logo
ХРЕСТОМАТИЯ

Глава 13 Технологии саморазвития личности

В данной главе будут рассмотрены следующие основные вопросы.

1. Взаимодействие, личности и общества.

2. Технологии гуманизма общества в отношении к личнос­ти.

3. Пути совершенствования отношений между обществом и личностью.

1. Факты свидетельствуют, что социальное пространство для многих наших современников является разорванным, антигуман­ным, антисоциальным, закрытым и ущербным для личности.

Один из коренных вопросов XX и начала XXI вв. — это вопрос о смысле человеческого существования, о ценности каж­дой человеческой жизни. Реальность такова: все более углубля­ется основное противоречие современной цивилизации, суть которого выражается в углубляющемся разрыве между уров­нем постоянно растущих потребностей личности на достойную жизнь, самореализацию своих жизненных сил и ограниченны­ми возможностями их реализации в пределах существующего социального пространства.

Углубление, этого противоречия ведет к деградации личности, к усилению ее апатии и отчаяния, к укреплению ложных цен­ностей в ее духовном смысле, что и является в конечном счете причиной преждевременной ее гибели или ассоциативного пове­дения. Миллионы людей во всем мире не испытывают удовле­творения от прожитой жизни, так как не смогли найти своего места в ней, и все их силы были затрачены на зарабатывание денег. В результате теряется смысл человеческого существова­ния.

Углубление противоречия между личностью и обществом — одна из коренных причин разбалансированности социального пространства, таящая в себе еще большие возможности на­растания социальных взрывов и катастроф.

Поиск путей защиты жизненных сил человека, его чести и достоинства — одна из кардинальных проблем, которая стоит сегодня перед человечеством. От ее решения во многом зависят темпы социального прогресса, ценности и духовные принципы будущего.

Есть много способов защищать личность в современном мире, поднять ее человеческое достоинство. Но еще больше существует возможность унизить, растоптать ее права, лишить смысла су­ществования, а иногда и самого главного — права на жизнь.

Для инновационных методов науки, какими являются соци­альные технологии, главным смыслом разработки и внедрения являются: выяснение нетрадиционных новых средств защиты личности, реализации ее жизненных сил. Сами технологии толь­ко тогда справедливы, когда они работают на эту цель, границы их использования и критерии эффективности также определя­ются степенью сбережения сущностных личностных сил.

Итак, как обеспечить защиту и более полную реализацию сущностных сил личности в современном мире, прежде всего средствами науки, инновационных методов?

Понятие "личности" отражает целостность человека в един­стве его индивидуальных способностей и социальных функций, которые он выполняет. Личность характеризуется многообрази­ем функций и ролей, целостность которых во многом определяет структуру личности. В обществе личность зависит от других индивидов, от социального пространства, в частности от типа государства, которое сегодня является главным регулятором в отношениях между личностью и обществом.

Однако очень важно подчеркнуть, что личность — не только продукт общественных отношений, она не только впитывает в себя нормы и ценности социального окружения в процессе социализации, но, во-первых, делает это каждый раз в специ­фичной форме в зависимости от наличного творческого потен­циала, во-вторых, впитывая социальное влияние и раскрывая свои жизненные силы, формируя волю, убеждения, свой внут­ренний мир в установках, в поведении, оказывает обратное влияние на социальное пространство, преобразуя его в соответ­ствии с вырабатываемыми ценностями. Поэтому главная про­блема социологии личности — раскрыть возможности творчес­кой личности в современном мире, стимулировать ее ответствен­ность за все происходящее, поставить ее в большей мере в состояние субъекта деятельности, принимающего решения, дей­ствующего в соответствии с выработанными ценностями.

Нельзя в этом смысле не согласиться с Л.П. Буевой, которая сетует, что одностороннее рассмотрение детерминированности человека объективными показателями по сей день нередко вы­глядит как "запрограммированность" человека бытием, почти не оставляющим места "для свободного саморазвития, самореали­зации личностного потенциала". Разделяем мнение тех иссле­дователей, которые считают, что подход, ориентированный на целостность личности, понимаемую как единство биологического и социального, сегодня недооценивается как в теории, так и практике социального управления.

Из понятия личности выпадают такие категории, как "харак­тер", "темперамент", "индивидуальность", не включаются эмо­циональные черты человека, его природные задатки и врожден­ные свойства, на основе которых формируются способности личности, ее ценностные ориентации, которые при оптимальном саморазвитии и являются тем механизмом самозащиты личности от разрушающих воздействий социального пространства, кото­рые не только не снижаются в современном мире, но и продол­жают возрастать. И тем не менее сильные личности, творчески одаренные, не только принимают эти удары на себя, но и успешно отражают их, облагораживая социальное пространство для других, которые становятся жертвами обстоятельств, плы­вут по воле волн, не "делают свою судьбу" за счет напряжения воли, самореализации в профессиональном труде, утверждении высоких ценностей жизни и смысла человеческого существова­ния.

