4.1. Понятие глобальных проблем современной цивилизации
Мировая цивилизация в начале XXI в., по мнению многих ученых, находится в состоянии системного кризиса, смены ценностных ориентиров и ломки многих социальных стереотипов. Человечество серьезно обеспокоено целым рядом глобальных проблем, среди которых надвигающиеся экономическая и экологическая катастрофы; быстрый рост народонаселения планеты и уменьшение объемов совокупного общественного продукта; распространение нищеты, безработицы и увеличение разрушений в генофонде; противоречия становления универсального образа жизни, усиление влияния национально-культурной и социально-территориальной идентичности, индивидуально-личностного развития; последствия научно-технической и особенно информационной революции, а также возрастание социальной дифференциации регионов мира и изменение его общей геополитической картины. Драматизм ситуации, обусловленный этими серьезными и глобальными проблемами, постоянно нарастает, и Украина в этом процессе представляет лишь частный случай.
Глобальные проблемы современной цивилизации – это прежде всего современные проблемы существования и развития человечества в целом, которые порождены противоречиями общественного развития, а также резко возросшими масштабами воздействия людей на окружающий мир и связаны главным образом с неравномерностью социально-экономического и научно-технического развития стран и регионов.
Термин "глобальный" (от фр. "global" – всеобщий и лат. "globus" – шар) имеет несколько значений: 1) всемирный, охватывающий весь земной шар; 2) всесторонний, полный, всеобщий, универсальный [6, с. 286]. Таким образом, глобализация – это процесс все возрастающего воздействия различных факторов международного значения (например, тесных экономических и политических связей, культурного и информационного обмена) на социальную жизнедеятельность в отдельных странах и регионах. Одним из важнейших факторов глобализации является экономический, что обусловлено наличием транснациональных корпораций, действующих одновременно во многих странах мира и использующих новые социально-исторические условия в своих интересах [28, с. 95].
Отметим следующие характерные особенности глобальных проблем современной цивилизации: опасность этих проблем для самого существования человечества, так как их обострение приближает человечество к мировой катастрофе; всеобщность и масштабность этих проблем (по своим масштабам они охватывают всю планету); невозможность их разрешения на основе лишь национальных ресурсов, то есть необходимость согласованных действий всех стран и народов для их разрешения; недостаток реального осознания опасности этих проблем со стороны мирового сообщества, что приводит к отсутствию каких-либо реальных мер борьбы с ними (например, люди часто относятся к этим проблемам в соответствии с принципами: "Авось пронесет!" или "На мою жизнь хватит, а потомки пускай сами думают о себе!"); усугубляющийся характер этих проблем, который означает, что их развитие происходит по законам "негативной синергетики", взаимодействие их друг с другом и значительное многообразие их форм и проявлений; комплексный характер этих проблем, так как они проявляются практически во всех сферах жизнедеятельности мирового сообщества.
Перечень глобальных проблем современной цивилизации достаточно обширен и весьма многообразен. Большинство современных исследователей к особо тревожным глобальным проблемам относят следующие:
1) гонку вооружений и угрозу развязывания ядерной войны, которая может привести к гибели не только цивилизации, но и всей планеты;
постоянно растущий разрыв уровня жизни в развитых и развивающихся странах. На этой проблеме особо акцентирует внимание российский социолог И. Бестужев-Лада, который вначале выражал такой разрыв формулой "в несколько раз", позднее – формулой "в десятки раз" и, наконец – "в сотни раз", т. е. при существующих условиях отставание в развитии между этими странами "безнадежно и навсегда" [3, с. 37];
проблему возобновляемости жизненно необходимых ресурсов человечества, прежде всего продовольствия. Снижение уровня смертности привело к резкому росту численности населения Земли. Эта проблема периодически обостряется по мере исчерпания возможностей очередной "зеленой революции", увеличивающей урожайность сельскохозяйственных культур, в результате чего усиливается значение энергетических, сырьевых и других проблем;
