17.3. Технология процесса проектирования операциональных систем
Технологизация более общего процесса социального проектирования рассмотрена нами ранее, а здесь речь пойдет о технологических аспектах проектирования конкретной операциональной системы (например, производственного предприятия или фирмы), которая является достаточно сложным социально-техническим объектом, имеющим свою специфику.
Технология процесса проектирования производственного предприятия, как и любого иного социального объекта, состоит из целого ряда логически связанных между собой этапов, нарушение последовательности выполнения которых обходится очень дорого. Эти этапы, как правило, таковы.
Сбор исходных данных. Проектировщик или социальный конструктор при проектировании социальной технологии должен располагать следующей подробной информацией: а) о типе организационно-правовой формы, организационной структуре предприятия, а также о видах и способах организации, стимулирования и оплаты производственной деятельности; б) о схеме планирования производственного процесса на предприятии; в) о заданной производительности и ассортименте выпускаемой продукции; г) о размещении производственных мощностей предприятия на площадке (размере и конфигурации зданий), а также любых других существующих на площадке строениях (поэтажными планами, данными о высоте перекрытий, несущей способности полов и т.п.); д) о строительных нормах и любых других нормативных актах, относящихся к технике безопасности, охране и защите окружающей среды.
Определение оптимальной организационной структуры предприятия, исходя из его организационно-правовой формы, которая включает производственную структуру (т.е. состав производственных подразделений, их специализацию и кооперацию) и структуру управления (состав управленческих и отдельных должностных звеньев, разделение сфер их деятельности, прав и ответственности, подчиненности и взаимодействия). При этом выбор типа организационной структуры (линейно-функциональной, дивизиональной, матричной, программно-целевой, смешанной или любой другой) зависит от целей и избранной организационно-правовой формы предприятия (государственное, частное, совместное, акционерное, объединение предприятий и т.п.), его производственной структуры (бесцеховой, цеховой, укрупненно-объектной и др.), формы организации труда, централизации и децентрализации функций управления. Кроме того, существенное влияние на выбор организационной структуры операциональной системы оказывают использование технических средств управления, компетентность руководства и стиль его работы. Оформляют организационную структуру, как правило, такими документами: штатным расписанием, организационной схемой управления предприятием, положением о его структурных звеньях и должностными инструкциями на каждого из работников.
Определение количества и типов производственных ресурсов, требующихся для обеспечения заданной производительности. Например, нужно выяснить, сколько кассовых мест нужно предусмотреть в банке для обслуживания ожидаемого количества клиентов?
Определение численности персонала предприятия, т.е. необходимого количества работников по основным категориям (рабочие, руководители, специалисты и другие служащие), специальностям, профессиям, квалификациям и источникам их пополнения. В условиях рынка, в отличие от плановой экономики, предприятия самостоятельно определяют численность персонала и его расстановку, исходя из экономической целесообразности и наиболее эффективного использования трудовых ресурсов. Меняются в рыночной системе и источники пополнения персонала – централизованную плановую подготовку рабочих и специалистов замещает рынок труда, представителями которого являются службы занятости, биржи и ярмарки труда. Чтобы активизировать деятельность персонала, нужно также четко определить систему организации и стимулирования его труда, а также комплекс мероприятий, связанных с организацией рабочих мест и созданием на каждом из них необходимых условий для высокопроизводительной деятельности и выпуска продукции высокого качества, наиболее полного использования оборудования с соблюдением техники безопасности, повышения содержательности и привлекательности труда, сохранения здоровья работников.
Определение площади пола, требующейся для каждого производственного участка. Например, если в отделении офсетной печати будет стоять четыре машины, то нужно знать, какая площадь потребуется для этого отделения с учетом проходов, промежуточных складов, стола мастера, площадей обеспечения, комнат отдыха персонала или ремонтных служб.
Анализ связей между различными участками. В частности, нужно определить, какие из них следует расположить поближе друг к другу, а какие можно или должно разнести. Может оказаться, что два участка нужно разместить рядом с учетом перехода материалов или клиентов с одного участка на другой. В аэропортах, например, конторы по прокату автомашин всегда располагают рядом с отделением выдачи багажа. Некоторые участки приходится разносить, обычно по соображениям экологии, техники безопасности и т. п. Так, участок окраски должен быть далеко от участка пескоструйной обработки, где выделяется пыль и высок уровень вибрации.
