пространства
- Типология социального пространства
- Классификация ресурсного потенциала региона
- 6.3. Особенности технологизации социальных комплексов
- Классификация социальных комплексов
- Научные подходы к проектированию социальных комплексов и их характеристика
- Глава 7 Технологические процессы в трудовых ассоциациях
- 7.1. Сущность и основные виды трудовых ассоциаций
- Классификация трудовых ассоциаций
- Основные проблемы трудовых ассоциаций и способы их технологического решения
- 7.2. Технологические модели управления персоналом трудовой ассоциации
- Характеристика основных технологий управления персоналом
- 7.3. Технологии мотивации трудовой деятельности
- Предметно-логический процесс формирования технологии мотивации трудовой деятельности
- 7.4. Технологии человеческого капитала
- Вопросы для подготовки и самоконтроля
- Тематика рефератов и контрольных заданий
- Список использованной и рекомендуемой литературы
- Часть III праксеологические технологии
- Глава 8
- Практическая жизнь общества как объект социальной технологизации
- 8.1. Понятие социальной практики и социально-преобразовательной деятельности
- 8.2. Классификация и структура социально-преобразовательной деятельности
- Дуалистическая классификация социально-преобразовательной деятельности
- 8.3. Сущность и особенности праксеологических технологий
- Глава 9 Характеристика основных видов праксеологических технологий
- 9.1. Технологии социального планирования
- 9.2. Игровые технологии
- Функции игры и их характеристика
- Классификация основных видов деловых игр и их характеристика
- Классификация основных видов игр открытого типа и их характеристика
- 9.3. Управленческие технологии
- Общая классификация управленческих технологий
- Классификация специальных (частных) управленческих технологий
- Приоритеты вариантов целевого управления
- Основные потребности и интересы
- 9.4. Антикризисные технологии
- Характеристика основных научных концепций, объясняющих природу кризисных явлений
- Классификация социальных кризисов и их характеристика
- Теоретические подходы к объяснению причин кризисных явлений и способов их преодоления
- 9.5. Миротворческие технологии
- Классификация основных видов социального конфликта
- Классификация способов управления конфликтами и их характеристика
- Вопросы для подготовки и самоконтроля
- Тематика рефератов и контрольных заданий
- Список использованной и рекомендуемой литературы
- Часть IV информационные технологии
- Глава 10
- Информационные процессы в современном мире
- 10.1. Сущность информации и ее роль в современном обществе
- 10.2. Необходимость технологизации информационных процессов
- Глава 11 Характеристика основных видов информационных технологий
- 11.1. Эволюция информационных технологий
- 11.2. Информационно-компьютерные технологии
- 11.3. Технологии социального познания
- 11.4. Информационно-аналитические технологии
- Классификация информационно-аналитической деятельности
- Характеристика методов аналитической деятельности
- Основные виды анализа и их характеристика
- Классификация видов социальных ситуаций
- 11.5. Технологии "паблик рилейшнз" (pr-технологии)
- Классификация технологий паблик рилейшнз (pr-технологий)
- Сравнительная характеристика технологий рекламы и pr-технологий
- 11.6. Информационные войны и проблема их технологизации
- Классификация видов информационных войн и их характеристика
- 11.7. Образовательные технологии
- Классификация образовательных технологий
- Сравнительная характеристика классической и постклассической образовательных технологий
- Сравнительная характеристика ролевых функций участников учебного процесса в различных системах обучения
- Сравнительная характеристика личностных качеств участников учебного процесса в различных системах обучения
- Процесс реализации образовательных технологий
- 11.8. Интеллектуальные технологии
- Список использованной и рекомендуемой литературы
- Часть V политические технологии
- Глава 12
- Политическая деятельность как объект социальной технологизации
- 12.1. Понятие политики и политических технологий
- 12.2. Структура политических технологий
- 12.3. Типология политических технологий
- Глава 13 Характеристика основных видов политических технологий
- 13.1. Технологии политического анализа
- 13.2. Технологии политического консультирования
- 13.3. Технологии управления политическими конфликтами
- 13.4. Технологии принятия политических решений
- 13.5. Технологии формирования государственной политики
- 13.6. Избирательные технологии
- Вопросы для подготовки и самоконтроля
- Тематика рефератов и контрольных заданий
- Список использованной и рекомендуемой литературы
- Часть VI диагностические технологии
- Глава 14
- Содержание социально-диагностической деятельности
- 14.1. Сущность и виды социальной диагностики
- Классификация основных видов социальной диагностики и их характеристика
