Теоретические подходы к объяснению причин кризисных явлений и способов их преодоления
Наименование теории | Основатели теории | Объяснение причин кризиса | Способ преодоления кризиса |
1 | 2 | 3 | 4 |
Теория катастроф | Т. Постон, И. Стюарт, В. Арнольд и др. | Причины кризисов – в основном природные и социальные катастрофы | Прогнозирование катастроф и выработка на этой основе эффективных мер по уменьшению и преодолению их последствий |
Теория циклов | Т. Мальтус, К. Маркс, Н. Кондратьев, Л. Гумилев, А. Тоффлер, П. Сорокин, А. Чижевский и др. | Кризис – определенный этап в циклическом развитии общественной системы | Расчет длительности и этапов цикла, выработка эффективных мер по смягчению последствий кризиса |
Теория систем | А. Богданов, Л. Берта ланфи, Г. Хакен, И. Пригожий и др. | Причина кризиса – назревшая необходимость перестройки системы | Структурно – функциональная перестройка системы, которая упреждает и смягчает кризис |
Инновационная теория | Й. Шумпетер, И. Пригожий и др. | Кризис объясняется либо недостатком нововведений, либо значительным ростом их количества и степени неосвоенности | Поддерживание постоянного ритма и "тонуса" нововведений, а также сокращение сроков их освоения |
Теория элит | Н. Макиавелли М. Вебер, В. Парето, Г. Моска, Р. Михельс, Ж. Сорель и др. | Кризисы вызваны ошибками и преступлениями старой элиты, а также необходимостью ее ухода с политической арены | Подготовка и формирование новой элиты, а также обеспечение процесса быстрой смены элит |
Теория антикризисного управления | Р. Акофф, И. Ансоф, Э. Уткин и др. | Кризисы обусловлены неэффективностью систем управления | Реформирование системы управления посредством ориентации его на антикризисное управление |
Психологическая теория | Л. Гумилев, 3. Фрейд, П. Сорокин и др. | Кризисы возникают в сознании, психике людей по принципу "вначале разруха в головах" | Выработка новой системы ценностных ориентации, парадигм и психологических норм, а также подготовка на их основе персонала методом "шоковой терапии" |
Проанализировав теоретические подходы, можно сделать несколько весьма важных выводов.
Причины кризисов очень разнообразны и взаимосвязаны. Они словно вызывают к действию друг друга. Например, отсутствие антикризисного и инновационного мышления персонала организации неизбежно приводит к ошибкам в сфере управления, которые в свою очередь вызывают структурные нарушения системы, т. е. субъективные психологические причины порождают организационные (структурные и функциональные) и т. д.
Существует известная корреляция между причинами кризиса и способами его преодоления, как, например между болезнью и лекарством.
Каковы бы ни были причины кризиса, он всегда представляет собой сложное явление объективной социальной действительности, которое разворачивается в социальном пространстве и времени и не может быть преодолено сразу. Наряду с этим, кризису свойствен свой неповторимый тип социальной инерции. Так, обществу, преодолевшему кризис, он еще долго видится в "кошмарных снах" и отражается практически на всех сферах его жизнедеятельности.
Недостаточно исследовано в современной науке еще одна проблема – структура кризиса. Ее не следует путать со структурой социальной системы, которая переживает этот кризис. Поскольку кризисные явления носят процессуальный характер, то и их структуру, на наш взгляд, можно сравнить со структурой социального процесса.
Целостная структура любого социального процесса представляет собой достаточно сложное взаимодействие нескольких структур: 1) собственно процессуальной подструктуры, которая складывается из некоторых локальных процессов, интегрированных в этот целостный социальный процесс, который можно сравнить с текущей рекой с отдельными потоками, составляющими ее структуру; 2) временной, в соответствии с которой социальный процесс распадается на качественно различные временные этапы (например, социальная система в процессе прохождения через кризис движется из прошлого времени через настоящее в будущее); 3) логической, представляющей собой совокупность целого ряда взаимодействующих факторов, которые не только изменяют содержание социального процесса, но и обусловливают его протекание.
