Личность как социальный тип.
Социология понимает общество как продукт взаимной деятельности и связи людей. И потому она интересуется самим человеком как особым существом в мире. Его особенности отражаются в понятиях: человек, индивид, личность.
Понятие человек характеризует всеобщие, присущие только людям качества и способностей, т.е. то, что их отличает в природе. Индивид – это конкретный человек или отдельный представитель человечества. Личность – это особенности индивидуального и исторического развития индивида. Каждый человек – индивид, имеющий свое особое лицо. Индивид является личностью, т.к. в отношениях с другими он выполняет определенные функции, реализует социально значимые свойства и качества.
На формирование личности влияют:
1) Биологическая наследственность. Но это сырой материал, из которого потом лепятся индивид и личность. Из биологической наследственности не может быть личности, т.к. ни культура, ни социальный опыт не передаются с генами. Но она создает ограничения для социальных общностей (беспомощность ребенка, невозможность долго быть под водой, биологические потребности), определяет разнообразные темпераменты, характеры, способности, т.е. в итоге индивидуальность.
2) Физическое окружение (климат, географические и природные ресурсы). Оно влияет на культурные особенности социальной группы.
3) Культура или определенный культурный опыт всего человечества. И вместе с тем общность, группа имеет еще свой опыт, свои культурные образцы. Для личности в условиях мусульманской культуры характерны иные черты, чем в христианской стране.
4) Субъективный, уникальный, личностный опыт. Именно через него преломляется все остальное и создаются личностные типы.
Социология изучает процесс формирования личности, ее взаимосвязи с обществом, социальное поведение. В нем основа понимания жизни индивида, группы, общества.
В социологии имеется ряд теорий личности
Ролевая теория личности описывает ее социальное поведение двумя основными понятиями: социальный статус и социальная роль. Социальный статус – это позиция человека в социальной системе. Она предполагает права и обязанности. Человек может иметь несколько статусов, но один из них является главным, определяет его положение в обществе. Часто это должность (директор). Социальный статус отражается как во внешнем поведении и облике (одежда, жаргон), так и во внутренней позиции (установках, ценностных ориентациях, мотивациях и т.п.).
Статусы бывают предписанные (навязанные вне усилий и заслуг индивида, определенные семьей, местом рождения, национальностью) и приобретенные (достигнутые) усилиями самого человека (писатель, генеральный директор).
Также выделяются естественный статус – устойчивые характеристики человека (мужчины и женщины, детство, зрелость, старость). Выделяется и профессионально-должностной статус как базисный – социальное, экономическое, производственно-техническое положение индивида (банкир, инженер, адвокат и т.п.).
Социальная роль – это совокупность действий, которое должен выполнить человек, занимающий данный статус в социальной системе. Каждый статус включает ряд ролей. Совокупность ролей есть ролевой набор. Социальная роль рассматривается в двух аспектах – ролевого ожидания и ролевого исполнения. Наши роли это то, что ожидают от нас другие. Если индивид не исполняет роли в соответствии с нашим ожиданием, то он вступает в определенный конфликт с обществом. Близкий друг должен быть неравнодушен к нашим проблемам, родитель должен заботиться о детях.
Ролевые требования воплощаются в социальных нормах каждого статуса.
Каждый человек выполняет несколько ролей и в разных ситуациях. Но это не всегда совместимо. Такие случаи несовместимости называются ролевым конфликтом. Ролевому конфликту предшествует ролевое напряжение – трудности при выполнении ролевых обязательств.
Марксистская теория личности анализирует, главным образом, взаимодействие личности и общества. Личность при этом рассматривается как: 1) целостность социальных качеств человека; 2) продукт исторического развития, результат активной деятельности и общения человека в социальной системе; 3) как субъект социальных отношений, свойства которого формируются в процессе деятельности и характеризуются автономностью, определенной независимостью от общества и способного своей активностью изменять условия и среду обитания.
