1.1. Определение сущности социальных технологий
Любые социальные преобразования, связанные с повышением качества жизни людей, представляют собой инновационные процессы, которые происходят под воздействием целенаправленных мер по созданию новых общественных структур, институтов и форм социального взаимодействия людей. По мнению известного специалиста в области менеджмента П. Друкера, "социальные нововведения оказываются более значительными, чем внедрение паровых локомотивов или телеграфа" [6, с. 45]. Эффективным же средством реализации этих инноваций являются, прежде всего, социальные технологии.
Особую значимость социальные технологии приобретают в условиях сегодняшней Украины, которая осуществляет сложнейший и не известный до сих пор мировой практике переход от жестко планируемой организации общественной жизни к обществу, основанному на экономической и политической свободе, инициативе и индивидуальной ответственности каждого человека. Чтобы найти новые формы и способы организации общественной жизнедеятельности во всех ее сферах, нужно выработать и реализовать самые разнообразные социальные технологии, особенно в сфере управления, где отчетливее всего проявляется эффективность социальной технологизации.
Далеко не все граждане нашей страны готовы к новым экономическим отношениям. Поэтому крайне необходимы социальные технологии, направленные на социальную защиту той части населения, которая в силу объективных причин не может приспособиться к новым социально-экономическим условиям; технологии самоорганизации (саморегуляции и сбалансированного развития) экономических и социальных систем; новые технологии обучения, позволяющие с минимальными затратами времени и сил повысить уровень профессиональной подготовки людей для новых сфер их предстоящей деятельности. Таким образом, проблема социальных технологий приобрела сегодня актуальное общественное звучание.
Основой для динамичного развития социальных технологий являются знания и опыт, накопленные социологической наукой. Ведь до недавнего времени методы социологии развивались в основном как способы получения знания, в результате чего исследователи, имея доказательные выводы о сути социальных явлений, не могли дать конкретных рекомендаций о способах воздействия на неблагоприятные тенденции общественного развития, подсказать наиболее эффективные пути разрешения выявленных проблем [5, с. 4]. Как отмечает российский исследователь А. Пригожий, контраст между достоверностью выводов и зыбкостью рекомендаций начал постепенно преодолеваться благодаря переходу социологии из сферы одних только исследований и разработок в стадию "активной социологии" – выявления проблем и выработки их решения. Иначе говоря, потребовались социальные технологии для осуществления реальных общественных изменений. Активная социология при этом не предлагает готовых решений, а техноло-гизирует их [30, с. 95, 113].
Термин "технология" происходит от греческих слов "techne" – искусство, мастерство, умение и "logos" – учение, наука. Первоначально его использовали в системе технического знания для обозначения научной дисциплины или совокупности сведений о различных физико-механических, химических и других способах обработки сырья, полуфабрикатов и изделий в сфере общественного производства. В последующем этот термин получил широкое распространение и в других сферах общественной жизни: политике, экономике, социальной и духовной сферах. Это, в свою очередь, и привело к появлению во второй половине XX ст. нового термина – "социальная технология", который ввел в научный оборот известный английский социолог Карл Поппер.
Неоднозначность термина "технология" стала причиной того, что одни исследователи понимают под технологией науку о способах, процессах и методах многоразового получения конечного результата; другие акцентируют внимание на организации и цели деятельности, а третьи считают, что технология – это использование научного знания для определения эффективных путей и способов выполнения какой-либо работы. В современной научной литературе насчитывается свыше сорока определений этого понятия.
Многозначность трактовки термина "социальная технология" еще больше, поскольку существуют различные определения категории "социальное". В узком смысле слова это понятие охватывает лишь те технологии, которые относятся исключительно к социальной сфере общества. Что касается социальных технологий в широком смысле слова, то к ним относятся не только собственно социальные технологии, но и экономические, политические, социокультурные, информационные, управленческие и др.
Именно такой широкий смысловой контекст социальных технологий получает в последнее время все большее распространение, что дает все основания представить понятие "социальная технология" в следующих положениях.