Принимая во внимание исключительную важность структурного компонента кризисов для разработки антикризисных технологий, рассмотрим структуру кризисных явлений более подробно. С точки зрения первой, собственно процессуальной подструктуры кризис можно рассматривать как сложное переплетение таких процессов: 1) ухудшения функционирования социальной системы; 2) ее разрушения; 3) гипертрофированного роста. Схематично их можно представить в виде графиков, которые предметно иллюстрируют процессуальный характер кризисных явлений (рис. 20-22).
Из рис. 20 следует, что кризис на первом этапе представляет собой процесс ухудшения деятельности социальной системы вплоть до прекращения ее функционирования. При этом вначале ухудшается функционирование социальной системы, она постепенно теряет эффективность, а затем перестает выполнять свое основное назначение, т.е. теряет динамику взаимодействия с окружающей средой, и перед ней встает реальная угроза прекращения существования или остановки всякой деятельности. На втором этапе (см. рис. 21) кризис в течение определенного времени может привести к полному разрушению социальной системы, которая фактически прекращает свое существование. В течение определенного времени (если устранить этап кризиса социальной системы, приводящий ее к разрушению) может происходить гипертрофированное развитие системы, которая, переваливая через некоторый нормальный барьер, или критический уровень роста, начинает очень бурно развиваться, напоминая при этом раковую опухоль (см. рис. 22). Темпы роста социальной системы становятся насколько большими, что это неизбежно вызывает ее внутреннюю структурную перестройку, переход ее в иное качественное состояние. Подобное можно наблюдать, например, при росте управленческой бюрократии, которая активно поглощает ресурсы социальной системы и в конечном итоге расходует их преимущественно на себя.
Рис. 20. Кризис как процесс ухудшения функционирования социальной системы:
а – нормальное функционирование системы; б – время остановки, или прекращения функционирования системы
Рис. 21. Кризис как процесс разрушения социальной системы:
а – критическая степень разрушения системы; б – время достижения системой критической точки, или степени разрушения
Рис. 22. Кризис как процесс гипертрофированного роста социальной системы:
а – критический уровень характеристик системы; б – время перехода системы к гипертрофированному развитию
В реальных социальных системах, которые попадают в кризисные ситуации, наблюдается разнообразное взаимодействие кризисных процессов. Так, одним кризисным явлениям может быть присуще доминирование процессов разрушения, другим – ухудшение функционирования, а третьим – гипертрофированный рост. Однако чаще всего кризисы социальных систем представляют собой своеобразный "коктейль" из упомянутых процессов, что придает им, как правило, индивидуальную специфику и неповторимость. Поэтому указанные обстоятельства необходимо учитывать при разработке антикризисных технологий.
Вторая важнейшая подструктура кризиса – временная; на ее основе большинство исследователей выделяют четыре этапа развития кризиса социальных систем.
Первый этап – латентный, или скрытый, период, когда, как отмечает Ю. Яковец, "его предпосылки назревают, но еще не прорываются наружу; этот период совпадает с завершающим этапом фазы стабильного развития (зрелости) уходящего цикла и началом зарождения в его недрах последующего цикла" [40, с. 288]. На этом этапе кризис социальной системы еще незаметен, и она может даже процветать, не порождая никаких сомнений в предстоящей стабильности. Этот этап еще называют временем благодушия социальной системы.
Второй этап – быстрое обострение всех противоречий и ухудшение основных показателей динамики социальной системы, своего рода "гроза средь ясного неба". Основные кризисные процессы, которые "дремали" на предыдущем этапе и накапливали разрушительные силы, на этом этапе начинают бурно проявляться, что приводит к нарушению нормального функционирования основных элементов социальной системы. Развивается процесс деинституционализации элементов системы, который охватывает такие социальные институты, как заработная плата, деньги, предприятия или фирмы, пенсии и т. п. В результате этого социальные институты резко снижают свою эффективность, что приводит к резкому снижению жизненного уровня населения.
