Классификация основных видов социальной экспертизы и их характеристика
Основание классификации | Характеристика видов социальной экспертизы |
1 | 2 |
Объект экспертизы | • Научно-техническая, ориентированная на оценку научно-технической политики, а также различных проектов, нововведений, технологий и т.п.; • хозяйственно-экономическая — оценка эффективности хозяйственной деятельности, инвестиций, организации производства, экономических реформ и т.п.; • социальная — оценка эффективности различных аспектов социальной политики, стратегии и тактики; • политическая — оценка политических решений, деятельности институтов власти и т.п.; • организационно-управленческая, направленная на изучение эффективности функционирования социальных организаций и способов управления ими; • юридическая — изучение соответствия принимаемых нормативных актов действующим законам; • судебная (криминальная), ориентированная на оценку ситуаций, возникающих в судебной практике |
Охват объекта экспертизы | • Аспектная — оценка некоторых сторон социального объекта; • комплексная — системная или всесторонняя оценка социального объекта |
Способ взаимодействия экспертов | • На основе личного взаимодействия экспертов, основанная на том, что при взаимодействии экспертов они обмениваются компетентностью, благодаря чему достигается более высокий результат; • без личного взаимодействия экспертов, основанная на том, что взаимодействие экспертов исключено, так как оно не дает высокого результата (например, многообразия предложений экспертов) |
Степень информирования экспертов | • С информированием экспертов, когда их ознакамливают с предварительными результатами экспертизы или с результатами каждого из ее этапов; • без информирования экспертов, когда их не ознакамливают с результатами экспертизы |
Количество туров (фаз) экспертизы | • Однотуровая, представляет собой один тур; •моноготуровая (интерактивная), состоит из нескольких туров получения информации о состоянии объекта |
Степень формализации процедур экспертизы | • Нормативная, основанная на строго определенных системах, шкалах, методиках и процедурах оценки с обязательным жестким их исполнением; • свободная — с более общими и свободными требованиями к процедурам и методикам экспертной оценки |
Тип решаемых экспертных задач | • Оценочная — в целях оценки каких-либо качеств или характеристик социального объекта; • классификационная — в целях построения классификаций или типологий социальных объектов; • ранжирующая — для упорядочения социальных объектов; • инновационная, направленная на создание некоторых новых социальных объектов или их отдельных элементов; • смешанная, при которой решают одновременно несколько вышеперечисленных задач |
Рис. 38. Технологическая модель социальной экспертизы
На практике далеко не всегда удается достаточно корректно определить, есть ли у экспертов эти качества. Поэтому зачастую их отбирают либо по служебному положению, ученым степеням и званиям, либо по степени известности в рассматриваемой сфере. Нередко это делают довольно простым способом. Например, нескольким ведущим специалистам предлагают составить списки, в которые должны войти наиболее квалифицированные специалисты, потом эти списки собирают и составляют единый список. Наряду с этим при комплектовании экспертной группы используют и методы "снежного кома", "повтора фамилий" и т.п. При формировании экспертной группы организаторам экспертизы часто приходится идти на компромисс между полнотой группы, с одной стороны, и ресурсами, отведенными на экспертизу, – с другой.
Приведенную на рис. 38 технологическую модель социальной экспертизы можно модифицировать в зависимости от ее конкретных разновидностей. Так, метод "мозгового штурма" предполагает свободу высказываний экспертов; при дельфийской технике экспертизы используют особую систему анализа результатов, а техника построения сценариев ориентирует экспертов на моделирование социальных ситуаций. Что касается инструментария социальной экспертизы, то он обычно включает опросник (анкету), методические рекомендации по проведению экспертизы и информационное обеспечение экспертов в целях повышения уровня их компетентности. Экспертная анкета существенно отличается от социологической, используемой при массовом опросе. Она гораздо сложнее и основана, главным образом, на количественных шкалах. Поэтому задачи, возлагаемые на экспертов, гораздо сложнее тех, которые ставят перед респондентами в массовом опросе. Эксперт должен, прежде всего, определить степень новизны изучаемого явления, а респондент массового опроса – всего лишь высказать свое отношение к уже известному явлению.