Разработка по результатам этапов 5 и 6 генеральной схемы или компоновки с указанием всех размеров и места расположения каждого производственного и вспомогательного участка. При этом рассматривают сразу несколько возможных вариантов.
8. Четкое определение точного места каждой единицы оборудования, мебели и других производственных ресурсов на каждом участке. Часто эту работу выполняют с помощью определенных шаблонов (стандартов), накладываемых на чертеж генеральной схемы или компоновки: перемещая их в разные положения, добиваются оптимального расположения оборудования. В последнее время эту работу выполняют, как правило, с помощь компьютера.
Согласно технологии проектирования предприятия (операциональной системы), нужно учитывать многие факторы и часто идти на компромиссы. Обычно из-за довольно высокой сложности этой работы единственно приемлемым подходом является стремление социальных проектировщиков к "согласительному", а не оптимальному результату. Поэтому для проектирования, а тем более внедрения социальных технологий важны не только аналитические и творческие, но и коммуникативные способности социальных проектировщиков и конструкторов.
Проблема оптимизации (улучшения) технологии проектирования операциональной системы – сложный и многокритериальный процесс, основными критериями которого могут быть практический эффект социальной технологии, время ее осуществления, а также необходимый минимум использования ресурсов. Что касается практического эффекта социальной технологии, то обычно его измеряют качеством той услуги, которую она "оказывает" конкретному человеку, той или иной социальной общности, а также количеством или спектром этих услуг и т.п. При этом социальная технология должна не просто использовать минимум ресурсов, а использовать их таким образом, чтобы услуги были качественными. С точки зрения временного интервала оптимальная социальная технология работает по таким принципам: "сейчас", "минимум ожиданий и задержек", "точное соблюдение сроков" и т.п.
Поскольку любая социальная технология представляет собой в то же время и операционально-деятельностную систему, ее оптимизация, по сути дела, сводится к пространственно-временному упорядочению составляющих ее операций. Сетевая модель при этом дает хорошую возможность оптимизировать временной аспект (параметр) социального проекта или технологии. В этом случае используются многочисленные временные показатели: продолжительность пути, в том числе и критического, резерв времени пути, ранний срок свершения события, поздний срок свершения события, резерв времени события, ранний срок начала работы, поздний срок начала работы, ранний срок окончания работы, поздний срок окончания работы, полный резерв времени работы и т.п. Кроме того, сетевой график дает возможность также распределить все ресурсы социальной технологии по отдельным видам работ. При этом процесс оптимизации операциональной системы или социальной технологии включает, как правило, следующие процедуры:
разложение сложных операций на более простые;
сокращение длины операциональной цепи, т.е. уменьшение критического пути;
использование параллельных цепочек;
развязывание сложных операциональных узлов;
ликвидация замкнутых циклов;
интеграция более мелких операций в более крупные.
Поскольку операциональные процессы бывают последовательными, параллельными и иерархическими, то реальная технологическая схема операциональной системы представляет собой их причудливое переплетение. При этом каждый из видов операциональных процессов при умелом их построении может дать свой положительный оптимизирующий эффект. Так, последовательная цепочка соединения операций может улучшить качество социальной технологии, параллельная – сокращает, а иерархическая – ускоряет развитие социального объекта. Кроме того, для построения и оптимизации операциональных технологических систем наряду с методами прогнозирования и проектирования, уже рассмотренными нами, используются также методы теории сетей, теории графов и исследования операций.
