logo
ХРЕСТОМАТИЯ

Классификация информационно-аналитической деятельности

Основание классификации

Характеристика видов анализа

1

2

Тип объекта анализа

Экономический, ориентированный на исследование экономических явлений, объектов, процессов; в зависимости от их величины экономический анализ подразделяют на макроэкономический и микроэкономический;

экологический, ориентированный на экологические системы;

управленческий, предполагающий исследование управленческих отношений, систем и процессов;

социальный, ориентированный на объекты, явления и процессы социальной сферы общества;

политический, отражающий особенности политических систем, явлений, институтов и процессов (его подразделяют на собственно политический и анализ политики как объекта);

педагогический, направленный на изучение различных процессов обучения и воспитания;

ментальный, цель которого — исследование духовных явлений и процессов в обществе

Тип (специфика) отрасли науки

Философский как средство осмысления сущности явлений природы и общества с позиций философии;

аксиологический — с позиций аксиологии (науки о ценностях);

прогностический, ориентированный на исследование явлений будущего с использованием достижений прогностики;

исторический, изучающий явления и процессы с позиций исторической науки;

экономический, исследующий процессы и явления с использованием инструментарной базы экономической науки;

политологический, опирающийся на политологический подход к исследованию явлений и процессов социума;

социологический, основанный на методологических подходах социологической науки;

праксеологический, ориентированный на праксеологию;

психологический, основанный на методах психологической науки;

культурологический — с применением методологии культурологии;

этический, основанный на методах этики;

эстетический, изучающий явления с позиций эстетики

Тип метода исследования

Системный, основанный на принципах системного подхода к изучению явлений социума (генетический, структурный, функциональный, структурно-функциональный);

логический, основанный на инструментальной базе логики;

причинно-следственный, опирающийся на причинно-следственный подход к изучению явлений действительности;

проблемный — с использованием проблемного подхода к изучению реальности;

статистический, основанный на принципах и методах статистики (корреляционный, факторный, кластерный, дисперсионный, регрессионный и ковариационный);

программно-целевой, опирающийся на принципы программно-целевого метода;

балансовый, основанный на балансовом методе;

ситуационный, предполагающий осмысление складывающихся ситуаций

Уровень познания

Методологический, предполагающий осмысление объектов и процессов с точки зрения научных принципов, методов и приемов познания;

теоретический — анализ с позиций уже имеющейся теории или концепции либо с позиции их построения;

эмпирический (фактологический), ориентированный на выявление реальных фактов и их закономерностей

Место в исследовании

Первичный – составная часть исследовательского процесса; направлен на получение первичных результатов и их осмысление;

вторичный — повторное осмысление результатов проведенных ранее исследований или полученных раннее данных

Итак, технология проблемного анализа основана на понятии проблемы (от гр. "problema" – преграда, трудность, задача). По своей сути проблемный анализ предполагает осознание сущности, специфики той или иной проблемы и определение методов ее разрешения. Социально-психологической наукой установлена определенная последовательность этапов продуктивной деятельности человека в условиях проблемной ситуации (рис. 31). Технологическая модель полного цикла умственных действий исследователя (аналитика) от возникновения проблемной ситуации до разрешения проблемы включает несколько этапов: 1) возникновение проблемной ситуации; 2) осознание сущности затруднения и постановка проблемы; 3) нахождение способа решения с помощью догадки или выдвижения предположений, обоснование гипотезы; 4) доказательство гипотезы; 5) проверка правильности способов разрешения проблемы.

Кроме того, технология проблемного анализа наряду с серьезной аналитической работой по выявлению типологии проблемы предполагает получение ответов по следующим направлениям.

  1. Определение правильности и четкости формулировки проблемы как неудовлетворенной общественной потребности.

  2. Пространственно-временная констатация проблемы – определение пространственных и временных границ проблемы.

  3. Выяснение типа и характера проблемы, ее основных системных характеристик (структуры, функций и т. п.).

  4. Определение закономерностей развития проблемы, ее последствий.

  5. Диагностика принципиальной разрешимости проблемы.

  6. Определение ресурсов, необходимых для разрешения проблемы.

  7. Разработка организационно-управленческой технологии разрешения проблемы.

  8. Процедура разрешения проблемы.

Таблица 35