Третий этап – пребывание социальной системы в провале. Его можно образно обозначить с помощью названия пьесы Максима Горького "На дне". Общество в целом или какая-либо его социальная сфера (подсистема) на этом этапе действительно оказывается на "дне", только это "дно" не одинаково для всех, ибо глубина кризиса для каждого социального слоя своя. Это "дно" начинает остро ощущать основная часть населения, оказавшаяся на грани выживания, что приводит людей в состояние психологического шока и способствует росту количества самоубийств и разводов, расширению социальных масштабов девиантного поведения. Население при этом начинает расслаиваться по типу активности: одни впадают в своеобразную "спячку" или анабиоз, т. е. стараются переждать кризис, снижая свою активность и пытаясь уйти от проблем реальной жизни; другие начинают спешно приспосабливаться к создавшейся ситуации, снижая уровень удовлетворения своих потребностей; третьи, наоборот, начинают повышать свою социальную активность, осваивать новые виды деятельности и активного образа жизни, а также ищут более эффективные инновационные способы выживания; четвертые включаются в различные оппозиционные или деструктивные формы борьбы и т. п.
Наконец, четвертый этап развития кризиса социальной системы во времени – возникновение возможностей выхода из него. Образно говоря, виден "свет в конце туннеля". На этом этапе кризисные процессы смягчаются. Основная часть населения, пострадавшая от кризиса, как-то приспосабливается к нему. В обществе постепенно исчезает страх и появляется определенный оптимизм. Значительная часть социума начинает демонстрировать желание жить нормальной человеческой жизнью. Словом, общественная система интенсивно обновляется, повышается ее эффективность благодаря использованию различных нововведений. При этом показатели динамики социальной системы начинают постепенно нарастать. Схематично временные этапы кризиса социальной системы можно представить в виде графика (рис. 23).
Из сказанного можно сделать два важных вывода, которые необходимо учитывать при выходе социальной системы из кризиса, а также в процессе разработки антикризисных технологий:
целесообразно предусмотреть систему мер, направленную на предвидение кризисных ситуаций, для того чтобы подготовиться и смягчить "удар о дно", а также сократить время пребывания "на дне";
подготовительная работа к кризисным ситуациям отнюдь не сводится к созданию "закромов", хотя вряд ли кто осмелится отрицать большое значение пополнения стратегических запасов. Эта работа включает, прежде всего, концептуальную, идеологическую, ментальную и кадровую подготовку, а также формирование того инновационного потенциала, который, развернувшись, как крылья, может поднять общество со дна.
Рис. 23. Временная подструктура кризисных процессов социальных систем:
t1, t2, t3, t4 – временные этапы развития кризиса
Третья подструктура кризиса социальных систем – логическая – складывается из совокупности ситуаций, возникающих под воздействием целого ряда различных факторов. При этом указанные ситуации как состояния социальной системы разворачиваются в соответствии с графиками, приведенными на рис. 20-23. На них могут влиять как факторы разрушения, падения или торможения, так и факторы активизации, обновления или роста, характеризирующие динамику социальной системы. Например, на латентной (скрытой) стадии кризиса социальной системы снижается ее активность, тормозится обновление и в результате начинают проявляться скрытые негативные тенденции. На следующей стадии действуют факторы падения и разрушения, которые приводят социальную систему "на дно". При этом перед людьми всегда возникает проблема жесткого выбора.
Как справедливо отмечает в этой связи российский исследователь Ю. Плотницкий, "существует три варианта разрешения кризиса системы: 1) распад или гибель системы, когда ее элементы захватываются другими системами; 2) реформа – постепенная структурная перестройка ядра, генотипа системы, ведущая к появлению качественно новой системы; 3) революция – резкое, скачкообразное изменение ядра системы, быстрый переход системы из одного состояния в другое" [19, с. 187]. "На дне" активизируются процессы торможения кризиса социальной системы, происходит активизация и внедрение инноваций, в результате чего ситуация начинает изменяться в сторону выхода системы из кризиса. Стремление не допустить распада, гибели социальной системы заставляет людей не только реформировать ее, но и вырабатывать антикризисные технологии.
В этой связи кризис, в котором пребывает современное украинское общество, не только подтверждает основные положения кризисологии, но и отличается целым рядом специфических особенностей.
Он носит комплексный, или системный, характер, как по охвату основных сфер общественной жизни, так и по способам проявления. По глубине и характеру поражения социума этот кризис имеет региональную специфику проявления, а в целом ряде регионов страны протекает особенно сложно и болезненно. По времени протекания он представляет собой, скорее всего, среднесрочный кризис, а по характеру поражения социальной системы ему присущи все характеристики комплексного ее поражения, начиная от генофонда нации до ее структурно-функциональных параметров. По характеру разрешения этот кризис является замирающим, а по своим последствиям – инновационным. Это, что называется, кризис "по полной программе".
