logo
ХРЕСТОМАТИЯ

11.8. Интеллектуальные технологии

В ближайшем будущем произойдет еще одно весьма важное изменение в целях и задачах процесса обучения, связанное с несколькими тенденциями современного общественного развития. Наиболее важные среди них – изменение соотношения личности и общества в пользу личности, от уровня развития которой зависит успешное функционирование и дальнейшее развитие общества, а также существенное развитие знаний о самом человеке, которые дает возможность выработать более эффективные способы непосредственного вмешательства в процесс формирования и развития его интеллекта.

Под интеллектом (от лат. "intellectus" – познание, понимание, рассудок) современная социологическая наука понимает способность человека рационально мыслить. Практически во всех традиционных системах образования интеллект человека "обтачивался" посредством информации, как морские камешки водой. Это, как известно, длительный процесс. В настоящее время возникает иная задача – специальное развитие интеллекта человека. Возникло отдельное научное направление – исследование технологических основ диверсификации человеческого интеллекта.

При этом важнейшей характеристикой интеллекта является способность не только накапливать и запоминать информацию, быстро находить и вспоминать ее, но и, прежде всего, решать сложные и нестандартные задачи, логически, инновационно и нестандартно мыслить, а также генерировать новые идеи. Поэтому интеллект современного человека должен быть быстрым, обширным, способным выполнять сложные мыслительные операции. Немаловажна в этом отношении и интуиция, которую нередко "выносили за скобки" интеллекта, помещая ее в сферу человеческой душевности или чувственности. Интуиция имеет одно замечательное технологическое свойство: она дает возможность форсировать длительную, сложную и монотонную мыслительно-логическую деятельность и гораздо быстрее получать конечный результат. Современная наука понимает ее именно так – как способность постижения истины прямым ее усмотрением. Наконец, сегодня трудно представить себе развитый интеллект без творчества, т. е. способности создавать принципиально новые идеи и новые пути разрешения наиболее сложных проблем.

Потребность в таком интеллекте носила в прежние эпохи весьма локальный характер, так как ее удовлетворяла в основном лишь узкая группа интеллектуальной элиты общества, и довольно часто мощный творческий интеллект был практически невостребованным. В современных информационных обществах эта потребность стремительно возрастает сразу на несколько порядков. Каждая фирма, государственная структура или политическая партия начинают все больше нуждаться в интеллектуалах, способных предлагать оригинальные идеи для решения сложных задач. Ситуация усугубляется и тем, что в современных условиях, несмотря на быстрый рост "критической массы" интеллектуалов среди самодеятельного населения, воспроизводство интеллекта в обществе нарастает гораздо медленнее, чем потребность в нем. Поэтому в развитых странах идет настоящая "охота" на специалистов-интеллектуалов высокого класса.

При обучении и воспитании интеллектуалов современное общество сталкивается со сложными проблемами, среди которых особенно беспокоит то, что самая высокая рождаемость в социальных слоях с низким интеллектом, что, естественно, приводит к накапливанию в обществе низкоинтеллектуального "балласта". В этой связи опытные преподаватели (которые не одно десятилетие принимают вступительные экзамены в вузах и работают с первокурсниками) говорят о проблеме "интеллектуально недоношенных" студентов. Им, как правило, не хватает необходимой для обучения степени зрелости интеллекта, его приспособленности к умственному труду. Как это ни парадоксально, но и широкое внедрение в процесс обучения новых компьютерных технологий отнюдь не спасает от незрелости интеллекта, так как компьютер не является абсолютно позитивным воспитательным средством: его применение может не только развивать интеллект обучаемого, но и сковывать его развитие.

По всей видимости, потребность современного общества в выработке специальных мер по "подтягиванию" интеллекта значительной части людей до необходимого, диктуемого той или иной профессией уровня будет постоянно нарастать. Эта потребность уже сейчас приводит к тому, что в современной науке начинает складываться отдельный класс социальных технологий, которые называют технологиями наращивания (приращения) человеческого интеллекта.

