logo
ХРЕСТОМАТИЯ

И раскрытия жизненных сил личности

В данной главе будут рассмотрены следующие основные вопросы.

1. Сущность экологической культуры личности.

2. Концептуальная модель формирования экологической культуры личности.

3. Технологии формирования экологической культуры личности.

1. В XX в. человеческая цивилизация полностью оформилась в техногенную, смыслом жизни и развития которой является производство материальных ценностей, материальных благ для потребления и использования их человеком.

К числу главных объективных противоречий человеческого общества относится противоречие между человеческой цивили­зацией и окружающей средой обитания, природой Земли. В итоге человеческая деятельность привела нашу цивилизацию к экологическим проблемам, катастрофическим изменениям окру­жающей среды и климата планеты, неразрешимым при настоя­щем устройстве общества.

Иначе говоря, человечество столкнулось с серьезным эколо­гическим кризисом как частью системных потрясений, пережи­ваемые современной цивилизацией. Необходимость принципи­ально новых подходов к решению этих проблем, в частности к взаимодействию "общество-природа", на Западе стала просмат­риваться в начале 70-х годов в известных докладах Римского клуба "Пределы роста и человечество на перепутье".

Был поставлен вопрос о социально-экологическом понимании среды, сформулирован важный мировоззренческий тезис о не­обходимости изменения взаимоотношений между человеком и средой его обитания, о целесообразности сложившейся ориента­ции развития.

Утверждалось, что деградационные изменения среды обита­ния требуют ориентирования научно-технического и социально-экономического прогресса в соответствии с экологическими принципами развития. Как одна из перспективных альтернатив­но-конвергентных концепций рассматривалась концепция ноо­сферы (сферы разума), у истоков создания которой стоял выдающийся русский ученый В.И. Вернадский.

Методологические преимущества данной концепции, по мне­нию А.Д. Урсула, заключались в ее органичном соединении не только с проблемами выживания, но и с другими общественными и общечеловеческими ценностями. "Ноосфера... может мыслить­ся не как экологическая ниша автономно развивающейся элиты (или даже нации), удалившейся от остального мира на некий "утопический остров" (или в свои границы), а как область совместного проживания всех людей планеты, как путь выжива­ния всей цивилизации. Ноосфера как будущая сфера разума человечества в целом предполагает любое многообразие эволю­ции как в социальном, так и в социоприродном плане, но лишь такое, которое допускается принципом их соразвития, или коэволюции"74.

На основе концепций ноосферы, конвергенции, постинду­стриального и информационного обществ, глобализации и др. зарубежными и отечественными учеными была разработана кон­цепция устойчивого развития (УР).

Качественная модель УР включает в себя два признака. Первый заключается в признании прогресса общественного раз­вития и существовании равных возможностей нынешнего поко­ления и наших потомков по использованию ресурсов и экологи­ческих условий планеты. Второй в свою очередь предполагает недопущение деградации биосферы и ее сохранение как основы перехода на предлагаемую модель устойчивого развития.

В рамках концепции устойчивого развития начата работа по изучению проблем формирования экологической культуры. Уче­ные (например, Н. Моисеев, А.Д. Урсул, Г.А. Ягодин и др.) пришли к выводу, что главной движущей силой грядущей эко­логической революции должно стать экологическое образование, поскольку только по-настоящему образованное и интеллигентное общество способно вступить в эпоху ноосферы и реализовать режим коэволюции природы и общества.

Одним из основных постулатов предложенной концепции явилось положение о том, что человек выполняет прежде всего биосферную функцию.

Данная функция реализуется во взаимодействии социальных и природных процессов, в необходимости включения производ­ственной деятельности в глобальный природный цикл на основе знания законов функционирования биосферы.

Выявленное единство культурных и природных процессов позволило академику Н.Н. Моисееву сформулировать принцип коэволюции общества и природы, заключающийся в тенденции усиления кооперативного начала в судьбах человечества75.

Взаимозависимость природы и общества на современном этапе определяет необходимость рассмотрения всех социальных явлений в соотношении с природными условиями в плане пози­тивного или негативного воздействия на них. В этом смысле экологическая культура выступает как норма и идеал, ставящий экологически целесообразные ограничения на пути человеческо­го эгоизма, а также как высочайшая степень комплексной ха­рактеристики человеческой деятельности.

Если культура в целом представляет собой способ социального существования, когда люди с помощью материальных и духовных средств обеспечивают свое сохранение и развитие как социальных существ, то экологическая культура — это способ социоприродного развития общества, когда обеспечивается сохранение и по возможности улучшение окружающей природной среды.

