4. Социологический опрос.
Опрос наиболее применяемый в социологии метод сбора информации. Он позволяет получить первичную, вербальную (словесную) информацию. Респондент дает ее в форме ответов на поставленные вопросы о социальных фактах, событиях и о мнениях, оценках. Благодаря опросу в короткие сроки можно получить значительную информацию от большого количества людей по широкому кругу интересующих исследователя вопросов. Чтобы использование опроса было эффективным, важно знать о чем спрашивать, как спрашивать и можно ли доверять полученным ответам.
Из ряда видов опросов основными являются анкетирование (письменный, опосредованный) и интервьюирование (устный, непосредственный). В основе того и другого лежит анкета (опросный лист).
Анкета – это объединенная единым исследовательским замыслом система вопросов по выявлению мнений респондентов и получению от них информации о социальных фактах, явлениях, процессах. Анкета имеет определенную структуру. Начинается с вводной части – обращения к респонденту, где кратко говорится кто проводит опрос, о его теме – целях и задачах, практическом значении, сообщается как будут использоваться результаты. Здесь же приводятся правила заполнения (ответов на вопросы) анкеты, гарантируется анонимность.
Вторая часть анкеты – основная. В ней вопросы, ответы на которые дают информацию в соответствии с целями и задачами исследования, позволяют проверить выдвинутые на этапе разработки программы гипотезы. Обычно каждой из задач исследования соответствует свой блок вопросов. Но логика анкеты и логика научного анализа могут не совпадать. Рекомендуется вначале ставить простые, контактные, конкретные вопросы. Важно сразу вызвать интерес, расположение респондента к искренним и полным ответам. Затем ставят основные, сложные вопросы на выявление мотивов, установок, оценок людей.
В третьей части, так называемой паспортичке (иногда она может быть за вводной частью), выясняются нужные для исследования социально-демографические характеристики опрашиваемых: пол, возраст, социальное положение, уровень жизни и т.д.
В заключение выражается благодарность респонденту за участие в исследовании.
Анкета не должна быть слишком большой, чтобы не притуплялось внимание, не ослабевал интерес, не допускались ошибки и не пропускались вопросы. При групповом опросе важно добиться самостоятельности ответов.
Одним из наиболее разработанных в социологии является социометрический опрос, который позволяет выявить, измерить и описать структуры отношений в малых группах: школьных классах, студенческих группах, трудовых коллективах и др. Для выявления отношений внутри группы проводится опрос о желательных и нежелательных партнерах в совместной деятельности (например, выполнение лабораторной работы, подготовка научной конференции), в общении на досуге и т.п. В результате исследователь получает множество выборов и отклонений, которые являются показателями, индикаторами сложившихся между членами группы отношений. Среди них выделяется подмножество взаимных выборов и отклонений, которые характеризуют стабильность группы. Информация в таком виде уже поддается количественной оценке и счету. Выборы оцениваются положительными числами, отклонения – отрицательными. Выборы и отклонения могут служить показателем интенсивности межличностных отношений. Трем первым выборам присваиваются более высокие баллы. Располагая количественной информацией о межличностных отношениях, можно конструировать индексы, то есть сложные, комбинированные показатели свойств изучаемой группы, положения человека в ней. К числу наиболее важных относятся индексы групповой сплоченности и социально-психологического статуса членов группы. Индекс статуса определяется как частное от деления алгебраической суммы полученных выборов и отклонений на количество максимально возможных выборов. Измерение межличностных отношений, вычисление групповых и индивидуальных индексов позволяет также провести сравнение разных коллективов и дополнить общие качественные характеристики более точными количественными оценками. Необходимо, чтобы группа во время социометрического опроса находилась в обычном для нее состоянии, чтобы все ее члены имели равные возможности быть выбранными и отклоненными.
- Ч елябинск
- Содержание
- Лекция 4. Современная социология………………………………………………44
- Лекция 17. Прикладная социология……………………………………………..175
- Лекция 18. Методы сбора и анализ социологической информации…………..184
- Предисловие
- Программа курса «социология» Цели и задачи курса
- Содержание программы
- Раздел 1. Социология как наука: история становления и современность
- Тема 1. Становление социологии как науки.
- Тема 2. Социология как наука.
- Тема 3. Русская социологическая мысль
- Тема 4. Современная социология
- Тема 9. Социальные общности и группы.
- Раздел 3. Человек в социокультурной системе
- Тема 10. Личность.
- Тема 11. Девиация и социальный контроль.
- Тема 14. Социология семьи
- Тема 15. Социология молодежи
- Тема 16. Социология общественного мнения
- Раздел 6. Методология и методика социологического исследования.
- Тема 17. Прикладная социология.
- Тема 18. Методы сбора и анализ социологической информации.
- Рабочая программа
- Лекция 1. Становление социологии как науки.
- Социологический проект о. Конта.
- Эволюционная концепция Герберта Спенсера.
- Классический этап развития социологии
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Лекция 2. Социология как наука.
- 2. Метод социологии.
- 3. Основные социологические категории и законы.
- 4. Структура и функции социологии.
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Лекция 3. Русская социологическая мысль
- Основные особенности и направления русской социологической мысли.
- Интегральная социология п. Сорокина.
- 1. Основные особенности и направления русской социологической мысли
- 2. Интегральная социология п. Сорокина.
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Лекция 4. Современная социология
- Особенности современного социологического знания.
- Современные социологические парадигмы
- Особенности современного социологического знания.
- 2. Современные социологические парадигмы.
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Лекция 5. Общество как социальная система.
- 2. Типология обществ в социологии.
- 3. Общество и государство. Гражданское общество.
