logo
ХРЕСТОМАТИЯ

Государство

Рис 4. Теоретическая модель гармонического соотношения личности и общества

наряду с законом становится культура, нравственные нормы и ценности жизни. Последние через наукоемкие технологии посту­пают в сферу управления, где политическая власть выступает все в большей мере как информационно-аналитический и куль­турный центр общества, сокращающий традиционные методы властного регулирования и увеличивающий мотиваторы целесо­образности поведения человека в обществе.

Само государство все в большей мере делегирует своим социальным институтам, ассоциациям, отдельным личностям функции управления и распоряжения собственными делами, сокращает методы политического давления и расширяет сферу правового, духовно-культурного, интеллектуально-информаци­онного воздействия на граждан.

3. В процессе социализации личности все в большей мере возрастает роль технологий саморазвития личности, когда сам человек волен выбирать свой жизненный путь и отвечать за свои действия в мире, что и обращает человека к его самосознанию.

Человек может сделать свою жизнь осмысленной, во-первых, с помощью того, что мы даем жизни (в смысле нашей творческой работы); во-вторых, с помощью того, что мы берем от мира (в смысле переживания ценностей); в-третьих, посредством пози­ции, которую мы занимаем по отношению к судьбе, которую мы не в состоянии изменить. Соответственно этому членению выделяются три группы ценностей: ценности творчества, ценнос­ти переживания и ценности отношения. Приоритет, по мнению всемирно известного психолога В. Франкла, принадлежит цен­ностям творчества58. Остановимся на ценностях творчества. Фи­лософия творчества имеет большую историю, ее основы, напри­мер, представлены в произведениях Н. Бердяева. Человечеством на протяжении веков разработаны специальные технологии раз­вития творческих способностей личности в различных видах деятельности, например в сфере управления. Именно в этой сфере произошла революция, а творческий человеческий фактор стал решающим условием достижения успеха. По этому вопросу в последнее десятилетие появилось огромное количество публи­каций, монографий, проведены научные исследования.

В науке начался серьезный разговор, проводятся исследова­ния в области духовного потенциала человека, цель которых — пробудить интерес личности к своему духовному здоровью как основе прочных успехов в жизни и смысла человеческого суще­ствования. Предлагаются психологические технологии само­оценки своих способностей, интеллектуальных сил и пути само­совершенствования.

И хотя подобного рода литература не всегда отличается высокими достоинствами, описания психологических техноло­гий развития и защиты личностных сил полезны и необходимы. Конечно, гению, яркой одаренности нужны не столько техноло­гии, тренинги, "мозговые коллективные штурмы", сколько бла­гоприятные экономические, социально-политические и культур­ные условия для мотивации к творческой деятельности. В этих условиях каждый человек использует имеющиеся методики, технологии творчества, развивая, перерабатывая и обогащая ранее существовавшие. Поэтому для утверждения смысла чело­веческого существования и новой парадигмы общественного развития будущего сбалансированного и гармонического разви­тия мира необходимо достижение единства объективных и субъ­ективных факторов, взаимодействующих в процессе развития личности нового типа.

Словом, если попытаться сегодня выстроить модель сбалан­сированного гармонического развития мира, то схематически она может быть представлена в виде нескольких тенденций, где вектор развития постепенно смещается из состояния сегодняш­него в сторону закономерностей, принципов будущего (табл. 3).

На наш взгляд, это контуры новой парадигмы общественного развития цивилизации в XXI в., стран и народов, которые на этих новых принципах могут занять подобающее им место. В противном случае можно ожидать конфронтации, усиления со­циального напряжения в мире, социального одичания и развала социальных связей. Становится очевидным, что в центр всех общественных перемен в XXI в. выдвигается личность, которая, наконец, должна получить большие возможности для реализа­ции своих сущностных сил. Иначе она не только не станет хозяином, отвечающим за все происходящее на Земле, но и разрушит своим негативным зарядом мир, который становится все более хрупким.

Главное в защите личностных сил — утверждение человека-собственника, распоряжающегося результатами своего труда и тогда отвечающего за все, что происходит вокруг. При этом условии возможно и гражданское общество, которое ставит под свой контроль государство, политическую власть и превращает ее в интеллектуальный центр управления общественными дела­ми. Только при наличии свободного труда (не наемного), проч­ных гарантиях распоряжения его результатами и собственнос­тью, что создает объективные предпосылки для развития граж­данского общества, возможно отступление тех бед и страданий, которые сегодня сопровождают человека на протяжении его жизненного пути.

Между тем решение этих проблем пока не имеет достаточного социологического обеспечения, современной социологической теории личности, технологий ее мотивации к труду и жизни в целом, к достойному поведению. К разработке наукоемких тех­нологий социализации человека и его сущностных сил социоло­гия управления только приступает. Но и они сегодня не востре­бованы политической властью, которая исключает личностный потенциал из механизма своего цивилизационного развития. Между тем в условиях информационной и управленческой ре­волюций социализация личности, ее мотивация к деятельности, поведение в социальных организациях, в системе властных отношений — одна из актуальных проблем науки и власти, возможно, даже их суть.

Таблица 3