logo
ХРЕСТОМАТИЯ

Функции социального прогнозирования и их характеристика

Наименование функции

Характеристика функции

Познавательная

Прогноз — важнейшее средство познания не только настоящего, но и будущих перспектив развития социальных систем

Моделирующая

Прогноз — актуальная модель будущего либо эффективных методов и способов его достижения

Оценочная

Прогноз, вырабатывая представление о будущем социальной системы, дает возможность фиксировать и оценивать настоящее, его перспективность или отягощенность проблемами и т.п.

Коммерческая

Прогноз при умелом его использовании способствует получению прибыли

Предупреждающая

Прогноз предупреждает общество о тех событиях и проблемах, с которыми оно может столкнуться в будущем

Упреждающая

Прогноз дает возможность предотвращать нежелательные проблемы, события, явления или процессы в об­ществе

Наряду с этим к методам социального прогнозирования относят практически все методы социологических исследований: изучение документальных источников и литературы; включенное и невключенное наблюдение; опросы населения и экспертов; постановочный эксперимент и эксперимент постфактум; схематическое и математическое моделирование. Многие методы, используемые в социальном прогнозировании, являются междисциплинарными или интернаучными; их применяют во многих научных дисциплинах (например, методы анализа, а также очных и заочных, коллективных и индивидуальных опросов экспертов, простых и формализованных прогнозных сценариев и др.). Некоторые методы являются частнонаучными, т.е. относятся лишь к какой-либо одной научной дисциплине, (например, опросы населения в социологии, проективные тесты в психологии и др.).

Согласно классификации, принятой в теории прогнозирования, все методы по степени их формализации подразделяют на интуитивные (или экспертные) и формализованные (или фактографические). Последние применяют только в тех случаях, когда период упреждения прогноза укладывается в рамки эволюционного цикла прогнозируемого объекта, т.е. когда не ожидается никаких существенных качественных изменений в его развитии. Во всех остальных случаях, включая качественные изменения или такую сложность объекта, при которой учесть влияние многих факторов практически невозможно, приходится полагаться лишь на интуицию экспертов. Экспертной оценкой ограничиваются обычно и в наиболее простых случаях прогнозирования. Интуитивные методы социального прогнозирования, в свою очередь, подразделяют на индивидуальные и коллективные экспертные оценки. К первым относят методы интервью, аналитических докладных записок, написания прогнозных сценариев и т.п., ко вторым – методы анкетирования, обсуждения комиссией, "мозговой атаки" (коллективной генерации идей) и др. Что касается формализованных методов социального прогнозирования, то их принято подразделять на четыре группы: 1) экстраполяционные; 2) системно-структурные; 3) ассоциативные; 4) методы опережающей информации.

К первой группе относят методы наименьших квадратов и экспоненциального сглаживания; ко второй – методы функционально-иерархического моделирования, морфологического анализа, сетевого моделирования, структурной аналогии и матричный; к третьей – методы имитационного моделирования и историко-логического анализа. И наконец, четвертую группу составляют методы анализа потоков публикаций, оценки значимости открытий, изобретений и нововведений, анализа аналогичной информации. Имеются и другие разновидности методов этих четырех групп. Кроме того, методы социального прогнозирования являются, по существу, разновидностью всех перечисленных методов или их дальнейшей конкретизацией в зависимости от особенностей объектов прогнозирования.

Один или несколько методов социального прогнозирования составляют основу методики социального прогноза, которая сводится к предпрогнозной ориентации (разработке программы исследования), построению исходной (базовой) модели, модели прогнозного фона, поисковой и нормативной прогнозной модели, их верификации (проверке на достоверность), выработке рекомендаций для повышения эффективности управления социальными объектами или процессами на основе сопоставления данных прогнозного поиска и установленных нормативов.

Таким образом, в технологиях социального прогнозирования применяют методы социальной прогностики к некоторым объективным социальным основаниям, которые задают не только содержание социально-прогностической деятельности, но и трудности и проблемы построения прогноза, а также возможные ошибки. Взаимосвязь между объективными основаниями, содержанием и основными проблемами социального прогнозирования показана в табл. 56.

Таблица 56