19.2. Технологические основы проверки и внедрения социальных технологий
В технологическом отношении процессы проверки эффективности и внедрения социальных инноваций по своей сути сами являются социальными технологиями. Процедуры проверки социальных инноваций и технологий представляет собой последовательный технологический процесс, каждый этап которого состоит из различных исследовательских и оценочно-проверочных процедур и направлен на решение конкретных задач. Этот процесс, как правило, включает следующие этапы: 1) определение цели и задач проверки; 2) обоснование метода или совокупности методов (способов) проверки; 3) формирование критериев оценки эффективности социальной инновации или технологии; 4) выполнение оценочно-проверочных процедур; 5) аргументация вывода о "судьбе" проверяемой социальной инновации или технологии.
Другими словами, конечная цель проверки эффективности заключается, прежде всего, в оценке соотношения между позитивом и негативом, т.е. между преимуществами и недостатками внедрения социальной инновации или технологии. Если негатив оказывается значительным, то такую социальную инновацию или технологию дорабатывают, а если нет, то ее внедряют в социальную практику.
Внедрение социальных инноваций и технологий – не только весьма важный и насыщенный в технологическом смысле процесс, но и один из самых ответственных этапов движения социальной технологии, на котором фактически определяется ее окончательная "судьба". Одним словом, процесс внедрения социальных инноваций и технологий представляет собой воплощение социально-технологической конструкции в практику человеческой жизнедеятельности. Он включает в себя, как правило, следующие последовательно осуществляемые этапы:
опредмечивание инновационной модели или модели социальной технологии в объективную социальную реальность, в результате чего мысленная модель инновации или технологии приобретает некоторую предметно-социальную форму;
снятие ограничений на действие факторов внешней среды, а также гармонизация взаимодействия социального новшества или технологии с окружающей социальной средой;
реализация целевой функции новшества или технологии, а также коррекция технологического процесса в соответствии с ней.
На каждом из этих этапов возникают соответствующие им проблемы внедренческой деятельности: недостаточное качество социальной материи, используемой для предметного воплощения социальной технологии; конфликты с окружающей средой, которые могут проявляться в отторжении или поглощении технологии социальной средой; деградация целевой функции; "умерщвление" социальной технологии посредством неоднократных коррекций и др. При этом низкое качество социальной материи проявляется и в том, что нередко то или иное социальное нововведение противоречит окружающей его социальной среде. Например, новая эффективная форма организации труда, внедряемая на предприятии, может противоречить мотивации работников, а также не соответствовать их профессиональной подготовке (значительно превышать ее по уровню). Таким образом, предлагаемая новая форма организации труда оказывается слишком идеальной для реального социума (в рассматриваемом случае – для конкретных работников предприятия), что неизбежно обрекает ее на неудачу, порождает конфликт между новшеством – новой формой организации труда – и окружающей его социальной средой – коллективом работников предприятия. В этом случае инновация (или новая технология организации труда) напоминает "белую ворону среди черной стаи".
Ни к чему хорошему не приводит и противоположная ситуация, когда социальное нововведение совсем не контрастирует с окружающей его социальной средой, т.е. активно не воздействует на нее. Это приводит к снижению эффективности новшества или к его отторжению. Одним словом, новшество "рассасывается" агрессивной окружающей средой. "С волками жить – по-волчьи выть", – гласит народная пословица относительно проблемы выживания нововведения в агрессивной социальной среде. При этом "гибель" нововведений часто связана с такими эффектами: 1) "удушением в объятиях", когда нововведение захваливают, канонизируют... и не внедряют в жизнь; 2) неоднократными коррекциями, представляемыми как улучшение новшеств, а на самом деле ухудшающие нововведения; 3) "методом проволочек", "долгого ящика" или "уклонения от внедрения", который дает возможность "задержать нововведение на старте" и тем самым замедлить его внедрение; 4) "методом ахиллесовой пяты", при котором находят самое слабое место новшества и постоянно наносят по нему удары посредством непрерывной критики; 5) объявлением инноваций несоответствующими реальной социальной практике.
Существование социальных нововведений динамично и ситуативно вследствие постоянного, а во многих случаях и непредсказуемого, взаимодействия с окружающей социальной средой. Поэтому нужно постоянно наблюдать за системой взаимодействия "нововведение – среда", а также корректировать связи в ней. При этом эффективным инструментом систематического отслеживания состояния указанной системы в целях оценки, контроля, прогноза и корректировки является система мониторинга. Это необходимый способ оценки качества технологизации социального пространства, действенности социальных инноваций и технологий. Кроме того, мониторинг дает возможность своевременно вносить коррективы в социальные инновации и технологии, снимать устаревшие и вводить более новые. Это не только способствует расширению пределов технологизации социума, но и обеспечивает эффективность его функционирования и развития [31, с. 89].