Технологии наращивания интеллекта пребывают ныне на первоначальном этапе своего в будущем бурного развития. Они только начинают формироваться. У них, как говорится, все еще впереди. Прогностический анализ дает возможность предположить, что эти интеллектуальные технологии будут весьма разнообразными – как социальными, так и не социальными. Возможны, например, биохимические, генетические, психологические и другие технологии, построенные не на процессе обучения человека умениям и навыкам интеллектуальной деятельности, а на вторжении в природную сущность человека посредством хирургического или биохимического воздействия, проникновения в его генотип, клонирования и т. п. Ведь принципиально исключить применение многих достижений наук о человеке для повышения его интеллектуальных способностей просто невозможно. Другое дело, что возникает очень серьезная проблема применения этих достижений на пользу, а не во вред человечеству. Принимая во внимание новизну интеллектуальных технологий, а также неразработанность их типологических признаков, можно предложить такую поисковую классификацию социальных технологий наращивания интеллекта (рис. 34).

Технологии повышения человеческого интеллекта коренным образом отличаются от образовательных, особенно тра­диционных. Если технологии обучения формируют знания, умения и навыки, то интеллектуальные технологии предназна­чены для наращивания интеллекта. Они направлены на то, чтобы сделать человеческий мозг эффективным инструментом переработки информации и творчества. Другая особенность интеллектуальных технологий – их ярко выраженный тренинговый характер, т.е. они представляют собой целостные системы определенных упражнений, которые расширяют интеллектуальные возможности человека. Наиболее важными среди них являются технологии скорочтения, развития памяти, повышения творческого потенциала.

Рис. 34. Классификация технологий наращивания человеческого интеллекта

Кроме того, интеллектуальные технологии являются самодеятельными, т. е. в их структуре главным элементом являются такие процессы, как самообразование, самовоспитание и самоорганизация. Наряду с этим, эти технологии предполагают также высокую индивидуальную активность личности и ее специальную мотивацию. Они довольно эффективны, поскольку в них широко используется опыт, накопленный гениями в области оптимальной переработки и сохранения информации, а также достижения многих наук: психологии, физиологии, биоэнергетики и др. Например, интеллектуальная технология скорочтения строится в основном на анализе условий эффективности процесса чтения [36, с. 9], который системно представлен на рис. 35.

Опираясь на системное видение условий эффективности процесса чтения, можно разработать интеллектуальную технологию динамического чтения, которая включает в себя такие методические приемы: 1) блокирование обратных положительных связей, речемоторного и речеслухового осмысления текста, дублирующих его зрительное восприятие; 2) торможение артикуляции: сжимание губ, сжимание зубами какого-либо предмета, широкое открывание рта во время чтения при возможно более пассивном положении языка и голосовых связок; 3) неречевые ритмические помехи, например, чтение текста про себя при одновременном выстукивании заученного ритма рукой, с обязательным движением плеча; 4) звуковые помехи: чтение одновременно со звучанием музыки или других акустических раздражителей, а также использование магнитофона, проигрывателя, радиоприемника и других средств; 5) принудительный режим чтения с заданной скоростью; 6) расширение центрального поля зрения и выработка навыков использования периферийного зрения; 7) контроль и самоконтроль.

Таким образом, технология скорочтения представляет собой некоторую систему чередования приведенных методических приемов, каждый из которых тренирует определенные качества и свойства индивида, необходимые ему для овладения процессом быстрого чтения.

Рис. 35. Условия эффективности процесса чтения

Одно из наиболее сложных и в то же время актуальных направлений технологизации человеческого интеллекта – повышение творческого потенциала личности. В специальной литературе содержатся различные определения категории "творчество". Его трактуют, например, как успешный полет мысли за пределы неизвестного, который дополняет знания и способ­ствует созданию нового. Распространен и подход, при котором творчество сводят к формированию комбинаций на основании имеющегося жизненного опыта или взаимодействий, способствующих развитию. Поэтому понятие "творчество" довольно часто связывают с инновационными решениями, которые обусловливают гармоничное развитие природы и общества. Наиболее общим определением творчества можно считать формулировку, которая описывает его как деятельность, порождающую нечто качественно новое, неповторимое, оригинальное и общественно-исторически уникальное. Под творчеством, таким образом, понимают инновационный характер деятельности по разрешению специальных задач, отличающихся новизной, устойчивостью, нетрадиционностью и трудностью. Существуют различные виды творчества: научное, техническое, художественное и другие его разновидности, которые имеют общие и специфические черты и свойства.

