logo search
ХРЕСТОМАТИЯ

19.3. Организационно-процедурные проблемы внедрения социальных технологий

Какой бы совершенной ни была социальная технология, всегда возникает проблема ее внедрения в общественную практику, т.е. социальную жизнь людей. Деятельность по внедрению (освоению) социальных инноваций или технологий, или, иными словами, социально-внедренческая деятельность, представляет собой сложный, специфический и динамический процесс, ориентированный на "вживление" конкретной социальной инновации или технологии в конкретную общественную систему. По своей сути этот процесс направлен на перевод теоретических концепций относительно воспроизводства социальных качеств, характеристик, явлений и отношений на язык практических действий, а также на поиск определенного компромисса между социальной технологией и окружающей ее социальной средой [31, с. 77]. Иными словами, внедрение социальных технологий – это сложный процесс, который охватывает весь комплекс социально-технологических и организационно-технических мероприятий, а также принятых технико-экономических управленческих решений, направленных на преобразование социальных объектов. Этот процесс может быть сопряжен с трудностями или даже с противодействием людей, т.е. объекта социальной технологизации.

В процессе внедрения социальных технологий приходится решать ряд достаточно сложных задач: 1) определять несоответствия между средой обитания и технологией, которые могут разрушить эту среду либо сделать саму технологию неэффективной; 2) выявлять основные направления адаптации социальной технологии к окружающей ее социальной среде, которые не приводят к существенному снижению эффективности этой технологии; 3) выделять конкретные аспекты преобразования окружающей социальной среды для того, чтобы социальная технология была воспринята ею.

Для успешного внедрения социальных технологий с задан­ными параметрами и в заданные сроки необходимо решать такие основные задачи:

• прогнозирования, реализации комплексных программ, перспективных и текущих планов, оперативного управления;

В процессе внедрения социальных технологий нужно обеспечить выполнение следующих операций: 1) профессиональной подготовки исполнителей, а также организации их работы в соответствии с целями и задачами, определяемыми технологическим регламентом каждой конкретной социальной технологии; 2) координации деятельности различных субъектов внедрения социальной технологии и контроля этой деятельности; 3) оказания научно-методической помощи специалистам, занимающимся внедренческой деятельностью; 4) социальной диагностики результатов внедрения социальной технологии и анализа процесса технологизации; 5) корректировки целей и задач (при необходимости), а также организации информационно­го обслуживания процесса внедрения социальной технологии.

Эффективность процесса внедрения социальных технологий в значительной степени определяется не только качественным выполнением всех его содержательных аспектов, задач, способов и операций, но и правильным выбором типа (вида) социально-внедренческой деятельности. В социальных науках принято выделять следующие ее основные типы: экспериментально-очаговое, нормативно-массовое, стихийное и атакующее внедрение.

При экспериментально-очаговом внедрении формируют специальные экспериментальные очаги с режимом наибольшего благоприятствования для внедрения нововведений и постепенно расширяют эти очаги. В случае нормативно-массового внедрения разрабатывают типовые нормативы внедряемого новшества, основанные на некоторой его идеальной модели, а также создают специальные внедренческие органы или структуры, которые действуют в межведомственном режиме. Стихийное внедрение происходит как бы само собой под воздействием рыночных регуляторов, определяемых в основном степенью прибыльности нововведения. Атакующее внедрение, в отличие от других его видов, характеризуется очень высокой внедренческой активностью. Кроме того, важнейшей проблемой внедрения социальных инноваций и технологий является правильный выбор стратегии внедренческой деятельности. Она состоит в определении типа внедрения, который в максимальной степени соответствует, с одной стороны, сущности нововведения, а с другой – состоянию окружающей социальной среды.

Эффективность социально-внедренческой деятельности зависит также и от учета совокупности как объективных, так и субъективных факторов, которые существенно влияют на результативность процесса внедрения. Среди основных объективных факторов, влияющих на внедрение социальных технологий, принято выделять такие: 1) степень социально-экономической самостоятельности организации или объекта внедрения социальной технологии; 2) уровень наукоемкости используемой технологии; 3) степень стабильности производственного процесса; 4) эффективность использования потенциала организации (объекта внедрения) – технического, технологического, организационного, экономического, социального, духовного и т.д. На внедрение социальных технологий влияют и субъективные факторы: 1) учет интересов и потребностей субъектов социальной деятельности, т.е. характер и степень их удовлетворенности от внедрения социальной технологии; 2) уровень использования социального потенциала личности в конкретных условиях социальной жизнедеятельности до и после внедрения социальной технологии; 3) степень включенности личности в систему социальных отношений и уровень ее заинтересованности в конечных результатах деятельности после внедрения социальной технологии.

