logo
ХРЕСТОМАТИЯ

Личность

Рис 2. Соотношение личности и общества

Социальная среда и личность находятся в диалектическом взаимодействии. Социальная организация своим смыслом имеет обеспечение благоприятных условий для развития личности, которая реализует свои жизненные силы через социальную организацию.

Исторический опыт показывает, что личность способна реа­лизовывать себя в полной мере, когда она свои внутренние ценности не противопоставляет общественным, гражданским, национальным, а строит свой жизненный путь с их учетом, под влиянием их определяющего воздействия. Личность всегда свя­зана с нацией, родиной, семьей, племенем, государством. Аб­страктная личность, лишенная социальной оболочки, лишается и смысла своего существования.

Более того, личность, сформированная в таком биотелесном духе, может стать разрушительной силой для социального про­странства, в котором она живет. Эта идея "безграничности личности", ее "божественного самосмысла" особенно разруши­тельна для России, которая всегда существовала на основе соборности, гражданственности, патриотизма, государственнос­ти, которые утверждались не как категории вообще, а как прочные ассоциации своих граждан, которые возлагали свои труды на алтарь Отечества. Без этого нет и не может быть русской нации, российской государственности. Подогреваемые российским либерализмом ложные ценности идейно способству­ют распаду российского социума, подъему племенного сепара­тизма, национальной и региональной обособленности, что угро­жает национальной безопасности и целостности России.

Цели и смысл человеческого существования, подчиненные зарабатыванию денег для борьбы за существование и выживание, накоплении собственности и капитала, как самостоятельные ценности, как смысл личностного существования, не выдержи­вают критики и на Западе. Поворот пирамиды ценностей жизни в условиях информационной цивилизации начался, тенденция эта уже просматривается. Об этом, в частности, свидетельствует начавшийся переворот от колониального мышления к новому, экологическому, живому знанию, в основе которого лежит бе­режное отношение к природе, ее ресурсам, экономии энергии56, что составляет первую важную часть жизненной среды личности, без гуманизации которой защита жизненных сил человека невоз­можна.

Развернувшееся сегодня в мире могучее движение за восста­новление экологического равновесия, за чистоту природной среды также, свидетельствует о жизненности данной тенденции.

Однако в мире пока плохо осознается тот факт, что дефор­мация природной среды, угрожающая сегодня жизни личности, есть лишь следствие разрушенности ее второй природы — соци­альной, ее духовных основ57.

Богатое общество — это богатство его индивидуальных сил, отдельных клеточек — личностей. Общество как сложная соци­альная система сильно тем, что обеспечивает саморазвитие, самореализацию его территориальных и трудовых ассоциаций, общественных институтов, социальный смысл которых — объ­единять отдельные личности и обеспечивать их многостороннее развитие.

В области социальной организации общества и деятельности ее отдельных институтов, прежде всего государства, мы имеем пока ту же перевернутую пирамиду, которая направляет всю силу своего воздействия на личность. Сегодня все элементы среды (природной и социальной) давят на личность, которая "держит удары" их разрушающих деструктивных сил. (рис. 3.)

Выводы ряда ученых, данные многочисленных социологичес­ких исследований, которые мы здесь не приводим по причине их общеизвестности, свидетельствуют, что многие из этих видов воз­действия являются разрушающими для личности, воспринимаются ею как фатальная необходимость, неизбежное бремя, рок.

ПРИРОДНАЯ СРЕДА

(экология)

ОБЩЕСТВО

общественные отношения: экономические, социально-политические, духовные