19.3. Организационно-процедурные проблемы внедрения социальных технологий
Какой бы совершенной ни была социальная технология, всегда возникает проблема ее внедрения в общественную практику, т.е. социальную жизнь людей. Деятельность по внедрению (освоению) социальных инноваций или технологий, или, иными словами, социально-внедренческая деятельность, представляет собой сложный, специфический и динамический процесс, ориентированный на "вживление" конкретной социальной инновации или технологии в конкретную общественную систему. По своей сути этот процесс направлен на перевод теоретических концепций относительно воспроизводства социальных качеств, характеристик, явлений и отношений на язык практических действий, а также на поиск определенного компромисса между социальной технологией и окружающей ее социальной средой [31, с. 77]. Иными словами, внедрение социальных технологий – это сложный процесс, который охватывает весь комплекс социально-технологических и организационно-технических мероприятий, а также принятых технико-экономических управленческих решений, направленных на преобразование социальных объектов. Этот процесс может быть сопряжен с трудностями или даже с противодействием людей, т.е. объекта социальной технологизации.
В процессе внедрения социальных технологий приходится решать ряд достаточно сложных задач: 1) определять несоответствия между средой обитания и технологией, которые могут разрушить эту среду либо сделать саму технологию неэффективной; 2) выявлять основные направления адаптации социальной технологии к окружающей ее социальной среде, которые не приводят к существенному снижению эффективности этой технологии; 3) выделять конкретные аспекты преобразования окружающей социальной среды для того, чтобы социальная технология была воспринята ею.
Для успешного внедрения социальных технологий с заданными параметрами и в заданные сроки необходимо решать такие основные задачи:
• прогнозирования, реализации комплексных программ, перспективных и текущих планов, оперативного управления;
достижения сбалансированности планов внедрения социальных технологий с планами социально-экономического развития социальных объектов, т.е. финансирования капитального строительства, поставки оборудования социальных технологий, которые в наибольшей степени соответствуют решаемым задачам;
достижения рационального соотношения между производственными мощностями и инфраструктурой социальных объектов, на которых запланировано внедрение социальных технологий;
рационального и планомерного использования научных, конструкторских, проектных, технологических, испытательных и производственных мощностей;
повышения эффективности работы внедренческих участков, опытных комплексов и испытательных баз;
кадрового обеспечения процессов внедрения социальных технологий;
широкой рекламы инноваций и социальных технологий в предполагаемых сферах их использования;
создания сети сервисного обслуживания потребителей социальных технологий.
В процессе внедрения социальных технологий нужно обеспечить выполнение следующих операций: 1) профессиональной подготовки исполнителей, а также организации их работы в соответствии с целями и задачами, определяемыми технологическим регламентом каждой конкретной социальной технологии; 2) координации деятельности различных субъектов внедрения социальной технологии и контроля этой деятельности; 3) оказания научно-методической помощи специалистам, занимающимся внедренческой деятельностью; 4) социальной диагностики результатов внедрения социальной технологии и анализа процесса технологизации; 5) корректировки целей и задач (при необходимости), а также организации информационного обслуживания процесса внедрения социальной технологии.
Эффективность процесса внедрения социальных технологий в значительной степени определяется не только качественным выполнением всех его содержательных аспектов, задач, способов и операций, но и правильным выбором типа (вида) социально-внедренческой деятельности. В социальных науках принято выделять следующие ее основные типы: экспериментально-очаговое, нормативно-массовое, стихийное и атакующее внедрение.