Социология выявляет и зависимость личности от различных структур общества, воздействие этих структур на личность, т.е. рассматривает ее как объект общественных отношений. В таком случае свойства личности определяются характером социально-экономического строя, класса, группы, национальной принадлежностью, совокупностью условий жизни.
Каждый человек проходит процесс социализации или усвоения индивидуальных образцов поведения, социальных норм, ценностей, необходимых для его функционирования в обществе. Социализация охватывает все процессы приобщения к культуре, обучения и воспитания. В социализации принимает участие все окружение индивида: семья, соседи, сверстники, средства массовой информации и т.д.
Многие психологи и социологи подчеркивают, что процесс социализации продолжается в течение всей жизни человека. Психологический механизм социализации – это имитация, идентификация, чувство вины и стыда. Имитация – осознанная попытка ребенка копировать определенную модель поведения. Образцами для подражания могут выступать родители, родственники, друзья и т.д. Понятие Я, осознание себя отдельным человеческим существом приходит к ребенку в 1, 5 года.
Идентификация – это способ осознания принадлежности к той или иной общности, группе. Через идентификацию дети принимают поведение родителей, родственников, друзей, соседей, их ценности, нормы как свои собственные. Стыд и вина подавляют или запрещают некоторые образцы поведения.
В процессе социализации личность достигает социальной зрелости, обретает интегральный (главный) социальный статус.
Всякая социологическая теория стремится определить отношение общества и человека. В одних теориях общество сводится к индивидам, в других – индивид рассматривается как часть, как «молекула» общества.
Но человек и общество взаимосвязаны. Нет общества без человека, но и человек существует только в обществе. Человек как личность проявляет себя в процессе труда, в обществе, где индивиды взаимодействуют. Отношения между человеком и обществом являются сложными. Это сложность воздействия человека на общество и общества на человека.
Личность формируется в результате взаимодействия организма и общественной среды. Важнейшими свойствами личности являются:
- творчество (ее способность изменять внешний мир, а также внутренняя потребность в творчестве);
- социальность (включенность в социальные коллективы и общественный характер);
- субъективность (индивидуальность);
- целостность, обеспечивающая единство поведения в различных ситуациях.
В зависимости от влияния общества на личность может быть составлена социальная типология личности, характеризующая ее образ жизни. Каждому обществу соответствует базисный (или несколько базисных) личностных типов.
В условиях административно-командной системы личность была объектом воздействия на нее. В результате у нее сформировались такие социально-типические черты как общественная пассивность, конформизм, боязнь выступить против господствующей точки зрения и т.п.
Для нынешнего российского общества типичная личность – легко идущая на контакты, готовая к сотрудничеству и агрессии (умеющая постоять за себя), с практической сметкой.
Логика социальной жизни в том, что идет непрерывный процесс превращения личности из объекта в субъект общественных отношений. Человек не только элемент социальной структуры, но и сам есть сложнейшая социальная система со своеобразной структурой.
Изменение общественных отношений связано и со сменой типов социальной ориентации личности. Еще в 1950 –х гг. американский социолог Давид Рисмен (род. 1909) разграничил три типа таких ориентаций:
традиционно ориентированный – приверженный обычаям, устоявшимся образцам поведения;
извне ориентированный – подверженный влиянию других, моды, СМИ, социальных институтов;
изнутри ориентированный – на свои индивидуальные цели, интересы, самостоятельность, автономность.
Такая типология позволяет оценивать общество (по распространенности ориентации) и выделить некоторые социальные типы личности:
фанатик, догматик, традиционалист (традиционно ориентированный);
конформист (извне ориентированный);
бунтарь (эскапист – от анг. eskape – бежать, уходить) – изнутри ориентированный (от действительности в мир иллюзий).
В обществе перемен появляются и становятся массовыми новые типы личности:
- «флюгер» – ориентации неустойчивы, главное – «держать нос по ветру»;
«маргинал» – люди между (в промежуточном положении) разными социальными, культурными, этническими группами, с неполноценным статусом, отсутствием четких ориентиров и установок, с агрессивным поведением.