загрязнение окружающей среды и Мирового океана, что может привести к усугублению всех остальных глобальных проблем, например лишить человечество продовольственных ресурсов Мирового океана. Как пишет в этой связи И. Бестужев-Лада, "год за годом человечество неуклонно приближается к краю пропасти, за которым загрязнение природы становится необратимым и гибельным для людей. По подсчетам специалистов, до этой роковой черты остаются считанные десятилетия – разное число десятилетий у разных авторов, но именно десятилетий, а не веков" [3, с. 40]. Итак, на пороге третьего тысячелетия человечество ищет достойный ответ на "экологический вызов", возникший перед цивилизацией в XX в.;
неуклонный рост численности народонаселения Земли. По оценкам ряда специалистов, население планеты будет удваиваться через каждые 20-30 лет, в результате чего планета окажется перегруженной человеческой популяцией. Это сделает невозможным восстановление различных балансов, приведет к деградации человечества. В настоящее время, как отмечают многие демографы, наблюдается увеличение абсолютного прироста населения, который превышает 86 млн. человек в год. В результате этого численность населения планеты в ближайшие 20 лет вырастет до 7,1-7,8 млрд. человек, а к 2050 г. может составить от 8 до 12 млрд. человек [27, с. 2];
нарастающую урбанизацию, т. е. "скучивание" огромных масс населения в крупных и сверхкрупных городах – мегаполисах, которые становятся неравновесными социально-техническими системами, отягощенными сложными социальными проблемами и в итоге плохо управляемыми;
деградацию культуры, появление масштабной контркультуры и "воинствующего" бескультурья. Это может привести к массовому обескультуриванию людей и, что особенно опасно, к вымыванию основополагающих социальных норм и моральных ценностей, накопленных в ходе исторического развития человечества. Кроме того, наблюдается усиление антиобщественных проявлений и девиантного поведения: рост организованной преступности, прежде всего мафиозных структур, наркомании, пьянства, а также масштабных нарушений прав человека;
массовые болезни и эпидемии, появление которых представляет реальную и серьезную угрозу генофонду современного человечества;
нарастающую миграцию населения. Так, по данным ООН, в 1995 г. за пределами своих стран проживало более 125 млн. человек, а численность нелегальных иммигрантов на сегодня составляет свыше 30 млн человек [16, с. 18]. Современная эмиграция не только меняет этническую структуру городов, регионов и даже стран, не просто привносит этнические особенности в их развитие, но и меняет тип и уровень культуры, а также создает огромное количество сложнейших проблем от расселения и обеспечения работой до расовых беспорядков и проявлений крайних форм расизма;
происходящие планетарные изменения в природной среде, например быстрое сокращение биологического разнообразия, нарастание "парникового эффекта" и грядущие за ним существенные изменения климата, истощение озонового слоя, сокращение площади лесов и деградация почв, загрязнение воды и атмосферы токсичными отходами человеческой деятельности;
расточительный режим расходования невозобновляемых природных ресурсов, а также неучтение в текущей деятельности людей интересов будущих поколений;
резко усиливающуюся социальную дифференциацию как между различными странами, так и внутри отдельных стран, что в сочетании с борьбой за ресурсы приводит к локальным конфликтам и несет в себе реальную угрозу глобального потрясения.
Демонстрируя серьезную озабоченность нарастанием глобальных проблем, государства и международная общественность пришли в настоящее время к важному выводу, что социально-экономическую модель, реализованную развитыми странами для достижения своего нынешнего уровня благополучия, нельзя далее использовать и рекомендовать другим странам, поскольку это неминуемо усугубит нарастающую глобальную угрозу. Кроме того, признано, что необходимо кардинально сменить парадигму развития современной цивилизации, построить новую модель устойчивого общественного развития. В этой модели нужно учесть неразрывность задач социального, экономического, культурного развития и охраны природной среды. Она должна быть основана на изменении шкалы общественных ценностей, ускорении темпов социального прогресса, включении коллективного разума и инновационных ресурсов регулирования социального пространства, в том числе глобальных социальных технологий, в достижение устойчивого социального равновесия в мировом пространстве.