В современной науке и социальной практике широко используется термин "мониторинг" (от лат. "monitor" – предупреждаю, предостерегаю), трактуемый весьма неоднозначно. Можно выделить, по крайней мере, три его значения: 1) это определенная система измерения характеристик, объектов, явлений и процессов; 2) не только система измерения характеристик, но и выработка некоторых корректирующих мер; 3) специфическая социальная деятельность, сосредоточенная на коррекции объектов, явлений и процессов. Первый вариант понимания этого термина используют, как правило, в исследовательской деятельности, второй – в социальном проектировании, третий – в менеджменте.
Однако, на наш взгляд, понятие "мониторинг" целесообразнее всего рассматривать в самом широком смысле, объединяя в единый комплекс все три упомянутых аспекта его понимания. При таком широком подходе он представляет собой некоторую систему измерения характеристик социального объекта, явления или процесса, его диагностики, а также выработки корректирующих мер и их внедрения в целях приведения этого объекта, явления или процесса в соответствие с некоторой его моделью. В этой связи заметим, что мониторингу присущи, прежде всего, такие характеристики:
не разовые замеры объектов, явлений и процессов, а периодические, по которым можно судить об их динамике;
систематическое выяснение состояния явлений, объектов и процессов и использование этой информации по каналам обратной связи для принятия оптимальных управленческих решений;
выработка и реализация преобразовательных управляющих воздействий на объекты, явления и процессы, которые попадают в зону мониторинга, т.е. он не сводится лишь к измерительно-оценочной деятельности.
Таким образом, технологии социального мониторинга дают возможность не только отслеживать характеристики функционирования социальных объектов, но и учитывать их в практической деятельности по каналам обратной связи, а также проверять на основе этого эффективность управленческих решений. Поэтому мониторинг – достаточно гибкий процесс обнаружения социальных проблем и постепенного, безболезненного их разрешения. Такое содержание мониторинговой деятельности делает ее необходимой для социальной практики и в то же время весьма сложной при реализации ее целевых функций. В настоящее время трудно представить себе сферу человеческой жизнедеятельности, где бы не применялась какая-то разновидность мониторинга. Его широко практикуют в медицине при лечении больных, в экологической сфере для выявления тенденций развития состояния окружающей среды, в социологии и политологии, при исследовании общественного мнения и рейтинга политических деятелей, в маркетинге при анализе сегментов рынка, в сфере управления для отслеживания эффективности управленческих действий и решений, а также в других областях человеческой жизнедеятельности.
Для практической организации системы мониторинга во всех перечисленных и других сферах общественной жизни принципиально важно знать его структуру. Как видно из рис. 45, мониторинг представляет собой некоторую специально разработанную технологию, размещенную между реальным социальным объектом и его мысленной нормативной моделью, которая служит в качестве эталонной системы координат для анализа. Эта технология включает в себя, как правило, следующие три процедуры: 1) применение системы замеров и анализа параметров реального социального объекта; 2) выработку системы управляющих воздействий на реальный социальный объект для выправления процесса функционирования в запланированном режиме; 3) корректирующую деятельность, в результате которой социальный объект вновь входит в зону нормального функционирования и развития.
1. Организация и применение системы замеров и анализа параметров реального социального объекта
Реальный социальный объект, изменяющийся в пространстве и во времени
2. Выработка системы управляющих воздействий на реальный социальный объект Нормативная мысленная модель реального социального объекта
3. Коррекция состояний реального социального объекта
Рис. 45. Структура социального мониторинга
Мониторинг как эффективный инструмент управляющего воздействия на социальный объект (явление или процесс) выполняет многообразные функции (табл. 69).