Например, в экспертном опросе государственных служащих и служащих местного самоуправления г. Днепропетровска, проведенного авторами в августе 1999 г. (за полгода до выборов мэра города) в целях выяснения списка возможных претендентов на этот пост, а также их возможного поведения в избирательной кампании и оценки вероятности победы, была использована достаточно сложная экспертная анкета. Сложность ее была связана с тем, что необходимую информацию практически невозможно было получить посредством массового опроса, поскольку основные претенденты еще не позиционировались в общественном мнении горожан, а значит, респонденты не смогли бы дать им должную характеристику. Что касается служащих, то они довольно четко представили список возможных претендентов на пост мэра города, а также их основные характеристики (например, уровень интеллекта, поведение во время выборов), так как обладали достаточными знаниями о своих коллегах, претендующих на этот пост. В этой анкете для выяснения характеристик возможных претендентов на пост мэра города было дано следующее задание: "По предложенной ниже шкале оцените, пожалуйста, сначала уровень развитости образов (имиджей) у идеального, по-вашему мнению, претендента, а затем – уровень развитости образов (имиджей) у потенциальных претендентов" (табл. 50). Эксперты заполняли анкету так: в соответствии с семизначной шкалой выставляли количественные оценки характеристик имиджа семи наиболее вероятных с их точки зрения претендентов. Полученная информация дала возможность, таким образом, сформировать политические портреты возможных претендентов, что было принципиально важно для проведения избирательной кампании.
Первый этап разработки технологии социальной экспертизы завершается определением процедуры экспертного опроса, которое включает подбор экспертов, определение их численности и стиля взаимоотношений с ними, методики их опроса, а также вознаграждения за работу. Нередко по очень сложным аспектам экспертизы для экспертов готовят подборку специальной литературы, содержащей дополнительную информацию для того, чтобы ускорить "вхождение" экспертов в проблему и дать им возможности лучше подготовиться к процессу экспертизы.
Таблица 50
- Введение
- Часть I
- Глава 1
- 1.1. Определение сущности социальных технологий
- Сущностно-содержательные аспекты социальных технологий
- 1.2. Классификация основных видов социальных технологий
- Типология социальных технологий
- Классификация социальных технологий
- 1.3. Основные свойства и функции социальных технологий
- Основные свойства социальных технологий
- Основные функция социальных технологий
- 1.4. Характеристика методологических принципов социальных технологий
- Характеристика принципов строения социальных технологий
- 1.5. Содержание социально-технологического уклада общественных систем
- Глава 2 Генезис практических основ социально-технологической деятельности
- 2.1. Возникновение социально-технологической деятельности
- 2.2. Возможности и пределы технологизации социального пространства
- 2.3. Содержание и особенности социально-технологической политики
- Основные элементы социально-технологической политики и их характеристика
- Глава 3 Концептуальная эволюция теории социальных технологий
- 3.1. Становление научных основ социально-технологической деятельности
- 3.2. Основные направления развития теории социальных технологий
- Вопросы для подготовки и самоконтроля
- Тематика рефератов и контрольных заданий
- Список использованной и рекомендуемой литературы
- Часть II социальные технологии в современном обществе
- Глава 4
- Технологические аспекты глобальной модернизации общественных систем
- 4.1. Понятие глобальных проблем современной цивилизации
- 4.2. Классификация глобальных социальных технологий
- 4.3. Особенности глобальной модернизации
- Глава 5 Обновление общественных систем – ключевое звено социальной модернизации
- 5.1. Основные факторы обновления общественных систем
- Сравнительная характеристика общественных систем нового и новейшего времени
- Критерии эффективности общественной системы
- 5.2. Характеристика способов обновления общественных систем
- Классификация социальных реформ
- 5.3. Технологизация процессов обновления общественных систем
- Глава 6
- 6.1. Понятие о технологиях отдельных сфер общества
- 6.2. Сущность региональных технологий
- Характеристика основных параметров социального пространства
- Типология социального пространства
- Классификация ресурсного потенциала региона
- 6.3. Особенности технологизации социальных комплексов
- Классификация социальных комплексов
- Научные подходы к проектированию социальных комплексов и их характеристика
- Глава 7 Технологические процессы в трудовых ассоциациях