- 14.2. Методы, структура и функции социально-диагностической деятельности
- Основные методы социальной диагностики
- Классификация основных функций социальной диагностики и их характеристика
- Глава 15 Характеристика основных видов диагностических технологий
- 15.1. Технологии социальной экспертизы
- Классификация основных видов социальной экспертизы и их характеристика
- Фрагмент экспертной анкеты по выявлению характеристик имиджа возможных претендентов на пост мэра г. Днепропетровска
- 15.2. Технологии социального эксперимента
- Классификация видов социального эксперимента и их характеристика
- Основные функции социального эксперимента и их характеристика
- Основные задачи технологий социального экспериментирования на различных этапах развития социальных объектов, явлений и процессов
- 15.3. Технологии социального прогнозирования
- Классификация основных видов прогнозов и их характеристика
- Функции социального прогнозирования и их характеристика
- Взаимосвязь между объективными основаниями, содержанием и проблемами социального прогнозирования
- Взаимосвязь между субъективными предпосылками, содержанием и проблемами социального прогнозирования
- Вопросы для подготовки и самоконтроля
- Тематика рефератов и контрольных заданий
- Список использованной и рекомендуемой литературы
- Часть VII проектирование и внедрение социальных технологий
- Глава 16
- Сущность социально-проектировочной деятельности
- 76.1. Понятие социального проектирования и его особенности
- Классификация социальных проектов и их характеристика
- 16.2. Характеристика способов проектирования социальных технологий
- 16.3. Основные принципы и этапы социального проектирования
- Модифицированное применение общих принципов в процессе социального проектирования
- Классификация социальных проблем
- 16.4. Методы социального проектирования и тенденции его развития
- Характеристика основных методов социального проектирования и конструирования
- Глава 17 Операционализация проектирования социальных технологий
- 17.1. Понятие операции и операциональной системы
- Правила проектирования (построения) операциональных сетевых моделей социальных технологий
- 17.2. Структура и виды операциональных систем
- Классификация операциональных систем
- 17.3. Технология процесса проектирования операциональных систем
- Глава 18 Инновационный характер проектирования социальных технологий
- 18.1. Понятие инноваций и их классификация
- Классификация функций нововведений (инноваций) и их характеристика
- Классификация нововведений (инноваций) и их характеристика
- 18.2. Структура инновационного процесса
- Структура инновационного процесса
- 18.3. Проблема становления и развития социальных инноваций
- Ролевые позиции участников инновационного процесса
- Модифицированные ролевые позиции участников инновационного процесса
- Глава 19 Эффективность социальных технологий и способы их внедрения
- 19.1. Способы проверки социальных инноваций и технологий
- 19.2. Технологические основы проверки и внедрения социальных технологий
- Основные функции мониторинга и их характеристика
- 19.3. Организационно-процедурные проблемы внедрения социальных технологий
- 19.4. Зарубежный опыт внедрения социальных технологий
- Вопросы для подготовки и самоконтроля
- Тематика рефератов и контрольных заданий
- Список использованной и рекомендуемой литературы
- Заключение
- Часть V. Политические технологии 333
- Глава 12. Политическая деятельность как объект
- Глава 13. Характеристика основных видов политических
- Введение
- Раздел I теоретико-методологические основы социальных технологий
- Глава 1
- Новая социальная реальность — необходимость инновационного управления
- Глава 2
- Сущность социально-технологических
- Отношений и инновирование
- Управленческой деятельности
- Глава 3 технологизация социальной действительности: инновационные аспекты
- Глава 4 Типология и классификация социальных технологий
- Раздел II
- Глава 5
- Глава 6 Технологии становления и развития корпоративного типа организации общества
- Глава 7 Технологии регулирования отношений собственности
- Глава 8 Информационные технологии
- Глава 9 Социальные технологии предотвращения аварий и катастроф на техногенных объектах
- Шкалы, используемые при оценке уровней "надежности" предприятия
- Социотехническая диагностика
- Методы воздействия
- Коррекция социальной системы
- Глава 10
- Технологии защиты и эффективного
- Использования интеллектуальной
- Собственности
- Раздел III технологии раскрытия жизненных сил общества и личности, их саморазвития и самореализации
- Глава 11 Духовно-культурное содержание современного управления:
- Социально-технологические аспекты и проблемы
- Глава 12 Технологии формирования управленческой и социально-технологической культуры
- Глава 13 Технологии саморазвития личности
- Должно быть
- Личность
- Культура
- Методы управления
- Трудовые коллективы, бытовые, семейные, территориальные ассоциации и др.
