3. Социальные организации.
Общество как система это многообразие взаимосвязанных и взаимодействующих социальных институтов, социальных организаций.
Термин «организация» применяется очень широко. В кибернетике, экономике, биологии, технических науках он выступает синонимом упорядоченности. В социологии организация - группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общих целей.
Социальная организация имеет ряд характерных черт:
во-первых, создается для реализации определенных целей, причем таких, которые не могут быть достигнуты людьми порознь, в одиночку. Т.е. отличительный признак социальной организации – совместная деятельность (клуб любителей шахмат, завод, партия, движение).
во-вторых, представляет собой сложную систему социальных позиций и ролей. Люди исполняют эти роли и удовлетворяют тем самым свои потребности и интересы;
в-третьих, социальная организация возникает на основе разделения труда и его специализации по функциональному признаку. Кто-то занимается разработкой технологии, другой – поставками сырья, третий – производством продукта и т.д. Одни обеспечивают общее руководство, другие выполняют приказы, указания. Проявляется иерархия отношений. Отсюда организации всегда строятся по вертикали, в них довольно четко выделяются управляющая и управляемая подсистемы;
в-четвертых, управляющие подсистемы создают свои специфические средства регулирования и контроля за деятельностью организации, правила (должностные инструкции, трудовое законодательство);
в-пятых, представляют собой целостную систему. А целое больше своих частей. На базе соединения различных элементов в организации в целом создается особый организационный или кооперативный эффект, прирост энергии, превышающий сумму индивидуальных усилий ее участников.
Называют три основных составляющих этого эффекта:
- организация объединяет усилия многих своих членов, одновременность этих усилий дает прирост энергии;
- единицы в организации специализируются, выполняют определенную функцию. Энергия концентрируется и тем самым прирастает;
- благодаря управляющей подсистеме действия синхронизируются и повышают эффект.
Такое явление приращения усилий в ходе совместной деятельности называется синергией.
Причины появления организаций:
в потребности людей объединяться, что способствует выживанию, большей эффективности усилий. В группе удовлетворяется и потребность в одобрении, человек чувствует себя значимым, получает поддержку. Есть даже такое выражение: группа поддержки звезды эстрады, спортивной команды, политического деятеля;
в промышленной революции и переходе от индивидуального ремесленного труда к кооперативному, промышленному.
Социология организаций возникает на стыке социологических, психологических наук и изучает социальную сторону жизнедеятельности организаций. Ее интересует личность как ядро организации и тем самым соотношение личностного и структурного, технологического в организации, индивидуального и общего (личных целей и интересов организации).
Организации – это группы с определенной степенью формализации, где правила, регламенты, рабочий порядок определяют поведение ее членов. В типологии организаций наиболее часто их различают на формальные и неформальные.
Для формальной организации главным являются организационные отношения. Ее характеризует способ организационного построения связей, статусов, норм. В его основе – разделение труда, специализация в виде системы должностей со специфическими функциями.
Формальная организация:
обеспечивает прохождение деловой информации, необходимой для функционального взаимодействия;
включает в себя различные регуляторы деятельности организации: нормы и образы поведения, программы деятельности, принципы вознаграждения;
рациональна, в ее основе принцип целесообразности движения;
принципиально безлична, рассчитана лишь на служебные отношения индивидов. Все это и дает организационный эффект.
Формальная организация имеет и недостатки, ограничения:
1) не все процессы поддаются формализации;
2) может стать невосприимчивой к изменениям внутренней и внешней среды;
3) ограничивает личную свободу, возможность творчества. Проявляется так называемый эффект бюрократии.
В социологии существуют противоположные оценки и характеристики бюрократии. В кратком словаре по социологии (М. 1988, с. 24.) бюрократия определяется как власть, господство канцелярии – специфическая форма управленческих структур и отношений. Она характеризуется: 1) наличием привилегированного слоя служащих, призванных осуществлять власть в организации; 2) отрывом исполнительной власти от законодательной, и их от большинства членов организации; 3) безличной системой управления; 4) поручением контроля лицам ответственным за выполнение; 5) главенством формы над содержанием деятельности.
Вебер рассматривал бюрократию как специфическую форму организации современного ему общества и выделял в качестве ее основной черты рациональность. Он высоко оценивал возможности бюрократии, а ее развитие рассматривал как положительную перспективу исторического процесса.
Большое место в социологии организаций отводится исследованию противоречия между бюрократической организацией управления и восприимчивостью организаций к нововведениям. В бюрократической организации действия подчиненных толкуются как правильные, если они соответствуют уставам и приказам начальства. Однако, знания и способность к творчеству не могут передаваться в приказном порядке.