Однако этих важных теоретических и методологических ос­нований для практических изменений в экодиалоге человека и природы явно недостаточно.

Реальная ситуация не улучшается, а постоянно ухудшается. На наш взгляд, она не изменится к лучшему, пока все мировое сообщество, его социальные институты, государства не возьмут на вооружение принципиально иную методологию и соответст­вующие ей инновационные технологии коренного изменения в экодиалоге человека и природы.

Это в первую очередь относится к России, которая оказалась в эпицентре экологического кризиса.

Как изменить такое положение? Ответ на этот вопрос в науке есть — создание передовой системы образования как ключевой этической, экологической и стратегической задачи России на пути в XXI в. Российская наука предлагает концепцию ноосферного образования и соответствующие ей технологии его инновирования76, которая, на наш взгляд, является универсальной тех­нологией утверждения ноосферного пути развития человечества, в первую очередь России, становления новой общественно-эко­номической формации и жизнеутверждающего образа жизни (современного метода хозяйствования, целесообразной органи­зации социальной жизни, преобразующей, а не деградирующей духовности), т.е. утверждения новой цивилизации — духовно-творческой, а не разрушающе-потребительской.

Это предстоит осознать России, которая только выбирает свой путь в будущее. Ее не спасет концепция информатизации общества или постиндустриального развития, которые в свое время стали спасительными для Японии, стран Запада. Сейчас становится очевидным, что, как бы мы не насыщали общество компьютерами и информацией, какие бы мощные и современные природоочистительные сооружения не построили, все это не приведет к качественному улучшению ситуации. "Пока сущест­вуют установка на неэкологическое образование и недооценка экологического мышления, каждое новое поколение будет вновь и вновь пытаться "привести экологию в порядок", не умея выбирать биоадекватные цели и средства своей деятельности"77, — считает профессор Н.В. Маслова.

Поэтому ноосферное образование и воспитание подрастаю­щих поколений является ключевой универсальной технологией ноосферного перехода.

Его алгоритм, по мнению Н.В. Масловой, таков:

  1. ноосферное → 2) ноосферное → 3) ноосферное

образование ← мышление ← развитие

ноосферная

методология

мировоззрение

сознание

духовность

Только экологическое мышление означает сознательный выбор и соответствующее поведение человека в пользу экожизни, форми­рование "Я-концепции" — "Я в природе", любви к ней, осознания своего места в природе, наконец, сотворчества с природой в отличие от эгожизни, позиции "Я — царь природы" — потреби­тельской и хищнической.

Именно поэтому, правильно считает тот же автор, необходимо сформировать подлинное целостное экологическое, мышление и сознание нового поколения, что и составляет суть современного образования, которое этой задачи пока не выполняет.

Экологизация научного познания, лежащая в основе процесса экологического образования и придающая этой системе экологи­ческую ориентацию, является сегодня одной из важнейших общественных потребностей. Реализация такой социальной по­требности предполагает следующий алгоритм:

1. Усиление эколого-мировоззренческой нагрузки образова­ния.

2. Разработка специальных курсов на основе достижений общей и социальной экологии, инвайронментальной социологии.

3. Экологизация дошкольного, начального, среднего и вые--

шего образования.

4. Подготовка специалистов в данной области социальной

практики и т.д.

Одним из важнейших критериев экологической образованности личности является наличие у нее знаний в области особенностей функционирования системы "человек — общест­во природа", а также сформированных навыков, умений, привычек, опыта организации, проведения и участия в приро­доохранной деятельности.

В процессе экологического образования и воспитания должен быть реализован ряд функций, к наиболее существенным из которых относят:

• непосредственно эколого-образовательную (знания о зако­нах функционирования окружающей природной среды);

мировоззренческую (формирование экологического миро­воззрения);

гуманистическую (формирование нравственно-этического отношения к природе);

воспитательную (становление социальных качеств личнос­ти на основе усвоения общественных отношений с окружающей средой);

нормативную (приведение к единому знаменателю юриди­ческих, финансовых, научных и политических норм природо­пользования на экологизацию производства и потребностей об­щества);

информативную (анализ, усвоение и передача опыта при­родоохранной деятельности широким слоям населения) и др.

А.Д. Урсул, анализируя состояние проблемы разработки об­разовательной модели для России, обосновывает реальность ее экологической формы, не сводимой, однако, лишь к модели экологического образования. В этой связи экологическое обра­зование само по себе "...не решит экологическую проблему, если оно будет оторвано от иных видов образования, так же как и решение экологической проблемы в принципе нереально без решения всего комплекса глобальных проблем"78.

