2. Изучение и формирование общественного мнения.
Социология общественного мнения – раздел социологии, ее предмет - структура, закономерности и механизмы, каналы функционирования и формирования общественного мнения. Социология общественного мнения изучает отношение социальных групп, народа в целом к явлениям, представляющим актуальный общественный интерес.
В социологической теории одним из важных моментов является выделение объекта и субъекта общественного мнения. Под объектом общественного мнения обычно подразумевается конкретная часть окружающей действительности, по поводу которой возникают коллективные оценочные суждения.
Под субъектом общественного мнения понимается общественная группа (народ, класс), которая порождает коллективное оценочное суждение по определенным проблемам. При этом признается право и небольших сообщностей иметь и выражать свое общественное мнение. Выявление субъектов, то есть носителей общественного мнения – одна из важных задач социологии. Это группы населения по поселениям и организациям, социально-демографическим, этническим и другим признакам. Они порой не слышат друг друга.
Социологию общественного мнения отличает: 1) изучение воздействия различных субъективных и объективных факторов на формирование общественного мнения, 2) анализ воздействия уже самого общественного мнения на жизнь общества на различных уровнях, 3) она сугубо критическая наука, как и социология вообще. Она в оппозиции к власти, к институтам, нормам и принципам, так как стремится их пересматривать и приводить в соответствие с меняющимися общественными потребностями и условиями; 4) она должна быть на защите меньшинства. Его надо найти. Это небольшие и чаще всего молчащие группы. Мнение меньшинства не защищено. Например, открытые вопросы в анкетах отражают индивидуальное мнение. Завтра оно может стать групповым; 5) задача социологии общественного мнения раскрыть механизм социальной активности, выявляя потребности, интересы, мотивы деятельности личности и общностей, воздействовать на ориентации, установки, цели, то есть на поведение; 6) изучение соотношения мнений, позиций разных социальных категорий; 7) часто изучение общественного мнения отождествляют с опросами, но не каждый опрос есть изучение общественного мнения. Опрос – это прежде всего сбор информации о состоянии массового сознания по проблемам. Изучение общественного мнения – это проблема его интерпретации. Не следует отождествлять изучение общественного мнения и социологические исследования. Изучение общественного мнения отличается значительно меньшей глубиной, но более широким охватом самых разных проблем. Исключительная особенность опросов общественного мнения в оперативности.
Изучение общественного мнения решает следующие задачи:
1) обеспечивает обратную связь от объекта управления к субъекту;
2) обнаруживает реакцию на принятые решения;
3) заблаговременно выявляет болевые точки;
4) устанавливает мнение о путях решения, разные точки зрения;
5) позволяет управлять общественным мнением, формировать его.
Дает возможность прогнозировать как пойдет дело, если ситуация будет развиваться так, или иначе.
Сложились два направления в изучении общественного мнения: собственно изучение общественного мнения, что дает информацию о состоянии массового сознания, и фундаментальные исследования в области методологии и методики изучения общественного мнения.
Есть проблема добротности изучения общественного мнения. Критериями такой добротности следует считать:
1) наличие сведений о составе опрошенных (выборке) и ее соответствии генеральной совокупности, которую эта выборка представляет. Главное – качество отбора опрашиваемых, а не число даже их;
2) полная формулировка вопроса и распределение всех ответов, что позволяет составить собственное мнение;
3) должно быть указание организаций и лиц, проводивших опрос.
Общественное мнение существует всегда независимо от того, изучаем мы его или нет. Но изучения общественного мнения недостаточно. Это дает лишь больше информации. Изучать надо для того, чтобы воздействовать на массы. Кто будет овладевать общественным мнением, тот будет влиять на настроения, разум, чувства и поведение людей.
В развитом демократическом обществе привычными каналами (и формами) выражения общественного мнения являются: межличностное общение; выборы органов власти; прямое участие масс в управлении (собрания, митинги, манифестации); пресса, радио, телевидение; письма, обращения к депутатам, руководителям; устная пропаганда; опросы общественного мнения.
Анализ общественного мнения, его места в общественной жизни показывает:
1) социальная значимость общественного мнения прямо пропорциональна степени его воздействия на ход развития общества;
2) само общественное мнение как фактор управления общественными процессами нуждается в руководстве, формировании.
Принципы формирования общественного мнения:
1) правильный выбор объекта общественного мнения. Исключать такие вещи и процессы, которые не могут быть объективно оценены. Есть так называемый порог доступности. Например, лечение рака не может быть объектом общественного мнения. Объект должен иметь жизненно важное значение, должен быть общий интерес к нему;
2) подготовка субъекта к правильной оценке, учет его компетентности, экономической, организационной, идеологической зрелости, учет стереотипов, мифов;
3) постоянный контроль за его действенностью, содержанием общественного мнения и его влиянием.