Социальная технология – это определенный способ осуществления человеческой деятельности по достижению общественно значимых целей. Сущность данного способа состоит в рациональном расчленении деятельности на процедуры и операции с их последующей координацией и синхронизацией. Это расчленение выполняется предварительно, сознательно и планомерно на основе и с использованием научных знаний, передового опыта, а также с учетом специфики той области, в которой осуществляется человеческая деятельность.
Социальная технология выступает в двух формах: как программа, содержащая процедуры и операции (содержание которых – способы и средства деятельности), и как сама деятельность, построенная в соответствии с этой программой. Специфика программы состоит в том, что она существенным образом предопределяет направленность и содержание технологизируемой деятельности.
Социальная технология является элементом культуры и возникает двумя путями: "вырастает" в социокультурной среде эволюционно либо строится по ее законам как искусственное образование [7, с. 159, 160].
В специальной научной литературе содержится немало определений категории "социальные технологии". Один из основателей методологии социальных технологий болгарский исследователь Н. Стефанов определяет социальную технологию как деятельность, в результате которой достигается поставленная цель и изменяется объект деятельности [37, с. 174-184]. Известный специалист в области социального управления В. Афанасьев рассматривает социальную технологию как "важный элемент механизма управления, поскольку она являет собой средство перевода требований объективных законов на язык общественной практики социального управления. Это перевод абстрактного языка науки, отражающей объективные закономерности развития общества, на конкретный язык решений, нормативов, предписаний, регламентирующих, стимулирующих людей, каждого конкретного человека на наилучшее достижение поставленных целей" [2, с. 235].
Э. Маркарян полагает, что в широком смысле все средства регуляции жизнедеятельности человеческих коллективов, выраженные в соответствующих ценностно-нормативных системах и социальных институтах, можно охарактеризовать как социальную технологию [22, с. 259]. В узком смысле, по мнению П. Яхиела, под социальной технологией понимают процедурную и технологическую сторону прикладной социологии [45, с. 29].
С. Брусов определяет социальные технологии как средства обмена человеческими способностями и потребностями между духовным и материальным производством [3, с. 55].
Л. Дятченко дает определение социальной технологии "как социально организованной области знания о способах и процедурах оптимизации жизнедеятельности человека в условиях нарастающей взаимозависимости, динамики и обновления общественных процессов" [9, с. 16]. А. Зайцев видит в ней "совокупность знаний о способах и средствах организации социальных процессов, сами эти действия, позволяющие достичь поставленной цели" [10, с. 95].
Рассматривая социально-технологический подход к формированию личностных качеств специалиста, Л. Съедина определяет его как "особый способ гармонизации уровней социального пространства, его обработки, улучшения социального поля, на котором происходит социализация индивида" [41, с. 14].
Э. Капитонов предложил следующее определение: "Социальная технология – это способ реализации проекта воздействия на предмет какой-либо деятельности, рационально расчлененной на отдельные процедуры и операции, направленные на поддержание социальной системы в рабочем состоянии или преобразование ее в соответствии с заданными параметрами" [13, с. 210-211].
Авторы толкового словаря "Социальные технологии" пытаются осмыслить социальную технологию более системно и рассматривают ее в таких аспектах: 1) как специально организованную область знания о способах и процедурах оптимизации жизнедеятельности человека в условиях нарастающей взаимозависимости, динамики и обновления общественных процессов; 2) способ осуществления деятельности на основе рационального расчленения ее на процедуры и операции с их последующей координацией, синхронизацией и выбором оптимальных средств и методов их выполнения; 3) метод управления социальными процессами, обеспечивающий систему их воспроизводства в определенных параметрах, таких как качество, свойства, объем, целостность деятельности и т. п. [34, с. 185-186].