При экспериментально-очаговом внедрении формируют специальные экспериментальные очаги с режимом наибольшего благоприятствования для внедрения нововведений и постепенно расширяют эти очаги. В случае нормативно-массового внедрения разрабатывают типовые нормативы внедряемого новшества, основанные на некоторой его идеальной модели, а также создают специальные внедренческие органы или структуры, которые действуют в межведомственном режиме. Стихийное внедрение происходит как бы само собой под воздействием рыночных регуляторов, определяемых в основном степенью прибыльности нововведения. Атакующее внедрение, в отличие от других его видов, характеризуется очень высокой внедренческой активностью. Кроме того, важнейшей проблемой внедрения социальных инноваций и технологий является правильный выбор стратегии внедренческой деятельности. Она состоит в определении типа внедрения, который в максимальной степени соответствует, с одной стороны, сущности нововведения, а с другой – состоянию окружающей социальной среды.
Эффективность социально-внедренческой деятельности зависит также и от учета совокупности как объективных, так и субъективных факторов, которые существенно влияют на результативность процесса внедрения. Среди основных объективных факторов, влияющих на внедрение социальных технологий, принято выделять такие: 1) степень социально-экономической самостоятельности организации или объекта внедрения социальной технологии; 2) уровень наукоемкости используемой технологии; 3) степень стабильности производственного процесса; 4) эффективность использования потенциала организации (объекта внедрения) – технического, технологического, организационного, экономического, социального, духовного и т.д. На внедрение социальных технологий влияют и субъективные факторы: 1) учет интересов и потребностей субъектов социальной деятельности, т.е. характер и степень их удовлетворенности от внедрения социальной технологии; 2) уровень использования социального потенциала личности в конкретных условиях социальной жизнедеятельности до и после внедрения социальной технологии; 3) степень включенности личности в систему социальных отношений и уровень ее заинтересованности в конечных результатах деятельности после внедрения социальной технологии.
Кроме экономических издержек от нарушения последовательности и полноты процесса внедрения социальных технологий, могут быть социальные, социально-психологические и другие издержки, поскольку при внедрении социальных технологий информационные и предметно-деятельностные связи и отношения между людьми пронизывают весь персонал организации, который занят в сфере производственной, вспомогательной и управленческой деятельности. Эти связи и отношения переходят из социальной сферы в нравственную, ибо они служат оценкой степени значимости каждого отдельно взятого сотрудника организации, его знаний, умений, способностей, интересов и потребностей для развития социальной системы и достижения ее целей.
Анализируя эффективность процесса внедрения социальных технологий, необходимо обратить внимание и на проблему несоразмерности отдельных этапов их разработки и внедрения. Например, 50-60 % временных затрат связано с принятием решения о разработке социальной технологии и осуществлением этого процесса; 10-20 % времени затрачивают на разъяснение его необходимости и обучение кадров; 10-15 % – на организацию внедрения социальных технологий; 5-7 % - на создание новых социальных и информационных связей, отражающих собственно процесс внедрения социальных технологий; 7-10 % – на контроль за внедрением социальных технологий.
Эти противоречия обусловлены, прежде всего, недостаточно высоким уровнем экономической, правовой и социальной ответственности персонала организации за результаты управления социальными процессами, а также недостаточным уровнем его технологической культуры. Поэтому для внедрения социальных технологий, основанных на новейших достижениях науки и техники (программирования, моделирования, электронно-вычислительной техники, методов диагностики и контроля за процессами и др.), все субъекты социально-внедренческой деятельности должны иметь достаточный уровень профессиональных знаний, а именно: знаний процесса производства (начиная с микроуровня); особенностей его воспроизводства (технических, технологических, материальных, временных и т.п.), а также специфики экономической, политической, социальной и других видов деятельности персонала в сфере общественного производства.