Общественное мнение может формироваться как стихийно, так и сознательно. Основные методы формирования общественного мнения: внушение, убеждение, подражание и т.п.
В современных условиях в формировании и выражении общественного мнения огромную роль играют СМИ (печать, кино, радио, телевидение, книги).
Основные этапы формирования общественного мнения:
1) возникновение чувств и представлений в сфере индивидуального сознания, ознакомление человека с проблемой на уровне общей информированности, то есть зарождение индивидуальных мнений;
2) столкновение мнений, обработка одних мнений другими, обмен, обсуждение информации и выделение общей точки зрения;
3) распространение сложившегося мнения в определенном социальном ареале с использованием средств информации;
4) воздействие общественного мнения на поведение людей, социальную практику, что проявляется в деятельности социальных групп.
Влияние общественного мнения на жизнь людей неоднозначно и не просто по своему механизму. Оно зависит от уровня образования, от экономической основы (собственности, профессии), от независимости мышления или, наоборот, конформизма.
Людей с ложным чувством собственного достоинства, тщеславных общественное мнение беспокоит больше всего. Но встречается и отрицательное отношение к общественному мнению у тех, кто считает, что он не как все. Это называется нонконформизмом. Такая попытка уйти от общественного мнения – тоже своеобразное общественное мнение.
В годы господства КПСС общественное мнение было официальным и неофициальным, формальным и неформальным. Бюрократически ориентированных людей, чиновников больше всего беспокоило официальное общественное мнение. Но за кулисами партийно-государственной жизни шла другая жизнь и существовало другое (неофициальное, неформальное) общественное мнение. Сегодня лицемерие и ложь преодолеваются и это создает иные условия для функционирования общественного мнения, его формирования и отношения к нему индивидов и общностей.
- Ч елябинск
- Содержание
- Лекция 4. Современная социология………………………………………………44
- Лекция 17. Прикладная социология……………………………………………..175
- Лекция 18. Методы сбора и анализ социологической информации…………..184
- Предисловие
- Программа курса «социология» Цели и задачи курса
- Содержание программы
- Раздел 1. Социология как наука: история становления и современность
- Тема 1. Становление социологии как науки.
- Тема 2. Социология как наука.
- Тема 3. Русская социологическая мысль
- Тема 4. Современная социология
- Тема 9. Социальные общности и группы.
- Раздел 3. Человек в социокультурной системе
- Тема 10. Личность.
- Тема 11. Девиация и социальный контроль.
- Тема 14. Социология семьи
- Тема 15. Социология молодежи
- Тема 16. Социология общественного мнения
- Раздел 6. Методология и методика социологического исследования.
- Тема 17. Прикладная социология.
- Тема 18. Методы сбора и анализ социологической информации.
- Рабочая программа
- Лекция 1. Становление социологии как науки.
- Социологический проект о. Конта.
- Эволюционная концепция Герберта Спенсера.
- Классический этап развития социологии
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Лекция 2. Социология как наука.
- 2. Метод социологии.
- 3. Основные социологические категории и законы.
- 4. Структура и функции социологии.
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Лекция 3. Русская социологическая мысль
- Основные особенности и направления русской социологической мысли.
- Интегральная социология п. Сорокина.
- 1. Основные особенности и направления русской социологической мысли
- 2. Интегральная социология п. Сорокина.
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Лекция 4. Современная социология
- Особенности современного социологического знания.
- Современные социологические парадигмы
- Особенности современного социологического знания.
- 2. Современные социологические парадигмы.
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Лекция 5. Общество как социальная система.
- 2. Типология обществ в социологии.
- 3. Общество и государство. Гражданское общество.
- 4. Особенности модернизации в России.
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Лекция 6. Социальная структура и социальная стратификация.
- 2. Социальная стратификация.
- 3. Классы.
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Лекция 7. Социальная мобильность.
- 1. Социальная мобильность.
- 2. Проблемы социальной мобильности.
- 3. Социальная структура и социальная стратификация современного российского общества.
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Лекция 8. Социальные институты и социальные организации.
- 1. Формирование социальных институтов.
- 2. Социальные институты: виды и функции.
- 3. Социальные организации.
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Лекция 9. Социальные общности и группы.
- 1. Социальные общности.
- 2. Социальные группы.
- 3. Малые группы и коллективы.
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Лекция 10. Личность.
- Личность как социальный тип.
- Личность как деятельный субъект.
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Лекция 11 Девиация и социальный контроль
- 1. Девиация.
- 2. Социальный контроль.