Однако наиболее полное и удачное, на наш взгляд, определение дано в словаре-справочнике "Социальное управление": "Социальная технология – алгоритм, процедура осуществления действий в различных областях социальной практики: управлении, образовании, исследовательской работе, художественном творчестве". Наряду с этим, "социальная технология – это элемент человеческой культуры, который возникает эволюционно либо связан с потребностью быстрого и крупномасштабного "тиражирования" новых видов деятельности. Построение социальной технологии осуществляется за счет разделения деятельности на отдельные операции, процедуры при условии глубокого понимания природы и специфики той области, в которой развертывается практика" [33, с. 150].
В социальном управлении больше всего используются социальные технологии, предназначенные для выработки управленческих решений, повышения эффективности деловых совещаний, выполнения организационного проектирования, подбора, расстановки и обучения кадров, снятия социального напряжения. Разработка социальных технологий – это особое научно-прикладное направление управленческой деятельности, выражающееся в трансформации знаний в целях диагностики состояния социальных явлений и процессов, подготовки и реализации решений по их изменению и развитию.
По мнению большинства исследователей, ни одно из существующих определений социальных технологий не является точным [8, с. 10]. Множество определений социальных технологий, по мнению Г. Галиева, свидетельствует, прежде всего, о сложности явления технологизации социальных процессов и о том, что формулировка ее дефиниции еще в процессе разработки [4, с. 27].
Таким образом, понятие "социальная технология" в специальной научной литературе используется в следующих основных четырех значениях:
как совокупность методов, средств, предметов и способов организации человеческой деятельности по воздействию на социальные процессы и системы. Социальная технология организует целенаправленное взаимодействие социальных субъектов: с одной стороны, субъекта – организатора взаимодействия и инициатора преобразований; с другой – социального субъекта – участника взаимодействия;
описание указанных выше методов в текстах или методиках; обучение применению социальных технологий по опубликованной методике занимает от одного – трех месяцев до двух лет;
область человеческого знания, рассматривающая вопросы создания, распространения соответствующих методов и процедур преобразующей деятельности. Некоторые авторы предпочитают называть эту область социальной инженерией; другие считают, что в этом значении социальную технологию можно рассматривать как самостоятельную научную дисциплину (М. Марков);
существенная характеристика человеческой деятельности по целенаправленному преобразованию социальных субъектов [8, с. 160-162].
Условия, необходимые для технологизации любого процесса, и признаки любой технологии были обстоятельно рассмотрены известным болгарским ученым М. Марковым. По его мнению, технологизация любого процесса возможна, по крайней мере, при выполнении двух условий. Во-первых, сам процесс должен иметь такую степень сложности, чтобы можно (и нужно) было расчленить его на относительно обособленные части. Следовательно, потребность в создании технологии диктуется, прежде всего, самим объектом, степенью его сложности. Во-вторых, должны быть средства, которые позволили бы так систематизировать действия субъекта, чтобы достичь максимального эффекта при минимуме усилий.
Первым признаком любой технологии является разграничение, разделение, расчленение данного процесса на внутренне связанные между собой этапы, фазы, операции. Второй признак – координированность и поэтапность действий, направленных на достижение искомого результата. Третий признак, весьма существенный, состоит в том, что каждая технология предполагает однозначность выполнения включенных в нее процедур и операций. Это решающее, непременное условие достижения результатов, адекватных поставленной цели [23, с. 44-47].
Отсюда вытекает достаточно лаконичная дефиниция: "Социальная технология – способ реализации людьми конкретного сложного процесса путем расчленения его на систему последовательно взаимосвязанных процедур и операций, которые выполняются более или менее однозначно и имеют целью достижение высокой эффективности" [23, с. 48].
Одна из таких социальных технологий – "Работа с увольняющимися рабочими" – была создана и внедрена на КАМАЗе под руководством А. Зайцева. Она включала шесть операций: 1) заполнение увольняющимися рабочими специального бланка "Заявление об увольнении"; 2) собеседование в отделе кадров; 3) подготовка социологами материалов для заседания общественного отдела кадров; 4) проведение заседания общественного отдела кадров; 5) традиционное оформление заявления, если не удалось предотвратить увольнение в установленные сроки; 6) подготовка и передача отделом кадров в вычислительный центр списков уволенных и списков рабочих, аннулировавших заявления об увольнении, и подготовка социологами на основании этих данных ежеквартального информационного бюллетеня "Анализ причин текучести".
