Классификация видов информационных войн и их характеристика
Основание классификации | Характеристика информационных войн |
Сфера действия | • Вооруженная, сопровождающая вооруженные конфликты как их "холодное обрамление"; • торгово-маркетинговая, предмет которой – позитивный или негативный имидж товаров, услуг, фирм, компаний и т. п.; • политическая как особая форма информационного политического конфликта; • культурологическая, суть которой состоит в информационной борьбе за навязывание культурных образцов, норм и ценностей |
Предмет конфликта | • Психологическая, предмет конфликта в которой – психика населения противника; • коммуникационная, предмет борьбы в которой – система информационных коммуникаций; • собственно информационная, предмет конфликта в которой — собственно борьба за обладание информацией; • ценностная, предмет борьбы в которой – различные политические, духовные, этические, эстетические и другие ценности |
Вектор информационного образа (имиджа) | • Мифологическая, основа которой – создание позитивного идеализированного образа; • разоблачительная (обличительная) или война компроматов, предмет которой – разрушение позитивных представлений и замена их негативными |
Тип конфликта | • Информационная агрессия — разрушение информационной системы противника и быстрое навязывание своей системы ценностей; • информационная экспансия — длительное эволюционное воздействие своими информационными средствами и потоками на противника в целях его подчинения; • информационно-психологическая гражданская война — информационно-психологическое противоборство между различными социальными группами общества |
Технологии информационных войн имеют ряд существенных особенностей.
1. Они развертываются как на макро-, так и на микроуровнях общественной организации. При этом макросоциальные аспекты информационной войны охватывают все информационные потоки и их содержание, а также борьбу за средства массовой информации, источники информации, за овладение всем информационным пространством противника. Особое направление макросоциального аспекта этих войн – покупка средств массовой информации. Микроаспектное понимание сути информационной войны предусматривает ее ведение в системе таких информационных взаимодействий, как "индивид – индивид", "индивид – средства массовой информации", "средства массовой информации – индивид".
В процессе исторического развития цели информационных войн изменяются. Так, информационная война, которая сопровождает "горячую" войну, имеет те же конечные цели – захват территории и богатств противника. Ныне информационная война нацелена на ослабление реального или потенциального конкурента, а также включение его в систему своего вассального подчинения. Грядущие же информационные войны, как показывает анализ, будут вестись в основном за интеллектуальные ресурсы общества. Ведь наличие глобальных информационно-компьютерных сетей делает практически бессмысленной физическую откачку "серого вещества", которое гораздо дешевле использовать через информационные сети. Поэтому информационные войны приобретут в ближайшем будущем, как правило, сетевой характер.
2. Важнейшее средство ведения информационной войны – так называемый "черный" PR с применением лживой и клеветнической подачи информации в целях создания нужного имиджа. Он основан на манипуляции общественным сознанием, а также навязывании населению противоборствующей стороны определенных взглядов и систем оценки событий. Такой PR антигуманен, так как лишает человека свободы воли и выбора. Механизм его действия предполагает побуждение не сознательных, а бессознательных психических процессов. Чаще всего его маскируют под правдоискательство, свободу слова или какую-либо сенсацию. "Черный" PR – очень опасное явление на пути демократизации общества и развития общественного мнения как его важнейшего института.
Это явление, как и информационные войны, по всей видимости, будет практически невозможно преодолеть в жизнедеятельности человечества, так как они обусловлены переходным характером общественного развития. Ведь переход к информационной цивилизации займет целую историческую эпоху, в которой постоянно будет идти борьба за передел информационного пространства, информационных и властных ресурсов. Однако уже сейчас можно многое сделать для придания информационному взаимодействию цивилизованных форм, установив действенные правовые нормы, обеспечивающие честные "правила игры" для информационных корпораций, как в национальном, так и в транснациональном аспектах.