Мир хрупок для всех личностей, но наиболее незащищенны­ми в нем являются в большей мере одаренные, талантливые, склонные к большей самоотдаче. Исследования свидетельству­ют, что выше творческий потенциал личности и меньше степень его реализации, тем больше страдания человека.

В начале XXI в. очень важно, наконец, признать простую истину: люди приходят в мир с разными потенциалами, творчес­кими возможностями, одаренностью, талантом. Идея эта идет от Аристотеля, Фомы Аквинского, но, кому бы она ни принадле­жала, она неоспорима. И сегодня проблема в том, чтобы научить­ся измерять разность этих творческих потенциалов, своевремен­но выявлять разнонаправленность творческой одаренности с детства и создавать условия (социальные и личностные) для наиболее, полной их реализации на благо общества. В этом залог успешного решения возникающих глобальных проблем XXI в.

Огромный потенциал творчески одаренных людей, тем более талантливых, может и должен быть поставлен на службу миро­вому сообществу, национальным интересам своих стран Для этого необходима иная философия и современная культура человеческого сообщества; одаренность, талантливость незаме­нимы нигде: ни в науке, ни в искусстве, ни в политической деятельности; они - не предмет зависти, тщеславия, подавления и разрушения, а общенациональное, общецивилизационное до­стояние. А потому поддержка одаренных людей, творчески богатых, - дело всего общества, его политики, проектов и программ. Принцип современного сообщества людей, желающе­го выжить и обеспечить себе источники развития, - предоста­вить всем личностям, пришедшим в мир, равные социальные условия на старте для самореализации, дать многообразный спектр жизненных выборов, профессиональных в том числе способствовать самореализации в различных ролях и функциях. При таких условиях самые достойные, несомненно, займут пред­назначенное им место в жизни, наиболее талантливые и одарен­ные станут признанными лидерами.

Сегодня пирамида социального устройства перевернута Нередко, образно говоря, обществом управляют люди, которые должны были бы управлять автобусом, а те, которые могли бы управлять общественными делами, творить науку, искусство, музыку, часто оказываются не у дел.

Философия "маленького человека", способного на все если создать ему условия и дать роль или функцию, себя исчерпала. Она завела цивилизацию в тупик, в никуда.

Каждая личность должна выбрать свою роль, функцию но никто не знает, какие они. Выбор делает каждый человек общество только создает возможности для свободы выбора и помогает человеку достойно пройти свой жизненный путь. Ор­ганизация общества, лишающая личность свободы выбора, воз­можности реализовать себя, защитить жизненный смысл суще­ствования, не только нецелесообразна, неконкурентоспособна, но и взрывоопасна, а потому бесперспективна. Элитарность в организации общественных институтов - понятие не социаль­ное а в большей мере воспитательное, педагогическое

Необходимы колледжи, лицеи, специальные художественные и научные школы для одаренных людей. Но доступ в них должен быть всеобщим, критерий отбора - степень одаренности профессиональной пригодности человека к будущей работе. Другого не дано, в противном случае - стагнация развития, нарастание, разрушающего потенциала, безответственности личного начала, которое накапливается в каждой живой клетке общества и грозит его распадом на этом "клеточном уровне".

Словом, социальная сущность современного развития обще­ства против "социальной одинаковости", "социальной уравни­ловки", но и против аморальных отношений между людьми, вызываемых так называемыми "врожденными пороками рынка, требованиями неомальтузианской теории.

Сегодня пробивает себе дорогу теория "естественного права человека на развитие и реализацию каждым человеком своих способностей к созидательному мышлению и творчеству. В рам­ках "естественного права" вполне правомерна теория элитарно­го развития", которая ему не противоречит.

Каждый человек реализует то, что в нем заложено природой и не больше. Если же заложено больше, то это становится при раскрытии не только его личным достоянием, но и благом для всех в процессе человеческого общения, которое является все более богатым и универсальным в условиях информационной цивилизации.

Однако эти силы общества, скрытые на его личностном уровне, равные, по оценкам некоторых ученых, силе расщеплен­ного ядра в социальном выражении, пока далеки от реализации. Более того, они разрушаются, подавляются, а следовательно, приобретают отрицательный заряд, способный разрушить само общество. Поэтому сбалансированное, гармоническое в будущем развитие общества, о чем сейчас так много говорят, без гармо­низации различных личностных потенциалов, без гуманистичес­кой работы всего общества, его профилактической деятельности на личностном уровне невозможно.

2. Каковы же универсальные социальные технологии такого поворота общества к личности, защиты ее жизненных сил?

Прежде всего речь идет о смене парадигмы общественного развития, о становлении современной философии информацион­ной цивилизации.

Сегодня мы имеем перевернутую пирамиду защиты индиви­дуальной и социальной субъективности человека. Личность и социальная среда, ее окружающая, - это единое целое. Но не личность существует для социальной среды, а последняя должна средствами свой организации создавать условия для развития жизненных сил человека (рис. 2).