- 7.1. Сущность и основные виды трудовых ассоциаций
- Классификация трудовых ассоциаций
- Основные проблемы трудовых ассоциаций и способы их технологического решения
- 7.2. Технологические модели управления персоналом трудовой ассоциации
- Характеристика основных технологий управления персоналом
- 7.3. Технологии мотивации трудовой деятельности
- Предметно-логический процесс формирования технологии мотивации трудовой деятельности
- 7.4. Технологии человеческого капитала
- Вопросы для подготовки и самоконтроля
- Тематика рефератов и контрольных заданий
- Список использованной и рекомендуемой литературы
- Часть III праксеологические технологии
- Глава 8
- Практическая жизнь общества как объект социальной технологизации
- 8.1. Понятие социальной практики и социально-преобразовательной деятельности
- 8.2. Классификация и структура социально-преобразовательной деятельности
- Дуалистическая классификация социально-преобразовательной деятельности
- 8.3. Сущность и особенности праксеологических технологий
- Глава 9 Характеристика основных видов праксеологических технологий
- 9.1. Технологии социального планирования
- 9.2. Игровые технологии
- Функции игры и их характеристика
- Классификация основных видов деловых игр и их характеристика
- Классификация основных видов игр открытого типа и их характеристика
- 9.3. Управленческие технологии
- Общая классификация управленческих технологий
- Классификация специальных (частных) управленческих технологий
- Приоритеты вариантов целевого управления
- Основные потребности и интересы
- 9.4. Антикризисные технологии
- Характеристика основных научных концепций, объясняющих природу кризисных явлений
- Классификация социальных кризисов и их характеристика
- Теоретические подходы к объяснению причин кризисных явлений и способов их преодоления
- 9.5. Миротворческие технологии
- Классификация основных видов социального конфликта
- Классификация способов управления конфликтами и их характеристика
- Вопросы для подготовки и самоконтроля
- Тематика рефератов и контрольных заданий
- Список использованной и рекомендуемой литературы
- Часть IV информационные технологии
- Глава 10
- Информационные процессы в современном мире
- 10.1. Сущность информации и ее роль в современном обществе
- 10.2. Необходимость технологизации информационных процессов
- Глава 11 Характеристика основных видов информационных технологий
- 11.1. Эволюция информационных технологий
- 11.2. Информационно-компьютерные технологии
- 11.3. Технологии социального познания
- 11.4. Информационно-аналитические технологии
- Классификация информационно-аналитической деятельности
- Характеристика методов аналитической деятельности
- Основные виды анализа и их характеристика
- Классификация видов социальных ситуаций
- 11.5. Технологии "паблик рилейшнз" (pr-технологии)
- Классификация технологий паблик рилейшнз (pr-технологий)
- Сравнительная характеристика технологий рекламы и pr-технологий
- 11.6. Информационные войны и проблема их технологизации
- Классификация видов информационных войн и их характеристика
- 11.7. Образовательные технологии
- Классификация образовательных технологий
- Сравнительная характеристика классической и постклассической образовательных технологий
- Сравнительная характеристика ролевых функций участников учебного процесса в различных системах обучения
- Сравнительная характеристика личностных качеств участников учебного процесса в различных системах обучения
- Процесс реализации образовательных технологий
- 11.8. Интеллектуальные технологии
- Список использованной и рекомендуемой литературы
- Часть V политические технологии
- Глава 12
- Политическая деятельность как объект социальной технологизации
- 12.1. Понятие политики и политических технологий
- 12.2. Структура политических технологий
- 12.3. Типология политических технологий
- Глава 13 Характеристика основных видов политических технологий
- 13.1. Технологии политического анализа
- 13.2. Технологии политического консультирования
- 13.3. Технологии управления политическими конфликтами
- 13.4. Технологии принятия политических решений
- 13.5. Технологии формирования государственной политики
- 13.6. Избирательные технологии
- Вопросы для подготовки и самоконтроля
- Тематика рефератов и контрольных заданий
- Список использованной и рекомендуемой литературы
- Часть VI диагностические технологии
- Глава 14
- Содержание социально-диагностической деятельности
- 14.1. Сущность и виды социальной диагностики
- Классификация основных видов социальной диагностики и их характеристика
- 14.2. Методы, структура и функции социально-диагностической деятельности
- Основные методы социальной диагностики
- Классификация основных функций социальной диагностики и их характеристика