- Введение
- Часть I
- Глава 1
- 1.1. Определение сущности социальных технологий
- Сущностно-содержательные аспекты социальных технологий
- 1.2. Классификация основных видов социальных технологий
- Типология социальных технологий
- Классификация социальных технологий
- 1.3. Основные свойства и функции социальных технологий
- Основные свойства социальных технологий
- Основные функция социальных технологий
- 1.4. Характеристика методологических принципов социальных технологий
- Характеристика принципов строения социальных технологий
- 1.5. Содержание социально-технологического уклада общественных систем
- Глава 2 Генезис практических основ социально-технологической деятельности
- 2.1. Возникновение социально-технологической деятельности
- 2.2. Возможности и пределы технологизации социального пространства
- 2.3. Содержание и особенности социально-технологической политики
- Основные элементы социально-технологической политики и их характеристика
- Глава 3 Концептуальная эволюция теории социальных технологий
- 3.1. Становление научных основ социально-технологической деятельности
- 3.2. Основные направления развития теории социальных технологий
- Вопросы для подготовки и самоконтроля
- Тематика рефератов и контрольных заданий
- Список использованной и рекомендуемой литературы
- Часть II социальные технологии в современном обществе
- Глава 4
- Технологические аспекты глобальной модернизации общественных систем
- 4.1. Понятие глобальных проблем современной цивилизации
- 4.2. Классификация глобальных социальных технологий
- 4.3. Особенности глобальной модернизации
- Глава 5 Обновление общественных систем – ключевое звено социальной модернизации
- 5.1. Основные факторы обновления общественных систем
- Сравнительная характеристика общественных систем нового и новейшего времени
- Критерии эффективности общественной системы
- 5.2. Характеристика способов обновления общественных систем
- Классификация социальных реформ
- 5.3. Технологизация процессов обновления общественных систем
- Глава 6
- 6.1. Понятие о технологиях отдельных сфер общества
- 6.2. Сущность региональных технологий
- Характеристика основных параметров социального пространства
- Типология социального пространства
- Классификация ресурсного потенциала региона
- 6.3. Особенности технологизации социальных комплексов
- Классификация социальных комплексов
- Научные подходы к проектированию социальных комплексов и их характеристика
- Глава 7 Технологические процессы в трудовых ассоциациях
- 7.1. Сущность и основные виды трудовых ассоциаций
- Классификация трудовых ассоциаций
- Основные проблемы трудовых ассоциаций и способы их технологического решения
- 7.2. Технологические модели управления персоналом трудовой ассоциации
- Характеристика основных технологий управления персоналом
- 7.3. Технологии мотивации трудовой деятельности
- Предметно-логический процесс формирования технологии мотивации трудовой деятельности
- 7.4. Технологии человеческого капитала
- Вопросы для подготовки и самоконтроля
- Тематика рефератов и контрольных заданий
- Список использованной и рекомендуемой литературы
- Часть III праксеологические технологии
- Глава 8
- Практическая жизнь общества как объект социальной технологизации
- 8.1. Понятие социальной практики и социально-преобразовательной деятельности
- 8.2. Классификация и структура социально-преобразовательной деятельности
- Дуалистическая классификация социально-преобразовательной деятельности
- 8.3. Сущность и особенности праксеологических технологий
- Глава 9 Характеристика основных видов праксеологических технологий
- 9.1. Технологии социального планирования
- 9.2. Игровые технологии
- Функции игры и их характеристика
- Классификация основных видов деловых игр и их характеристика
- Классификация основных видов игр открытого типа и их характеристика
- 9.3. Управленческие технологии
- Общая классификация управленческих технологий
- Классификация специальных (частных) управленческих технологий
- Приоритеты вариантов целевого управления
- Основные потребности и интересы
- 9.4. Антикризисные технологии
- Характеристика основных научных концепций, объясняющих природу кризисных явлений
- Классификация социальных кризисов и их характеристика
- Теоретические подходы к объяснению причин кризисных явлений и способов их преодоления
- 9.5. Миротворческие технологии
- Классификация основных видов социального конфликта
- Классификация способов управления конфликтами и их характеристика
- Вопросы для подготовки и самоконтроля
- Тематика рефератов и контрольных заданий
- Список использованной и рекомендуемой литературы
- Часть IV информационные технологии
- Глава 10
- Информационные процессы в современном мире
- 10.1. Сущность информации и ее роль в современном обществе
- 10.2. Необходимость технологизации информационных процессов
- Глава 11 Характеристика основных видов информационных технологий
- 11.1. Эволюция информационных технологий
- 11.2. Информационно-компьютерные технологии
- 11.3. Технологии социального познания
- 11.4. Информационно-аналитические технологии
