logo
ХРЕСТОМАТИЯ

19.2. Технологические основы проверки и внедрения социальных технологий

В технологическом отношении процессы проверки эффективности и внедрения социальных инноваций по своей сути сами являются социальными технологиями. Процедуры проверки социальных инноваций и технологий представляет собой последовательный технологический процесс, каждый этап которого состоит из различных исследовательских и оценочно-проверочных процедур и направлен на решение конкретных задач. Этот процесс, как правило, включает следующие этапы: 1) определение цели и задач проверки; 2) обоснование метода или совокупности методов (способов) проверки; 3) формирование критериев оценки эффективности социальной инновации или технологии; 4) выполнение оценочно-проверочных процедур; 5) аргументация вывода о "судьбе" проверяемой социальной инновации или технологии.

Другими словами, конечная цель проверки эффективности заключается, прежде всего, в оценке соотношения между позитивом и негативом, т.е. между преимуществами и недостатками внедрения социальной инновации или технологии. Если негатив оказывается значительным, то такую социальную инновацию или технологию дорабатывают, а если нет, то ее внедряют в социальную практику.

Внедрение социальных инноваций и технологий – не только весьма важный и насыщенный в технологическом смысле процесс, но и один из самых ответственных этапов движения социальной технологии, на котором фактически определяется ее окончательная "судьба". Одним словом, процесс внедрения социальных инноваций и технологий представляет собой воплощение социально-технологической конструкции в практику человеческой жизнедеятельности. Он включает в себя, как правило, следующие последовательно осуществляемые этапы:

  1. опредмечивание инновационной модели или модели социальной технологии в объективную социальную реальность, в результате чего мысленная модель инновации или технологии приобретает некоторую предметно-социальную форму;

  2. снятие ограничений на действие факторов внешней среды, а также гармонизация взаимодействия социального новшества или технологии с окружающей социальной средой;

  3. реализация целевой функции новшества или технологии, а также коррекция технологического процесса в соответствии с ней.

На каждом из этих этапов возникают соответствующие им проблемы внедренческой деятельности: недостаточное качество социальной материи, используемой для предметного воплощения социальной технологии; конфликты с окружающей средой, которые могут проявляться в отторжении или поглощении технологии социальной средой; деградация целевой функции; "умерщвление" социальной технологии посредством неоднократных коррекций и др. При этом низкое качество социальной материи проявляется и в том, что нередко то или иное социальное нововведение противоречит окружающей его социальной среде. Например, новая эффективная форма организации труда, внедряемая на предприятии, может противоречить мотивации работников, а также не соответствовать их профессиональной подготовке (значительно превышать ее по уровню). Таким образом, предлагаемая новая форма организации труда оказывается слишком идеальной для реального социума (в рассматриваемом случае – для конкретных работников предприятия), что неизбежно обрекает ее на неудачу, порождает конфликт между новшеством – новой формой организации труда – и окружающей его социальной средой – коллективом работников предприятия. В этом случае инновация (или новая технология организации труда) напоминает "белую ворону среди черной стаи".

Ни к чему хорошему не приводит и противоположная ситуация, когда социальное нововведение совсем не контрастирует с окружающей его социальной средой, т.е. активно не воздействует на нее. Это приводит к снижению эффективности новшества или к его отторжению. Одним словом, новшество "рассасывается" агрессивной окружающей средой. "С волками жить – по-волчьи выть", – гласит народная пословица относительно проблемы выживания нововведения в агрессивной социальной среде. При этом "гибель" нововведений часто связана с такими эффектами: 1) "удушением в объятиях", когда нововведение захваливают, канонизируют... и не внедряют в жизнь; 2) неоднократными коррекциями, представляемыми как улучшение новшеств, а на самом деле ухудшающие нововведения; 3) "методом проволочек", "долгого ящика" или "ук­лонения от внедрения", который дает возможность "задержать нововведение на старте" и тем самым замедлить его внедрение; 4) "методом ахиллесовой пяты", при котором находят самое слабое место новшества и постоянно наносят по нему удары посредством непрерывной критики; 5) объявлением инноваций несоответствующими реальной социальной практике.