Кризис современного украинского общества обусловлен резкой недостаточностью ресурсов для серьезного структурного преобразования общественной системы с привлечением мощного потока инновационных технологий. Мало того, дальнейшее продолжение жизни "на дне" интенсивно вымывает имеющиеся ресурсы украинского общества.
Отечественный кризис представляет собой наслоение нескольких видов кризиса, которые совместились в пространстве и во времени. Наиболее значимы в его структуре следующие разновидности кризисов: 1) формационно-цивилизационный, представляющий собой кризис индустриально-аграрного общества, выход из которого может обеспечить переход Украины к постиндустриальному обществу; 2) кризис авторитарно-патерналистского общества, его затратной плановой экономики и распределительной системы, неразвитости стимулов и демократических форм общественной жизнедеятельности; 3) кризис традиционализма во всех сферах общественной жизнедеятельности и его неспособность обеспечить обновление общественной системы; 4) демографический кризис с его высоким уровнем смертности населения и низкой рождаемостью; 5) национально-этнический, выражающийся в ослаблении социокультурных, языковых и других характеристик титульного этноса и других этносов, населяющих Украину; 6) кризис системы ценностей – как общественных, так и личных.
4. Кризис украинского общества в значительной мере является транзитологическим, представляющим собой кризисный комплексный переход общественной системы из одного качественного состояния в другое. Его глубину, масштаб и длительность в конечном счете определяет не только реальное состояние украинского общества, но и те цели, которые оно формулирует для преодоления кризиса. Комплексная транзитивность кризиса нашего общества означает, что необходимо согласовывать и синхронизировать меры по преодолению отдельных его видов. Самое главное, чтобы меры, выработанные для преодоления одного вида кризиса, не противоречили мерам преодоления другого вида кризиса и не отменяли их и, кроме того, соответствовали общему вектору развития цивилизации. Например, определение транзита Украины только в сторону рыночной экономики может привести к формированию лишь традиционалистского рынка, а преодоление национально-этнического кризиса посредством создания национального государства неизбежно вступит в противоречие с современными демократическими ценностями и прогрессивными технологиями регулирования межнациональных отношений. Необходимо глубоко и всесторонне осмыслить украинский исторический транзит, не допуская роковых ошибок. Для преодоления этого транзитологического кризиса нужно также серьезно мобилизировать все социальные силы общества на достижение сформулированных и осознанных его членами целей и интересов национального развития.
Поведение людей в кризисных ситуациях разных исторических эпох характеризовалось различными парадигмами. Так, человек первобытного общества, социальная организация которого была еще достаточно слабой, выживал по принципу: "Спасайся, кто как может!". С развитием орудий труда и более эффективных форм и способов социальной организации начинал утверждаться другой, более прогрессивный принцип: "Спасаемся вместе!" Современное общество в этом отношении предлагает более сложную парадигму: "Не допустим кризиса, но если он произойдет, то спасемся вместе посредством современных антикризисных технологий".
Антикризисные технологии при всем их разнообразии можно подразделить на две группы: 1) технологии преодоления кризиса, применяемые в том случае, когда система уже пребывает в кризисе; задача этих антикризисных технологий заключается в том, чтобы обеспечить максимально безболезненный выход социальной системы из кризиса; 2) технологии профилактики кризисных процессов, назначение которых состоит в обнаружении и ликвидации кризисных процессов.
Антикризисные технологии первой группы, или технологии преодоления кризиса, включают в себя четыре блока (этапа) последовательных действий: 1) диагностику кризиса: определение его типа, этапа и механизма; 2) оценку возможностей выхода из кризиса в аспекте как внутренних факторов, условий и ресурсов системы, так и внешних условий, факторов и ресурсов, а также сторонников и противников реформ и возможностей команды реформаторов; 3) формирования предпосылок и условий выхода из кризиса, в составе которых выделяют такие аспекты: создание антикризисной команды, выработку концепции, программы и технологий, выбор оптимальной формы организации, формирование ресурсов и т. п.; 4) выход из кризиса, т. е. реализация программы и технологии, расширение социальной базы реформ, мониторинг проблем и происходящих перемен, а также корректировка программы и технологий (рис. 24).