3. В ходе осуществления технологий информационной войны используют такие принципы:
принцип соответствия, означающий соответствие (желанность) имиджа потребностям той или иной социальной группы;
принцип создания и использования информационных поводов, подразумевающий, что любая информационная война представляет собой четко спланированную систему информационных поводов, которые расширяют господство в информационном поле;
принцип подготовки и проведения информационных операций, состоящий в том, что информационные операции специально продумывают, моделируют, проверяют на эффективность и внедряют;
принцип управления потоками событийной информации, означающий, что необходимо использовать происходящие в обществе события и генерировать их;
принцип систематического изучения и отслеживания общественного мнения, дающий возможность дифференцировать информационное воздействие с учетом специфики ситуации и особенностей ее восприятия различными социальными группами;
принцип синергизма, предполагающий такое планирование информационной кампании, которое приводит к эффекту умножения степени информационного воздействия;
принцип интенсивности, основанный на системности, постоянстве и обновляемости информационных воздействий;
принцип многоканальности информационных воздействий, предполагающий использование не только всех каналов средств массовой информации, но и межличностных коммуникаций, например слухов;
классический принцип нецивилизованной борьбы "цель оправдывает средства", отменяющий для информационных "военных" действий все моральные и правовые ограничения, если они мешают достижению конечной цели;
принцип информационных волн, предполагающий интервальную подачу информации в виде больших ее порций, каждую из которых население усваивает в течение некоторого промежутка времени.
Наряду с вышеизложенными принципами в разработке технологий информационных войн используют и принципы обычной войны, которые выработаны в ходе деструктивной практики человеческой цивилизации.
Как видно, информационные войны – весьма сложное и опасное порождение современной цивилизации. Они являются продуктом взаимодействия общественных условий и информационных технологий. Однако человечеству пока не удается кардинально изменить общественные условия для их преодоления. Информационные войны, вероятнее всего, не сузят свою социальную базу, а, наоборот, расширят ее за счет более разнообразных и опасных технологических средств информационного противоборства. Это означает, что людям придется жить в эпоху информационных войн, для прекращения которых необходима длительная и системная технологическая деятельность общества, которая предполагает следующее:
укрепление нравственных и правовых начал информационной деятельности, как на национальном уровне, так и в международном масштабе. В этой связи необходима серьезная исследовательская деятельность по выработке нормативно-правовой базы, регламентирующей информационные технологии и процессы, а также деятельность людей по их реализации;
создание системы информационной национальной и международной безопасности. Речь идет не о том, чтобы государство отгораживалось от всего остального мира, создавая своеобразные "заповедники" или тайные хранилища информации, а о том, чтобы обеспечить защиту национальной интеллектуальной собственности и максимальное ее использование в интересах государства и мирового сообщества. Анализ показывает, что более всего от информационных агрессий и войн защищены те государства, которые ведут активную информационную политику, отстаивающую национальные интересы;
переориентацию профессиональной подготовки специалистов в области средств массовой информации и "паблик рилейшнз" в сторону гуманизма, нравственности и соблюдения прав человека;
создание специальных институтов, которые занимались бы урегулированием информационных конфликтов (например, учреждение международного информационного арбитража или суда; заключение соглашений против информационных войн; введение различных санкций против информационных агрессоров и т. п.).
- Введение
- Часть I
- Глава 1
- 1.1. Определение сущности социальных технологий
- Сущностно-содержательные аспекты социальных технологий
- 1.2. Классификация основных видов социальных технологий
- Типология социальных технологий
- Классификация социальных технологий
- 1.3. Основные свойства и функции социальных технологий
- Основные свойства социальных технологий
- Основные функция социальных технологий
- 1.4. Характеристика методологических принципов социальных технологий
- Характеристика принципов строения социальных технологий
- 1.5. Содержание социально-технологического уклада общественных систем
- Глава 2 Генезис практических основ социально-технологической деятельности
- 2.1. Возникновение социально-технологической деятельности
- 2.2. Возможности и пределы технологизации социального пространства
- 2.3. Содержание и особенности социально-технологической политики
- Основные элементы социально-технологической политики и их характеристика
- Глава 3 Концептуальная эволюция теории социальных технологий
- 3.1. Становление научных основ социально-технологической деятельности
- 3.2. Основные направления развития теории социальных технологий
- Вопросы для подготовки и самоконтроля
- Тематика рефератов и контрольных заданий
- Список использованной и рекомендуемой литературы