- Классификация информационно-аналитической деятельности
- Характеристика методов аналитической деятельности
- Основные виды анализа и их характеристика
- Классификация видов социальных ситуаций
- 11.5. Технологии "паблик рилейшнз" (pr-технологии)
- Классификация технологий паблик рилейшнз (pr-технологий)
- Сравнительная характеристика технологий рекламы и pr-технологий
- 11.6. Информационные войны и проблема их технологизации
- Классификация видов информационных войн и их характеристика
- 11.7. Образовательные технологии
- Классификация образовательных технологий
- Сравнительная характеристика классической и постклассической образовательных технологий
- Сравнительная характеристика ролевых функций участников учебного процесса в различных системах обучения
- Сравнительная характеристика личностных качеств участников учебного процесса в различных системах обучения
- Процесс реализации образовательных технологий
- 11.8. Интеллектуальные технологии
- Список использованной и рекомендуемой литературы
- Часть V политические технологии
- Глава 12
- Политическая деятельность как объект социальной технологизации
- 12.1. Понятие политики и политических технологий
- 12.2. Структура политических технологий
- 12.3. Типология политических технологий
- Глава 13 Характеристика основных видов политических технологий
- 13.1. Технологии политического анализа
- 13.2. Технологии политического консультирования
- 13.3. Технологии управления политическими конфликтами
- 13.4. Технологии принятия политических решений
- 13.5. Технологии формирования государственной политики
- 13.6. Избирательные технологии
- Вопросы для подготовки и самоконтроля
- Тематика рефератов и контрольных заданий
- Список использованной и рекомендуемой литературы
- Часть VI диагностические технологии
- Глава 14
- Содержание социально-диагностической деятельности
- 14.1. Сущность и виды социальной диагностики
- Классификация основных видов социальной диагностики и их характеристика
- 14.2. Методы, структура и функции социально-диагностической деятельности
- Основные методы социальной диагностики
- Классификация основных функций социальной диагностики и их характеристика
- Глава 15 Характеристика основных видов диагностических технологий
- 15.1. Технологии социальной экспертизы
- Классификация основных видов социальной экспертизы и их характеристика
- Фрагмент экспертной анкеты по выявлению характеристик имиджа возможных претендентов на пост мэра г. Днепропетровска
- 15.2. Технологии социального эксперимента
- Классификация видов социального эксперимента и их характеристика
- Основные функции социального эксперимента и их характеристика
- Основные задачи технологий социального экспериментирования на различных этапах развития социальных объектов, явлений и процессов
- 15.3. Технологии социального прогнозирования
- Классификация основных видов прогнозов и их характеристика
- Функции социального прогнозирования и их характеристика
- Взаимосвязь между объективными основаниями, содержанием и проблемами социального прогнозирования
- Взаимосвязь между субъективными предпосылками, содержанием и проблемами социального прогнозирования
- Вопросы для подготовки и самоконтроля
- Тематика рефератов и контрольных заданий
- Список использованной и рекомендуемой литературы
- Часть VII проектирование и внедрение социальных технологий
- Глава 16
- Сущность социально-проектировочной деятельности
- 76.1. Понятие социального проектирования и его особенности
- Классификация социальных проектов и их характеристика
- 16.2. Характеристика способов проектирования социальных технологий
- 16.3. Основные принципы и этапы социального проектирования
- Модифицированное применение общих принципов в процессе социального проектирования
- Классификация социальных проблем
- 16.4. Методы социального проектирования и тенденции его развития
- Характеристика основных методов социального проектирования и конструирования
- Глава 17 Операционализация проектирования социальных технологий
- 17.1. Понятие операции и операциональной системы
- Правила проектирования (построения) операциональных сетевых моделей социальных технологий
- 17.2. Структура и виды операциональных систем
- Классификация операциональных систем
- 17.3. Технология процесса проектирования операциональных систем
- Глава 18 Инновационный характер проектирования социальных технологий
- 18.1. Понятие инноваций и их классификация
- Классификация функций нововведений (инноваций) и их характеристика
- Классификация нововведений (инноваций) и их характеристика
- 18.2. Структура инновационного процесса
- Структура инновационного процесса
- 18.3. Проблема становления и развития социальных инноваций
- Ролевые позиции участников инновационного процесса
- Модифицированные ролевые позиции участников инновационного процесса
- Глава 19 Эффективность социальных технологий и способы их внедрения
- 19.1. Способы проверки социальных инноваций и технологий
- 19.2. Технологические основы проверки и внедрения социальных технологий
- Основные функции мониторинга и их характеристика