В науке и искусстве долгое время господствовали взгляды, согласно которым творчество трактовали как непознаваемое явление, как бы данное человеку от Бога, который периодически посылает своим избранникам ту или иную музу. Поэтому такое посещение музы трудно предсказать, и она может появиться в самой неподходящей для творца ситуации. "Эврика!" – это восклицание древнего ученого и изобретателя Архимеда знакомо нам еще со школьной скамьи. Это слово – не просто констатация факта находки. В нашем сознании оно ассоциируется с выражением высшего чувства удовлетворения, радости и восторга от найденного метода решения задачи, которую до этого никому не удавалось решить, и путь решения которой был тернист и долог. "Эврика" – это финал поиска истины или знания, дорога к которому неизвестна, и не всегда человек, открывший истину, может точно сказать, как он это сделал.

Однако прошло более двух тысячелетий, и в наш лексикон вошел достаточно распространенный в настоящее время термин "эвристика". Например, в общественной практике широко используются категории "эвристическое мышление", "эвристические приемы и методы", "эвристическое свойство" и т. п. Произнося эти слова, мы не всегда задумываемся над тем, какой смысл вкладываем в понятие "эвристика", однако в нашем сознании оно всегда ассоциируется с творческой деятельностью. В научной литературе это понятие пока не имеет единого толкования. Нередко эвристику отождествляют с психологией научного творчества, которая изучает методы решения научных задач, для чего, кроме знаний и умений, нужна еще сообразительность и догадливость. Но чаще всего эвристику рассматривают как абстрактно-аналитическую область науки, изучающую структуру творческой деятельности, ее продукты, особенности, факторы влияния и т. п. На самом деле понятие "эвристика" значительно шире по своему объему и содержит в себе три смысловых контекста: 1) специальные методы, используемые в процессе открытий или создания чего-то нового (эвристические методы); 2) область научного знания, изучающего продуктивное творческое мышление (эвристическую деятельность); 3) восходящий еще ко временам Сократа метод обучения (майевтика).

Приведенные подходы к определению эвристики свидетельствуют о том, что она еще не сформировалась как самостоятельная наука. Несмотря на большое количество научных трудов, посвященных проблеме эвристики, все они, как правило, касаются лишь ее частных проблем и не дают пока четкого определения ее объекта, предмета и статуса среди других наук. Наиболее плодотворные попытки решения этой проблемы изложены в работах американских ученых Г. Буша и К. Буша, которые считают, что эвристика – это общенаучная теория решения проблемных задач, возникающих в человеческой деятельности и общении, а также механизмов и методологических средств антиципации (предвосхищения), конструирования нового знания и целеустремленных способов деятельности и общения, создаваемых на основе обобщения прежнего опыта и опережающего отражения моделей будущего в целях более полного удовлетворения потребностей людей.

Неоднозначность толкований эвристики свидетельствует о разном содержании, которое вкладывают авторы различных концепций в данное понятие. При этом бесспорно, что в любом случае эвристику неразрывно связывают с творчеством и творческой деятельностью. Понятия "эвристика" и "творчество" в единую цепь связывают представления о нетривиальности, неординарности, новизне и уникальности. Однако эта новизна может быть как локальной (для некоторого небольшого сообщества), так и всеобщей (для всех времен и народов). Применительно к понятию "творчество" таким общим качеством является результат творческой деятельности, а применительно к эвристике – методы и средства получения этого результата.

Технологии творчества строятся на основе изучения и определения структуры творческого процесса. Причиной их появления является необходимость наращивания творческого интеллекта, так как логика развития информационного общества неизбежно выводит социум на принципиально новую стадию развития, когда основное назначение человека будет состоять не столько в переработке информации, сколько в ее создании. Одним словом, произойдет углубление и расширение интеллектуальной деятельности людей, а также ее переход от грубой переработки информации (которая будет в значительной мере автоматизирована благодаря развитию специальных технологий) к творческому процессу ее создания. Творческий процесс чаще всего содержит в себе такие этапы: 1) возникновение замысла; 2) логическую обработку идеи; 3) воплощение творческого замысла.

В современном науковедении существуют и другие подходы к определению структуры творческого процесса. Например, французский ученый Ж. Адамар в творческом процессе выделяет четыре этапа: 1) подготовку; 2) инкубацию; 3) озарение; 4) проверку или доработку. А современный американский психолог Дж. Россмэн оперирует семью стадиями творческого процесса: 1) осознание творческой потребности; 2) ее анализ; 3) изучение доступной информации; 4) формулирование предполагавшихся ранее решений; 5) критический анализ этих решений; 6) рождение новой идеи; 7) экспериментальная проверка этой идеи.

