logo search
ХРЕСТОМАТИЯ

Классификация видов социального эксперимента и их характеристика

Основание классификации

Характеристика основных видов социального эксперимента

1

2

Характер предмета исследования

Производственный (хозяйственный), направленный на проверку новых форм организации и оплаты труда, а также новых производственных технологий;

экономический, направленный на изучение форм, видов и способов экономической деятельности;

политический, направленный на исследование деятельности субъектов политической власти и государственного управления;

собственно социологический или социальный, направленный на изучение объектов, которые находятся в социальной сфере общества (социальной структуры, социальной политики, социальных групп, общностей, институтов и отношений);

социально-культурный, направленный на изучение культурной сферы общественной системы;

педагогический, ориентированный на проверку эффективности методов и форм обучения и воспитания;

правовой (юридический), направленный на изучение нормативной основы функционирования социальных объектов;

экологический, социально-психологический, ретроспективный и др.

Характер реальности объекта исследования

Реальный (натурный), направленный на изучение реальных социальных объектов;

мысленный (модельный), направленный на изучение абстрактных (математических или мысленных) моделей, которые заменяют реальные социальные объекты

Специфика исследовательских задач

Научный, ориентированный на решение научно-теоретических, методологических и методических задач;

практический (прикладной), ориентированный на решение практических (прикладных) задач

Характер экспериментальной ситуации

Полевой, осуществляемый в реальных условиях функционирования общественных систем;

лабораторный, объекты которого пребывают в специально создаваемых экспериментальных условиях;

Логическая структура доказательства гипотезы

Параллельный — с двумя группами: контрольной и экспериментальной;

последовательный — с одной группой, выступающей на разных этапах в качестве экспериментальной или контрольной

Структура экспериментальной деятельности

Проективный, при котором изменяется социальный объект;

эксперимент "экс-пост-фактум", который лишь отслеживает изменения, происходящие в жизнедеятельности социального объекта

Тип субъекта экспериментирова­ния

Самоэксперимент, в котором субъект является в то же время и объектом экспериментирования;

эксперимент, в котором субъектом его проведения является реальный орган управления, т. е. функции субъекта экспериментирования выполняет имеющаяся управляющая система;

эксперимент, в котором субъектом его проведения является специально создаваемый орган управления, выполняющий всю научно-методическую и управленческую деятельность

По характеру экспериментальной ситуации различают лабораторные и полевые, контролируемые и неконтролируемые эксперименты. В лабораторном эксперименте пытаются искусственно создать условия, максимально приближенные как к задачам исследования, так и к реальной ситуации, увеличивая тем самым возможности контроля над переменными. В полевом эксперименте ситуация воздействия экспериментального фактора близка к естественным условиям, но она гораздо менее контролируема. Среди полевых экспериментов различают активно направленные и естественные. В первой разновидности исследователь вводит в действие экспериментальный фактор, влекущий (по его гипотезе) определенные следствия. Во второй разновидности воздействие экспериментального фактора вызвано самим ходом событий без вмешательства исследователя. Что касается неконтролируемых экспериментов, то на их результаты оказывают влияние неэкспериментальные факторы, причем характер и степень их влияния малоизвестны и часто остается неизвестной сама их природа. В подобных экспериментах научно достоверных результатов достигают повторными опытами в различных условиях и с различными группами испытуемых, чтобы достичь взаимного погашения влияния побочных факторов. В контролируемом (идеальном, чистом, классическом) эксперименте выравнивают прочие условия на экспериментальном и контрольном объектах (кроме воздействия экспериментального фактора), а также периодически измеряют значения как экспериментальных, так и неэкспериментальных переменных. При этом благодаря контролю всех основных переменных обеспечивается повторяемость эксперимента.

По логической структуре доказательства гипотез различают параллельные и последовательные эксперименты. В параллельном эксперименте доказательство опирается на сравнение состояний двух объектов исследования: экспериментальной и контрольной группы. Экспериментальной является та группа, на которую повлиял экспериментальный фактор, а контрольной – та, на которую он не повлиял. Во всем остальном условия деятельности этих двух групп примерно равнозначны, как и состав их участников. Если в экспериментальной группе после воздействия исследуемого фактора произошли некоторые изменения, а в контрольной группе их нет, то гипотезу можно считать подтвержденной. В последовательном эксперименте, в отличие от параллельного, контрольной группы нет. Одна и та же группа выступает здесь в качестве контрольной до введения экспериментального фактора и в качестве экспериментальной – после его введения. Доказательство гипотезы опирается в этом случае на сравнение состояний исследуемого объекта до и после воздействия изучаемого фактора.

Наряду с характеристикой основных видов социального эксперимента его роль и возможности определяются также совокупностью тех функций, которые он должен выполнять и выполняет в современной социально-диагностической деятельности. Основной функцией социального эксперимента является проверочная, на которой, собственно, и базируются все остальные его функции, такие как познавательная, инновационная и прогностическая (табл. 52).

Таблица 52