Рис. 24. Технологическая модель преодоления кризиса
Технологии второй группы, или технологии профилактики кризисных процессов, также развертываются в четыре этапа: 1) диагностика ситуации в социальной системе, состоящая в формулировании проблемы, формировании концепции диагноза, определении методов диагностики, сборе необходимой информации, ее анализе и подготовке отчета; 2) планирование действий по нормализации ситуации: поиск идей в аспекте возможных решений, разработка и оценка альтернатив, а также собственно планирование действий по нормализации ситуации; 3) внедрение плана действий по нормализации ситуации, состоящего из таких пунктов: создание рабочей программы, формирование и обучение команды, организация принятия нормализационных мер и контроль выполнения; 4) проверка эффективности реализации плана действий (выявление соответствия реализуемых действий по нормализации ситуации запланированным), оценка эффективности реализованных действий, а также внесение при необходимости дополнений в рабочую программу действий (рис. 25).
Процесс реализации антикризисных технологий (как и процесс их разработки) – весьма сложный вид социальной деятельности; он зависит от целого ряда условий:
наличия в обществе гражданского мира и согласия, которых можно достигнуть посредством консолидации социально-политических сил, а также развития партнерства между различными социальными и политическими группами. При этом, как только в обществе начинает нарастать социальная напряженность, сразу же усиливаются деструктивные процессы, вызывающие кризисные ситуации;
наличия в обществе определенного интеллектуально-нравственного потенциала, состоящего не только в нравственной устойчивости элиты общества перед тяжкими испытаниями, но и в ее способности преодолеть падение духа, понять суть и масштабы кризиса, а также выработать способы его преодоления;
наличия в обществе необходимого уровня культуры, политической воли и организованности его членов в процессе выработки целей и программ, осуществления антикризисной деятельности, а также повышение этого уровня;
способности элиты общества помочь людям осознать свои интересы и возможности, а также создать необходимые условия для формирования диссипативных структур, очагов обновления и положительных синергетических процессов.
Рис. 25. Технологическая модель профилактики кризисных процессов
В заключение отметим, что одно из основных положений кризисологии гласит: из кризиса невозможно "выпрыгнуть", из него нужно "вырастать", ибо кризис чаще всего является закономерным этапом развития общества. Он естественно наступает, и так же естественно его можно преодолеть. Поэтому для преодоления кризиса общественная система должна достичь необходимой степени зрелости. Кроме того, кризис, как всякая социальная проблема – это еще и хороший учитель, который не только наставляет, но и мобилизует людей, заставляя их действовать рационально и конструктивно. Что же касается украинского общества, то оно постепенно вступает в эпоху выработки и реализации антикризисных технологий, которые, несомненно, дадут ощутимый эффект уже в недалеком будущем.
- Введение
- Часть I
- Глава 1
- 1.1. Определение сущности социальных технологий
- Сущностно-содержательные аспекты социальных технологий
- 1.2. Классификация основных видов социальных технологий
- Типология социальных технологий
- Классификация социальных технологий
- 1.3. Основные свойства и функции социальных технологий
- Основные свойства социальных технологий
- Основные функция социальных технологий
- 1.4. Характеристика методологических принципов социальных технологий
- Характеристика принципов строения социальных технологий
- 1.5. Содержание социально-технологического уклада общественных систем
- Глава 2 Генезис практических основ социально-технологической деятельности
- 2.1. Возникновение социально-технологической деятельности
- 2.2. Возможности и пределы технологизации социального пространства
- 2.3. Содержание и особенности социально-технологической политики
- Основные элементы социально-технологической политики и их характеристика
- Глава 3 Концептуальная эволюция теории социальных технологий
- 3.1. Становление научных основ социально-технологической деятельности
- 3.2. Основные направления развития теории социальных технологий
- Вопросы для подготовки и самоконтроля
- Тематика рефератов и контрольных заданий
- Список использованной и рекомендуемой литературы
- Часть II социальные технологии в современном обществе
- Глава 4
- Технологические аспекты глобальной модернизации общественных систем
- 4.1. Понятие глобальных проблем современной цивилизации
- 4.2. Классификация глобальных социальных технологий
- 4.3. Особенности глобальной модернизации
- Глава 5 Обновление общественных систем – ключевое звено социальной модернизации
- 5.1. Основные факторы обновления общественных систем
- Сравнительная характеристика общественных систем нового и новейшего времени
- Критерии эффективности общественной системы
- 5.2. Характеристика способов обновления общественных систем