Несколько иной точки зрения в этом отношении придерживается другой американский ученый Дж. Дьюи, который выделил пять этапов в решении творческой проблемы: 1) осознание проблемы; 2) анализ проблемы; 3) выдвижение идей; 4) проверка идей; 5) выбор оптимальной идеи решения проблемы. Российский исследователь А. Лук также рассматривает пять этапов творческого процесса: 1) накопление знаний и навыков, необходимых для четкого уяснения и формулировки задачи; 2) сосредоточение усилий и поиск дополнительной информации; 3) уход от проблемы, переключение на другие занятия, что обеспечивает инкубацию; 4) озарение (инсайт), предполагающее скачок в творческом мышлении; 5) верификация (проверка).

По мнению целого ряда исследователей, творческий процесс представляет собой взаимодействие нескольких его компонентов: объективации и субъективации; опредмечивания и распредмечивания; идеализации и реализации; интериоризации и экстериоризации. При этом объективация обеспечивает оформление объекта творчества, а субъективация содействует присвоению объекту сущности со стороны субъекта, а также перенесение субъективного замысла на реальный объект. Опредмечивание способствует формированию предметности и телесности объекта, а распредмечивание – снимает ее. Идеализация постоянно отрывает творца от реальности, уносит его в мир совершенного, а реализация требует реальности и практической применимости. Интериоризация предполагает как бы впитывание окружающего человека мира, привнесение всего, что воздействует и определяет творческий процесс внутри себя, а экстериоризация определяет "выдачу" созидателем творческого продукта, его отчуждение.

Рассматривая творческий процесс на примере научного творчества, российский исследователь А. Майданов выделяет в нем целый ряд специфических особенностей: поливариантность решений, генерирование идей, кумуляцию (накопление знания), элиминацию (исключение, устранение знания) и неогенез (обновление, развитие знания) [19, с. 5-28].

Таким образом, социальный смысл интеллектуальных технологий состоит в том, чтобы активизировать творческую деятельность человека, которая, как показывает анализ, строится на основе определенных закономерностей. Содержательную сторону интеллектуальных технологий определяют такие факторы активизации творчества.

1. Возникновение и развитие творческой мотивации, которая характеризуется жаждой открытия и уверенностью в нем, в создании оригинального произведения. Мотивация придает творческой деятельности осознанность и целенаправленность. Она является побуждающей силой творчества. Согласно закону Еркеса – Додсона, чем сильнее желание, тем лучше результаты. Однако эта закономерность действует лишь до определенного предела. Если мотивация переходит свой пик, результаты ухудшаются (рис. 36).

Рис. 36. Зависимость результатов интеллектуальной деятельности от силы мотивации

  1. Сочетание сознательной умственной деятельности с подсознательной работой. При этом немаловажно умение "нырять" в глубины подсознания и "выныривать" оттуда с готовым новым решением проблемы.

  2. Фантазирование на серьезные темы, которое переводит человека в особое состояние, когда разрушаются сложившиеся стереотипы и возникает внутренняя свобода, в результате чего приходят оригинальные способы решения сложной задачи. Фантазирование выполняет в творческом процессе несколько важнейших функций. Оно разрывает прочные "канаты", которые "привязывают" человека к имеющимся идеям и объекту творчества. Фантазия обеспечивает полет мысли и, кроме того, оживляет воображение человека, придавая ему образность, эмоциональность и чувственность. Например, изучение процесса возникновения творческих идей у великих мыслителей или мастеров показывает, как важна в нем роль эмоционально-чувственного образа, который проходит ряд этапов в своем разви­тии, расширяя тем самым свое рациональное содержание. Фантазия приводит и к негативным последствиям для творчества, которые заключаются в том, что создаваемые продукты нередко оказываются совершенно оторванными от реальной жизни и плохо применимыми в ней. Они напоминают своего рода несуществующих драконов на китайских вазах.

