logo
ХРЕСТОМАТИЯ

11.2. Информационно-компьютерные технологии

Основой информационно-компьютерных технологий, как известно, является компьютер, принципиальная структура которого включает такие устройства: 1) управляющее, определяющее порядок выполнения операций и координирующее работу всех узлов компьютера; 2) арифметическое, выполняющее арифметические и логические операции; 3) запоминающее (память), предназначенное для хранения программ, исходных данных и результатов их обработки; 4) устройство ввода-вывода (терминал), служащее для ввода в машину исходных данных и программ их обработки, а также вывода конечных результатов.

Информационно-компьютерные технологии представляют собой информационные системы, которые включают такие системы: а) организации, хранения и представления информации; б) ввода, обновления и корректировки информации; в) потребления информации. Одним словом, под информационной системой понимают автоматизированную систему, предназначенную для организации, хранения, поддержки и предоставления информации пользователям в соответствии с их запросами. К таким системам относят информационно-поисковые, информационно-справочные, информационно-управляющие.

Развитие в последние десятилетия XX в. компьютерной техники, а также ее информационного обеспечения значительно расширило возможности информационно-компьютерных технологий, с помощью которых сегодня можно решать важнейшие задачи прогнозирования, планирования, управления и проектирования общественного производства и научных исследований, а также вести диалог ученого с компьютером. Широкое распространены в последнее время интеллектуально-диалоговые (вопросно-ответные), расчетно-логические, аналитические и экспертные системы.

Практически весь современный информационно-технологический процесс можно подразделить на следующие блоки: сбора и ввода исходных данных в вычислительную систему; размещения и хранения данных в памяти системы; обработки данных в целях получения результатов; выдачи данных в виде, удобном для восприятия пользователем. Одним словом, этот процесс включает в себя следующие четыре этапа: 1) первичный этап (сбор исходных данных, их регистрацию и передачу на устройство ввода); 2) подготовительный (прием, контроль, регистрацию входной информации и перенос ее на машинные носители); 3) основной (непосредственную обработку информации); 4) заключительный (контроль, вывод и передачу результирующей информации, ее тиражирование и хранение).

На практике существует множество различных вариантов (форм) технологической обработки информации, что обусловлено применением различных средств вычислительной и организационной техники на отдельных операциях информационно-технологического процесса. Их построение определяется характером решаемых задач, кругом потребителей, а также используемыми техническими средствами, системами контроля данных и т. п. При этом технологический процесс обработки информации с помощью компьютера включает в себя следующие операции: 1) прием и комплектацию первичных документов (проверку полноты и качества их заполнения, их комплектацию и т. д.); 2) подготовку машинного носителя и контроль; 3) ввод данных в компьютер; 4) контроль, результаты которого выдаются на печатающее устройство (терминал); 5) запись входной информации в исходные массивы; 6) сортировку информации (если в этом есть необходимость); 7) обработку полученных данных; 8) контроль и выдачу результатов полученной информации; 9) хранение информации.

Информационно-компьютерные технологии являются к наиболее быстро развивающимися. Среди основных направлений их развития, оказывающих значительное влияние на социальные технологии в целом, можно выделить следующие.

  1. Неуклонное совершенствование информационно-компьютерных управленческих технологий. Как справедливо отмечает в этой связи российский исследователь К. Зуев, сфера управления является сегодня одной из наиболее быстро и глубоко охватываемых компьютеризацией областей [10, с. 143]. Эти технологии дают возможность не только перерабатывать огромные массивы информации, выполнять аналитические процедуры, прогнозировать развитие ситуаций, но и обеспечивать надежность управленческих решений и действий.

  2. Развитие информационно-компьютерных аналитических технологий, которое обеспечивает анализ значительных массивов информации во многих областях социальной жизнедеятельности (экономике, политике, образовании, науке, маркетинге и т. п.). Это необходимо потому, что собранная информация только тогда становится полезной человеку, когда она осмыслена в аспекте выявления содержащихся в ней закономерностей и тенденций, после чего появляются широкие возможности ее исследования для выработки обоснованных научных рекомендаций по улучшению практической деятельности.

  3. Ускоренная разработка информационно-компьютерных диагностических технологий, особенно в медицине, строительстве, военном деле, торговле, профессиональном отборе, аттестации персонала, маркетинговой деятельности, что способствует не только развитию этих сфер и видов деятельности, но и устойчивости общественного развития в целом.

  1. Значительный прогресс в разработке и использовании информационно-компьютерных обучающих технологий, которые охватывают различные аспекты образовательно-воспитательной сферы. Например, в настоящее время широко распространены технологии дистанционного обучения посредством персонального компьютера и специальных методик передачи и усвоения учебного материала, а также технологии самообразования и самообучения.

  2. Преобразование под воздействием информационно-компьютерных технологий сферы культуры, спорта и досуга, начиная от компьютерных игр и компьютеризации этих сфер до использования компьютера в процессе научного, художественного, литературного и музыкального творчества.

Этот довольно неполный перечень основных направлений стремительного развития и совершенствования информационно-компьютерных технологий свидетельствует о том, что они все предметнее вписываются в содержание социальных технологий, переставая играть периферийно-обслуживающую роль в глобальных процессах технологизации социального пространства.