- Классификация социальных реформ
- 5.3. Технологизация процессов обновления общественных систем
- Глава 6
- 6.1. Понятие о технологиях отдельных сфер общества
- 6.2. Сущность региональных технологий
- Характеристика основных параметров социального пространства
- Типология социального пространства
- Классификация ресурсного потенциала региона
- 6.3. Особенности технологизации социальных комплексов
- Классификация социальных комплексов
- Научные подходы к проектированию социальных комплексов и их характеристика
- Глава 7 Технологические процессы в трудовых ассоциациях
- 7.1. Сущность и основные виды трудовых ассоциаций
- Классификация трудовых ассоциаций
- Основные проблемы трудовых ассоциаций и способы их технологического решения
- 7.2. Технологические модели управления персоналом трудовой ассоциации
- Характеристика основных технологий управления персоналом
- 7.3. Технологии мотивации трудовой деятельности
- Предметно-логический процесс формирования технологии мотивации трудовой деятельности
- 7.4. Технологии человеческого капитала
- Вопросы для подготовки и самоконтроля
- Тематика рефератов и контрольных заданий
- Список использованной и рекомендуемой литературы
- Часть III праксеологические технологии
- Глава 8
- Практическая жизнь общества как объект социальной технологизации
- 8.1. Понятие социальной практики и социально-преобразовательной деятельности
- 8.2. Классификация и структура социально-преобразовательной деятельности
- Дуалистическая классификация социально-преобразовательной деятельности
- 8.3. Сущность и особенности праксеологических технологий
- Глава 9 Характеристика основных видов праксеологических технологий
- 9.1. Технологии социального планирования
- 9.2. Игровые технологии
- Функции игры и их характеристика
- Классификация основных видов деловых игр и их характеристика
- Классификация основных видов игр открытого типа и их характеристика
- 9.3. Управленческие технологии
- Общая классификация управленческих технологий
- Классификация специальных (частных) управленческих технологий
- Приоритеты вариантов целевого управления
- Основные потребности и интересы
- 9.4. Антикризисные технологии
- Характеристика основных научных концепций, объясняющих природу кризисных явлений
- Классификация социальных кризисов и их характеристика
- Теоретические подходы к объяснению причин кризисных явлений и способов их преодоления
- 9.5. Миротворческие технологии
- Классификация основных видов социального конфликта
- Классификация способов управления конфликтами и их характеристика
- Вопросы для подготовки и самоконтроля
- Тематика рефератов и контрольных заданий
- Список использованной и рекомендуемой литературы
- Часть IV информационные технологии
- Глава 10
- Информационные процессы в современном мире
- 10.1. Сущность информации и ее роль в современном обществе
- 10.2. Необходимость технологизации информационных процессов
- Глава 11 Характеристика основных видов информационных технологий
- 11.1. Эволюция информационных технологий
- 11.2. Информационно-компьютерные технологии
- 11.3. Технологии социального познания
- 11.4. Информационно-аналитические технологии
- Классификация информационно-аналитической деятельности
- Характеристика методов аналитической деятельности
- Основные виды анализа и их характеристика
- Классификация видов социальных ситуаций
- 11.5. Технологии "паблик рилейшнз" (pr-технологии)
- Классификация технологий паблик рилейшнз (pr-технологий)
- Сравнительная характеристика технологий рекламы и pr-технологий
- 11.6. Информационные войны и проблема их технологизации
- Классификация видов информационных войн и их характеристика
- 11.7. Образовательные технологии
- Классификация образовательных технологий
- Сравнительная характеристика классической и постклассической образовательных технологий
- Сравнительная характеристика ролевых функций участников учебного процесса в различных системах обучения
- Сравнительная характеристика личностных качеств участников учебного процесса в различных системах обучения
- Процесс реализации образовательных технологий
- 11.8. Интеллектуальные технологии
- Список использованной и рекомендуемой литературы
- Часть V политические технологии
- Глава 12
- Политическая деятельность как объект социальной технологизации
- 12.1. Понятие политики и политических технологий
- 12.2. Структура политических технологий
- 12.3. Типология политических технологий
- Глава 13 Характеристика основных видов политических технологий
- 13.1. Технологии политического анализа
- 13.2. Технологии политического консультирования
- 13.3. Технологии управления политическими конфликтами
- 13.4. Технологии принятия политических решений
- 13.5. Технологии формирования государственной политики
- 13.6. Избирательные технологии
- Вопросы для подготовки и самоконтроля
- Тематика рефератов и контрольных заданий
- Список использованной и рекомендуемой литературы
- Часть VI диагностические технологии
- Глава 14
- Содержание социально-диагностической деятельности