Существование социальных нововведений динамично и ситуативно вследствие постоянного, а во многих случаях и непредсказуемого, взаимодействия с окружающей социальной средой. Поэтому нужно постоянно наблюдать за системой взаимодействия "нововведение – среда", а также корректировать связи в ней. При этом эффективным инструментом систематического отслеживания состояния указанной системы в целях оценки, контроля, прогноза и корректировки является система мониторинга. Это необходимый способ оценки качества технологизации социального пространства, действенности социальных инноваций и технологий. Кроме того, мониторинг дает возможность своевременно вносить коррективы в социальные инновации и технологии, снимать устаревшие и вводить более новые. Это не только способствует расширению пределов технологизации социума, но и обеспечивает эффективность его функционирования и развития [31, с. 89].

В современной науке и социальной практике широко используется термин "мониторинг" (от лат. "monitor" – предупреждаю, предостерегаю), трактуемый весьма неоднозначно. Можно выделить, по крайней мере, три его значения: 1) это определенная система измерения характеристик, объектов, явлений и процессов; 2) не только система измерения характеристик, но и выработка некоторых корректирующих мер; 3) специфическая социальная деятельность, сосредоточенная на коррекции объектов, явлений и процессов. Первый вариант понимания этого термина используют, как правило, в исследовательской деятельности, второй – в социальном проектировании, третий – в менеджменте.

Однако, на наш взгляд, понятие "мониторинг" целесообразнее всего рассматривать в самом широком смысле, объединяя в единый комплекс все три упомянутых аспекта его понимания. При таком широком подходе он представляет собой некоторую систему измерения характеристик социального объекта, явления или процесса, его диагностики, а также выработки корректирующих мер и их внедрения в целях приведения этого объекта, явления или процесса в соответствие с некоторой его моделью. В этой связи заметим, что мониторингу присущи, прежде всего, такие характеристики:

  1. не разовые замеры объектов, явлений и процессов, а периодические, по которым можно судить об их динамике;

  2. систематическое выяснение состояния явлений, объектов и процессов и использование этой информации по каналам обратной связи для принятия оптимальных управленческих решений;

  3. выработка и реализация преобразовательных управляющих воздействий на объекты, явления и процессы, которые попадают в зону мониторинга, т.е. он не сводится лишь к измерительно-оценочной деятельности.

Таким образом, технологии социального мониторинга дают возможность не только отслеживать характеристики функционирования социальных объектов, но и учитывать их в практической деятельности по каналам обратной связи, а также проверять на основе этого эффективность управленческих решений. Поэтому мониторинг – достаточно гибкий процесс обнаружения социальных проблем и постепенного, безболезненного их разрешения. Такое содержание мониторинговой деятельности делает ее необходимой для социальной практики и в то же время весьма сложной при реализации ее целевых функций. В настоящее время трудно представить себе сферу человеческой жизнедеятельности, где бы не применялась какая-то разновидность мониторинга. Его широко практикуют в медицине при лечении больных, в экологической сфере для выявления тенденций развития состояния окружающей среды, в социологии и политологии, при исследовании общественного мнения и рейтинга политических деятелей, в маркетинге при анализе сегментов рынка, в сфере управления для отслеживания эффективности управленческих действий и решений, а также в других областях человеческой жизнедеятельности.

Для практической организации системы мониторинга во всех перечисленных и других сферах общественной жизни принципиально важно знать его структуру. Как видно из рис. 45, мониторинг представляет собой некоторую специально разработанную технологию, размещенную между реальным социальным объектом и его мысленной нормативной моделью, которая служит в качестве эталонной системы координат для анализа. Эта технология включает в себя, как правило, следующие три процедуры: 1) применение системы замеров и анализа параметров реального социального объекта; 2) выработку системы управляющих воздействий на реальный социальный объект для выправления процесса функционирования в запланированном режиме; 3) корректирующую деятельность, в результате которой социальный объект вновь входит в зону нормального функционирования и развития.

1. Организация и применение системы замеров и анализа параметров реального социального объекта

Реальный социальный объект, изменяющийся в пространстве и во времени

2. Выработка системы управляющих воздействий на реальный социальный объект

Нормативная мысленная модель реального социального объекта

3. Коррекция состояний реального социального объекта

Рис. 45. Структура социального мониторинга

Мониторинг как эффективный инструмент управляющего воздействия на социальный объект (явление или процесс) выполняет многообразные функции (табл. 69).

Таблица 69