- Часть II социальные технологии в современном обществе
- Глава 4
- Технологические аспекты глобальной модернизации общественных систем
- 4.1. Понятие глобальных проблем современной цивилизации
- 4.2. Классификация глобальных социальных технологий
- 4.3. Особенности глобальной модернизации
- Глава 5 Обновление общественных систем – ключевое звено социальной модернизации
- 5.1. Основные факторы обновления общественных систем
- Сравнительная характеристика общественных систем нового и новейшего времени
- Критерии эффективности общественной системы
- 5.2. Характеристика способов обновления общественных систем
- Классификация социальных реформ
- 5.3. Технологизация процессов обновления общественных систем
- Глава 6
- 6.1. Понятие о технологиях отдельных сфер общества
- 6.2. Сущность региональных технологий
- Характеристика основных параметров социального пространства
- Типология социального пространства
- Классификация ресурсного потенциала региона
- 6.3. Особенности технологизации социальных комплексов
- Классификация социальных комплексов
- Научные подходы к проектированию социальных комплексов и их характеристика
- Глава 7 Технологические процессы в трудовых ассоциациях
- 7.1. Сущность и основные виды трудовых ассоциаций
- Классификация трудовых ассоциаций
- Основные проблемы трудовых ассоциаций и способы их технологического решения
- 7.2. Технологические модели управления персоналом трудовой ассоциации
- Характеристика основных технологий управления персоналом
- 7.3. Технологии мотивации трудовой деятельности
- Предметно-логический процесс формирования технологии мотивации трудовой деятельности
- 7.4. Технологии человеческого капитала
- Вопросы для подготовки и самоконтроля
- Тематика рефератов и контрольных заданий
- Список использованной и рекомендуемой литературы
- Часть III праксеологические технологии
- Глава 8
- Практическая жизнь общества как объект социальной технологизации
- 8.1. Понятие социальной практики и социально-преобразовательной деятельности
- 8.2. Классификация и структура социально-преобразовательной деятельности
- Дуалистическая классификация социально-преобразовательной деятельности
- 8.3. Сущность и особенности праксеологических технологий
- Глава 9 Характеристика основных видов праксеологических технологий
- 9.1. Технологии социального планирования
- 9.2. Игровые технологии
- Функции игры и их характеристика
- Классификация основных видов деловых игр и их характеристика
- Классификация основных видов игр открытого типа и их характеристика
- 9.3. Управленческие технологии
- Общая классификация управленческих технологий
- Классификация специальных (частных) управленческих технологий
- Приоритеты вариантов целевого управления
- Основные потребности и интересы
- 9.4. Антикризисные технологии
- Характеристика основных научных концепций, объясняющих природу кризисных явлений
- Классификация социальных кризисов и их характеристика
- Теоретические подходы к объяснению причин кризисных явлений и способов их преодоления
- 9.5. Миротворческие технологии
- Классификация основных видов социального конфликта
- Классификация способов управления конфликтами и их характеристика
- Вопросы для подготовки и самоконтроля
- Тематика рефератов и контрольных заданий
- Список использованной и рекомендуемой литературы
- Часть IV информационные технологии
- Глава 10
- Информационные процессы в современном мире
- 10.1. Сущность информации и ее роль в современном обществе
- 10.2. Необходимость технологизации информационных процессов
- Глава 11 Характеристика основных видов информационных технологий
- 11.1. Эволюция информационных технологий
- 11.2. Информационно-компьютерные технологии
- 11.3. Технологии социального познания
- 11.4. Информационно-аналитические технологии
- Классификация информационно-аналитической деятельности
- Характеристика методов аналитической деятельности
- Основные виды анализа и их характеристика
- Классификация видов социальных ситуаций
- 11.5. Технологии "паблик рилейшнз" (pr-технологии)
- Классификация технологий паблик рилейшнз (pr-технологий)
- Сравнительная характеристика технологий рекламы и pr-технологий
- 11.6. Информационные войны и проблема их технологизации
- Классификация видов информационных войн и их характеристика
- 11.7. Образовательные технологии
- Классификация образовательных технологий
- Сравнительная характеристика классической и постклассической образовательных технологий
- Сравнительная характеристика ролевых функций участников учебного процесса в различных системах обучения
- Сравнительная характеристика личностных качеств участников учебного процесса в различных системах обучения
- Процесс реализации образовательных технологий
- 11.8. Интеллектуальные технологии
- Список использованной и рекомендуемой литературы
- Часть V политические технологии
- Глава 12
- Политическая деятельность как объект социальной технологизации
- 12.1. Понятие политики и политических технологий
- 12.2. Структура политических технологий
- 12.3. Типология политических технологий
- Глава 13 Характеристика основных видов политических технологий
- 13.1. Технологии политического анализа
- 13.2. Технологии политического консультирования
- 13.3. Технологии управления политическими конфликтами
- 13.4. Технологии принятия политических решений
- 13.5. Технологии формирования государственной политики