- 14.1. Сущность и виды социальной диагностики
- Классификация основных видов социальной диагностики и их характеристика
- 14.2. Методы, структура и функции социально-диагностической деятельности
- Основные методы социальной диагностики
- Классификация основных функций социальной диагностики и их характеристика
- Глава 15 Характеристика основных видов диагностических технологий
- 15.1. Технологии социальной экспертизы
- Классификация основных видов социальной экспертизы и их характеристика
- Фрагмент экспертной анкеты по выявлению характеристик имиджа возможных претендентов на пост мэра г. Днепропетровска
- 15.2. Технологии социального эксперимента
- Классификация видов социального эксперимента и их характеристика
- Основные функции социального эксперимента и их характеристика
- Основные задачи технологий социального экспериментирования на различных этапах развития социальных объектов, явлений и процессов
- 15.3. Технологии социального прогнозирования
- Классификация основных видов прогнозов и их характеристика
- Функции социального прогнозирования и их характеристика
- Взаимосвязь между объективными основаниями, содержанием и проблемами социального прогнозирования
- Взаимосвязь между субъективными предпосылками, содержанием и проблемами социального прогнозирования
- Вопросы для подготовки и самоконтроля
- Тематика рефератов и контрольных заданий
- Список использованной и рекомендуемой литературы
- Часть VII проектирование и внедрение социальных технологий
- Глава 16
- Сущность социально-проектировочной деятельности
- 76.1. Понятие социального проектирования и его особенности
- Классификация социальных проектов и их характеристика
- 16.2. Характеристика способов проектирования социальных технологий
- 16.3. Основные принципы и этапы социального проектирования
- Модифицированное применение общих принципов в процессе социального проектирования
- Классификация социальных проблем
- 16.4. Методы социального проектирования и тенденции его развития
- Характеристика основных методов социального проектирования и конструирования
- Глава 17 Операционализация проектирования социальных технологий
- 17.1. Понятие операции и операциональной системы
- Правила проектирования (построения) операциональных сетевых моделей социальных технологий
- 17.2. Структура и виды операциональных систем
- Классификация операциональных систем
- 17.3. Технология процесса проектирования операциональных систем
- Глава 18 Инновационный характер проектирования социальных технологий
- 18.1. Понятие инноваций и их классификация
- Классификация функций нововведений (инноваций) и их характеристика
- Классификация нововведений (инноваций) и их характеристика
- 18.2. Структура инновационного процесса
- Структура инновационного процесса
- 18.3. Проблема становления и развития социальных инноваций
- Ролевые позиции участников инновационного процесса
- Модифицированные ролевые позиции участников инновационного процесса
- Глава 19 Эффективность социальных технологий и способы их внедрения
- 19.1. Способы проверки социальных инноваций и технологий
- 19.2. Технологические основы проверки и внедрения социальных технологий
- Основные функции мониторинга и их характеристика
- 19.3. Организационно-процедурные проблемы внедрения социальных технологий
- 19.4. Зарубежный опыт внедрения социальных технологий
- Вопросы для подготовки и самоконтроля
- Тематика рефератов и контрольных заданий
- Список использованной и рекомендуемой литературы
- Заключение
- Часть V. Политические технологии 333
- Глава 12. Политическая деятельность как объект
- Глава 13. Характеристика основных видов политических
- Введение
- Раздел I теоретико-методологические основы социальных технологий
- Глава 1
- Новая социальная реальность — необходимость инновационного управления
- Глава 2
- Сущность социально-технологических
- Отношений и инновирование
- Управленческой деятельности
- Глава 3 технологизация социальной действительности: инновационные аспекты
- Глава 4 Типология и классификация социальных технологий
- Раздел II
- Глава 5
- Глава 6 Технологии становления и развития корпоративного типа организации общества
- Глава 7 Технологии регулирования отношений собственности
- Глава 8 Информационные технологии
- Глава 9 Социальные технологии предотвращения аварий и катастроф на техногенных объектах
- Шкалы, используемые при оценке уровней "надежности" предприятия
- Социотехническая диагностика
- Методы воздействия
- Коррекция социальной системы
- Глава 10
- Технологии защиты и эффективного
- Использования интеллектуальной
- Собственности
- Раздел III технологии раскрытия жизненных сил общества и личности, их саморазвития и самореализации
- Глава 11 Духовно-культурное содержание современного управления:
- Социально-технологические аспекты и проблемы
- Глава 12 Технологии формирования управленческой и социально-технологической культуры
- Глава 13 Технологии саморазвития личности
- Должно быть
- Личность
- Культура
- Методы управления
- Трудовые коллективы, бытовые, семейные, территориальные ассоциации и др.