Нововведения и стабильность входят в противоречие друг с другом.
Н ововведения Стабильность
Разрушение устоявшихся форм. 1. Поддержание прежнего уровня.
Неизбежный риск. 2. Минимальный риск.
Противоречия с нормативными 3. Использование только
положениями. существующих положений.
Нарушение сложившихся полномочий 4. Сохранение полномочий и ролей.
и ролей.
Преодоление психологического 5. Усиление психологического
барьера. барьера.
Изменение стиля и методов 6. Сохранение устойчивого стиля.
руководства.
Итак, формальная организация необходима, но ее рамки узки, а бюрократия искажает суть. С ней надо бороться, но не с необходимостью организаций.
В качестве противовеса и компенсации недостатков формальных организаций возникают и функционируют неформальные организации. Они представляют собой систему межличностного и межгруппового общения и возникают там, где деятельность формальной организации вызывает нарушение важных функций социального организма. Неформальные организации компенсируют эти нарушения за счет самореализации и саморегуляции на основе общности интересов организации и ее членов. Часто они существуют в рамках любой формальной организации. В них нет жесткого закрепления в виде стандартов связей, взаимодействий, что делает организацию устойчивой. Напротив, превалируют групповые нормы, спонтанное, ситуационное взаимодействие. Тем самым создаются большие возможности для творчества, нововведений. В неформальной организации основные отношения эмоциональные, а основная черта – принадлежность к группе. Иногда она фиксируется во внешних признаках (кожаные куртки рокеров, украшения металлистов).
- Ч елябинск
- Содержание
- Лекция 4. Современная социология………………………………………………44
- Лекция 17. Прикладная социология……………………………………………..175
- Лекция 18. Методы сбора и анализ социологической информации…………..184
- Предисловие
- Программа курса «социология» Цели и задачи курса
- Содержание программы
- Раздел 1. Социология как наука: история становления и современность
- Тема 1. Становление социологии как науки.
- Тема 2. Социология как наука.
- Тема 3. Русская социологическая мысль
- Тема 4. Современная социология
- Тема 9. Социальные общности и группы.
- Раздел 3. Человек в социокультурной системе
- Тема 10. Личность.
- Тема 11. Девиация и социальный контроль.
- Тема 14. Социология семьи
- Тема 15. Социология молодежи
- Тема 16. Социология общественного мнения
- Раздел 6. Методология и методика социологического исследования.
- Тема 17. Прикладная социология.
- Тема 18. Методы сбора и анализ социологической информации.
- Рабочая программа
- Лекция 1. Становление социологии как науки.
- Социологический проект о. Конта.
- Эволюционная концепция Герберта Спенсера.
- Классический этап развития социологии
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Лекция 2. Социология как наука.
- 2. Метод социологии.
- 3. Основные социологические категории и законы.
- 4. Структура и функции социологии.
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Лекция 3. Русская социологическая мысль
- Основные особенности и направления русской социологической мысли.
- Интегральная социология п. Сорокина.
- 1. Основные особенности и направления русской социологической мысли
- 2. Интегральная социология п. Сорокина.
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Лекция 4. Современная социология
- Особенности современного социологического знания.
- Современные социологические парадигмы
- Особенности современного социологического знания.
- 2. Современные социологические парадигмы.
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Лекция 5. Общество как социальная система.
- 2. Типология обществ в социологии.
- 3. Общество и государство. Гражданское общество.
- 4. Особенности модернизации в России.
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Лекция 6. Социальная структура и социальная стратификация.
- 2. Социальная стратификация.
- 3. Классы.
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Лекция 7. Социальная мобильность.
- 1. Социальная мобильность.
- 2. Проблемы социальной мобильности.
- 3. Социальная структура и социальная стратификация современного российского общества.
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Лекция 8. Социальные институты и социальные организации.
- 1. Формирование социальных институтов.
- 2. Социальные институты: виды и функции.
- 3. Социальные организации.
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Лекция 9. Социальные общности и группы.
- 1. Социальные общности.
- 2. Социальные группы.
- 3. Малые группы и коллективы.
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Лекция 10. Личность.
- Личность как социальный тип.
- Личность как деятельный субъект.
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Лекция 11 Девиация и социальный контроль
- 1. Девиация.
- 2. Социальный контроль.
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Лекция 12. Социальные изменения и процессы глобализации
- Социальные изменения и процессы
- Глобализация основных процессов в мире.