Внедрение этой немудреной социальной технологии позволило устранить на уровне цеха до 60 % причин увольнений, а на уровне завода – до 80 % [10]. При этом "технологический" эффект, как показывает анализ, достигается вследствие принятия таких мер: 1) расчленения деятельности на определенные операции, необходимые и достаточные для ее эффективного осуществления, исключения тем самым "пустых" и бесполезных действий; 2) четкого распределения операций между исполнителями и исключения "необеспеченных" операций и функций; 3) координации действий исполнителей и исключения или минимизации возможных сбоев; 4) алгоритмизации деятельности и экономии ресурсов благодаря сокращению времени на поиски, выбор вариантов и т. п. [5, с. 6].
Для более глубокого проникновения в сущность социальных технологий следует обратиться к осмыслению их принципов, таких как использование научного знания, операционализация и алгоритмизация, кардинальность и предел, механизация, автоматизация и компьютеризация. Ведь социально-технологическая деятельность отличается от обычной тем, что она носит четко спланированный характер и предполагает разграничение, разделение и расчленение социального процесса на этапы, фазы, операции, а также координацию и поэтапность действий, направленных на получение прогнозируемого результата. Одним словом, эта деятельность основывается на однозначности выполняемых процедур и операций.
Социальная технология – это работа по некоторой схеме, воплощение в жизнь определенной модели деятельности. Поэтому теория социальных технологий вполне правомерно рассматривает способы технологизации человеческой деятельности, ее алгоритмизацию. Не технологическая деятельность в отличие от технологической носит спонтанный, поисковый характер, а технология предусматривает оптимальную и рациональную схему деятельности.
В этой связи технологизация управления социальными процессами как важнейшая составная часть теории социальных технологий предполагает решение следующих задач: формирование перечня оптимально необходимых операций, обеспечивающих регулирование социального процесса; обеспечение стандартизации процесса управления с помощью сокращения количества операций, снижения издержек на подготовку персонала; нахождение оптимальных форм объединения действий заказчиков и исполнителей; сокращение времени на выполнение отдельных задач; четкое определение границ действий каждого исполнителя, использование механизмов стимулирования и ответственности, максимального сокращения количества спонтанных и ошибочных действий; создание постоянных информационных потоков, а также их ввод в компьютер; по мере освоения первоначально поставленных в технологии задач наращивание сложности деятельности и дальнейшее ее развитие исходя из возможностей субъекта социального управления; изменение и определение алгоритма социальных действий, создающих устойчивость социального процесса; повышение уровня социально-технологической культуры, создание объективных условий для вовлечения людей в социальное управление.
Анализ результатов многочисленных исследований показывает, что широкое внедрение социальных технологий в практику общественной жизни позитивно сказывается на развитии современного общества, делая его подсистемы более рациональными, эффективными и гуманными. Однако наряду с позитивными социальными изменениями непродуманная практика использования социальных технологий может повлечь и негативные тенденции и последствия. Среди них в первую очередь следует отметить усиление консерватизма мышления, укрепление стереотипов в поведении и организации управления. Например, социально-технологический подход может приводить к тому, что под прикрытием социальных технологий в обществе, во-первых, закрепляются устаревшие формы жизнедеятельности; во-вторых, происходит ослабление инновационного потенциала, возникновение реальных препятствий для творчества и выработки оригинальных управленческих решений; в-третьих, технологии могут использоваться как средство для подавления свободы личности и нарушения ее прав.