- 19.3. Организационно-процедурные проблемы внедрения социальных технологий
- 19.4. Зарубежный опыт внедрения социальных технологий
- Вопросы для подготовки и самоконтроля
- Тематика рефератов и контрольных заданий
- Список использованной и рекомендуемой литературы
- Заключение
- Часть V. Политические технологии 333
- Глава 12. Политическая деятельность как объект
- Глава 13. Характеристика основных видов политических
- Введение
- Раздел I теоретико-методологические основы социальных технологий
- Глава 1
- Новая социальная реальность — необходимость инновационного управления
- Глава 2
- Сущность социально-технологических
- Отношений и инновирование
- Управленческой деятельности
- Глава 3 технологизация социальной действительности: инновационные аспекты
- Глава 4 Типология и классификация социальных технологий
- Раздел II
- Глава 5
- Глава 6 Технологии становления и развития корпоративного типа организации общества
- Глава 7 Технологии регулирования отношений собственности
- Глава 8 Информационные технологии
- Глава 9 Социальные технологии предотвращения аварий и катастроф на техногенных объектах
- Шкалы, используемые при оценке уровней "надежности" предприятия
- Социотехническая диагностика
- Методы воздействия
- Коррекция социальной системы
- Глава 10
- Технологии защиты и эффективного
- Использования интеллектуальной
- Собственности
- Раздел III технологии раскрытия жизненных сил общества и личности, их саморазвития и самореализации
- Глава 11 Духовно-культурное содержание современного управления:
- Социально-технологические аспекты и проблемы
- Глава 12 Технологии формирования управленческой и социально-технологической культуры
- Глава 13 Технологии саморазвития личности
- Должно быть
- Личность
- Культура
- Методы управления
- Трудовые коллективы, бытовые, семейные, территориальные ассоциации и др.
- Государство
- Состояние и тенденции развития отношений между обществом и личностью
- Раздел IV технологии инновирования социальных институтов общества
- Глава 14
- Социально-технологический подход к процессу социального управления в условиях информатизации общества
- Глава 15 Социальные технологии государственного управления
- Глава 16 Социальные технологии инновационного управления регионом
- Глава 17 Социальные технологии повышения эффективности трудовых ассоциаций
- Глава 18 Инновирование муниципальных образований: социально-технологические аспекты
- Финансовая
- Самостоятельное решение населением всех вопросов местного значения Организационное обособление местного самоуправления — противовес бюрократии
- Глава 19
- Экологическая культура:
- Технологии формирования
- И раскрытия жизненных сил личности
- Приложение 1
- Раздел I
- Тема 1. Новая социальная реальность — необходимость инновационного управления.
- Тема 2. Сущность социально-технологических отношений и инновирование управленческой деятельности.
- Тема 3. Технологизация социальной действительности: инновационные аспекты.
- Тема 4. Типология и классификация социальных технологий.
- Раздел II Приоритетные технологии инновационных изменений социальной организации общества
- Тема 5. Технологии оптимизации глобальных процессов.
- Тема 6. Технологии становления и развития корпоративного типа организации общества.
- Тема 7. Технологии регулирования отношений собственности.
- Тема 8. Информационные технологии.
- Тема 9. Социальные технологии предотвращения аварий и катастроф на техногенных объектах.
- Тема 10. Технологии защиты эффективного использования интеллектуальной собственности.
- Раздел III
- Тема 11. Духовно-культурное содержание современного управления: социально-технологические аспекты и проблемы.
- Тема 12. Технологии формирования управленческой и социально-технологической культуры.
- Тема 13. Технологии саморазвития личности.
- Раздел IV Технологии инновирования социальных институтов общества
- Тема 14. Социально-технологический подход к процессу социального управления в условиях конфронтации общества.
- Тема 15. Социальные технологии инновирования государственного управления.
- Тема 16. Социальные технологии инновационного управления регионом.
- Тема 17. Социальные технологии повышения эффективности трудовых ассоциаций.
- Тема 18. Инновирование муниципальных образований.
- Тема 19. Экологическая культура: социально-технологические аспекты формирования и раскрытия жизненных сил личности.
- II. Учебно-тематический план по курсу "Социальные технологии государственного и муниципального управления"
- III. Порядок проведения групповых занятий по курсу "Социальные технологии государственного и муниципального управления"
- IV. Вопросы к экзамену по курсу "Инновационные социальные технологии государственного и муниципального управления"
- V. Темы рефератов
- VI. Темы курсовых и дипломных работ
- Приложение 2
- Приложение 3
- Приложение 4 Ноосферный путь развития
- Приложение 5 Словарь управленческих терминов
- Список литературы
- 1. Основная литература
- 2. Дополнительная литература
- Оглавление
- Учебное
- 214000, Г. Смоленск, проспект им. Ю.А. Гагарина, 2