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Лекция 12. Социальные изменения и процессы глобализации
- Социальные изменения и процессы
- Глобализация основных процессов в мире.
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Лекция 13. Экономическая социология
- 1. Экономическая социология
- 2. Экономическое поведение.
- 3. Собственность как социальный институт.
- 4. Предпринимательство.
- 5. Труд.
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Лекция 14. Социология семьи
- 1. Семья как социальный институт.
- 2. Проблемы и тенденции развития семейно-брачных отношений.
- Содержание и принципы семейной политики.
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Лекция 15. Социология молодежи
- 1. Молодежь как особая социально-демографическая группа.
- 2. Молодежная субкультура.
- 3. Социальные проблемы молодежи.
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Лекция 16. Социология общественного мнения
- 1. Общественное мнение как социальный институт
- 2. Изучение и формирование общественного мнения.
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Назовите пути формирования общественного мнения. Лекция 17. Прикладная социология
- 1. Прикладное социологическое исследование
- 2. Программа исследования
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Лекция 18. Методы сбора и анализ социологической информации.
- 1. Измерение и выборка в социологическом исследовании.
- 2. Наблюдение.
- 3. Анализ документов.
- 4. Социологический опрос.
- 5. Анализ социологических данных.
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Темы рефератов и курсовых работ
- Социологический проект о. Конта.
- Вопросы к зачету
- Тест для текущего самоконтроля
- Основные термины и понятия
- Список рекомендуемой литературы
- Раздел 1. Социология как наука: история становления и современность
- Раздел 2. Социальные системы и социоструктурные образования.
- Раздел 3. Человек в социокультурной системе.
- Раздел 4. Социальные изменения в обществе.
- Раздел 5. Специальные социологические теории.
- Раздел 6. Методология и методика социологического исследования.
- Содержание
- Методология исследования
- Основные понятия, используемые в исследовании по дво
- Методика исследования
- Лаборатория прикладной социологии ЧелГу анкета учащегося выпускного класса школы
- Заранее благодарим за участие в исследовании!
- 7. Кто (что) оказал(о) влияние на выбор вами данной специальности?
- 8. В каком из вузов вы планируете получить высшее образование?
- Если вы собираетесь поступать в челгу и учиться на базе его представительства в южноуральске, то чем это представительство вас привлекает?
- 20. А как вы считаете, если родители не будут платить за ваше обучение в вузе, то
- А теперь немного о себе и своей семье:
- 7. Кто (что) оказал(о) влияние на выбор вами данной специальности?
- 8. В каком из вузов вы планируете получение сыном, дочерью высшего образования?
- Если вы направляете сына, дочь поступать в челгу и учиться на базе его представительства в южноуральске, то чем это представительство вас привлекает?
- 20. Что, на ваш взгляд, вашему(ей) сыну, дочери даст высшее образование? (можно выбрать несколько ответов)
- 21. Какие ценности, из перечисленных ниже, вы считаете главными в своей
- А теперь немного о вас и вашей семье:
- Благодарим за ответы! Лаборатория прикладной социологии ЧелГу анкета молодого человека со средним образованием
- 8. Кто (что) оказал(о) влияние на выбор вами данной специальности?
- 9. В каком из вузов вы планируете получить высшее образование?
- Если вы собираетесь поступать в челгу и учиться на базе его представительства в южноуральске, то чем это представительство вас привлекает?
- А теперь немного о себе и своей семье:
- По какой специальности вы учились?
- 2. Почему вы предпочли указанную специальность?
- 3. Кто (что) оказало влияние на выбор вами данной специальности?
- 21. Какие проблемы учебы волновали вас более всего?
- По какой специальности вы учитесь?
- 2. Почему вы предпочли указанную специальность? (можно отметить несколько ответов)
- 3. Кто (что) оказало влияние на выбор вами данной специальности?
- 22. Какие проблемы учебы волнуют вас в настоящее время более всего?
- А теперь немного о себе и своей семье:
- 10. Кто (что) оказало влияние на выбор студентами данной специальности?
- 12. Что, на ваш взгляд, дает молодым людям высшее образование?
- 25. Какие, на ваш взгляд, проблемы учебы есть у студентов в настоящее время?
- 34. Используете ли вы дистанционные образовательные технологии в представительстве челгу в южноуральске?
- Благодарим за ответы!
- Памятка-задание интервьюеру
- Желаем успехов! организация исследования
- Временный творческий коллектив
- Директор института проблем
- ЧелГу, доктор пед. Наук, профессор Мартынова Елена Александровна
- Договор о творческом сотрудничестве
- Список использованных источников по дво
- Задание
- Ключ к тесту для самоконтроля
- Тест для итогового контроля
- Ключ к тесту для итогового контроля