Кроме того, при внедрении социальных технологий должны быть выполнены и другие важные условия:
ориентировочная концепция внедрения социальной технологии должны быть определена уже на этапах научно-технического прогнозирования, выработки идей и подготовки заданий на ее разработку;
необходима интеграция социальной технологии с объектом, на котором она внедряется (используется), по производственным мощностям, ресурсам, срокам и результатам;
нужно проводить маркетинговые исследования для определения возможностей, масштабов и условий реализации результатов внедрения социальных технологий уже на этапах формирования технических заданий;
руководители организации-разработчика, организации-заказчика и вышестоящих органов должны быть заинтересованы в разработке и внедрении социальных технологий;
нужно обеспечить возможно более широкое распространение результатов, полученных от опытного внедрения социальных технологий, для достижения высокой эффективности производства у заказчиков и в народном хозяйстве в целом;
должны быть реализованы основные, т.е. ключевые операции социальной технологии, что предопределяет успех ее внедрения;
нужно обеспечить высокую активность социального ядра внедрения социальной технологии (например, работников службы социального развития);
руководство организаций должно уметь преодолевать и разрешать возникающие в ходе реализации технологических операций конфликты (например, нежелание должностных лиц изменить свой стиль управления или постичь новый смысл работы с персоналом, вытекающий из внутренней потребности технологизации социальных процессов);
9) необходимо учитывать нравственные особенности процесса внедрения социальных технологий, который не должен превращаться ни в манипулирование людьми, ни в своеобразное "прокрустово ложе", препятствующие использованию инноваций;
10) нужно сочетать рациональный и ситуационные подходы на всех этапах организации процесса внедрения социальных технологий.
Таким образом, внедрение социальных технологий – это сложный процесс взаимодействия индивидов и групп социальной системы, цель которого – сохранение оптимального и устойчивого функционирования социальной системы и качественное развитие, направленное на актуализацию интересов и максимально полную самореализацию творческого потенциала ее членов.
- Введение
- Часть I
- Глава 1
- 1.1. Определение сущности социальных технологий
- Сущностно-содержательные аспекты социальных технологий
- 1.2. Классификация основных видов социальных технологий
- Типология социальных технологий
- Классификация социальных технологий
- 1.3. Основные свойства и функции социальных технологий
- Основные свойства социальных технологий
- Основные функция социальных технологий
- 1.4. Характеристика методологических принципов социальных технологий
- Характеристика принципов строения социальных технологий
- 1.5. Содержание социально-технологического уклада общественных систем
- Глава 2 Генезис практических основ социально-технологической деятельности
- 2.1. Возникновение социально-технологической деятельности
- 2.2. Возможности и пределы технологизации социального пространства
- 2.3. Содержание и особенности социально-технологической политики
- Основные элементы социально-технологической политики и их характеристика
- Глава 3 Концептуальная эволюция теории социальных технологий
- 3.1. Становление научных основ социально-технологической деятельности
- 3.2. Основные направления развития теории социальных технологий
- Вопросы для подготовки и самоконтроля
- Тематика рефератов и контрольных заданий
- Список использованной и рекомендуемой литературы
- Часть II социальные технологии в современном обществе
- Глава 4
- Технологические аспекты глобальной модернизации общественных систем
- 4.1. Понятие глобальных проблем современной цивилизации
- 4.2. Классификация глобальных социальных технологий
- 4.3. Особенности глобальной модернизации
- Глава 5 Обновление общественных систем – ключевое звено социальной модернизации
- 5.1. Основные факторы обновления общественных систем
- Сравнительная характеристика общественных систем нового и новейшего времени
- Критерии эффективности общественной системы
- 5.2. Характеристика способов обновления общественных систем
- Классификация социальных реформ
- 5.3. Технологизация процессов обновления общественных систем
- Глава 6
- 6.1. Понятие о технологиях отдельных сфер общества
- 6.2. Сущность региональных технологий
- Характеристика основных параметров социального пространства
- Типология социального пространства
- Классификация ресурсного потенциала региона
- 6.3. Особенности технологизации социальных комплексов
- Классификация социальных комплексов
- Научные подходы к проектированию социальных комплексов и их характеристика