Таблица 69
- Введение
- Часть I
- Глава 1
- 1.1. Определение сущности социальных технологий
- Сущностно-содержательные аспекты социальных технологий
- 1.2. Классификация основных видов социальных технологий
- Типология социальных технологий
- Классификация социальных технологий
- 1.3. Основные свойства и функции социальных технологий
- Основные свойства социальных технологий
- Основные функция социальных технологий
- 1.4. Характеристика методологических принципов социальных технологий
- Характеристика принципов строения социальных технологий
- 1.5. Содержание социально-технологического уклада общественных систем
- Глава 2 Генезис практических основ социально-технологической деятельности
- 2.1. Возникновение социально-технологической деятельности
- 2.2. Возможности и пределы технологизации социального пространства
- 2.3. Содержание и особенности социально-технологической политики
- Основные элементы социально-технологической политики и их характеристика
- Глава 3 Концептуальная эволюция теории социальных технологий
- 3.1. Становление научных основ социально-технологической деятельности
- 3.2. Основные направления развития теории социальных технологий
- Вопросы для подготовки и самоконтроля
- Тематика рефератов и контрольных заданий
- Список использованной и рекомендуемой литературы
- Часть II социальные технологии в современном обществе
- Глава 4
- Технологические аспекты глобальной модернизации общественных систем
- 4.1. Понятие глобальных проблем современной цивилизации
- 4.2. Классификация глобальных социальных технологий
- 4.3. Особенности глобальной модернизации
- Глава 5 Обновление общественных систем – ключевое звено социальной модернизации
- 5.1. Основные факторы обновления общественных систем
- Сравнительная характеристика общественных систем нового и новейшего времени
- Критерии эффективности общественной системы
- 5.2. Характеристика способов обновления общественных систем
- Классификация социальных реформ
- 5.3. Технологизация процессов обновления общественных систем
- Глава 6
- 6.1. Понятие о технологиях отдельных сфер общества
- 6.2. Сущность региональных технологий
- Характеристика основных параметров социального пространства
- Типология социального пространства
- Классификация ресурсного потенциала региона
- 6.3. Особенности технологизации социальных комплексов
- Классификация социальных комплексов
- Научные подходы к проектированию социальных комплексов и их характеристика
- Глава 7 Технологические процессы в трудовых ассоциациях
- 7.1. Сущность и основные виды трудовых ассоциаций
- Классификация трудовых ассоциаций
- Основные проблемы трудовых ассоциаций и способы их технологического решения
- 7.2. Технологические модели управления персоналом трудовой ассоциации
- Характеристика основных технологий управления персоналом
- 7.3. Технологии мотивации трудовой деятельности
- Предметно-логический процесс формирования технологии мотивации трудовой деятельности
- 7.4. Технологии человеческого капитала
- Вопросы для подготовки и самоконтроля
- Тематика рефератов и контрольных заданий
- Список использованной и рекомендуемой литературы
- Часть III праксеологические технологии
- Глава 8
- Практическая жизнь общества как объект социальной технологизации
- 8.1. Понятие социальной практики и социально-преобразовательной деятельности
- 8.2. Классификация и структура социально-преобразовательной деятельности
- Дуалистическая классификация социально-преобразовательной деятельности
- 8.3. Сущность и особенности праксеологических технологий
- Глава 9 Характеристика основных видов праксеологических технологий
- 9.1. Технологии социального планирования
- 9.2. Игровые технологии
- Функции игры и их характеристика
- Классификация основных видов деловых игр и их характеристика
- Классификация основных видов игр открытого типа и их характеристика
- 9.3. Управленческие технологии
- Общая классификация управленческих технологий
- Классификация специальных (частных) управленческих технологий
- Приоритеты вариантов целевого управления
- Основные потребности и интересы
- 9.4. Антикризисные технологии
- Характеристика основных научных концепций, объясняющих природу кризисных явлений
- Классификация социальных кризисов и их характеристика
- Теоретические подходы к объяснению причин кризисных явлений и способов их преодоления
- 9.5. Миротворческие технологии
- Классификация основных видов социального конфликта
- Классификация способов управления конфликтами и их характеристика
- Вопросы для подготовки и самоконтроля
- Тематика рефератов и контрольных заданий
- Список использованной и рекомендуемой литературы
- Часть IV информационные технологии
- Глава 10
- Информационные процессы в современном мире
- 10.1. Сущность информации и ее роль в современном обществе
- 10.2. Необходимость технологизации информационных процессов
- Глава 11 Характеристика основных видов информационных технологий
- 11.1. Эволюция информационных технологий
- 11.2. Информационно-компьютерные технологии
- 11.3. Технологии социального познания
- 11.4. Информационно-аналитические технологии