- Государство
- Состояние и тенденции развития отношений между обществом и личностью
- Раздел IV технологии инновирования социальных институтов общества
- Глава 14
- Социально-технологический подход к процессу социального управления в условиях информатизации общества
- Глава 15 Социальные технологии государственного управления
- Глава 16 Социальные технологии инновационного управления регионом
- Глава 17 Социальные технологии повышения эффективности трудовых ассоциаций
- Глава 18 Инновирование муниципальных образований: социально-технологические аспекты
- Финансовая
- Самостоятельное решение населением всех вопросов местного значения Организационное обособление местного самоуправления — противовес бюрократии
- Глава 19
- Экологическая культура:
- Технологии формирования
- И раскрытия жизненных сил личности
- Приложение 1
- Раздел I
- Тема 1. Новая социальная реальность — необходимость инновационного управления.
- Тема 2. Сущность социально-технологических отношений и инновирование управленческой деятельности.
- Тема 3. Технологизация социальной действительности: инновационные аспекты.
- Тема 4. Типология и классификация социальных технологий.
- Раздел II Приоритетные технологии инновационных изменений социальной организации общества
- Тема 5. Технологии оптимизации глобальных процессов.
- Тема 6. Технологии становления и развития корпоративного типа организации общества.
- Тема 7. Технологии регулирования отношений собственности.
- Тема 8. Информационные технологии.
- Тема 9. Социальные технологии предотвращения аварий и катастроф на техногенных объектах.
- Тема 10. Технологии защиты эффективного использования интеллектуальной собственности.
- Раздел III
- Тема 11. Духовно-культурное содержание современного управления: социально-технологические аспекты и проблемы.
- Тема 12. Технологии формирования управленческой и социально-технологической культуры.
- Тема 13. Технологии саморазвития личности.
- Раздел IV Технологии инновирования социальных институтов общества
- Тема 14. Социально-технологический подход к процессу социального управления в условиях конфронтации общества.
- Тема 15. Социальные технологии инновирования государственного управления.
- Тема 16. Социальные технологии инновационного управления регионом.
- Тема 17. Социальные технологии повышения эффективности трудовых ассоциаций.
- Тема 18. Инновирование муниципальных образований.
- Тема 19. Экологическая культура: социально-технологические аспекты формирования и раскрытия жизненных сил личности.
- II. Учебно-тематический план по курсу "Социальные технологии государственного и муниципального управления"
- III. Порядок проведения групповых занятий по курсу "Социальные технологии государственного и муниципального управления"
- IV. Вопросы к экзамену по курсу "Инновационные социальные технологии государственного и муниципального управления"
- V. Темы рефератов
- VI. Темы курсовых и дипломных работ
- Приложение 2
- Приложение 3
- Приложение 4 Ноосферный путь развития
- Приложение 5 Словарь управленческих терминов
- Список литературы
- 1. Основная литература
- 2. Дополнительная литература
- Оглавление
- Учебное
- 214000, Г. Смоленск, проспект им. Ю.А. Гагарина, 2