logo
ХРЕСТОМАТИЯ

11.6. Информационные войны и проблема их технологизации

Информационные войны как разновидность информационных социальных технологий не являются принципиально новым социальным явлением, свойственным лишь современному обществу. Уже в древних обществах широко использовали различные информационные воздействия на противника в целях его запугивания. Например, распускаемые среди гражданского населения слухи и сплетни нередко вносили не меньший вклад в победу, чем вооруженная борьба. По всей видимости, одной из первых информационных войн стало взятие евреями Иерихона, которое достаточно подробно описано в Библии. Евреи под руководством Иисуса Навина осадили Иерихон и в течение шести дней обходили город под звон труб и крики своих воинов, демонстрируя при этом свою мощь и силу. Это способствовало падению духа у защитников города, которые, не выдержав такого информационного удара, сдались неприятелю.

История развития человечества свидетельствует, что информационные воздействия чаще всего дополняли вооруженную борьбу. Однако в ходе исторического развития общества произошли значительные качественные и количественные изменения в средствах вооруженного противоборства. В современную эпоху средства вооружения стали такими, что их применение может погубить всю земную цивилизацию. Это и обусловило формирование со стороны мирового сообщества естественных барьеров, чтобы сдержать и ограничить применение современных средств вооруженной борьбы. Однако потребность в господстве, экспансии и подчинении, увы, не исчезла.

Наряду с этим современное постиндустриальное общество, особенно в высокоразвитых странах Запада, вступило в новую информационную фазу, когда основная часть населения этих стран стала сосредоточиваться в сфере получения или переработки информации, а сама информация все больше превращается в важнейший жизненный ресурс общества. В результате этого средства массовой информации стали быстро развиваться и приобрели всеохватывающий, тотально проникающий характер воздействия на людей. Как справедливо подчеркивает украинский исследователь Г. Почепцов, "информация начинает нести в себе как созидательную, так и разрушительную силу, но гораздо в более сильной степени, чем это было ранее" [24, с. 452-453]. Поэтому новые средства и формы противоборства, для которых не свойственна разрушительность вооруженной борьбы, приобрели ярко выраженный информационный характер.

Одним словом, развитие информационных процессов и конфликтов в современном обществе приводит к формированию значительного многообразия форм и средств информационной борьбы, развертывание которых во времени и пространстве предопределяет видовое многообразие информационных войн. В этой связи под информационной войной понимают особый тип информационной технологии, которой свойственны следующие весьма существенные признаки.

  1. Противоборство, т. е. информационная война представляет собой информационно-коммуникационный конфликт со структурой, аналогичной структуре самого конфликта как такового.

  2. Разрушение, чаще всего замаскированное под созидание, т. е. информационная, как и всякая другая война, ставит своей задачей победить противника, предполагая при этом нанесение существенных разрушений или урона, зачастую в сфере индивидуального и массового сознания или психики людей. Хотя нередко такой урон не является прямым или непосредственным материальным ущербом, он может оказаться фантастически огромным для общества вследствие изменений массового и элитарного сознания.

  3. Коммуникативный резонанс, когда уровень информационного воздействия гораздо меньше получаемого в результате эффекта, который дает возможность существенно увеличивать охват населения, поскольку оно в данный момент хочет услышать именно это [24, с. 459]. Информационная война, таким образом, строится на эффекте негативной синергии, т. е. умноженном разрушении массового сознания.

  4. Тотальность информационной войны, которая всегда носит всеохватывающий характер, а также контролирует не только все источники информации, но и все аспекты информационного выражения личности: рациональный, психический, ценностный, эмоциональный и т. п.

  5. Широкое использование в информационных войнах "черных", или "грязных", технологий, которые основаны не только на отказе от норм морали, но и на нарушении основополагающих прав человека. Информационная война, как и всякая другая, – война без этических правил. Здесь широко применяются ложь, клевета, введение общественности в заблуждение, а также навязывание выгодных вариантов поведения людей. Опасность заключается в том, что такие технологии не только лишают человека права выбора, но и искусственно манипулируют его поведением и сознанием.