- Глава 7 Технологические процессы в трудовых ассоциациях
- 7.1. Сущность и основные виды трудовых ассоциаций
- Классификация трудовых ассоциаций
- Основные проблемы трудовых ассоциаций и способы их технологического решения
- 7.2. Технологические модели управления персоналом трудовой ассоциации
- Характеристика основных технологий управления персоналом
- 7.3. Технологии мотивации трудовой деятельности
- Предметно-логический процесс формирования технологии мотивации трудовой деятельности
- 7.4. Технологии человеческого капитала
- Вопросы для подготовки и самоконтроля
- Тематика рефератов и контрольных заданий
- Список использованной и рекомендуемой литературы
- Часть III праксеологические технологии
- Глава 8
- Практическая жизнь общества как объект социальной технологизации
- 8.1. Понятие социальной практики и социально-преобразовательной деятельности
- 8.2. Классификация и структура социально-преобразовательной деятельности
- Дуалистическая классификация социально-преобразовательной деятельности
- 8.3. Сущность и особенности праксеологических технологий
- Глава 9 Характеристика основных видов праксеологических технологий
- 9.1. Технологии социального планирования
- 9.2. Игровые технологии
- Функции игры и их характеристика
- Классификация основных видов деловых игр и их характеристика
- Классификация основных видов игр открытого типа и их характеристика
- 9.3. Управленческие технологии
- Общая классификация управленческих технологий
- Классификация специальных (частных) управленческих технологий
- Приоритеты вариантов целевого управления
- Основные потребности и интересы
- 9.4. Антикризисные технологии
- Характеристика основных научных концепций, объясняющих природу кризисных явлений
- Классификация социальных кризисов и их характеристика
- Теоретические подходы к объяснению причин кризисных явлений и способов их преодоления
- 9.5. Миротворческие технологии
- Классификация основных видов социального конфликта
- Классификация способов управления конфликтами и их характеристика
- Вопросы для подготовки и самоконтроля
- Тематика рефератов и контрольных заданий
- Список использованной и рекомендуемой литературы
- Часть IV информационные технологии
- Глава 10
- Информационные процессы в современном мире
- 10.1. Сущность информации и ее роль в современном обществе
- 10.2. Необходимость технологизации информационных процессов
- Глава 11 Характеристика основных видов информационных технологий
- 11.1. Эволюция информационных технологий
- 11.2. Информационно-компьютерные технологии
- 11.3. Технологии социального познания
- 11.4. Информационно-аналитические технологии
- Классификация информационно-аналитической деятельности
- Характеристика методов аналитической деятельности
- Основные виды анализа и их характеристика
- Классификация видов социальных ситуаций
- 11.5. Технологии "паблик рилейшнз" (pr-технологии)
- Классификация технологий паблик рилейшнз (pr-технологий)
- Сравнительная характеристика технологий рекламы и pr-технологий
- 11.6. Информационные войны и проблема их технологизации
- Классификация видов информационных войн и их характеристика
- 11.7. Образовательные технологии
- Классификация образовательных технологий
- Сравнительная характеристика классической и постклассической образовательных технологий
- Сравнительная характеристика ролевых функций участников учебного процесса в различных системах обучения
- Сравнительная характеристика личностных качеств участников учебного процесса в различных системах обучения
- Процесс реализации образовательных технологий
- 11.8. Интеллектуальные технологии
- Список использованной и рекомендуемой литературы
- Часть V политические технологии
- Глава 12
- Политическая деятельность как объект социальной технологизации
- 12.1. Понятие политики и политических технологий
- 12.2. Структура политических технологий
- 12.3. Типология политических технологий
- Глава 13 Характеристика основных видов политических технологий
- 13.1. Технологии политического анализа
- 13.2. Технологии политического консультирования
- 13.3. Технологии управления политическими конфликтами
- 13.4. Технологии принятия политических решений
- 13.5. Технологии формирования государственной политики
- 13.6. Избирательные технологии
- Вопросы для подготовки и самоконтроля
- Тематика рефератов и контрольных заданий
- Список использованной и рекомендуемой литературы
- Часть VI диагностические технологии
- Глава 14
- Содержание социально-диагностической деятельности
- 14.1. Сущность и виды социальной диагностики
- Классификация основных видов социальной диагностики и их характеристика
- 14.2. Методы, структура и функции социально-диагностической деятельности
- Основные методы социальной диагностики
- Классификация основных функций социальной диагностики и их характеристика