- Государство
- Состояние и тенденции развития отношений между обществом и личностью
- Раздел IV технологии инновирования социальных институтов общества
- Глава 14
- Социально-технологический подход к процессу социального управления в условиях информатизации общества
- Глава 15 Социальные технологии государственного управления
- Глава 16 Социальные технологии инновационного управления регионом
- Глава 17 Социальные технологии повышения эффективности трудовых ассоциаций
- Глава 18 Инновирование муниципальных образований: социально-технологические аспекты
- Финансовая
- Самостоятельное решение населением всех вопросов местного значения Организационное обособление местного самоуправления — противовес бюрократии
- Глава 19
- Экологическая культура:
- Технологии формирования
- И раскрытия жизненных сил личности
- Приложение 1
- Раздел I
- Тема 1. Новая социальная реальность — необходимость инновационного управления.
- Тема 2. Сущность социально-технологических отношений и инновирование управленческой деятельности.
- Тема 3. Технологизация социальной действительности: инновационные аспекты.
- Тема 4. Типология и классификация социальных технологий.
- Раздел II Приоритетные технологии инновационных изменений социальной организации общества
- Тема 5. Технологии оптимизации глобальных процессов.
- Тема 6. Технологии становления и развития корпоративного типа организации общества.
- Тема 7. Технологии регулирования отношений собственности.
- Тема 8. Информационные технологии.
- Тема 9. Социальные технологии предотвращения аварий и катастроф на техногенных объектах.
- Тема 10. Технологии защиты эффективного использования интеллектуальной собственности.
- Раздел III
- Тема 11. Духовно-культурное содержание современного управления: социально-технологические аспекты и проблемы.
- Тема 12. Технологии формирования управленческой и социально-технологической культуры.
- Тема 13. Технологии саморазвития личности.
- Раздел IV Технологии инновирования социальных институтов общества
- Тема 14. Социально-технологический подход к процессу социального управления в условиях конфронтации общества.
- Тема 15. Социальные технологии инновирования государственного управления.
- Тема 16. Социальные технологии инновационного управления регионом.
- Тема 17. Социальные технологии повышения эффективности трудовых ассоциаций.
- Тема 18. Инновирование муниципальных образований.
- Тема 19. Экологическая культура: социально-технологические аспекты формирования и раскрытия жизненных сил личности.
- II. Учебно-тематический план по курсу "Социальные технологии государственного и муниципального управления"
- III. Порядок проведения групповых занятий по курсу "Социальные технологии государственного и муниципального управления"
- IV. Вопросы к экзамену по курсу "Инновационные социальные технологии государственного и муниципального управления"
- V. Темы рефератов
- VI. Темы курсовых и дипломных работ
- Приложение 2
- Приложение 3
- Приложение 4 Ноосферный путь развития
- Приложение 5 Словарь управленческих терминов
- Список литературы
- 1. Основная литература
- 2. Дополнительная литература
- Оглавление
- Учебное
- 214000, Г. Смоленск, проспект им. Ю.А. Гагарина, 2