  6. Имиджмейкерский характер информационных войн, где в качестве важнейшего средства борьбы используют информацию не саму по себе, а организованную определенным образом в имиджи, как некоторые символические корреляты реальных объектов. Информационная война является системой противоборств различных видов имиджа, обеспечивающей разрушение одного символического мира, в котором живут люди, и замену его на другой символический мир, который вполне благоприятствует определенному образу жизнедеятельности и поведения, выгодного противнику.

  7. Индивидуальность и дифференцированностъ информационных воздействий, когда поражение какой-то социальной группы или общества в целом обеспечивается через отдельное (индивидуальное) поражение каждого индивида, который является объектом такого воздействия. Эта совокупность поражений приводит к некоторым институциональным изменениям в массовом сознании, общественном мнении и в системе общественных ценностей. Например, если авиационная бомба убивает и калечит всех сразу, то "информационно-имиджевая бомба" никого не убивает, а лишь трансформирует и травмирует сознание и психику людей. Анализ показывает, что для победы в информационной войне достаточно сформировать нужный тип сознания не более чем у 20 % населения, составляющего элиту общества, которая влияет на принятие важнейших решений и служит примером для подражания [6, с. 91].

  8. Отсутствие каких-либо ощутимых угроз, т. е. скрытый и невидимый характер информационных воздействий, доброжелательная их форма, отсутствие иммунитета у населения. Современная информационная война качественно отличается от информационно-психологической обработки осажденных жителей Иерихона древними евреями. Она строится не на запугивании, а, наоборот, на обеспечении привлекательности пропагандируемых идеалов, т. е. "информационно-имиджевая бомба" взрывается в условиях всеобщей любви к противнику и его ценностям. На это указывает известный американский по­литолог 3. Бжезинский, характеризуя процесс достижения американского мирового господства: "Америка пользуется не имеющей себе равных притягательностью, особенно среди молодежи всего мира, – это обеспечивает Соединенным Штатам политическое влияние, близкого которому не имеет ни одно государство мира" [2, с. 36].

9. Культурологический характер большинства информационных войн, когда создается привлекательный культурный образ противника и обеспечивается его привнесение в сознание людей, что приводит как к позитивным, так и к негативным последствиям для общества. При этом навязываемой культуре совсем не обязательно быть высокоразвитой. Тот же 3. Бжезинский, говоря о значительном влиянии американской культуры на молодежь других стран, откровенно признает ее "некоторую примитивность" [2, с. 36]. Можно согласиться в этой связи и с мнением российского ученого М. Делягина, который отмечает, что в общем случае распространение в обществе чужеродного типа культуры, не интегрирующейся с культурой этого общества и поэтому не только не обогащающей ее, но остающейся обособленной, ослабляет конкурентоспособность этого общества [7, с. 89].

Еще одно опасное последствие информационно-культурологической обработки населения заключается в том, что вследствие постоянного поступления информации из внешних источников местная элита теряет способность вырабатывать свойственные ее народу нормы и ценности. Она развращается, начинает паразитировать на чужих ценностях, а также утрачивает способность отвечать на идеологические запросы своей страны. Однако самое главное не в том, что эти ценности являются чуждыми, а в том, что это не подлинные ценности, а замаскированные под них суррогаты. Важнейшая цель современных информационных войн – деградация, а затем и разрушение системы ценностей противника, а также их замена иной системой ценностей, которая смогла бы обеспечить приоритет собственных нацио­нальных интересов над интересами противника.

10. Использование в информационных войнах проблемы прав человека. Эта проблема представляется сегодня глобальной и действительно сложной. Борьба за права человека – одно из благородных направлений деятельности политиков и государств. Однако борьба за права одних людей не должна приводить к нарушению прав других. Между тем практика показывает, что ныне эта борьба нередко используется как важное средство в информационной войне.

В связи с этим классификация информационных войн должна опираться, прежде всего, на такие основания, как сфера действия, предмет конфликта, вектор информационного образа (имиджа) и тип конфликта (табл. 40).

Таблица 40