logo
ХРЕСТОМАТИЯ

Классификация видов информационных войн и их характеристика

Основание классификации

Характеристика информационных войн

Сфера действия

Вооруженная, сопровождающая вооруженные конфликты как их "холодное обрамление";

торгово-маркетинговая, предмет которой – позитивный или негативный имидж товаров, услуг, фирм, компаний и т. п.;

политическая как особая форма информационного политического конфликта;

культурологическая, суть которой состоит в информационной борьбе за навязывание культурных образцов, норм и ценностей

Предмет конфликта

Психологическая, предмет конфликта в которой – психика населения противника;

коммуникационная, предмет борьбы в которой – система информационных коммуникаций;

собственно информационная, предмет конфликта в которой — собственно борьба за обладание информацией;

ценностная, предмет борьбы в которой – различные политические, духовные, этические, эстетические и другие ценности

Вектор информационного образа (имиджа)

Мифологическая, основа которой – создание позитивного идеализированного образа;

разоблачительная (обличительная) или война компроматов, предмет которой – разрушение позитивных представлений и замена их негативными

Тип конфликта

Информационная агрессия — разрушение информационной системы противника и быстрое навязывание своей системы ценностей;

информационная экспансия — длительное эволюционное воздействие своими информационными средствами и потоками на противника в целях его подчинения;

информационно-психологическая гражданская война — информационно-психологическое противоборство между различными социальными группами общества

Технологии информационных войн имеют ряд существенных особенностей.

1. Они развертываются как на макро-, так и на микроуровнях общественной организации. При этом макросоциальные аспекты информационной войны охватывают все информационные потоки и их содержание, а также борьбу за средства массовой информации, источники информации, за овладение всем информационным пространством противника. Особое направление макросоциального аспекта этих войн – покупка средств массовой информации. Микроаспектное понимание сути информационной войны предусматривает ее ведение в системе таких информационных взаимодействий, как "индивид – индивид", "индивид – средства массовой информации", "средства массовой информации – индивид".

В процессе исторического развития цели информационных войн изменяются. Так, информационная война, которая сопровождает "горячую" войну, имеет те же конечные цели – захват территории и богатств противника. Ныне информационная война нацелена на ослабление реального или потенциального конкурента, а также включение его в систему своего вассального подчинения. Грядущие же информационные войны, как показывает анализ, будут вестись в основном за интеллектуальные ресурсы общества. Ведь наличие глобальных информационно-компьютерных сетей делает практически бессмысленной физическую откачку "серого вещества", которое гораздо дешевле использовать через информационные сети. Поэтому информационные войны приобретут в ближайшем будущем, как правило, сетевой характер.

2. Важнейшее средство ведения информационной войны – так называемый "черный" PR с применением лживой и клеветнической подачи информации в целях создания нужного имиджа. Он основан на манипуляции общественным сознанием, а также навязывании населению противоборствующей стороны определенных взглядов и систем оценки событий. Такой PR антигуманен, так как лишает человека свободы воли и выбора. Механизм его действия предполагает побуждение не сознательных, а бессознательных психических процессов. Чаще всего его маскируют под правдоискательство, свободу слова или какую-либо сенсацию. "Черный" PR – очень опасное явление на пути демократизации общества и развития общественного мне­ния как его важнейшего института.

Это явление, как и информационные войны, по всей видимости, будет практически невозможно преодолеть в жизнедеятельности человечества, так как они обусловлены переходным характером общественного развития. Ведь переход к информационной цивилизации займет целую историческую эпоху, в которой постоянно будет идти борьба за передел информационного пространства, информационных и властных ресурсов. Однако уже сейчас можно многое сделать для придания информационному взаимодействию цивилизованных форм, установив действенные правовые нормы, обеспечивающие честные "правила игры" для информационных корпораций, как в национальном, так и в транснациональном аспектах.

3. В ходе осуществления технологий информационной войны используют такие принципы:

Наряду с вышеизложенными принципами в разработке технологий информационных войн используют и принципы обычной войны, которые выработаны в ходе деструктивной практики человеческой цивилизации.

Как видно, информационные войны – весьма сложное и опасное порождение современной цивилизации. Они являются продуктом взаимодействия общественных условий и информационных технологий. Однако человечеству пока не удается кардинально изменить общественные условия для их преодоления. Информационные войны, вероятнее всего, не сузят свою социальную базу, а, наоборот, расширят ее за счет более разнообразных и опасных технологических средств информационного противоборства. Это означает, что людям придется жить в эпоху информационных войн, для прекращения которых необходима длительная и системная технологическая деятельность общества, которая предполагает следующее:

  1. укрепление нравственных и правовых начал информационной деятельности, как на национальном уровне, так и в международном масштабе. В этой связи необходима серьезная исследовательская деятельность по выработке нормативно-правовой базы, регламентирующей информационные технологии и процессы, а также деятельность людей по их реализации;

  2. создание системы информационной национальной и международной безопасности. Речь идет не о том, чтобы государство отгораживалось от всего остального мира, создавая своеобразные "заповедники" или тайные хранилища информации, а о том, чтобы обеспечить защиту национальной интеллектуальной собственности и максимальное ее использование в интересах государства и мирового сообщества. Анализ показывает, что более всего от информационных агрессий и войн защищены те государства, которые ведут активную информационную политику, отстаивающую национальные интересы;

  1. переориентацию профессиональной подготовки специалистов в области средств массовой информации и "паблик рилейшнз" в сторону гуманизма, нравственности и соблюдения прав человека;

  2. создание специальных институтов, которые занимались бы урегулированием информационных конфликтов (например, учреждение международного информационного арбитража или суда; заключение соглашений против информационных войн; введение различных санкций против информационных агрессоров и т. п.).