- 4. Особенности модернизации в России.
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Лекция 6. Социальная структура и социальная стратификация.
- 2. Социальная стратификация.
- 3. Классы.
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Лекция 7. Социальная мобильность.
- 1. Социальная мобильность.
- 2. Проблемы социальной мобильности.
- 3. Социальная структура и социальная стратификация современного российского общества.
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Лекция 8. Социальные институты и социальные организации.
- 1. Формирование социальных институтов.
- 2. Социальные институты: виды и функции.
- 3. Социальные организации.
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Лекция 9. Социальные общности и группы.
- 1. Социальные общности.
- 2. Социальные группы.
- 3. Малые группы и коллективы.
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Лекция 10. Личность.
- Личность как социальный тип.
- Личность как деятельный субъект.
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Лекция 11 Девиация и социальный контроль
- 1. Девиация.
- 2. Социальный контроль.
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Лекция 12. Социальные изменения и процессы глобализации
- Социальные изменения и процессы
- Глобализация основных процессов в мире.
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Лекция 13. Экономическая социология
- 1. Экономическая социология
- 2. Экономическое поведение.
- 3. Собственность как социальный институт.
- 4. Предпринимательство.
- 5. Труд.
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Лекция 14. Социология семьи
- 1. Семья как социальный институт.
- 2. Проблемы и тенденции развития семейно-брачных отношений.
- Содержание и принципы семейной политики.
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Лекция 15. Социология молодежи
- 1. Молодежь как особая социально-демографическая группа.
- 2. Молодежная субкультура.
- 3. Социальные проблемы молодежи.
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Лекция 16. Социология общественного мнения
- 1. Общественное мнение как социальный институт
- 2. Изучение и формирование общественного мнения.
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Назовите пути формирования общественного мнения. Лекция 17. Прикладная социология
- 1. Прикладное социологическое исследование
- 2. Программа исследования
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Лекция 18. Методы сбора и анализ социологической информации.
- 1. Измерение и выборка в социологическом исследовании.
- 2. Наблюдение.
- 3. Анализ документов.
- 4. Социологический опрос.
- 5. Анализ социологических данных.
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Темы рефератов и курсовых работ
- Социологический проект о. Конта.
- Вопросы к зачету
- Тест для текущего самоконтроля
- Основные термины и понятия
- Список рекомендуемой литературы
- Раздел 1. Социология как наука: история становления и современность
- Раздел 2. Социальные системы и социоструктурные образования.
- Раздел 3. Человек в социокультурной системе.
- Раздел 4. Социальные изменения в обществе.
- Раздел 5. Специальные социологические теории.
- Раздел 6. Методология и методика социологического исследования.
- Содержание
- Методология исследования
- Основные понятия, используемые в исследовании по дво
- Методика исследования
- Лаборатория прикладной социологии ЧелГу анкета учащегося выпускного класса школы
- Заранее благодарим за участие в исследовании!
- 7. Кто (что) оказал(о) влияние на выбор вами данной специальности?
- 8. В каком из вузов вы планируете получить высшее образование?
- Если вы собираетесь поступать в челгу и учиться на базе его представительства в южноуральске, то чем это представительство вас привлекает?
- 20. А как вы считаете, если родители не будут платить за ваше обучение в вузе, то
- А теперь немного о себе и своей семье:
- 7. Кто (что) оказал(о) влияние на выбор вами данной специальности?
- 8. В каком из вузов вы планируете получение сыном, дочерью высшего образования?
- Если вы направляете сына, дочь поступать в челгу и учиться на базе его представительства в южноуральске, то чем это представительство вас привлекает?
- 20. Что, на ваш взгляд, вашему(ей) сыну, дочери даст высшее образование? (можно выбрать несколько ответов)
- 21. Какие ценности, из перечисленных ниже, вы считаете главными в своей
- А теперь немного о вас и вашей семье:
- Благодарим за ответы! Лаборатория прикладной социологии ЧелГу анкета молодого человека со средним образованием
- 8. Кто (что) оказал(о) влияние на выбор вами данной специальности?
- 9. В каком из вузов вы планируете получить высшее образование?
- Если вы собираетесь поступать в челгу и учиться на базе его представительства в южноуральске, то чем это представительство вас привлекает?
- А теперь немного о себе и своей семье:
- По какой специальности вы учились?
- 2. Почему вы предпочли указанную специальность?
- 3. Кто (что) оказало влияние на выбор вами данной специальности?
- 21. Какие проблемы учебы волновали вас более всего?
- По какой специальности вы учитесь?
- 2. Почему вы предпочли указанную специальность? (можно отметить несколько ответов)
- 3. Кто (что) оказало влияние на выбор вами данной специальности?
- 22. Какие проблемы учебы волнуют вас в настоящее время более всего?
- А теперь немного о себе и своей семье:
- 10. Кто (что) оказало влияние на выбор студентами данной специальности?
- 12. Что, на ваш взгляд, дает молодым людям высшее образование?
- 25. Какие, на ваш взгляд, проблемы учебы есть у студентов в настоящее время?
- 34. Используете ли вы дистанционные образовательные технологии в представительстве челгу в южноуральске?
- Благодарим за ответы!
- Памятка-задание интервьюеру
- Желаем успехов! организация исследования
- Временный творческий коллектив
- Директор института проблем
- ЧелГу, доктор пед. Наук, профессор Мартынова Елена Александровна
- Договор о творческом сотрудничестве
- Список использованных источников по дво
- Задание
- Ключ к тесту для самоконтроля
- Тест для итогового контроля
- Ключ к тесту для итогового контроля