- Введение
- Часть I
- Глава 1
- 1.1. Определение сущности социальных технологий
- Сущностно-содержательные аспекты социальных технологий
- 1.2. Классификация основных видов социальных технологий
- Типология социальных технологий
- Классификация социальных технологий
- 1.3. Основные свойства и функции социальных технологий
- Основные свойства социальных технологий
- Основные функция социальных технологий
- 1.4. Характеристика методологических принципов социальных технологий
- Характеристика принципов строения социальных технологий
- 1.5. Содержание социально-технологического уклада общественных систем
- Глава 2 Генезис практических основ социально-технологической деятельности
- 2.1. Возникновение социально-технологической деятельности
- 2.2. Возможности и пределы технологизации социального пространства
- 2.3. Содержание и особенности социально-технологической политики
- Основные элементы социально-технологической политики и их характеристика
- Глава 3 Концептуальная эволюция теории социальных технологий
- 3.1. Становление научных основ социально-технологической деятельности
- 3.2. Основные направления развития теории социальных технологий
- Вопросы для подготовки и самоконтроля
- Тематика рефератов и контрольных заданий
- Список использованной и рекомендуемой литературы
- Часть II социальные технологии в современном обществе
- Глава 4
- Технологические аспекты глобальной модернизации общественных систем
- 4.1. Понятие глобальных проблем современной цивилизации
- 4.2. Классификация глобальных социальных технологий
- 4.3. Особенности глобальной модернизации
- Глава 5 Обновление общественных систем – ключевое звено социальной модернизации
- 5.1. Основные факторы обновления общественных систем
- Сравнительная характеристика общественных систем нового и новейшего времени
- Критерии эффективности общественной системы
- 5.2. Характеристика способов обновления общественных систем
- Классификация социальных реформ
- 5.3. Технологизация процессов обновления общественных систем
- Глава 6
- 6.1. Понятие о технологиях отдельных сфер общества
- 6.2. Сущность региональных технологий
- Характеристика основных параметров социального пространства
- Типология социального пространства
- Классификация ресурсного потенциала региона
- 6.3. Особенности технологизации социальных комплексов
- Классификация социальных комплексов
- Научные подходы к проектированию социальных комплексов и их характеристика
- Глава 7 Технологические процессы в трудовых ассоциациях
- 7.1. Сущность и основные виды трудовых ассоциаций
- Классификация трудовых ассоциаций
- Основные проблемы трудовых ассоциаций и способы их технологического решения
- 7.2. Технологические модели управления персоналом трудовой ассоциации
- Характеристика основных технологий управления персоналом
- 7.3. Технологии мотивации трудовой деятельности
- Предметно-логический процесс формирования технологии мотивации трудовой деятельности
- 7.4. Технологии человеческого капитала
- Вопросы для подготовки и самоконтроля
- Тематика рефератов и контрольных заданий
- Список использованной и рекомендуемой литературы
- Часть III праксеологические технологии
- Глава 8
- Практическая жизнь общества как объект социальной технологизации
- 8.1. Понятие социальной практики и социально-преобразовательной деятельности
- 8.2. Классификация и структура социально-преобразовательной деятельности
- Дуалистическая классификация социально-преобразовательной деятельности
- 8.3. Сущность и особенности праксеологических технологий
- Глава 9 Характеристика основных видов праксеологических технологий
- 9.1. Технологии социального планирования
- 9.2. Игровые технологии
- Функции игры и их характеристика
- Классификация основных видов деловых игр и их характеристика
- Классификация основных видов игр открытого типа и их характеристика
- 9.3. Управленческие технологии
- Общая классификация управленческих технологий
- Классификация специальных (частных) управленческих технологий
- Приоритеты вариантов целевого управления
- Основные потребности и интересы
- 9.4. Антикризисные технологии
- Характеристика основных научных концепций, объясняющих природу кризисных явлений
- Классификация социальных кризисов и их характеристика
- Теоретические подходы к объяснению причин кризисных явлений и способов их преодоления
- 9.5. Миротворческие технологии
- Классификация основных видов социального конфликта
- Классификация способов управления конфликтами и их характеристика
- Вопросы для подготовки и самоконтроля
- Тематика рефератов и контрольных заданий
- Список использованной и рекомендуемой литературы
- Часть IV информационные технологии
- Глава 10
- Информационные процессы в современном мире
- 10.1. Сущность информации и ее роль в современном обществе
- 10.2. Необходимость технологизации информационных процессов
- Глава 11 Характеристика основных видов информационных технологий
- 11.1. Эволюция информационных технологий
- 11.2. Информационно-компьютерные технологии
- 11.3. Технологии социального познания
- 11.4. Информационно-аналитические технологии