Поэтому в современном обществе существует объективная необходимость систематического обновления социально-технологических процедур, в которых важно концентрировать постоянно накапливаемый опыт, новые идеи и новые достижения научной мысли. Это дает возможность выделить еще один аспект социальной технологии, позволяющий глубже осмыслить ее сущность: социальная технология – это не столько жесткая регламентация в организации и развитии социальной системы, сколько средство ее стимулирования к саморазвитию, самоорганизации и самосовершенствованию. Исходя из этого, социальная технология должна обладать такими свойствами, как простота, гибкость, надежность, экономичность, инновационность, удобство освоения, привлекательность цели, гармоничность и гуманистичность.
Как видно из изложенного, социальные технологии представляют собой важнейшие инструменты устойчивого развития современного общества. Их главная особенность заключается в том, что они являются результатом приложения созидательных усилий людей к динамичному развитию общества, тем или иным его сферам, явлениям и процессам. Они выступают также важнейшим средством рационализации и оптимизации функционирования социума по удовлетворению тех или иных потребностей людей, выполняя при этом многообразные роли. Поэтому по месту социальных технологий, которое они занимают в обществе, их можно рассматривать в четырех аспектах:
как социальные институты, т. е. наиболее рациональные формы организаций совместной деятельности людей;
социальные процессы, т. е. целенаправленные изменения социальных явлений в пространстве и времени;
социально-преобразовательную деятельность, направленную на преобразование социальных объектов со стороны ее субъектов;
социальные системы, т. е. целостные социальные структурно-функциональные образования.
Любая социальная технология, соединяя в себе указанные четыре аспекта, представляет собой своеобразный конгломерат данных сущностей, т. е. она одновременно является и социальным институтом с его нормативной системой, и социальным процессом, последовательно происходящим в несколько стадий, и социально-преобразовательной деятельностью, направленной на запланированное преобразование социальных объектов, явлений и процессов, и, наконец, социальной системой, обладающей структурно-функциональной определенностью. Наряду с этим можно говорить о доминировании в обществе того или иного вектора сущности социальных технологий. Исходя из этого положения, все многообразие социальных технологий можно представить в табл. 1.
Таблица 1
- Введение
- Часть I
- Глава 1
- 1.1. Определение сущности социальных технологий
- Сущностно-содержательные аспекты социальных технологий
- 1.2. Классификация основных видов социальных технологий
- Типология социальных технологий
- Классификация социальных технологий
- 1.3. Основные свойства и функции социальных технологий
- Основные свойства социальных технологий
- Основные функция социальных технологий
- 1.4. Характеристика методологических принципов социальных технологий
- Характеристика принципов строения социальных технологий
- 1.5. Содержание социально-технологического уклада общественных систем
- Глава 2 Генезис практических основ социально-технологической деятельности
- 2.1. Возникновение социально-технологической деятельности
- 2.2. Возможности и пределы технологизации социального пространства
- 2.3. Содержание и особенности социально-технологической политики
- Основные элементы социально-технологической политики и их характеристика
- Глава 3 Концептуальная эволюция теории социальных технологий
- 3.1. Становление научных основ социально-технологической деятельности
- 3.2. Основные направления развития теории социальных технологий
- Вопросы для подготовки и самоконтроля
- Тематика рефератов и контрольных заданий
- Список использованной и рекомендуемой литературы
- Часть II социальные технологии в современном обществе
- Глава 4
- Технологические аспекты глобальной модернизации общественных систем
- 4.1. Понятие глобальных проблем современной цивилизации
- 4.2. Классификация глобальных социальных технологий
- 4.3. Особенности глобальной модернизации
- Глава 5 Обновление общественных систем – ключевое звено социальной модернизации
- 5.1. Основные факторы обновления общественных систем
- Сравнительная характеристика общественных систем нового и новейшего времени
- Критерии эффективности общественной системы
- 5.2. Характеристика способов обновления общественных систем
- Классификация социальных реформ
- 5.3. Технологизация процессов обновления общественных систем
- Глава 6
- 6.1. Понятие о технологиях отдельных сфер общества
- 6.2. Сущность региональных технологий
- Характеристика основных параметров социального пространства
- Типология социального пространства
- Классификация ресурсного потенциала региона
- 6.3. Особенности технологизации социальных комплексов