- Глава 15 Характеристика основных видов диагностических технологий
- 15.1. Технологии социальной экспертизы
- Классификация основных видов социальной экспертизы и их характеристика
- Фрагмент экспертной анкеты по выявлению характеристик имиджа возможных претендентов на пост мэра г. Днепропетровска
- 15.2. Технологии социального эксперимента
- Классификация видов социального эксперимента и их характеристика
- Основные функции социального эксперимента и их характеристика
- Основные задачи технологий социального экспериментирования на различных этапах развития социальных объектов, явлений и процессов
- 15.3. Технологии социального прогнозирования
- Классификация основных видов прогнозов и их характеристика
- Функции социального прогнозирования и их характеристика
- Взаимосвязь между объективными основаниями, содержанием и проблемами социального прогнозирования
- Взаимосвязь между субъективными предпосылками, содержанием и проблемами социального прогнозирования
- Вопросы для подготовки и самоконтроля
- Тематика рефератов и контрольных заданий
- Список использованной и рекомендуемой литературы
- Часть VII проектирование и внедрение социальных технологий
- Глава 16
- Сущность социально-проектировочной деятельности
- 76.1. Понятие социального проектирования и его особенности
- Классификация социальных проектов и их характеристика
- 16.2. Характеристика способов проектирования социальных технологий
- 16.3. Основные принципы и этапы социального проектирования
- Модифицированное применение общих принципов в процессе социального проектирования
- Классификация социальных проблем
- 16.4. Методы социального проектирования и тенденции его развития
- Характеристика основных методов социального проектирования и конструирования
- Глава 17 Операционализация проектирования социальных технологий
- 17.1. Понятие операции и операциональной системы
- Правила проектирования (построения) операциональных сетевых моделей социальных технологий
- 17.2. Структура и виды операциональных систем
- Классификация операциональных систем
- 17.3. Технология процесса проектирования операциональных систем
- Глава 18 Инновационный характер проектирования социальных технологий
- 18.1. Понятие инноваций и их классификация
- Классификация функций нововведений (инноваций) и их характеристика
- Классификация нововведений (инноваций) и их характеристика
- 18.2. Структура инновационного процесса
- Структура инновационного процесса
- 18.3. Проблема становления и развития социальных инноваций
- Ролевые позиции участников инновационного процесса
- Модифицированные ролевые позиции участников инновационного процесса
- Глава 19 Эффективность социальных технологий и способы их внедрения
- 19.1. Способы проверки социальных инноваций и технологий
- 19.2. Технологические основы проверки и внедрения социальных технологий
- Основные функции мониторинга и их характеристика
- 19.3. Организационно-процедурные проблемы внедрения социальных технологий
- 19.4. Зарубежный опыт внедрения социальных технологий
- Вопросы для подготовки и самоконтроля
- Тематика рефератов и контрольных заданий
- Список использованной и рекомендуемой литературы
- Заключение
- Часть V. Политические технологии 333
- Глава 12. Политическая деятельность как объект
- Глава 13. Характеристика основных видов политических
- Введение
- Раздел I теоретико-методологические основы социальных технологий
- Глава 1
- Новая социальная реальность — необходимость инновационного управления
- Глава 2
- Сущность социально-технологических
- Отношений и инновирование
- Управленческой деятельности
- Глава 3 технологизация социальной действительности: инновационные аспекты
- Глава 4 Типология и классификация социальных технологий
- Раздел II
- Глава 5
- Глава 6 Технологии становления и развития корпоративного типа организации общества
- Глава 7 Технологии регулирования отношений собственности
- Глава 8 Информационные технологии
- Глава 9 Социальные технологии предотвращения аварий и катастроф на техногенных объектах
- Шкалы, используемые при оценке уровней "надежности" предприятия
- Социотехническая диагностика
- Методы воздействия
- Коррекция социальной системы
- Глава 10
- Технологии защиты и эффективного
- Использования интеллектуальной
- Собственности
- Раздел III технологии раскрытия жизненных сил общества и личности, их саморазвития и самореализации
- Глава 11 Духовно-культурное содержание современного управления:
- Социально-технологические аспекты и проблемы
- Глава 12 Технологии формирования управленческой и социально-технологической культуры
- Глава 13 Технологии саморазвития личности
- Должно быть
- Личность
- Культура
- Методы управления
- Трудовые коллективы, бытовые, семейные, территориальные ассоциации и др.