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Лекция 13. Экономическая социология
- 1. Экономическая социология
- 2. Экономическое поведение.
- 3. Собственность как социальный институт.
- 4. Предпринимательство.
- 5. Труд.
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Лекция 14. Социология семьи
- 1. Семья как социальный институт.
- 2. Проблемы и тенденции развития семейно-брачных отношений.
- Содержание и принципы семейной политики.
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Лекция 15. Социология молодежи
- 1. Молодежь как особая социально-демографическая группа.
- 2. Молодежная субкультура.
- 3. Социальные проблемы молодежи.
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Лекция 16. Социология общественного мнения
- 1. Общественное мнение как социальный институт
- 2. Изучение и формирование общественного мнения.
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Назовите пути формирования общественного мнения. Лекция 17. Прикладная социология
- 1. Прикладное социологическое исследование
- 2. Программа исследования
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Лекция 18. Методы сбора и анализ социологической информации.
- 1. Измерение и выборка в социологическом исследовании.
- 2. Наблюдение.
- 3. Анализ документов.
- 4. Социологический опрос.
- 5. Анализ социологических данных.
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Темы рефератов и курсовых работ
- Социологический проект о. Конта.
- Вопросы к зачету
- Тест для текущего самоконтроля
- Основные термины и понятия
- Список рекомендуемой литературы
- Раздел 1. Социология как наука: история становления и современность
- Раздел 2. Социальные системы и социоструктурные образования.
- Раздел 3. Человек в социокультурной системе.
- Раздел 4. Социальные изменения в обществе.
- Раздел 5. Специальные социологические теории.
- Раздел 6. Методология и методика социологического исследования.
- Содержание
- Методология исследования
- Основные понятия, используемые в исследовании по дво
- Методика исследования
- Лаборатория прикладной социологии ЧелГу анкета учащегося выпускного класса школы
- Заранее благодарим за участие в исследовании!
- 7. Кто (что) оказал(о) влияние на выбор вами данной специальности?
- 8. В каком из вузов вы планируете получить высшее образование?
- Если вы собираетесь поступать в челгу и учиться на базе его представительства в южноуральске, то чем это представительство вас привлекает?
- 20. А как вы считаете, если родители не будут платить за ваше обучение в вузе, то
- А теперь немного о себе и своей семье:
- 7. Кто (что) оказал(о) влияние на выбор вами данной специальности?
- 8. В каком из вузов вы планируете получение сыном, дочерью высшего образования?
- Если вы направляете сына, дочь поступать в челгу и учиться на базе его представительства в южноуральске, то чем это представительство вас привлекает?
- 20. Что, на ваш взгляд, вашему(ей) сыну, дочери даст высшее образование? (можно выбрать несколько ответов)
- 21. Какие ценности, из перечисленных ниже, вы считаете главными в своей
- А теперь немного о вас и вашей семье:
- Благодарим за ответы! Лаборатория прикладной социологии ЧелГу анкета молодого человека со средним образованием
- 8. Кто (что) оказал(о) влияние на выбор вами данной специальности?
- 9. В каком из вузов вы планируете получить высшее образование?
- Если вы собираетесь поступать в челгу и учиться на базе его представительства в южноуральске, то чем это представительство вас привлекает?
- А теперь немного о себе и своей семье:
- По какой специальности вы учились?
- 2. Почему вы предпочли указанную специальность?
- 3. Кто (что) оказало влияние на выбор вами данной специальности?
- 21. Какие проблемы учебы волновали вас более всего?
- По какой специальности вы учитесь?
- 2. Почему вы предпочли указанную специальность? (можно отметить несколько ответов)
- 3. Кто (что) оказало влияние на выбор вами данной специальности?
- 22. Какие проблемы учебы волнуют вас в настоящее время более всего?
- А теперь немного о себе и своей семье:
- 10. Кто (что) оказало влияние на выбор студентами данной специальности?
- 12. Что, на ваш взгляд, дает молодым людям высшее образование?
- 25. Какие, на ваш взгляд, проблемы учебы есть у студентов в настоящее время?
- 34. Используете ли вы дистанционные образовательные технологии в представительстве челгу в южноуральске?
- Благодарим за ответы!
- Памятка-задание интервьюеру
- Желаем успехов! организация исследования
- Временный творческий коллектив
- Директор института проблем
- ЧелГу, доктор пед. Наук, профессор Мартынова Елена Александровна
- Договор о творческом сотрудничестве
- Список использованных источников по дво
- Задание
- Ключ к тесту для самоконтроля
- Тест для итогового контроля
- Ключ к тесту для итогового контроля