logo
ХРЕСТОМАТИЯ

Приложение 4 Ноосферный путь развития

Ноосферное развитие может базироваться только на глубоком осозна­нии мировым сообществом в целом, отдельным народом того, что Человек является частью Природы и должен подчиняться ее законам, а не переде­лывать ее сообразно своему усмотрению, нередко явно несовершенному.

Итогом развития человеческой цивилизации к концу второго тысячеле­тия стал глобальный системный кризис.

В сфере экономики усиливается разбалансированность между ростом общих объемов финансовых средств и производством товарной массы продукции. Углубляется процесс социальной поляризации внутри социаль­ной системы развитых стран. Об этом говорят многочисленные данные в отечественных и зарубежных источниках информации.

Особой остроты достиг в XX в. кризис духовности: "Закон Европы" (О. Шпенглер), девальвация этических норм, "Аномия" (Р. Мертон), разложение моральных ценностей, превращение их в "красивые речевые реакции", "пудру и румяна" (П. Сорокин), маскирующие эгоистическое потребление, непомерные материальные интересы, жажду власти, принци­пы двойной морали, силового давления, "сверхнационализма" (О. Тоффлер).

С особой остротой эта кризисная ситуация проявилась в России в результате очередного передела собственности, тотального обнищания большой части населения. Рыночные реформы сопровождаются распадом не только хозяйственной системы, но и устойчивых социальных связей, утратой духовных ценностей, подавлением активности сознания людей.

Поэтому поиск новой парадигмы для развития всего мира — задача первостепенной значимости, для России в особенности. Народ России, его политическая элита в первую очередь должны осознать простую истину — без сохранения Природы невозможно продолжение Человечества. Уничто­жая ее, мы тем самым уничтожаем свое будущее. Этому преступлению нет оправдания.

"Мать у нас одна, и имя ей — Природа, нет преступления более позорного и караемого более жестоко, чем убийство собственной матери, и нашим наказанием будет мучительная смерть наших детей и внуков", — писал В. Хижняк (Набат. 1991. № 30).

Сегодня неизбежно вхождение планеты Земля в новую эпоху — ноосферную, но прежде всего это необходимо сделать России.

Ей в силу целого ряда исторических и социальных обстоятельств легче сменить мировоззрение и идеологические принципы потребления и безду­ховности на приоритетные — качества жизни, разумного удовлетворения естественных, а не безудержных потребностей.

России необходимо, но и легче сегодня стать на путь ноосферного развития, чем любой другой стране. Во-первых, сама идея ноосферного развития принадлежит российским ученым. Это неслучайно. Веками рос­сийский образ жизни был природосообразным, что определяло образ мыслей народа, интеллигенции, например российских космистов.

Здесь имеются огромные природные ресурсы, которые позволяют со­здать технологии их разумного и рационального использования, маневри­ровать ресурсами, используя информационные, интеллектуальные ресур­сы, постепенно сокращая варварскую эксплуатацию природных запасов России.

Таким образом Россия может перейти на ноосферную доктрину выжи­вания всего человечества, собственного в первую очередь, обеспечить механизм ее запуска, постепенно наращивая технологии сохранения рав­новесия между возможностями биосферы и потребностями населения в удовлетворении жизненных благ.

Постепенно сохранение этого баланса станет основным законом не только России, но и всей цивилизации XXI в.

Для этого необходимо утверждение социальной инноватики и соответ­ствующих современных технологий во всех сферах общественной жизни: экономической, социальной, политической и духовной. Но поворот к ноосферной цивилизации начнется с коренных изменений в духовной жизни, со становления ноосферного сознания и мышления. Процесс инновирования сознания начался с разработки концепции устойчивого разви­тия, которая восходит к исследованиям элитарных ученых — членов Римского клуба.

В российской науке сформировалось свое понимание ноосферной кон­цепции, разрабатываются инновационные технологии реализации ноосфер­ного пути как в сфере экономики, организации социальной жизни, так и в области инновирования народного образования.

Конструктивная часть концепции разрабатывается с учетом русского космизма, традиционных принципов народной культуры, соборности, кор­поратизма, восходящих к общинному типу отношений и общественного производства.

Особенно следует подчеркнуть, что в российской науке появляются такие биоадекватные технологии (техники, методики, учебники), которые позволяют формировать целостное мышление, гармоническое восприятие мира и единства духовного и материального, человека и природы в космическом пространстве и измерении.

Важно отметить, что такой гармонический тип отношений в социокуль-турной сфере основывается на: базовой форме общественной жизни российского народа (общине); первобытном демократизме отношений (народ­ное вече); природосообразном образе жизни и деятельности россиян на протяжении столетий.