  1. Использование различных аналогий. Как отмечает в этой связи российский ученый В. Сухарев, нередко нужная аналогия приходит даже не из смежной, а из очень далекой области, казалось бы, не имеющей точек соприкосновения с решаемой проблемой. Поэтому для интеллектуальной деятельности необходим широкий кругозор, а также знакомство со многими областями знаний и культуры [31, с. 131]. При этом эффективность эвристических приемов (в том числе и ассоциаций) проявляется не столько в обеспечении быстрого отыскания решения, сколько в подготовке психики человека к моменту "озарения", в установлении связи между сознанием и подсознанием и подключением к этому процессу интуиции (ассоциаций). Этот прием может быть весьма полезен, особенно при поиске новых функций, свойств или качеств объекта исследования.

  2. Наиболее интересным в технологическом отношении приемом является использование метода гирлянд. Гирлянду ассоциаций можно рассматривать как эвристический прием, используемый для отхода от традиционных (стереотипных) сравнений и аналогий и нахождения взаимосвязи (аналогий) между объектом и отдаленным понятием.

  3. Ликвидация помех, которые мешают творческому процессу. Среди них наиболее значимы страх, излишняя самокритичность и лень, причем каждому творцу приходится "выпивать свой коктейль" из этих помех.

  4. Развитие необходимых личностных качеств и свойств, которые способствуют творческому процессу. Наиболее важными среди них являются следующие:

  1. формирование ориентировочного рефлекса как основы любознательности, любопытства. Эти качества содержат в себе некоторые противоречия. С одной стороны, любопытство соизмеряется с образованностью, как отмечал Ж.-Ж. Руссо, и показывает возвышенность ума, а с другой стороны – это свойство людей, которые ничего не знают, а также признак мелочности ума. По всей видимости, для творчества необходима любознательность особого рода, которая не скользит по поверхности предмета, а стремится углубиться в него. При углублении в предмет творчества это качество не позволяет останавливаться перед известным и знакомым, а заставляет идти дальше, пока не обнаружится то, что было недоступно ранее;

  2. развитие самовыражения и подражания. Эти качества также в известной мере противоречивы. Для творчества необходимо такое самовыражение, которое возвышает личность, а не копирует подражание. В этой связи Ж. Оурри справедливо отмечал, что подражать – не означает копировать, это означает работать на манер великих мастеров. Одним словом, это качество дает возможность совершенствовать свою деятельность;

  3. формирование высокой самооценки, которая должна возвышать и поддерживать творческий дух, сохраняя при этом необходимый уровень самокритичности. Самооценка не должна "зашкаливать", так как в этом случае неизбежно возникает торможение творческого процесса;

  4. признание окружающих. Каждый творец нуждается в признании со стороны окружения. Ведь у таланта обязательно должны быть поклонники. Признательность, выражаемая поклонниками, довольно точно определена итальянским драматургом К. Гальдони: "Она как магнит добрых сердец, который сильно влияет на творческую активность талантов";

  5. зависть. Творчеству способствует далеко не всякая зависть. Например, "черная" завистливость "обугливает" душу творца и разрушает творческий процесс. По всей вероятности, у творца должна быть светлая и немелочная зависть к подлинно возвышенным произведениям и творцам. Однако зависть окружающих способствует творчеству гораздо в большей степени. Она выполняет весьма полезную жизненную миссию, вызывая у творца чувство глубокого удовлетворения и гордости собой. Уже за одно это каждый исследователь должен быть благодарен своим завистникам [34, с. 82];

  6. любовь как наиболее активная движущая сила творческого процесса, алтарь, на который творцы приносят свои наиболее значимые произведения в области науки, техники, искусства или культуры. Помимо того, что любовь является эффективным стимулом творчества, она обеспечивает также необходимую его интимность. Можно согласиться с французским моралистом XVIII в. К. Буастом, что "великие мысли все­гда исходят из сердца".

  1. Формирование вокруг себя высокоинтеллектуального окружения. При этом особенно важна реализация некоторых принципов жизнедеятельности этого окружения: свободного обмена мыслями с возможностью высказывать любые идеи; демократичность общения независимо от званий, статусов и рангов; щедрость в общении, состоящая в том, что общающиеся должны щедро отдавать окружающим свои идеи, руководствуясь при этом одним принципом: идеи нужно отдавать, ибо тогда никогда не прервется их источник.

  2. Создание привычной рабочей обстановки, при которой рождаются творческие произведения, а также использование в этом деле проверенных и эффективных инструментов.