- Классификация социальных комплексов
- Научные подходы к проектированию социальных комплексов и их характеристика
- Глава 7 Технологические процессы в трудовых ассоциациях
- 7.1. Сущность и основные виды трудовых ассоциаций
- Классификация трудовых ассоциаций
- Основные проблемы трудовых ассоциаций и способы их технологического решения
- 7.2. Технологические модели управления персоналом трудовой ассоциации
- Характеристика основных технологий управления персоналом
- 7.3. Технологии мотивации трудовой деятельности
- Предметно-логический процесс формирования технологии мотивации трудовой деятельности
- 7.4. Технологии человеческого капитала
- Вопросы для подготовки и самоконтроля
- Тематика рефератов и контрольных заданий
- Список использованной и рекомендуемой литературы
- Часть III праксеологические технологии
- Глава 8
- Практическая жизнь общества как объект социальной технологизации
- 8.1. Понятие социальной практики и социально-преобразовательной деятельности
- 8.2. Классификация и структура социально-преобразовательной деятельности
- Дуалистическая классификация социально-преобразовательной деятельности
- 8.3. Сущность и особенности праксеологических технологий
- Глава 9 Характеристика основных видов праксеологических технологий
- 9.1. Технологии социального планирования
- 9.2. Игровые технологии
- Функции игры и их характеристика
- Классификация основных видов деловых игр и их характеристика
- Классификация основных видов игр открытого типа и их характеристика
- 9.3. Управленческие технологии
- Общая классификация управленческих технологий
- Классификация специальных (частных) управленческих технологий
- Приоритеты вариантов целевого управления
- Основные потребности и интересы
- 9.4. Антикризисные технологии
- Характеристика основных научных концепций, объясняющих природу кризисных явлений
- Классификация социальных кризисов и их характеристика
- Теоретические подходы к объяснению причин кризисных явлений и способов их преодоления
- 9.5. Миротворческие технологии
- Классификация основных видов социального конфликта
- Классификация способов управления конфликтами и их характеристика
- Вопросы для подготовки и самоконтроля
- Тематика рефератов и контрольных заданий
- Список использованной и рекомендуемой литературы
- Часть IV информационные технологии
- Глава 10
- Информационные процессы в современном мире
- 10.1. Сущность информации и ее роль в современном обществе
- 10.2. Необходимость технологизации информационных процессов
- Глава 11 Характеристика основных видов информационных технологий
- 11.1. Эволюция информационных технологий
- 11.2. Информационно-компьютерные технологии
- 11.3. Технологии социального познания
- 11.4. Информационно-аналитические технологии
- Классификация информационно-аналитической деятельности
- Характеристика методов аналитической деятельности
- Основные виды анализа и их характеристика
- Классификация видов социальных ситуаций
- 11.5. Технологии "паблик рилейшнз" (pr-технологии)
- Классификация технологий паблик рилейшнз (pr-технологий)
- Сравнительная характеристика технологий рекламы и pr-технологий
- 11.6. Информационные войны и проблема их технологизации
- Классификация видов информационных войн и их характеристика
- 11.7. Образовательные технологии
- Классификация образовательных технологий
- Сравнительная характеристика классической и постклассической образовательных технологий
- Сравнительная характеристика ролевых функций участников учебного процесса в различных системах обучения
- Сравнительная характеристика личностных качеств участников учебного процесса в различных системах обучения
- Процесс реализации образовательных технологий
- 11.8. Интеллектуальные технологии
- Список использованной и рекомендуемой литературы
- Часть V политические технологии
- Глава 12
- Политическая деятельность как объект социальной технологизации
- 12.1. Понятие политики и политических технологий
- 12.2. Структура политических технологий
- 12.3. Типология политических технологий
- Глава 13 Характеристика основных видов политических технологий
- 13.1. Технологии политического анализа
- 13.2. Технологии политического консультирования
- 13.3. Технологии управления политическими конфликтами
- 13.4. Технологии принятия политических решений
- 13.5. Технологии формирования государственной политики
- 13.6. Избирательные технологии
- Вопросы для подготовки и самоконтроля
- Тематика рефератов и контрольных заданий
- Список использованной и рекомендуемой литературы
- Часть VI диагностические технологии
- Глава 14
- Содержание социально-диагностической деятельности
- 14.1. Сущность и виды социальной диагностики
- Классификация основных видов социальной диагностики и их характеристика
- 14.2. Методы, структура и функции социально-диагностической деятельности