- Классификация информационно-аналитической деятельности
- Характеристика методов аналитической деятельности
- Основные виды анализа и их характеристика
- Классификация видов социальных ситуаций
- 11.5. Технологии "паблик рилейшнз" (pr-технологии)
- Классификация технологий паблик рилейшнз (pr-технологий)
- Сравнительная характеристика технологий рекламы и pr-технологий
- 11.6. Информационные войны и проблема их технологизации
- Классификация видов информационных войн и их характеристика
- 11.7. Образовательные технологии
- Классификация образовательных технологий
- Сравнительная характеристика классической и постклассической образовательных технологий
- Сравнительная характеристика ролевых функций участников учебного процесса в различных системах обучения
- Сравнительная характеристика личностных качеств участников учебного процесса в различных системах обучения
- Процесс реализации образовательных технологий
- 11.8. Интеллектуальные технологии
- Список использованной и рекомендуемой литературы
- Часть V политические технологии
- Глава 12
- Политическая деятельность как объект социальной технологизации
- 12.1. Понятие политики и политических технологий
- 12.2. Структура политических технологий
- 12.3. Типология политических технологий
- Глава 13 Характеристика основных видов политических технологий
- 13.1. Технологии политического анализа
- 13.2. Технологии политического консультирования
- 13.3. Технологии управления политическими конфликтами
- 13.4. Технологии принятия политических решений
- 13.5. Технологии формирования государственной политики
- 13.6. Избирательные технологии
- Вопросы для подготовки и самоконтроля
- Тематика рефератов и контрольных заданий
- Список использованной и рекомендуемой литературы
- Часть VI диагностические технологии
- Глава 14
- Содержание социально-диагностической деятельности
- 14.1. Сущность и виды социальной диагностики
- Классификация основных видов социальной диагностики и их характеристика
- 14.2. Методы, структура и функции социально-диагностической деятельности
- Основные методы социальной диагностики
- Классификация основных функций социальной диагностики и их характеристика
- Глава 15 Характеристика основных видов диагностических технологий
- 15.1. Технологии социальной экспертизы
- Классификация основных видов социальной экспертизы и их характеристика
- Фрагмент экспертной анкеты по выявлению характеристик имиджа возможных претендентов на пост мэра г. Днепропетровска
- 15.2. Технологии социального эксперимента
- Классификация видов социального эксперимента и их характеристика
- Основные функции социального эксперимента и их характеристика
- Основные задачи технологий социального экспериментирования на различных этапах развития социальных объектов, явлений и процессов
- 15.3. Технологии социального прогнозирования
- Классификация основных видов прогнозов и их характеристика
- Функции социального прогнозирования и их характеристика
- Взаимосвязь между объективными основаниями, содержанием и проблемами социального прогнозирования
- Взаимосвязь между субъективными предпосылками, содержанием и проблемами социального прогнозирования
- Вопросы для подготовки и самоконтроля
- Тематика рефератов и контрольных заданий
- Список использованной и рекомендуемой литературы
- Часть VII проектирование и внедрение социальных технологий
- Глава 16
- Сущность социально-проектировочной деятельности
- 76.1. Понятие социального проектирования и его особенности
- Классификация социальных проектов и их характеристика
- 16.2. Характеристика способов проектирования социальных технологий
- 16.3. Основные принципы и этапы социального проектирования
- Модифицированное применение общих принципов в процессе социального проектирования
- Классификация социальных проблем
- 16.4. Методы социального проектирования и тенденции его развития
- Характеристика основных методов социального проектирования и конструирования
- Глава 17 Операционализация проектирования социальных технологий
- 17.1. Понятие операции и операциональной системы
- Правила проектирования (построения) операциональных сетевых моделей социальных технологий
- 17.2. Структура и виды операциональных систем
- Классификация операциональных систем
- 17.3. Технология процесса проектирования операциональных систем
- Глава 18 Инновационный характер проектирования социальных технологий
- 18.1. Понятие инноваций и их классификация
- Классификация функций нововведений (инноваций) и их характеристика
- Классификация нововведений (инноваций) и их характеристика
- 18.2. Структура инновационного процесса
- Структура инновационного процесса
- 18.3. Проблема становления и развития социальных инноваций
- Ролевые позиции участников инновационного процесса
- Модифицированные ролевые позиции участников инновационного процесса
- Глава 19 Эффективность социальных технологий и способы их внедрения
- 19.1. Способы проверки социальных инноваций и технологий
- 19.2. Технологические основы проверки и внедрения социальных технологий
- Основные функции мониторинга и их характеристика