- 13.6. Избирательные технологии
- Вопросы для подготовки и самоконтроля
- Тематика рефератов и контрольных заданий
- Список использованной и рекомендуемой литературы
- Часть VI диагностические технологии
- Глава 14
- Содержание социально-диагностической деятельности
- 14.1. Сущность и виды социальной диагностики
- Классификация основных видов социальной диагностики и их характеристика
- 14.2. Методы, структура и функции социально-диагностической деятельности
- Основные методы социальной диагностики
- Классификация основных функций социальной диагностики и их характеристика
- Глава 15 Характеристика основных видов диагностических технологий
- 15.1. Технологии социальной экспертизы
- Классификация основных видов социальной экспертизы и их характеристика
- Фрагмент экспертной анкеты по выявлению характеристик имиджа возможных претендентов на пост мэра г. Днепропетровска
- 15.2. Технологии социального эксперимента
- Классификация видов социального эксперимента и их характеристика
- Основные функции социального эксперимента и их характеристика
- Основные задачи технологий социального экспериментирования на различных этапах развития социальных объектов, явлений и процессов
- 15.3. Технологии социального прогнозирования
- Классификация основных видов прогнозов и их характеристика
- Функции социального прогнозирования и их характеристика
- Взаимосвязь между объективными основаниями, содержанием и проблемами социального прогнозирования
- Взаимосвязь между субъективными предпосылками, содержанием и проблемами социального прогнозирования
- Вопросы для подготовки и самоконтроля
- Тематика рефератов и контрольных заданий
- Список использованной и рекомендуемой литературы
- Часть VII проектирование и внедрение социальных технологий
- Глава 16
- Сущность социально-проектировочной деятельности
- 76.1. Понятие социального проектирования и его особенности
- Классификация социальных проектов и их характеристика
- 16.2. Характеристика способов проектирования социальных технологий
- 16.3. Основные принципы и этапы социального проектирования
- Модифицированное применение общих принципов в процессе социального проектирования
- Классификация социальных проблем
- 16.4. Методы социального проектирования и тенденции его развития
- Характеристика основных методов социального проектирования и конструирования
- Глава 17 Операционализация проектирования социальных технологий
- 17.1. Понятие операции и операциональной системы
- Правила проектирования (построения) операциональных сетевых моделей социальных технологий
- 17.2. Структура и виды операциональных систем
- Классификация операциональных систем
- 17.3. Технология процесса проектирования операциональных систем
- Глава 18 Инновационный характер проектирования социальных технологий
- 18.1. Понятие инноваций и их классификация
- Классификация функций нововведений (инноваций) и их характеристика
- Классификация нововведений (инноваций) и их характеристика
- 18.2. Структура инновационного процесса
- Структура инновационного процесса
- 18.3. Проблема становления и развития социальных инноваций
- Ролевые позиции участников инновационного процесса
- Модифицированные ролевые позиции участников инновационного процесса
- Глава 19 Эффективность социальных технологий и способы их внедрения
- 19.1. Способы проверки социальных инноваций и технологий
- 19.2. Технологические основы проверки и внедрения социальных технологий
- Основные функции мониторинга и их характеристика
- 19.3. Организационно-процедурные проблемы внедрения социальных технологий
- 19.4. Зарубежный опыт внедрения социальных технологий
- Вопросы для подготовки и самоконтроля
- Тематика рефератов и контрольных заданий
- Список использованной и рекомендуемой литературы
- Заключение
- Часть V. Политические технологии 333
- Глава 12. Политическая деятельность как объект
- Глава 13. Характеристика основных видов политических
- Введение
- Раздел I теоретико-методологические основы социальных технологий
- Глава 1
- Новая социальная реальность — необходимость инновационного управления
- Глава 2
- Сущность социально-технологических
- Отношений и инновирование
- Управленческой деятельности
- Глава 3 технологизация социальной действительности: инновационные аспекты
- Глава 4 Типология и классификация социальных технологий
- Раздел II
- Глава 5
- Глава 6 Технологии становления и развития корпоративного типа организации общества
- Глава 7 Технологии регулирования отношений собственности
- Глава 8 Информационные технологии
- Глава 9 Социальные технологии предотвращения аварий и катастроф на техногенных объектах
- Шкалы, используемые при оценке уровней "надежности" предприятия
- Социотехническая диагностика
- Методы воздействия
- Коррекция социальной системы
- Глава 10
- Технологии защиты и эффективного
- Использования интеллектуальной
- Собственности
- Раздел III технологии раскрытия жизненных сил общества и личности, их саморазвития и самореализации
- Глава 11 Духовно-культурное содержание современного управления:
- Социально-технологические аспекты и проблемы
- Глава 12 Технологии формирования управленческой и социально-технологической культуры
- Глава 13 Технологии саморазвития личности
- Должно быть
- Личность
- Культура
- Методы управления
- Трудовые коллективы, бытовые, семейные, территориальные ассоциации и др.