К технологиям наращивания коллективного интеллекта (см. рис. 34) относят технологии совещаний, экспертиз, дискуссий, коллективного анализа ситуаций и т. п. Отличительные черты этих технологий – специальные процедуры по обеспечению благоприятного социально-психологического климата в творческих группах, информационных коммуникаций между ее участниками, а также следование определенным правилам поведения. Наиболее известной и широко используемой технологией наращивания коллективного интеллекта является "мозговая атака", которая была предложена еще в конце 30-х годов XX в. американским социологом А. Осборном как групповой метод решения проблем. К концу XX в. метод мозговой атаки приобрел особую популярность в практике управления и обучения не только как самостоятельный метод, но и как некоторая составная часть процесса человеческой деятельности в целях усиления ее продуктивности. Этот метод включает в себя три фазы, которые составляют его технологию [30, с. 245-247].

Первая фаза представляет собой вхождение в психологическую раскованность и отказ от стереотипов, а также от страха показаться смешным и неудачником в глазах своего окружения. Эффективность этой фазы достигается за счет создания благоприятной психологической обстановки и взаимного доверия, когда идеи теряют авторство и становятся общими. Основная задача этой фазы – успокоиться и раскрепоститься.

Вторая фаза – мозговой штурм, или собственно сама атака на мозг. Основная задача этой фазы – породить поток или лавину идей. Этот процесс осуществляется на основе следующих принципов: 1) есть идея – говорю, нет идеи – молчу; 2) поощряются самые необузданные ассоциации: чем более дикой покажется идея, тем лучше; 3) количество предложенных идей должно быть как можно большим; 4) высказанные идеи можно заимствовать, как угодно комбинировать, а также видоизменять и улучшать; 5) исключена всякая критика, поэтому можно высказывать любые мысли без всякой боязни, что их признают плохими; критикующих лишают слова; 6) социальный статус участников не имеет никакого значения, должна царить абсолютная демократия и в то же время авторитаризм сумасшедших идей; 7) все идеи записывают в протокольный список; 8) участникам дают для высказывании не более 1-2 минут.

Третья фаза представляет собой творческий анализ идей в целях поиска конструктивного решения проблемы. При ана­лизе идей необходимо придерживаться следующих правил: 1) анализировать все идеи без дискриминации какой-либо из них; 2) найти идее место в системе и найти систему под идею; 3) "бритва У. Оккама": "Не умножай количества сущностей сверх необходимого" (в изложении самого автора "бритва" звучит так: "Не следует делать посредством большего то, чего можно достигнуть посредством меньшего"); 4) нельзя нарушать красоту и изящество полученного результата; 5) должно быть принципиально новое видение решения проблемы; 6) ищи жемчужину в навозе.

Метод мозговой атаки применяют, как правило, при возникновении у группы реальных затруднений в осмыслении той или иной ситуации. Он является важным средством повышения активности творческой деятельности. В этом смысле этот метод – не только инструмент поиска новых решений, хотя и такая его роль не исключена, но и своеобразный запал к бомбе познавательной активности.

Вопросы для подготовки и самоконтроля

  1. Определите термины "информация" и "информати­зация".

  2. Что представляет собой информационное общество и каковы его основные черты?

  3. Что обусловливает необходимость технологизации информационных процессов?

  4. Каковы основные разновидности информационных технологий?

  5. Охарактеризуйте различные виды интеллектуальных технологий.

  6. Определите сущность и основные изменения, происходящие в образовательных технологиях.

  7. Объясните понятие "творчество" с точки зрения технологического процесса.

  8. Какова структура и стимулы творческого процесса?

  9. Охарактеризуйте сущность и виды аналитических технологий.

  1. В чем состоит суть термина "паблик рилейшнз", для чего он предназначен и каковы основные виды его технологий?

  2. Что представляют собой информационные войны и каковы их сущностные характеристики? Какие факторы порождают информационные войны?

Тематика рефератов и контрольных заданий

  1. Особенности информационных процессов в совре­менном обществе.

  2. Постиндустриальное информационное общество и его основные черты.

  3. Информатизация и компьютеризация социальных процессов.

  4. Сущность революционных изменений в современном образовании.

  5. Непрерывное образование и способы его техноло-гизации.

  6. Характеристика основных технологий развития способностей людей.

  7. Пути развития и способы повышения творческого потенциала личности.

  8. Информационная война как феномен информацион­ного общества.