- Основные методы социальной диагностики
- Классификация основных функций социальной диагностики и их характеристика
- Глава 15 Характеристика основных видов диагностических технологий
- 15.1. Технологии социальной экспертизы
- Классификация основных видов социальной экспертизы и их характеристика
- Фрагмент экспертной анкеты по выявлению характеристик имиджа возможных претендентов на пост мэра г. Днепропетровска
- 15.2. Технологии социального эксперимента
- Классификация видов социального эксперимента и их характеристика
- Основные функции социального эксперимента и их характеристика
- Основные задачи технологий социального экспериментирования на различных этапах развития социальных объектов, явлений и процессов
- 15.3. Технологии социального прогнозирования
- Классификация основных видов прогнозов и их характеристика
- Функции социального прогнозирования и их характеристика
- Взаимосвязь между объективными основаниями, содержанием и проблемами социального прогнозирования
- Взаимосвязь между субъективными предпосылками, содержанием и проблемами социального прогнозирования
- Вопросы для подготовки и самоконтроля
- Тематика рефератов и контрольных заданий
- Список использованной и рекомендуемой литературы
- Часть VII проектирование и внедрение социальных технологий
- Глава 16
- Сущность социально-проектировочной деятельности
- 76.1. Понятие социального проектирования и его особенности
- Классификация социальных проектов и их характеристика
- 16.2. Характеристика способов проектирования социальных технологий
- 16.3. Основные принципы и этапы социального проектирования
- Модифицированное применение общих принципов в процессе социального проектирования
- Классификация социальных проблем
- 16.4. Методы социального проектирования и тенденции его развития
- Характеристика основных методов социального проектирования и конструирования
- Глава 17 Операционализация проектирования социальных технологий
- 17.1. Понятие операции и операциональной системы
- Правила проектирования (построения) операциональных сетевых моделей социальных технологий
- 17.2. Структура и виды операциональных систем
- Классификация операциональных систем
- 17.3. Технология процесса проектирования операциональных систем
- Глава 18 Инновационный характер проектирования социальных технологий
- 18.1. Понятие инноваций и их классификация
- Классификация функций нововведений (инноваций) и их характеристика
- Классификация нововведений (инноваций) и их характеристика
- 18.2. Структура инновационного процесса
- Структура инновационного процесса
- 18.3. Проблема становления и развития социальных инноваций
- Ролевые позиции участников инновационного процесса
- Модифицированные ролевые позиции участников инновационного процесса
- Глава 19 Эффективность социальных технологий и способы их внедрения
- 19.1. Способы проверки социальных инноваций и технологий
- 19.2. Технологические основы проверки и внедрения социальных технологий
- Основные функции мониторинга и их характеристика
- 19.3. Организационно-процедурные проблемы внедрения социальных технологий
- 19.4. Зарубежный опыт внедрения социальных технологий
- Вопросы для подготовки и самоконтроля
- Тематика рефератов и контрольных заданий
- Список использованной и рекомендуемой литературы
- Заключение
- Часть V. Политические технологии 333
- Глава 12. Политическая деятельность как объект
- Глава 13. Характеристика основных видов политических
- Введение
- Раздел I теоретико-методологические основы социальных технологий
- Глава 1
- Новая социальная реальность — необходимость инновационного управления
- Глава 2
- Сущность социально-технологических
- Отношений и инновирование
- Управленческой деятельности
- Глава 3 технологизация социальной действительности: инновационные аспекты
- Глава 4 Типология и классификация социальных технологий
- Раздел II
- Глава 5
- Глава 6 Технологии становления и развития корпоративного типа организации общества
- Глава 7 Технологии регулирования отношений собственности
- Глава 8 Информационные технологии
- Глава 9 Социальные технологии предотвращения аварий и катастроф на техногенных объектах
- Шкалы, используемые при оценке уровней "надежности" предприятия
- Социотехническая диагностика
- Методы воздействия
- Коррекция социальной системы
- Глава 10
- Технологии защиты и эффективного
- Использования интеллектуальной
- Собственности
- Раздел III технологии раскрытия жизненных сил общества и личности, их саморазвития и самореализации
- Глава 11 Духовно-культурное содержание современного управления:
- Социально-технологические аспекты и проблемы
- Глава 12 Технологии формирования управленческой и социально-технологической культуры
- Глава 13 Технологии саморазвития личности
- Должно быть
- Личность
- Культура
- Методы управления
- Трудовые коллективы, бытовые, семейные, территориальные ассоциации и др.
