logo
ХРЕСТОМАТИЯ

Классификация социальных реформ

Основание классификации

Характеристика основных видов реформ

1

2

Охват основ общества

Структурная, направленная на преобразование структуры общества (например, рыночная реформа);

реформа отдельных подсистем общества (экономическая, политическая, аграрная, образовательная и т. п.);

реформа отдельных элементов общества (например, реформирование системы управления на предприятии)

Длительность осуществления

Ускоренная, в которой используется синергетический эффект для ускорения развития социальных объектов;

нормальная, проходящая в режиме естественных социальных перемен;

замедленная, характеризующая медленными темпами обновления социума

Степень кардинальности

Кардинальная, цель которой – принципиальное обновление общественной системы;

совершенствующая, которая лишь улучшает объект реформирования, но не обновляет его кардинально

Временной вектор

Прогрессивная, ориентированная на будущее, т. е. на перспективное обновление общественной системы;

консервативная, направленная на сохранение, "консервирование" имеющегося состояния общества;

реакционная, ориентированная на возврат общества в прошлое состояние

Социальная база

Реформа "сверху", инициируемая правящей элитой;

реформа "снизу", проводимая под давлением народных масс

Характер процесса реформ

Догоняющая, предполагающая следование за лидерами общественных перемен с повторением всех их шагов;

опережающая, ориентированная на ключевые преобразования, которые дают возможность достичь синергетического эффекта и обеспечить лидерство в общественном развитии;

реформа устойчивого развития, предполагающая сохранение устойчивых и равновесных показателей роста в развитии общества;

возвратная реформа, завершаемая возвратом к прежним формам общественной жизни, которые были преодолены;

реформа по модели сохранения статус-кво, направленная на сохранение прежнего положения общественной системы;

имитационная, представляющая собой имитацию реформирования общества

Эту классификацию можно успешно применять при описании реальных социальных реформ, осуществляемых в различ­ных странах. Каждый элемент того или иного типа может быть составляющей целостной реформы, которая представляет сложное и многовекторное исследование.

В этой связи, по мнению российского исследователя А. Бузгалина, можно выделить три варианта кризисов в реализации экономических реформ в бывших социалистических странах (рис. 7).

Вариант а характерен для стран, где до реформ были относительно развиты рыночные отношения (Польши, Венгрии, Словакии, Чехии); вариант б – для стран с экономикой, в которой практически не было признаков рынка (России, Украины и других стран СНГ); вариант в – для Китая и Вьетнама, где преобразования в экономике осуществляются без реальной либерализации общественно-политической системы и происходит нелинейный рост в их экономическом развитии.

Обратим внимание на форму графиков. В странах Центральной Европы экономический кризис представлял собой плавное падение социальных характеристик общественной системы.

Рис. 7. Варианты кризисов и реформ в бывших социалистических странах

а – страны Центральной Европы; б – Россия, Украина и другие страны СНГ; в – Китай и Вьетнам

Там в процессе экономического спада вырабатывались и вне­дрялись эффективные мероприятия по реформированию, что обеспечило довольно быстрый подъем экономики, а затем и социальной сферы. Кризис в Китае и Вьетнаме можно рассматривать как процесс торможения социальных характеристик развития общества. Внедрение активных реформ в сфере экономики на базе сохранения прежней политической системы обеспечило в этих странах довольно быстрый подъем в развитии общества. В России и Украине дела обстоят не так гладко, как у европейских и азиатских соседей. Здесь, по сути дела, произошло почти полное разрушение социально-экономической подсистемы общества, а технологии реформ явно запоздали, что привело к длительному спаду и медленному "выползанию" из кризисной ситуации. Однако достоинством этого исторического пути, которое может проявиться в будущем, является утрата старых форм жизни и более кардинальное обновление общества. Здесь может сработать старый "закон пепелища", который гласит: сгоревший дом не восстанавливают, а строят заново.