- Государство
- Состояние и тенденции развития отношений между обществом и личностью
- Раздел IV технологии инновирования социальных институтов общества
- Глава 14
- Социально-технологический подход к процессу социального управления в условиях информатизации общества
- Глава 15 Социальные технологии государственного управления
- Глава 16 Социальные технологии инновационного управления регионом
- Глава 17 Социальные технологии повышения эффективности трудовых ассоциаций
- Глава 18 Инновирование муниципальных образований: социально-технологические аспекты
- Финансовая
- Самостоятельное решение населением всех вопросов местного значения Организационное обособление местного самоуправления — противовес бюрократии
- Глава 19
- Экологическая культура:
- Технологии формирования
- И раскрытия жизненных сил личности
- Приложение 1
- Раздел I
- Тема 1. Новая социальная реальность — необходимость инновационного управления.
- Тема 2. Сущность социально-технологических отношений и инновирование управленческой деятельности.
- Тема 3. Технологизация социальной действительности: инновационные аспекты.
- Тема 4. Типология и классификация социальных технологий.
- Раздел II Приоритетные технологии инновационных изменений социальной организации общества
- Тема 5. Технологии оптимизации глобальных процессов.
- Тема 6. Технологии становления и развития корпоративного типа организации общества.
- Тема 7. Технологии регулирования отношений собственности.
- Тема 8. Информационные технологии.
- Тема 9. Социальные технологии предотвращения аварий и катастроф на техногенных объектах.
- Тема 10. Технологии защиты эффективного использования интеллектуальной собственности.
- Раздел III
- Тема 11. Духовно-культурное содержание современного управления: социально-технологические аспекты и проблемы.
- Тема 12. Технологии формирования управленческой и социально-технологической культуры.
- Тема 13. Технологии саморазвития личности.
- Раздел IV Технологии инновирования социальных институтов общества
- Тема 14. Социально-технологический подход к процессу социального управления в условиях конфронтации общества.
- Тема 15. Социальные технологии инновирования государственного управления.
- Тема 16. Социальные технологии инновационного управления регионом.
- Тема 17. Социальные технологии повышения эффективности трудовых ассоциаций.
- Тема 18. Инновирование муниципальных образований.
- Тема 19. Экологическая культура: социально-технологические аспекты формирования и раскрытия жизненных сил личности.
- II. Учебно-тематический план по курсу "Социальные технологии государственного и муниципального управления"
- III. Порядок проведения групповых занятий по курсу "Социальные технологии государственного и муниципального управления"
- IV. Вопросы к экзамену по курсу "Инновационные социальные технологии государственного и муниципального управления"
- V. Темы рефератов
- VI. Темы курсовых и дипломных работ
- Приложение 2
- Приложение 3
- Приложение 4 Ноосферный путь развития
- Приложение 5 Словарь управленческих терминов
- Список литературы
- 1. Основная литература
- 2. Дополнительная литература
- Оглавление
- Учебное
- 214000, Г. Смоленск, проспект им. Ю.А. Гагарина, 2