- Классификация информационно-аналитической деятельности
- Характеристика методов аналитической деятельности
- Основные виды анализа и их характеристика
- Классификация видов социальных ситуаций
- 11.5. Технологии "паблик рилейшнз" (pr-технологии)
- Классификация технологий паблик рилейшнз (pr-технологий)
- Сравнительная характеристика технологий рекламы и pr-технологий
- 11.6. Информационные войны и проблема их технологизации
- Классификация видов информационных войн и их характеристика
- 11.7. Образовательные технологии
- Классификация образовательных технологий
- Сравнительная характеристика классической и постклассической образовательных технологий
- Сравнительная характеристика ролевых функций участников учебного процесса в различных системах обучения
- Сравнительная характеристика личностных качеств участников учебного процесса в различных системах обучения
- Процесс реализации образовательных технологий
- 11.8. Интеллектуальные технологии
- Список использованной и рекомендуемой литературы
- Часть V политические технологии
- Глава 12
- Политическая деятельность как объект социальной технологизации
- 12.1. Понятие политики и политических технологий
- 12.2. Структура политических технологий
- 12.3. Типология политических технологий
- Глава 13 Характеристика основных видов политических технологий
- 13.1. Технологии политического анализа
- 13.2. Технологии политического консультирования
- 13.3. Технологии управления политическими конфликтами
- 13.4. Технологии принятия политических решений
- 13.5. Технологии формирования государственной политики
- 13.6. Избирательные технологии
- Вопросы для подготовки и самоконтроля
- Тематика рефератов и контрольных заданий
- Список использованной и рекомендуемой литературы
- Часть VI диагностические технологии
- Глава 14
- Содержание социально-диагностической деятельности
- 14.1. Сущность и виды социальной диагностики
- Классификация основных видов социальной диагностики и их характеристика
- 14.2. Методы, структура и функции социально-диагностической деятельности
- Основные методы социальной диагностики
- Классификация основных функций социальной диагностики и их характеристика
- Глава 15 Характеристика основных видов диагностических технологий
- 15.1. Технологии социальной экспертизы
- Классификация основных видов социальной экспертизы и их характеристика
- Фрагмент экспертной анкеты по выявлению характеристик имиджа возможных претендентов на пост мэра г. Днепропетровска
- 15.2. Технологии социального эксперимента
- Классификация видов социального эксперимента и их характеристика
- Основные функции социального эксперимента и их характеристика
- Основные задачи технологий социального экспериментирования на различных этапах развития социальных объектов, явлений и процессов
- 15.3. Технологии социального прогнозирования
- Классификация основных видов прогнозов и их характеристика
- Функции социального прогнозирования и их характеристика
- Взаимосвязь между объективными основаниями, содержанием и проблемами социального прогнозирования
- Взаимосвязь между субъективными предпосылками, содержанием и проблемами социального прогнозирования
- Вопросы для подготовки и самоконтроля
- Тематика рефератов и контрольных заданий
- Список использованной и рекомендуемой литературы
- Часть VII проектирование и внедрение социальных технологий
- Глава 16
- Сущность социально-проектировочной деятельности
- 76.1. Понятие социального проектирования и его особенности
- Классификация социальных проектов и их характеристика
- 16.2. Характеристика способов проектирования социальных технологий
- 16.3. Основные принципы и этапы социального проектирования
- Модифицированное применение общих принципов в процессе социального проектирования
- Классификация социальных проблем
- 16.4. Методы социального проектирования и тенденции его развития
- Характеристика основных методов социального проектирования и конструирования
- Глава 17 Операционализация проектирования социальных технологий
- 17.1. Понятие операции и операциональной системы
- Правила проектирования (построения) операциональных сетевых моделей социальных технологий
- 17.2. Структура и виды операциональных систем
- Классификация операциональных систем
- 17.3. Технология процесса проектирования операциональных систем
- Глава 18 Инновационный характер проектирования социальных технологий
- 18.1. Понятие инноваций и их классификация
- Классификация функций нововведений (инноваций) и их характеристика
- Классификация нововведений (инноваций) и их характеристика
- 18.2. Структура инновационного процесса
- Структура инновационного процесса
- 18.3. Проблема становления и развития социальных инноваций
- Ролевые позиции участников инновационного процесса
- Модифицированные ролевые позиции участников инновационного процесса
- Глава 19 Эффективность социальных технологий и способы их внедрения
- 19.1. Способы проверки социальных инноваций и технологий
- 19.2. Технологические основы проверки и внедрения социальных технологий
- Основные функции мониторинга и их характеристика