- Государство
- Состояние и тенденции развития отношений между обществом и личностью
- Раздел IV технологии инновирования социальных институтов общества
- Глава 14
- Социально-технологический подход к процессу социального управления в условиях информатизации общества
- Глава 15 Социальные технологии государственного управления
- Глава 16 Социальные технологии инновационного управления регионом
- Глава 17 Социальные технологии повышения эффективности трудовых ассоциаций
- Глава 18 Инновирование муниципальных образований: социально-технологические аспекты
- Финансовая
- Самостоятельное решение населением всех вопросов местного значения Организационное обособление местного самоуправления — противовес бюрократии
- Глава 19
- Экологическая культура:
- Технологии формирования
- И раскрытия жизненных сил личности
- Приложение 1
- Раздел I
- Тема 1. Новая социальная реальность — необходимость инновационного управления.
- Тема 2. Сущность социально-технологических отношений и инновирование управленческой деятельности.
- Тема 3. Технологизация социальной действительности: инновационные аспекты.
- Тема 4. Типология и классификация социальных технологий.
- Раздел II Приоритетные технологии инновационных изменений социальной организации общества
- Тема 5. Технологии оптимизации глобальных процессов.
- Тема 6. Технологии становления и развития корпоративного типа организации общества.
- Тема 7. Технологии регулирования отношений собственности.
- Тема 8. Информационные технологии.
- Тема 9. Социальные технологии предотвращения аварий и катастроф на техногенных объектах.
- Тема 10. Технологии защиты эффективного использования интеллектуальной собственности.
- Раздел III
- Тема 11. Духовно-культурное содержание современного управления: социально-технологические аспекты и проблемы.
- Тема 12. Технологии формирования управленческой и социально-технологической культуры.
- Тема 13. Технологии саморазвития личности.
- Раздел IV Технологии инновирования социальных институтов общества
- Тема 14. Социально-технологический подход к процессу социального управления в условиях конфронтации общества.
- Тема 15. Социальные технологии инновирования государственного управления.
- Тема 16. Социальные технологии инновационного управления регионом.
- Тема 17. Социальные технологии повышения эффективности трудовых ассоциаций.
- Тема 18. Инновирование муниципальных образований.
- Тема 19. Экологическая культура: социально-технологические аспекты формирования и раскрытия жизненных сил личности.
- II. Учебно-тематический план по курсу "Социальные технологии государственного и муниципального управления"
- III. Порядок проведения групповых занятий по курсу "Социальные технологии государственного и муниципального управления"
- IV. Вопросы к экзамену по курсу "Инновационные социальные технологии государственного и муниципального управления"
- V. Темы рефератов
- VI. Темы курсовых и дипломных работ
- Приложение 2
- Приложение 3
- Приложение 4 Ноосферный путь развития
- Приложение 5 Словарь управленческих терминов
- Список литературы
- 1. Основная литература
- 2. Дополнительная литература
- Оглавление
- Учебное
- 214000, Г. Смоленск, проспект им. Ю.А. Гагарина, 2