logo
Учебное пособие по социологии к печати (2)

3. Анализ документов.

Документальной в социологии называют любую информацию, фиксированную в печатном или рукописном тексте, на магнитной ленте, на фото- или кинопленке. Анализ документов начинается с их отбора путем выделения наиболее значимых для исследования, доступных, определения объема их репрезентативной выборки.

При работе с документальными источниками применяются приемы качественно-количественного анализа. Основной из них контент-анализ - перевод в количественные показатели массовой текстовой (или записанной на пленку) информации с последующей статистической ее обработкой.

Контент-анализ начинается с выявления смысловых единиц, в качестве которых используют:

1) Понятия, выраженные в отдельных терминах. Это могут быть понятия из области экономики: а) формы собственности, приватизация, финансовая система, денежное обращение, технический прогресс, методы хозяйствования, оптимизация управления и др.; б) термины политического содержания: правящие круги и оппозиция, интернационализм или национализм, авторитаризм, демократия, международное сотрудничество, консенсус, конфликт интересов; в) нравственные или правовые символы: права человека, гуманизм, активность, инициативность, деловая предприимчивость, нарушение законности, преступность, коррупция; г) научные: модель, система, космическое пространство и т. п.

2) Тема, выраженная в целых смысловых абзацах, частях текстов, статьях, радиопередачах и т. п.

3) Имена исторических личностей, политиков, выдающихся ученых и деятелей искусства, организаторов производства, лидеров движений и партий, наименования общественных институтов, организаций и учреждений.

4) Целостное общественное событие, официальный документ, факт, произведение, случай и т. п. несут специфическую смысловую нагрузку и тоже могут быть приняты за единицу анализа. Частота и длительность (во времени) упоминания общественного события или государственного решения - свидетельство его важности для общества.

5) Смысл апелляций к потенциальному адресату -пользователю рекламируемой продукции, или гражданину как возможному стороннику политического, иного движения.

Наряду с контент-анализом часто используется традиционный (неформализованный, качественный). Фактически это толкование документа, выявление его сути, основных идей, логики. При этом ищутся ответы на вопросы о форме и виде документа, его авторе, целях составления, достоверности, времени действия, резонансе. Важны также оценки и факты, содержащиеся в документе, его соответствие целям исследования и другие вопросы.