logo
ХРЕСТОМАТИЯ

Взаимосвязь между субъективными предпосылками, содержанием и проблемами социального прогнозирования

Субъективные предпосылки

Содержание

Основные проблемы

Цель

Постановка цели прогноза, которая определяет его типологию и прогностические методы, а также содержание прогностической деятельности

Неправильное целеполагание приводит к созданию ошибочных прогнозов

Интеллект

Эффективное использование интеллекта исследователя в процессе прогнозирования

Недостаточность интеллектуального потенциала исследователей и неэффективность его использования приводит к снижению качества и ошибочности прогноза

Информация

Привлечение оптимальной информации об объективных основаниях, достижениях, опыте построения прогнозов, а также ее накопление, переработка, систематизация и оценка

Нехватка информации для по­строения корректного прогноза или ее противоречивость

Организация прогноза

Организация конструктивной работы прогнозно-исследовательского коллектива по выработке и реализации прогноза

Неэффективная организация управления прогностической деятельностью создает существенные проблемы, которые увеличивают опасность создания ошибочных или некорректных прогнозов

Рассмотрев содержание социального прогнозирования, его функции и методы, а также объективные и субъективные предпосылки, которые влияют на эффективность социально-прогностической деятельности, можно приступить к рассмотрению процесса построения ее технологической модели (рис. 42), в которой, как правило, выделяют три основных этапа.

Рис. 42. Технологическая модель социального прогнозирования

Первый (подготовительный) этап разработки технологий социального прогнозирования включает в себя осознание цели и стоящих задач, формирование творческого коллектива и составление плана его действий, а также предварительный сбор необходимой информации. Второй этап (построения прогноза) включает в себя поиск объективных оснований и закономерностей, выбор адекватных методов прогнозирования, построение концепции и разработку модели прогноза, создание банка прогностической информации, а также построение собственно прогноза как такового. Третий этап (уточнения и проверки прогноза) включает в себя проверку прогноза на его соответствие техническому заданию, непротиворечивость, научную обоснованность и на возможность практического использования. Кроме того, при разработке технологий социального прогнозирования следует учитывать его важнейшие предпосылки, а именно то, что прогнозирование – это разновидность проектировочной деятельности; некоторый компромисс между объективными основаниями и субъективными предпосылками; творческий процесс применения определенных прогнозных методов; проектирование будущего состояния развития объекта или процесса. Это достаточно сложный и недостаточно нормированный процесс.

Как видно из рис. 42, технология социального прогнозирования – последовательная и поэтапная исследовательская деятельность, направленная на формирование модели возможного или желаемого будущего и методов его достижения.

При этом технологизация социального прогнозирования и возможность его использования в современном обществе постоянно возрастают. Особая роль отводится социальному прогнозированию на современном этапе трансформации украинского общества, которая состоит в изучении рыночной конъюнктуры, социальных потребностей людей, экологических ситуаций, возникновения очагов политической и социальной напряженности и многого другого. Более того, способность к предвидению будущих событий в целом ряде профессий считается одним из важных условий и основных профессиональных качеств современного специалиста.