Кроме экономических издержек от нарушения последовательности и полноты процесса внедрения социальных технологий, могут быть социальные, социально-психологические и другие издержки, поскольку при внедрении социальных технологий информационные и предметно-деятельностные связи и отношения между людьми пронизывают весь персонал организации, который занят в сфере производственной, вспомогатель­ной и управленческой деятельности. Эти связи и отношения переходят из социальной сферы в нравственную, ибо они слу­жат оценкой степени значимости каждого отдельно взятого сотрудника организации, его знаний, умений, способностей, интересов и потребностей для развития социальной системы и достижения ее целей.

Анализируя эффективность процесса внедрения социальных технологий, необходимо обратить внимание и на проблему несоразмерности отдельных этапов их разработки и внедрения. Например, 50-60 % временных затрат связано с принятием решения о разработке социальной технологии и осуществлением этого процесса; 10-20 % времени затрачивают на разъяснение его необходимости и обучение кадров; 10-15 % – на организацию внедрения социальных технологий; 5-7 % - на создание новых социальных и информационных связей, отражающих собственно процесс внедрения социальных технологий; 7-10 % – на контроль за внедрением социальных технологий.

Эти противоречия обусловлены, прежде всего, недостаточно высоким уровнем экономической, правовой и социальной ответственности персонала организации за результаты управления социальными процессами, а также недостаточным уровнем его технологической культуры. Поэтому для внедрения социальных технологий, основанных на новейших достижениях науки и техники (программирования, моделирования, электронно-вычислительной техники, методов диагностики и контроля за процессами и др.), все субъекты социально-внедренческой деятельности должны иметь достаточный уровень профессиональных знаний, а именно: знаний процесса производства (начиная с микроуровня); особенностей его воспроизводства (технических, технологических, материальных, временных и т.п.), а также специфики экономической, политической, социальной и других видов деятельности персонала в сфере общественного производства.

Кроме того, при внедрении социальных технологий должны быть выполнены и другие важные условия:

  1. ориентировочная концепция внедрения социальной технологии должны быть определена уже на этапах научно-технического прогнозирования, выработки идей и подготовки заданий на ее разработку;

  2. необходима интеграция социальной технологии с объектом, на котором она внедряется (используется), по производственным мощностям, ресурсам, срокам и результатам;

  3. нужно проводить маркетинговые исследования для определения возможностей, масштабов и условий реализации результатов внедрения социальных технологий уже на этапах формирования технических заданий;

  4. руководители организации-разработчика, организации-заказчика и вышестоящих органов должны быть заинтересованы в разработке и внедрении социальных технологий;

  5. нужно обеспечить возможно более широкое распространение результатов, полученных от опытного внедрения социальных технологий, для достижения высокой эффективности производства у заказчиков и в народном хозяйстве в целом;

  6. должны быть реализованы основные, т.е. ключевые операции социальной технологии, что предопределяет успех ее внедрения;

  7. нужно обеспечить высокую активность социального ядра внедрения социальной технологии (например, работников службы социального развития);

  8. руководство организаций должно уметь преодолевать и разрешать возникающие в ходе реализации технологических операций конфликты (например, нежелание должностных лиц изменить свой стиль управления или постичь новый смысл работы с персоналом, вытекающий из внутренней потребности технологизации социальных процессов);

9) необходимо учитывать нравственные особенности процесса внедрения социальных технологий, который не должен превращаться ни в манипулирование людьми, ни в своеобразное "прокрустово ложе", препятствующие использованию инноваций;

10) нужно сочетать рациональный и ситуационные подходы на всех этапах организации процесса внедрения социальных технологий.

Таким образом, внедрение социальных технологий – это сложный процесс взаимодействия индивидов и групп социальной системы, цель которого – сохранение оптимального и устойчивого функционирования социальной системы и качественное развитие, направленное на актуализацию интересов и максимально полную самореализацию творческого потенциала ее членов.