Именно на этой фундаментальной основе возможны современные соци­альные инновации — прежде всего появление ноосферного сознания, ноосферной идеологии и утверждение соответствующего им образа жизни, особой цивилизации — ноосферной.

Она имеет глубокие корни в русской народной культуре, в концепциях развития нового уровня: всеединства, корпоратизма, российского космиз­ма, ценностной картины мира и др.

Ясно, что истоки ноосферной идеологии, русского космизма уходят своими корнями в глубинные пласты народной культуры и лежат в основе формирующейся ныне новой парадигмы общественного развития России и всего мира.

В ее основе должны лежать принципы гармонии, и не дисгармонии. Дисгармония ведет к недооценке, игнорированию исторического прошлого, его уроков, что стимулирует крупные ошибки в прогнозировании, введении инновационных изменений, порождает неустойчивость, катастрофичность развития.

В эпоху системного кризиса современной цивилизации нет другого выхода из него, кроме включения творческих разумных начал в современ­ное распознавание и блокирование возникающих все новых, непредсказу­емых угроз человечеству. Необходимо обращение к истокам народной культуры, которые создавали бы условия для перехода к более современ­ной, гармонической эпохе нового синтеза, которая сегодня, наконец, может возникнуть, — или гибель человечества в ближайшем будущем неизбежна. Одна из основных причин надвигающейся катастрофы, как отмечалось в "Повестке дня на XXI в.", принятой конференцией в Рио-де-Жанейро в 1992 г., заключается в структуре производства и потребления, в преступной расточительности небольшой группы развитых стран, богатой части чело­вечества. Социальный эгоизм развитых стран, использующий в этих целях сокращение финансовых и информационных технологий разрушения, встречает все более целенаправленный отпор развивающегося мира, кото­рый не желает быть жертвой такой политики. Ясно, что на пути реализации такой доктрины мир ждут социальные взрывы и катастрофы экологичес­кого и социального типа. В условиях глобализации общественного развития экологические реформы входят в противоречие с интересами транснацио­нальных корпораций, которые препятствуют введению эконалога, разум­ному потреблению сырья по более дорогостоящим расценкам, способным ликвидировать диспаритет цен. Цивилизация, процветающая ценой жизни миллиардов людей, варварского разрушения природы, наращивания раз­рушительных тенденций, закрывает цивилизационные выходы из грозящей катастрофы, исчерпала себя и требует замены. Альтернативой ей становит­ся цивилизация ноосферного развития, которой присущ, как показывает исторический опыт, корпоративный способ хозяйствования. Он подключа­ет миллиарды людей к процессу владения, распоряжения и пользования собственностью, что всегда лежало и будет лежать в основе справедливой социальной организации.

Россия имеет все основания достойно ответить на грозные вызовы времени. Это необходимо ей для защиты национальных интересов и сохранения своей духовной сущности. Защищая свое отечество, Россия дважды за последние два столетия спасла мир от претендентов на мировое господство. Она и сегодня может оказать себе и человечеству неоценимую помощь в переходе к ноосферной цивилизации. Россиянам только необхо­димо вернуть веру в свою страну, в ее будущее. Для этого в России имеются все необходимые предпосылки: высокий научный потенциал; огромные природные ресурсы; нетронутые хозяйственной деятельностью территории; природосообразный образ жизни и соответствующая ему многовековая культура. Поэтому в ноосферном переходе роль богатого культурно, генетически, природно-исторически евразийского этноса России нельзя недооценивать. Российская культура, которая сформировалась с участием всех европейских народов, создавшая в своих недрах учение о ноосфере, может стать первотолчком, запускающим источником становления новой цивилизации для всех землян — ноосферно-корпоративной, для России прежде всего.

Российской академией естественных наук разработана концепция такой доктрины; технологии ее реализации и практического запуска предлагают­ся Академией социальных технологий и местного самоуправления.

Сегодня ноосферные проекты и технологии пробивают себе дорогу, несмотря на инновационный консерватизм в обществе и в субъектах власти. Поэтому задача формирования ноосферной и корпоративной культуры, ноосферного и корпоративного мировоззрения — одна из центральных в области социальной инноватики, которая призвана создать новую генера­цию управленцев, способных ответить на вызовы XXI в. Решение этих задач невозможно без инновирования местных сообществ, где проживает большая часть людей. Каждое местное сообщество независимо от его природно-географического и иного расположения обеспечивает себя необ­ходимой энергией, водой, продуктами питания, словом, теми жизненными силами, которые способны обеспечить достойный образ жизни своим гражданам. Сегодня каждый дом, семья экологически, информационно связаны с любым культурным и административным центром Земли, от энергии этих миров во многом будет зависеть этнокультурное развитие страны и всего человечества.