То есть нестабильность общества порождает дезориентацию человека, а это мешает ему активно участвовать в реформах, он не заинтересован в них, препятствует им.
- Ч елябинск
- Содержание
- Лекция 4. Современная социология………………………………………………44
- Лекция 17. Прикладная социология……………………………………………..175
- Лекция 18. Методы сбора и анализ социологической информации…………..184
- Предисловие
- Программа курса «социология» Цели и задачи курса
- Содержание программы
- Раздел 1. Социология как наука: история становления и современность
- Тема 1. Становление социологии как науки.
- Тема 2. Социология как наука.
- Тема 3. Русская социологическая мысль
- Тема 4. Современная социология
- Тема 9. Социальные общности и группы.
- Раздел 3. Человек в социокультурной системе
- Тема 10. Личность.
- Тема 11. Девиация и социальный контроль.
- Тема 14. Социология семьи
- Тема 15. Социология молодежи
- Тема 16. Социология общественного мнения
- Раздел 6. Методология и методика социологического исследования.
- Тема 17. Прикладная социология.
- Тема 18. Методы сбора и анализ социологической информации.
- Рабочая программа
- Лекция 1. Становление социологии как науки.
- Социологический проект о. Конта.
- Эволюционная концепция Герберта Спенсера.
- Классический этап развития социологии
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Лекция 2. Социология как наука.
- 2. Метод социологии.
- 3. Основные социологические категории и законы.
- 4. Структура и функции социологии.
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Лекция 3. Русская социологическая мысль
- Основные особенности и направления русской социологической мысли.
- Интегральная социология п. Сорокина.
- 1. Основные особенности и направления русской социологической мысли
- 2. Интегральная социология п. Сорокина.
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Лекция 4. Современная социология
- Особенности современного социологического знания.
- Современные социологические парадигмы
- Особенности современного социологического знания.
- 2. Современные социологические парадигмы.
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Лекция 5. Общество как социальная система.
- 2. Типология обществ в социологии.
- 3. Общество и государство. Гражданское общество.
- 4. Особенности модернизации в России.
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Лекция 6. Социальная структура и социальная стратификация.
- 2. Социальная стратификация.
- 3. Классы.
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Лекция 7. Социальная мобильность.
- 1. Социальная мобильность.
- 2. Проблемы социальной мобильности.
- 3. Социальная структура и социальная стратификация современного российского общества.
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Лекция 8. Социальные институты и социальные организации.
- 1. Формирование социальных институтов.
- 2. Социальные институты: виды и функции.
- 3. Социальные организации.
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Лекция 9. Социальные общности и группы.
- 1. Социальные общности.
- 2. Социальные группы.
- 3. Малые группы и коллективы.
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Лекция 10. Личность.
- Личность как социальный тип.
- Личность как деятельный субъект.
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Лекция 11 Девиация и социальный контроль
- 1. Девиация.
- 2. Социальный контроль.
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Лекция 12. Социальные изменения и процессы глобализации
- Социальные изменения и процессы
- Глобализация основных процессов в мире.
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Лекция 13. Экономическая социология
- 1. Экономическая социология
- 2. Экономическое поведение.
- 3. Собственность как социальный институт.
- 4. Предпринимательство.
- 5. Труд.
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Лекция 14. Социология семьи
- 1. Семья как социальный институт.
- 2. Проблемы и тенденции развития семейно-брачных отношений.
- Содержание и принципы семейной политики.
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Лекция 15. Социология молодежи
- 1. Молодежь как особая социально-демографическая группа.
- 2. Молодежная субкультура.
- 3. Социальные проблемы молодежи.
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Лекция 16. Социология общественного мнения
- 1. Общественное мнение как социальный институт
- 2. Изучение и формирование общественного мнения.