- 19.3. Организационно-процедурные проблемы внедрения социальных технологий
- 19.4. Зарубежный опыт внедрения социальных технологий
- Вопросы для подготовки и самоконтроля
- Тематика рефератов и контрольных заданий
- Список использованной и рекомендуемой литературы
- Заключение
- Часть V. Политические технологии 333
- Глава 12. Политическая деятельность как объект
- Глава 13. Характеристика основных видов политических
- Введение
- Раздел I теоретико-методологические основы социальных технологий
- Глава 1
- Новая социальная реальность — необходимость инновационного управления
- Глава 2
- Сущность социально-технологических
- Отношений и инновирование
- Управленческой деятельности
- Глава 3 технологизация социальной действительности: инновационные аспекты
- Глава 4 Типология и классификация социальных технологий
- Раздел II
- Глава 5
- Глава 6 Технологии становления и развития корпоративного типа организации общества
- Глава 7 Технологии регулирования отношений собственности
- Глава 8 Информационные технологии
- Глава 9 Социальные технологии предотвращения аварий и катастроф на техногенных объектах
- Шкалы, используемые при оценке уровней "надежности" предприятия
- Социотехническая диагностика
- Методы воздействия
- Коррекция социальной системы
- Глава 10
- Технологии защиты и эффективного
- Использования интеллектуальной
- Собственности
- Раздел III технологии раскрытия жизненных сил общества и личности, их саморазвития и самореализации
- Глава 11 Духовно-культурное содержание современного управления:
- Социально-технологические аспекты и проблемы
- Глава 12 Технологии формирования управленческой и социально-технологической культуры
- Глава 13 Технологии саморазвития личности
- Должно быть
- Личность
- Культура
- Методы управления
- Трудовые коллективы, бытовые, семейные, территориальные ассоциации и др.
- Государство
- Состояние и тенденции развития отношений между обществом и личностью
- Раздел IV технологии инновирования социальных институтов общества
- Глава 14
- Социально-технологический подход к процессу социального управления в условиях информатизации общества
- Глава 15 Социальные технологии государственного управления
- Глава 16 Социальные технологии инновационного управления регионом
- Глава 17 Социальные технологии повышения эффективности трудовых ассоциаций
- Глава 18 Инновирование муниципальных образований: социально-технологические аспекты
- Финансовая
- Самостоятельное решение населением всех вопросов местного значения Организационное обособление местного самоуправления — противовес бюрократии
- Глава 19
- Экологическая культура:
- Технологии формирования
- И раскрытия жизненных сил личности
- Приложение 1
- Раздел I
- Тема 1. Новая социальная реальность — необходимость инновационного управления.
- Тема 2. Сущность социально-технологических отношений и инновирование управленческой деятельности.
- Тема 3. Технологизация социальной действительности: инновационные аспекты.
- Тема 4. Типология и классификация социальных технологий.
- Раздел II Приоритетные технологии инновационных изменений социальной организации общества
- Тема 5. Технологии оптимизации глобальных процессов.
- Тема 6. Технологии становления и развития корпоративного типа организации общества.
- Тема 7. Технологии регулирования отношений собственности.
- Тема 8. Информационные технологии.
- Тема 9. Социальные технологии предотвращения аварий и катастроф на техногенных объектах.
- Тема 10. Технологии защиты эффективного использования интеллектуальной собственности.
- Раздел III
- Тема 11. Духовно-культурное содержание современного управления: социально-технологические аспекты и проблемы.
- Тема 12. Технологии формирования управленческой и социально-технологической культуры.
- Тема 13. Технологии саморазвития личности.
- Раздел IV Технологии инновирования социальных институтов общества
- Тема 14. Социально-технологический подход к процессу социального управления в условиях конфронтации общества.
- Тема 15. Социальные технологии инновирования государственного управления.
- Тема 16. Социальные технологии инновационного управления регионом.
- Тема 17. Социальные технологии повышения эффективности трудовых ассоциаций.
- Тема 18. Инновирование муниципальных образований.
- Тема 19. Экологическая культура: социально-технологические аспекты формирования и раскрытия жизненных сил личности.
- II. Учебно-тематический план по курсу "Социальные технологии государственного и муниципального управления"
- III. Порядок проведения групповых занятий по курсу "Социальные технологии государственного и муниципального управления"
- IV. Вопросы к экзамену по курсу "Инновационные социальные технологии государственного и муниципального управления"
- V. Темы рефератов
- VI. Темы курсовых и дипломных работ
- Приложение 2
- Приложение 3
- Приложение 4 Ноосферный путь развития
- Приложение 5 Словарь управленческих терминов
- Список литературы
- 1. Основная литература
- 2. Дополнительная литература
- Оглавление
- Учебное
- 214000, Г. Смоленск, проспект им. Ю.А. Гагарина, 2