- 19.3. Организационно-процедурные проблемы внедрения социальных технологий
- 19.4. Зарубежный опыт внедрения социальных технологий
- Вопросы для подготовки и самоконтроля
- Тематика рефератов и контрольных заданий
- Список использованной и рекомендуемой литературы
- Заключение
- Часть V. Политические технологии 333
- Глава 12. Политическая деятельность как объект
- Глава 13. Характеристика основных видов политических
- Введение
- Раздел I теоретико-методологические основы социальных технологий
- Глава 1
- Новая социальная реальность — необходимость инновационного управления
- Глава 2
- Сущность социально-технологических
- Отношений и инновирование
- Управленческой деятельности
- Глава 3 технологизация социальной действительности: инновационные аспекты
- Глава 4 Типология и классификация социальных технологий
- Раздел II
- Глава 5
- Глава 6 Технологии становления и развития корпоративного типа организации общества
- Глава 7 Технологии регулирования отношений собственности
- Глава 8 Информационные технологии
- Глава 9 Социальные технологии предотвращения аварий и катастроф на техногенных объектах
- Шкалы, используемые при оценке уровней "надежности" предприятия
- Социотехническая диагностика
- Методы воздействия
- Коррекция социальной системы
- Глава 10
- Технологии защиты и эффективного
- Использования интеллектуальной
- Собственности
- Раздел III технологии раскрытия жизненных сил общества и личности, их саморазвития и самореализации
- Глава 11 Духовно-культурное содержание современного управления:
- Социально-технологические аспекты и проблемы
- Глава 12 Технологии формирования управленческой и социально-технологической культуры
- Глава 13 Технологии саморазвития личности
- Должно быть
- Личность
- Культура
- Методы управления
- Трудовые коллективы, бытовые, семейные, территориальные ассоциации и др.
- Государство
- Состояние и тенденции развития отношений между обществом и личностью
- Раздел IV технологии инновирования социальных институтов общества
- Глава 14
- Социально-технологический подход к процессу социального управления в условиях информатизации общества
- Глава 15 Социальные технологии государственного управления
- Глава 16 Социальные технологии инновационного управления регионом
- Глава 17 Социальные технологии повышения эффективности трудовых ассоциаций
- Глава 18 Инновирование муниципальных образований: социально-технологические аспекты
- Финансовая
- Самостоятельное решение населением всех вопросов местного значения Организационное обособление местного самоуправления — противовес бюрократии
- Глава 19
- Экологическая культура:
- Технологии формирования
- И раскрытия жизненных сил личности
- Приложение 1
- Раздел I
- Тема 1. Новая социальная реальность — необходимость инновационного управления.
- Тема 2. Сущность социально-технологических отношений и инновирование управленческой деятельности.
- Тема 3. Технологизация социальной действительности: инновационные аспекты.
- Тема 4. Типология и классификация социальных технологий.
- Раздел II Приоритетные технологии инновационных изменений социальной организации общества
- Тема 5. Технологии оптимизации глобальных процессов.
- Тема 6. Технологии становления и развития корпоративного типа организации общества.
- Тема 7. Технологии регулирования отношений собственности.
- Тема 8. Информационные технологии.
- Тема 9. Социальные технологии предотвращения аварий и катастроф на техногенных объектах.
- Тема 10. Технологии защиты эффективного использования интеллектуальной собственности.
- Раздел III
- Тема 11. Духовно-культурное содержание современного управления: социально-технологические аспекты и проблемы.
- Тема 12. Технологии формирования управленческой и социально-технологической культуры.
- Тема 13. Технологии саморазвития личности.
- Раздел IV Технологии инновирования социальных институтов общества
- Тема 14. Социально-технологический подход к процессу социального управления в условиях конфронтации общества.
- Тема 15. Социальные технологии инновирования государственного управления.
- Тема 16. Социальные технологии инновационного управления регионом.
- Тема 17. Социальные технологии повышения эффективности трудовых ассоциаций.
- Тема 18. Инновирование муниципальных образований.
- Тема 19. Экологическая культура: социально-технологические аспекты формирования и раскрытия жизненных сил личности.
- II. Учебно-тематический план по курсу "Социальные технологии государственного и муниципального управления"
- III. Порядок проведения групповых занятий по курсу "Социальные технологии государственного и муниципального управления"
- IV. Вопросы к экзамену по курсу "Инновационные социальные технологии государственного и муниципального управления"
- V. Темы рефератов
- VI. Темы курсовых и дипломных работ
- Приложение 2
- Приложение 3
- Приложение 4 Ноосферный путь развития
- Приложение 5 Словарь управленческих терминов
- Список литературы
- 1. Основная литература
- 2. Дополнительная литература
- Оглавление
- Учебное
- 214000, Г. Смоленск, проспект им. Ю.А. Гагарина, 2