Системный подход к изучению генезиса проблем формирова­ния экологической культуры в различных областях научного знания позволяет выявить интегративный характер исследуемо­го феномена, заключающийся во взаимосвязи двух понятий — "культура" и "экология".

Экологическая культура вбирает в себя практический и ду­ховный опыт обеспечения выживания и социального прогресса личности и общества.

2. Ключевую роль в достижении этой цели играет развитие экологического сознания личности (экологический подход к формированию сознания). В него входит осознание сущности экологических законов; понимание причин противоречий (кон­фликтов) в системе "человек — природа — общество", осозна­ние причин несоответствия природных и социальных законов; ощущение опасности глобальных экокатастроф и локальных экологических кризисов; выбор морального способа целесооб­разной деятельности, которая согласуется с экологическим им­перативом, познание себя и отношение к себе и окружающему миру как части самого себя. Если для сохранения себя человек должен сохранить природу, то для охраны природы он должен развить себя.

Сознание людьми того, что они должны выполнять опреде­ленную биосферную функцию, составляет главную парадигму экологического мировоззрения и основной стержень экологичес­кой культуры. Необходимость разрешения конкретных социально-экологических проблем различного уровня предполагает фор­мирование экологического мировоззрения, включающего в себя:

духовное, и нравственное воспитание, образование населения;

освоение новых природоохранных стандартов взаимодейст­вия в системе "природа — человек — общество";

конструктивное сотрудничество общества, государства, граж­дан в деле охраны здоровья человека и окружающей природной среды;

внедрение экологически приемлемых технологий, рациональ­ное использование природных ресурсов;

функционирование системы экологического правопорядка;

превращение эколого-экономических факторов в неотъемле­мый компонент регулирования экономического и социального развития;

реализацию неотъемлемого права каждого гражданина на благоприятную и безопасную окружающую среду (схема 7).

Схема 7

Все это необходимо учитывать в процессе формирования экологической культуры, экологической ответственности как меры свободы личности в рамках экологической необходимости, которая диктует сохранение жизни на планете во всех ее прояв­лениях. Экологическая ответственность проявляется в:

ответственности за состояние естественного природного окру­жения, определяющего условия жизни человека, на которые он оказывает то или иное воздействие в процессе своей жизнедея­тельности;

ответственности за свое здоровье и здоровье других людей как личной и общественной ценности;

активной, созидательной деятельности по изучению и охране окружающей среды, пропаганде идей гуманизации взаимодейст­вия общества и природы, предупреждению негативных послед­ствий влияния человека на окружающую среду и его здоровье.

Социальная диагностика процессов, происходящих в нашей стране в первой половине 90-х годов, фиксирует доминирование биологического аспекта в человеческой природе. Это проявляет­ся в росте криминализации сознания и преступности. Страх за собственную безопасность детерминирует ожидания "сильной власти".

Кроме того, четко выражается доминанта ценностей мозаич­ной культуры, характеризующаяся растерянностью, разорван­ностью сознания и дезадаптацией в новых социальных условиях. Мозаичная культура проявляется в:

массовых масштабах депрофессионализации и отсутствии мо­тивации к переобучению;

неадекватности социального поведения;

тотальности мистификации, демагогии и лжи.

Социальная динамика реформируемых обществ всегда связа­на с изменением социальных ценностей: установки, ценности, доминировавшие прежде, теряют свою привлекательность, дру­гие в свою очередь набирают силу и приобретают всеобщее признание. Будущее любого общества задается или преобладаю­щей системой ценностей, или ценностями, способными к доми­нированию. Пока в ожиданиях россиян преобладают катастрофизм, социальный взрыв, насилие и диктатура как средство преодоления социальных бед. Отсутствие эффективной государ­ственной идеологии программирует пессимистическую социаль­ную картину будущего.

Поэтому в России определяющей становится установка вто-ричности, необязательности образования, которое, к сожалению, не рассматривается как предпосылка успеха, карьеры, социаль­ного продвижения. Потеря интеллектуального потенциала за­кроет России дорогу в содружество государств мирового уровня. В этой связи главной задачей является воспитание свободного и образованного поколения граждан, прежде всего социально-эко­логической чистоты души, природы, социальных отношений. Реализация Концепции перехода Российской Федерации к ус­тойчивому развитию предполагает решение задачи формирова­ния экологического мировоззрения и ответственного отношения к природе. Приоритетным вопросом становится воспитание и образование населения на принципах понимания необходимости сохранения биосферы и поддержания ее равновесного состоя­ния. "Только тогда, когда произойдет осознание каждым чело­веком своей роли в биосфере, когда ограничения и запреты, налагаемые законами ее развития, будут строго учитываться на практике, человечество, усовершенствовав свою мораль, сменив основы экономики и социального устройства, сможет встать на путь устойчивого развития"79.

