logo
ХРЕСТОМАТИЯ

Введение

В условиях динамических социальных изменений в мировой практике управления все в большей мере утверждается иннова­ционный метод освоения социального пространства — его тех-нологизация. Социальные технологии и выступают как интел­лектуальный наукоемкий ресурс, использование которого позво­ляет не только изучить и предсказать различные социальные перемены, но и активно влиять на практическую жизнь, полу­чать эффективный прогнозируемый социальный результат.

Как известно, наука социология призвана не только оцени­вать состояние общественных процессов, но и давать прогноз на будущее, из сферы исследования проблем она должна стать инструментом их решения, прежде всего формирования человека как творца социума, а не его разрушителя. Пока этой функции социология не выполняет. Идет поиск новой социологической парадигмы, которая была бы способна ответить на вызовы времени.

Поэтому социальные технологии рассматриваются авторами в русле инновационной социологии, теории и методологии по­знания и созидания разумного социума, который возможен на пути ноосферно-корпоративного развития человеческой цивили­зации, России прежде всего. Социальная инноватика, рожденная как требованиями самой жизни, так и теми изменениями, кото­рые произошли в научном знании под влиянием научно-техни­ческой, управленческой, информационной революций, — суть социально-технологического знания.

Мировой опыт свидетельствует, что с помощью социальных технологий (глобальных, информационных, обучающих, внед­ренческих, человековедческих, политических и др.) можно свое­временно разрешать социальные конфликты, снимать социаль­ное напряжение, предотвращать катастрофы, блокировать рис­ковые ситуации, принимать оптимальные управленческие реше­ния. Сущность социальных технологий может быть понята как инновационная система методов выявления и использования скрытых потенциалов социальных систем, получения общест­венно полезного результата при наименьших затратах.

Возможности применения социальных технологий в различ­ных сферах общественной жизни, в том числе и в области освоения рыночного пространства, исключения деструктивных процессов, воспроизводства жизненных сил, развития социаль­ных организаций, безграничны. Однако используются они край­не нерационально. Сложилось реальное противоречие между огромным интеллектуальным потенциалом науки, культуры, образования, передовой практики и уровнем использования со­циально-технологического знания в различных сферах общест­венной жизни, в том числе и в повышении эффективности управленческой деятельности.

Авторы уверены, что кризис социологического знания как следствие глобального кризиса современной цивилизации может быть преодолен совместным интеллектом планеты, в том числе социологов, которые способны не только понять причины дегра­дации социума, но и продолжить программно-стратегические пути его оздоровления, развития духовно-творческого потенциа­ла мирового сообщества, конкретных государств, социальных организаций и каждого человека. Таким образом, речь идет о новой парадигме — управленческой социальной инноватике.

Поэтому в книге рассматриваются вопросы сущности и содер­жания социально-технологических отношений, метода познания социальной реальности, ее прогрессивного изменения в процессе социализации и накопления человеческого потенциала развития, формирования современной социально-технологической культу­ры, адекватной требованиям ноосферно-корпоративного пути развития человеческой цивилизации, не расхищения, а воспро­изводства жизненных сил социума и социальных организаций.

Книга предназначена для преподавателей, студентов, работ­ников сферы управления, политических деятелей, предпринима­телей и бизнесменов, для всех, кто интересуется инноватикой в области социального управления, стремится добиться лучших результатов за счет мобилизации человеческих ресурсов.