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Назовите пути формирования общественного мнения. Лекция 17. Прикладная социология
- 1. Прикладное социологическое исследование
- 2. Программа исследования
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Лекция 18. Методы сбора и анализ социологической информации.
- 1. Измерение и выборка в социологическом исследовании.
- 2. Наблюдение.
- 3. Анализ документов.
- 4. Социологический опрос.
- 5. Анализ социологических данных.
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Темы рефератов и курсовых работ
- Социологический проект о. Конта.
- Вопросы к зачету
- Тест для текущего самоконтроля
- Основные термины и понятия
- Список рекомендуемой литературы
- Раздел 1. Социология как наука: история становления и современность
- Раздел 2. Социальные системы и социоструктурные образования.
- Раздел 3. Человек в социокультурной системе.
- Раздел 4. Социальные изменения в обществе.
- Раздел 5. Специальные социологические теории.
- Раздел 6. Методология и методика социологического исследования.
- Содержание
- Методология исследования
- Основные понятия, используемые в исследовании по дво
- Методика исследования
- Лаборатория прикладной социологии ЧелГу анкета учащегося выпускного класса школы
- Заранее благодарим за участие в исследовании!
- 7. Кто (что) оказал(о) влияние на выбор вами данной специальности?
- 8. В каком из вузов вы планируете получить высшее образование?
- Если вы собираетесь поступать в челгу и учиться на базе его представительства в южноуральске, то чем это представительство вас привлекает?
- 20. А как вы считаете, если родители не будут платить за ваше обучение в вузе, то
- А теперь немного о себе и своей семье:
- 7. Кто (что) оказал(о) влияние на выбор вами данной специальности?
- 8. В каком из вузов вы планируете получение сыном, дочерью высшего образования?
- Если вы направляете сына, дочь поступать в челгу и учиться на базе его представительства в южноуральске, то чем это представительство вас привлекает?
- 20. Что, на ваш взгляд, вашему(ей) сыну, дочери даст высшее образование? (можно выбрать несколько ответов)
- 21. Какие ценности, из перечисленных ниже, вы считаете главными в своей
- А теперь немного о вас и вашей семье:
- Благодарим за ответы! Лаборатория прикладной социологии ЧелГу анкета молодого человека со средним образованием
- 8. Кто (что) оказал(о) влияние на выбор вами данной специальности?
- 9. В каком из вузов вы планируете получить высшее образование?
- Если вы собираетесь поступать в челгу и учиться на базе его представительства в южноуральске, то чем это представительство вас привлекает?
- А теперь немного о себе и своей семье:
- По какой специальности вы учились?
- 2. Почему вы предпочли указанную специальность?
- 3. Кто (что) оказало влияние на выбор вами данной специальности?
- 21. Какие проблемы учебы волновали вас более всего?
- По какой специальности вы учитесь?
- 2. Почему вы предпочли указанную специальность? (можно отметить несколько ответов)
- 3. Кто (что) оказало влияние на выбор вами данной специальности?
- 22. Какие проблемы учебы волнуют вас в настоящее время более всего?
- А теперь немного о себе и своей семье:
- 10. Кто (что) оказало влияние на выбор студентами данной специальности?
- 12. Что, на ваш взгляд, дает молодым людям высшее образование?
- 25. Какие, на ваш взгляд, проблемы учебы есть у студентов в настоящее время?
- 34. Используете ли вы дистанционные образовательные технологии в представительстве челгу в южноуральске?
- Благодарим за ответы!
- Памятка-задание интервьюеру
- Желаем успехов! организация исследования
- Временный творческий коллектив
- Директор института проблем
- ЧелГу, доктор пед. Наук, профессор Мартынова Елена Александровна
- Договор о творческом сотрудничестве
- Список использованных источников по дво
- Задание
- Ключ к тесту для самоконтроля
- Тест для итогового контроля
- Ключ к тесту для итогового контроля