3. Технологии формирования экологической культуры при­званы реализовать комплексный подход к воспитанию личности, в процессе которого происходит формирование экологической ответственности человека через развитие у него осознания уни­кальной ценности природной среды. Они должны стать своеоб­разным инструментом выработки новых форм социальной актив­ности, которые сводят к минимуму экологический риск и обес­печивают безопасность воспроизводства жизни.

В этой связи уже в дошкольных образовательных учрежде­ниях необходимо акцентировать внимание на формировании предпосылок осознанного отношения детей к природе, выработ­ке простейших практических навыков, а также на развитии экологического сознания, экологической культуры взрослых, воспитывающих детей дошкольного возраста.

В средних общеобразовательных учреждениях разработан базисный учебный план, включающий в учебно-воспитательный процесс специальные экологические предметы, экологизировано содержание, действующих дисциплин, подготовлены вариативные программы по экологии, учебные пособия и интегрированные курсы ("Здоровье и окружающая среда", "Биосфера и человек", "Основы экологии", "Экология человека", "Природа и культура" и др.).

В образовательных учреждениях начального и среднего про­фессионального образования введены специальности и профес­сии экологического профиля, созданы специализированные об­разовательные учреждения, готовящие специалистов в области промышленной и сельскохозяйственной экологии, разработана, внедряется и совершенствуется экологическая компонента в со­держании профессионального образования с учетом специфики специальности и профессии ("Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов", "Охрана атмосферы на предприятиях", "Эксплуатация оборудования и систем водоснабжения и водоотведения", "Мониторинг загряз­нения атмосферного воздуха", "Мониторинг загрязнения при­родных вод", "Мониторинг загрязнения почв"). Осуществляется подготовка и повышение квалификации педагогических кадров в области экологии.

В образовательных учреждениях начального и среднего про­фессионального образования неэкологического профиля в рам­ках специальных предметов изучаются темы "Охрана окружаю­щей среды и рациональное использование природных ресурсов", "Охрана труда и основы промышленной экологии" и др.

Особенностью деятельности является многообразие учрежде­ний дополнительного образования форм экологического практи­кума: полевые, экспедиционные работы, создание и обслужива­ние экологических зон, экологические лагеря и школы.

Технологический взгляд на процесс экологической социали­зации — это взгляд с позиции его оптимизации, определения и нахождения путей, способов и методов разумного поведения в природе и обществе. Построение технологической модели пред­полагает определение и учет ряда характеристик: результата процесса экологического образования и воспитания; его послед­ствий отслеживания неуправляемых и управляемых перемен­ных; повышения степени управляемости воспитательного про­цесса.

Однако, как показывает опыт, осуществления этих важных, но все-таки частных мер сегодня недостаточно. Необходимо более последовательно следовать следующим принципам:

1. Формирование единой государственной политики в области экологического образования на базе реализации стратегии устойчивого развития, создание условий для эффективной деятельности всего спектра экологических образовательных учреждений.

2. Координация усилий общественных объединений, пред­приятий, организаций, юридических и физических лиц, заинте­ресованных в решении экологической проблемы, в целях разра­ботки единой системы всеобщего непрерывного экологического образования.

3. Гарантия возможности получения каждым гражданином страны необходимого образовательного минимума в области экологии.

4. Введение специальных государственных образовательных стандартов (минимального набора учебных программ) на всех уровнях экологического образования, экологизация всех суще­ствующих специальностей и специализаций в высшей школе и введение защиты диссертаций в области экологических наук.

5. Учет национальных и культурных особенностей, специфи­ки регионов, межгосударственных стандартов и тенденций раз­вития в области экологического образования.

6. Ориентация экологического образования на выход из эко­логического кризиса, широкое использование интегративного подхода, ориентированного на комплексное обеспечение эколо­гической безопасности.

7. Интеграция экологического образования с практикой ре­шения проблем окружающей среды.

8. Достижение экологизации общего образования и развития профессионального экологического образования, обеспечиваю­щего системность, устойчивость и гибкость всей образовательной системы.

9. Конечная ориентация экологического образования на фор­мирование новых экогуманных ценностей и развитие личности с высокой экологической культурой.