- Глава 15 Характеристика основных видов диагностических технологий
- 15.1. Технологии социальной экспертизы
- Классификация основных видов социальной экспертизы и их характеристика
- Фрагмент экспертной анкеты по выявлению характеристик имиджа возможных претендентов на пост мэра г. Днепропетровска
- 15.2. Технологии социального эксперимента
- Классификация видов социального эксперимента и их характеристика
- Основные функции социального эксперимента и их характеристика
- Основные задачи технологий социального экспериментирования на различных этапах развития социальных объектов, явлений и процессов
- 15.3. Технологии социального прогнозирования
- Классификация основных видов прогнозов и их характеристика
- Функции социального прогнозирования и их характеристика
- Взаимосвязь между объективными основаниями, содержанием и проблемами социального прогнозирования
- Взаимосвязь между субъективными предпосылками, содержанием и проблемами социального прогнозирования
- Вопросы для подготовки и самоконтроля
- Тематика рефератов и контрольных заданий
- Список использованной и рекомендуемой литературы
- Часть VII проектирование и внедрение социальных технологий
- Глава 16
- Сущность социально-проектировочной деятельности
- 76.1. Понятие социального проектирования и его особенности
- Классификация социальных проектов и их характеристика
- 16.2. Характеристика способов проектирования социальных технологий
- 16.3. Основные принципы и этапы социального проектирования
- Модифицированное применение общих принципов в процессе социального проектирования
- Классификация социальных проблем
- 16.4. Методы социального проектирования и тенденции его развития
- Характеристика основных методов социального проектирования и конструирования
- Глава 17 Операционализация проектирования социальных технологий
- 17.1. Понятие операции и операциональной системы
- Правила проектирования (построения) операциональных сетевых моделей социальных технологий
- 17.2. Структура и виды операциональных систем
- Классификация операциональных систем
- 17.3. Технология процесса проектирования операциональных систем
- Глава 18 Инновационный характер проектирования социальных технологий
- 18.1. Понятие инноваций и их классификация
- Классификация функций нововведений (инноваций) и их характеристика
- Классификация нововведений (инноваций) и их характеристика
- 18.2. Структура инновационного процесса
- Структура инновационного процесса
- 18.3. Проблема становления и развития социальных инноваций
- Ролевые позиции участников инновационного процесса
- Модифицированные ролевые позиции участников инновационного процесса
- Глава 19 Эффективность социальных технологий и способы их внедрения
- 19.1. Способы проверки социальных инноваций и технологий
- 19.2. Технологические основы проверки и внедрения социальных технологий
- Основные функции мониторинга и их характеристика
- 19.3. Организационно-процедурные проблемы внедрения социальных технологий
- 19.4. Зарубежный опыт внедрения социальных технологий
- Вопросы для подготовки и самоконтроля
- Тематика рефератов и контрольных заданий
- Список использованной и рекомендуемой литературы
- Заключение
- Часть V. Политические технологии 333
- Глава 12. Политическая деятельность как объект
- Глава 13. Характеристика основных видов политических
- Введение
- Раздел I теоретико-методологические основы социальных технологий
- Глава 1
- Новая социальная реальность — необходимость инновационного управления
- Глава 2
- Сущность социально-технологических
- Отношений и инновирование
- Управленческой деятельности
- Глава 3 технологизация социальной действительности: инновационные аспекты
- Глава 4 Типология и классификация социальных технологий
- Раздел II
- Глава 5
- Глава 6 Технологии становления и развития корпоративного типа организации общества
- Глава 7 Технологии регулирования отношений собственности
- Глава 8 Информационные технологии
- Глава 9 Социальные технологии предотвращения аварий и катастроф на техногенных объектах
- Шкалы, используемые при оценке уровней "надежности" предприятия
- Социотехническая диагностика
- Методы воздействия
- Коррекция социальной системы
- Глава 10
- Технологии защиты и эффективного
- Использования интеллектуальной
- Собственности
- Раздел III технологии раскрытия жизненных сил общества и личности, их саморазвития и самореализации
- Глава 11 Духовно-культурное содержание современного управления:
- Социально-технологические аспекты и проблемы
- Глава 12 Технологии формирования управленческой и социально-технологической культуры
- Глава 13 Технологии саморазвития личности
- Должно быть
- Личность
- Культура
- Методы управления
- Трудовые коллективы, бытовые, семейные, территориальные ассоциации и др.
