logo
ХРЕСТОМАТИЯ

9.4. Антикризисные технологии

Человечество в своей жизнедеятельности издавна сталкивалось с различными кризисными явлениями. Вся история цивилизации практически сводится к тому, что индивиды, народы и даже целые страны попадали в кризисы, искали из них наиболее рациональные выходы и с большими или меньшими потерями старались преодолеть их. Вплоть до начала XX ст. человек чаще всего был только жертвой кризисов, порожденных мощными внешними силами. Однако в новейшее время, когда сам человек стал планетарной силой, он превратился в мощный фактор глобальных кризисов. Современный человек не только страдает от кризисов, но и порождает их или провоцирует их появление.

Кризисные явления во все исторические периоды были предметом особого внимания людей. Уже в мифах древних человеческих сообществ дано довольно подробное описание наводнений, землетрясений, засух и пожаров, а также других социальных бедствий, связанных с войнами, тиранией, массовым безумием и т. п. Первые объяснения кризисов и катастроф носили ярко выраженный религиозный характер. Эти явления рассматривались в основном как бедствия-испытания либо наказание богов. Гениальное описание глобальных катастроф дано в Библии, в "Книге Откровения": "И звезды небесные пали на землю, как смоковница, потрясаемая ветром, роняет незрелые смоквы свои. И небо скрылось, свившись, как свиток; и всякая гора и остров сдвинулись с мест своих".

С возникновением науки многие исследователи стали более внимательно изучать сущность, причины и пути выхода из кризисов. В настоящее время начинает интенсивно складываться самостоятельная отрасль научного знания, изучающая экстремальные ситуации, в которые попадают или могут попасть люди. Название этой научной сферы еще не устоялось. По всей видимости, ее можно будет назвать экстремологией, кризисологией или даже апокалиптикой. Вероятнее всего, что в ближайшие десятилетия под этими условными названиями будут интегрироваться специальные отрасли научного знания, каждая из которых постепенно обретет свой объект, предмет и метод научного познания кризисных явлений. Так, экстремология будет, скорее всего, изучать различные экстремальные ситуации, в которые по разным причинам попадают общества и люди, их причины, механизмы и закономерности развития, а также способы их недопущения и преодоления. Кризисология будет рассматривать кризисные ситуации как фазы развития социальных систем. Что касается апокалиптики (или катастрофологии), то ее предназначение будет, по всей видимости, состоять в исследовании катастроф, которые приводят к значительным разрушениям материальных объектов и гибели людей.

Как основные особенности этих ныне молодых отраслей научного знания, а в будущем и самостоятельных наук можно выделить, во-первых, их интегральность, или синтетичность (они объединяют и переосмысливают в себе знания разных областей наук об экстремумах, кризисах и апокалипсисах); во-вторых, обязательное наличие субъективной составляющей (они будут раскрывать закономерности и механизмы жизнедеятельности людей как социальных субъектов в сложных ситуациях); в-третьих, их можно будет рассматривать в перспективе как социоинженерные науки, разрабатывающие специальные технологии и алгоритмы безопасной жизни и деятельности людей, проблемы преодоления кризисов и экстремумов, недопущения апокалипсисов.

Ключевая роль в этой новой системе научных знаний принадлежит таким базовым понятиям, как "экстремум", "кризис" и "апокалипсис", которые органично взаимосвязаны и пересекаются между собой. Категорию "экстремум" трактуют как состояние системы на грани ее выживания, а экстремологию – как науку о пограничных ситуациях. Под категорией "кризис" понимают специфическую фазу развития, которая характеризуется резким изменением привычного уклада жизни системы и нарушением ее равновесия, что приводит либо к переходу системы в качественно новое состояние, либо к ее разрушению. При этом состояние и процесс разрушения системы следует трактовать как апокалипсис. Его также понимают как катастрофу или гибель системы.

К настоящему времени сложилось множество различных научных концепций, которые, так или иначе, объясняют различные кризисные явления в современном обществе. Значительный вклад в осмысление природы кризисов внесли такие видные ученые, как К. Маркс, В. Вернадский, Н. Кондратьев, А. Богданов, Л. Гумилев, П. Сорокин, А. Чижевский, А. Тойнби и др. В обобщенном виде сформулированные ими научные подходы к проблеме понимания природы кризисов представлены в табл. 29.

Опираясь на научные подходы, предложенные видными учеными (табл. 29), современная наука выработала следующие концептуальные позиции по отношению к кризисным явлениям, которые позволяют более предметно прояснить их природу, сущность и содержание, а также пути предотвращения кризисов и способы управления ими.

Таблица 29