- Государство
- Состояние и тенденции развития отношений между обществом и личностью
- Раздел IV технологии инновирования социальных институтов общества
- Глава 14
- Социально-технологический подход к процессу социального управления в условиях информатизации общества
- Глава 15 Социальные технологии государственного управления
- Глава 16 Социальные технологии инновационного управления регионом
- Глава 17 Социальные технологии повышения эффективности трудовых ассоциаций
- Глава 18 Инновирование муниципальных образований: социально-технологические аспекты
- Финансовая
- Самостоятельное решение населением всех вопросов местного значения Организационное обособление местного самоуправления — противовес бюрократии
- Глава 19
- Экологическая культура:
- Технологии формирования
- И раскрытия жизненных сил личности
- Приложение 1
- Раздел I
- Тема 1. Новая социальная реальность — необходимость инновационного управления.
- Тема 2. Сущность социально-технологических отношений и инновирование управленческой деятельности.
- Тема 3. Технологизация социальной действительности: инновационные аспекты.
- Тема 4. Типология и классификация социальных технологий.
- Раздел II Приоритетные технологии инновационных изменений социальной организации общества
- Тема 5. Технологии оптимизации глобальных процессов.
- Тема 6. Технологии становления и развития корпоративного типа организации общества.
- Тема 7. Технологии регулирования отношений собственности.
- Тема 8. Информационные технологии.
- Тема 9. Социальные технологии предотвращения аварий и катастроф на техногенных объектах.
- Тема 10. Технологии защиты эффективного использования интеллектуальной собственности.
- Раздел III
- Тема 11. Духовно-культурное содержание современного управления: социально-технологические аспекты и проблемы.
- Тема 12. Технологии формирования управленческой и социально-технологической культуры.
- Тема 13. Технологии саморазвития личности.
- Раздел IV Технологии инновирования социальных институтов общества
- Тема 14. Социально-технологический подход к процессу социального управления в условиях конфронтации общества.
- Тема 15. Социальные технологии инновирования государственного управления.
- Тема 16. Социальные технологии инновационного управления регионом.
- Тема 17. Социальные технологии повышения эффективности трудовых ассоциаций.
- Тема 18. Инновирование муниципальных образований.
- Тема 19. Экологическая культура: социально-технологические аспекты формирования и раскрытия жизненных сил личности.
- II. Учебно-тематический план по курсу "Социальные технологии государственного и муниципального управления"
- III. Порядок проведения групповых занятий по курсу "Социальные технологии государственного и муниципального управления"
- IV. Вопросы к экзамену по курсу "Инновационные социальные технологии государственного и муниципального управления"
- V. Темы рефератов
- VI. Темы курсовых и дипломных работ
- Приложение 2
- Приложение 3
- Приложение 4 Ноосферный путь развития
- Приложение 5 Словарь управленческих терминов
- Список литературы
- 1. Основная литература
- 2. Дополнительная литература
- Оглавление
- Учебное
- 214000, Г. Смоленск, проспект им. Ю.А. Гагарина, 2