Необходимо, чтобы курс экологической безопасности устой­чивого развития стал обязательным компонентом высшего обра­зования независимо от профиля вуза и специальности выпуск­ника. Базовым условием развития всех форм образовательных учреждений следует считать сохранение и поддержку государст­венной системы экологического образования и исследований в области экологической безопасности и устойчивого развития.

Экологическое образование в университетах должно стать фундаментальным, органически сочетающим в себе компоненты естественно-научного и гуманитарного образования. Важными элементами реализации такой концепции должны быть соответствующие лекционные курсы, семинарские и практические заня­тия, издание энциклопедии экологических знаний и необходи­мых учебников, переподготовка профессоров и преподавателей, самоподготовка вузовских работников, в частности, с использо­ванием сети Internet.

Особое внимание необходимо уделить повышению уровня экологического образования в педагогических вузах, в частнос­ти, создав в них межфакультетские кафедры или центры эколо­гического образования, которые взяли бы на себя координирую­щую роль в расширении рамок и развитии форм экологического образования.

Центры экологического образования необходимо создать и в других вузах, которые бы взяли на себя организацию Открытых экологических университетов, в рамках которых все желающие в течение непродолжительного времени (от 1 до 4 семестров) могли бы получить базовые современные знания об экологичес­кой безопасности и устойчивом развитии.

Словом, экологическое образование должно стать главной движущей силой экологической революции (революции челове­ка в его отношениях с окружающей средой), равной по своему значению аграрной, индустриальной или менеджеральной. И решающую роль в этом должны сыграть инновационные, воспи­тательные и образовательные технологии, роль которых во всем мире возрастает. Они должны быть направлены на оптимизацию процесса формирования экологической культуры, которая явля­ется частью общей культуры общества, и органически связаны с управленческой и социально-технологической.

Технологизация образовательного и воспитательного процес­са может способствовать:

конкретизации задач воспитания и образования на каждом этапе процессов;

их уточнению и корректировке;

оценке промежуточных результатов процесса;

контролю за последовательным, поэтапным выполнением вос­питательных задач;

оказанию адресного содействия при их выполнении;

выбору наиболее рациональных операций и процедур обра­зовательной деятельности.

При этом достигаются необходимая гибкость и маневренность процесса экологической социализации, разнообразие вариантов его осуществления, возможность разработки и осуществления индивидуальных проектов.

Технологизация процесса экологической социализации озна­чает не только определение максимально возможного набора средств и методов воздействия, но и описание условий их успешного использования. Это не насилие над процессом, а обеспечение условий для его раскрытия и саморазвития.

Назовем ряд технологий оптимизации процесса экологичес­кого образования и воспитания, имеющих методологическое значение:

технология когнитивно-информационной оптимизации;

технология коммуникативной оптимизации;

технология групповой консолидации, группового сплочения.

В технологии когнитивно-информационной направленности обычно выделяются четыре проблемы, вызывающие ее необхо­димость: информационная нагрузка, искажения и потери инфор­мации, недостаток информации в каналах обратной связи, низ­кая скорость информационных потоков.

Технология коммуникативной оптимизации направлена на улучшение взаимопонимания, основана на психологических меха­низмах идентификации, эмпатии, рефлексии и стереотипизации.

Разработано и применяется множество методов коммуника­тивной оптимизации. Особо важное значение имеют методы коммуникативного включения, что значительно повышает каче­ство экологической социализации.

Технология групповой консолидации направлена на повыше­ние групповой сплоченности. Сплоченность группы предстает как определенный процесс развития внутригрупповых связей, соответствующий развитию совместной деятельности, глубине опосредования этой деятельностью поведения членов группы.

Исследования школьных коллективов подтверждают, что именно эта технология наиболее эффективна в плане оптимиза­ции экологической социализации.

Они также свидетельствуют о возрастании роли технологий саморазвития личности, когда сама она вольна выбирать жиз­ненный путь и отвечать за свои действия.

Человек может сделать свою жизнь осмысленной, сознатель­но формируя систему ценностей, вырабатывая "Я-концепцию", в том числе и природосообразного поведения, что повышает сопротивляемость каждого по отношению к враждебным внеш­ним силам, связанным с разрушениями окружающей среды.

Инновационные воспитательные и педагогические техноло­гии способны оказать человеку неоценимую помощь на пути саморазвития, формирования целостного мышления, интеллектуальных способностей, творческого воображения, словом, жиз­ненных сил личности. Человек станет хозяином, отвечающим за все происходящее на Земле, а не ее разрушителем с негативным зарядом, способным уничтожить все живое, оставляя после себя своим детям мертвое пространство, мертвую природу, опустоше­ние души.