- Государство
- Состояние и тенденции развития отношений между обществом и личностью
- Раздел IV технологии инновирования социальных институтов общества
- Глава 14
- Социально-технологический подход к процессу социального управления в условиях информатизации общества
- Глава 15 Социальные технологии государственного управления
- Глава 16 Социальные технологии инновационного управления регионом
- Глава 17 Социальные технологии повышения эффективности трудовых ассоциаций
- Глава 18 Инновирование муниципальных образований: социально-технологические аспекты
- Финансовая
- Самостоятельное решение населением всех вопросов местного значения Организационное обособление местного самоуправления — противовес бюрократии
- Глава 19
- Экологическая культура:
- Технологии формирования
- И раскрытия жизненных сил личности
- Приложение 1
- Раздел I
- Тема 1. Новая социальная реальность — необходимость инновационного управления.
- Тема 2. Сущность социально-технологических отношений и инновирование управленческой деятельности.
- Тема 3. Технологизация социальной действительности: инновационные аспекты.
- Тема 4. Типология и классификация социальных технологий.
- Раздел II Приоритетные технологии инновационных изменений социальной организации общества
- Тема 5. Технологии оптимизации глобальных процессов.
- Тема 6. Технологии становления и развития корпоративного типа организации общества.
- Тема 7. Технологии регулирования отношений собственности.
- Тема 8. Информационные технологии.
- Тема 9. Социальные технологии предотвращения аварий и катастроф на техногенных объектах.
- Тема 10. Технологии защиты эффективного использования интеллектуальной собственности.
- Раздел III
- Тема 11. Духовно-культурное содержание современного управления: социально-технологические аспекты и проблемы.
- Тема 12. Технологии формирования управленческой и социально-технологической культуры.
- Тема 13. Технологии саморазвития личности.
- Раздел IV Технологии инновирования социальных институтов общества
- Тема 14. Социально-технологический подход к процессу социального управления в условиях конфронтации общества.
- Тема 15. Социальные технологии инновирования государственного управления.
- Тема 16. Социальные технологии инновационного управления регионом.
- Тема 17. Социальные технологии повышения эффективности трудовых ассоциаций.
- Тема 18. Инновирование муниципальных образований.
- Тема 19. Экологическая культура: социально-технологические аспекты формирования и раскрытия жизненных сил личности.
- II. Учебно-тематический план по курсу "Социальные технологии государственного и муниципального управления"
- III. Порядок проведения групповых занятий по курсу "Социальные технологии государственного и муниципального управления"
- IV. Вопросы к экзамену по курсу "Инновационные социальные технологии государственного и муниципального управления"
- V. Темы рефератов
- VI. Темы курсовых и дипломных работ
- Приложение 2
- Приложение 3
- Приложение 4 Ноосферный путь развития
- Приложение 5 Словарь управленческих терминов
- Список литературы
- 1. Основная литература
- 2. Дополнительная литература
- Оглавление
- Учебное
- 214000, Г. Смоленск, проспект им. Ю.А. Гагарина, 2