logo
Учебное пособие по социологии к печати (2)

Личность как социальный тип.

Социология понимает общество как продукт взаимной деятельности и связи людей. И потому она интересуется самим человеком как особым существом в мире. Его особенности отражаются в понятиях: человек, индивид, личность.

Понятие человек характеризует всеобщие, присущие только людям качества и способностей, т.е. то, что их отличает в природе. Индивид – это конкретный человек или отдельный представитель человечества. Личность – это особенности индивидуального и исторического развития индивида. Каждый человек – индивид, имеющий свое особое лицо. Индивид является личностью, т.к. в отношениях с другими он выполняет определенные функции, реализует социально значимые свойства и качества.

На формирование личности влияют:

1) Биологическая наследственность. Но это сырой материал, из которого потом лепятся индивид и личность. Из биологической наследственности не может быть личности, т.к. ни культура, ни социальный опыт не передаются с генами. Но она создает ограничения для социальных общностей (беспомощность ребенка, невозможность долго быть под водой, биологические потребности), определяет разнообразные темпераменты, характеры, способности, т.е. в итоге индивидуальность.

2) Физическое окружение (климат, географические и природные ресурсы). Оно влияет на культурные особенности социальной группы.

3) Культура или определенный культурный опыт всего человечества. И вместе с тем общность, группа имеет еще свой опыт, свои культурные образцы. Для личности в условиях мусульманской культуры характерны иные черты, чем в христианской стране.

4) Субъективный, уникальный, личностный опыт. Именно через него преломляется все остальное и создаются личностные типы.

Социология изучает процесс формирования личности, ее взаимосвязи с обществом, социальное поведение. В нем основа понимания жизни индивида, группы, общества.

В социологии имеется ряд теорий личности

Ролевая теория личности описывает ее социальное поведение двумя основными понятиями: социальный статус и социальная роль. Социальный статус – это позиция человека в социальной системе. Она предполагает права и обязанности. Человек может иметь несколько статусов, но один из них является главным, определяет его положение в обществе. Часто это должность (директор). Социальный статус отражается как во внешнем поведении и облике (одежда, жаргон), так и во внутренней позиции (установках, ценностных ориентациях, мотивациях и т.п.).

Статусы бывают предписанные (навязанные вне усилий и заслуг индивида, определенные семьей, местом рождения, национальностью) и приобретенные (достигнутые) усилиями самого человека (писатель, генеральный директор).

Также выделяются естественный статус – устойчивые характеристики человека (мужчины и женщины, детство, зрелость, старость). Выделяется и профессионально-должностной статус как базисный – социальное, экономическое, производственно-техническое положение индивида (банкир, инженер, адвокат и т.п.).

Социальная роль – это совокупность действий, которое должен выполнить человек, занимающий данный статус в социальной системе. Каждый статус включает ряд ролей. Совокупность ролей есть ролевой набор. Социальная роль рассматривается в двух аспектах – ролевого ожидания и ролевого исполнения. Наши роли это то, что ожидают от нас другие. Если индивид не исполняет роли в соответствии с нашим ожиданием, то он вступает в определенный конфликт с обществом. Близкий друг должен быть неравнодушен к нашим проблемам, родитель должен заботиться о детях.

Ролевые требования воплощаются в социальных нормах каждого статуса.

Каждый человек выполняет несколько ролей и в разных ситуациях. Но это не всегда совместимо. Такие случаи несовместимости называются ролевым конфликтом. Ролевому конфликту предшествует ролевое напряжение – трудности при выполнении ролевых обязательств.

Марксистская теория личности анализирует, главным образом, взаимодействие личности и общества. Личность при этом рассматривается как: 1) целостность социальных качеств человека; 2) продукт исторического развития, результат активной деятельности и общения человека в социальной системе; 3) как субъект социальных отношений, свойства которого формируются в процессе деятельности и характеризуются автономностью, определенной независимостью от общества и способного своей активностью изменять условия и среду обитания.

Социология выявляет и зависимость личности от различных структур общества, воздействие этих структур на личность, т.е. рассматривает ее как объект общественных отношений. В таком случае свойства личности определяются характером социально-экономического строя, класса, группы, национальной принадлежностью, совокупностью условий жизни.

Каждый человек проходит процесс социализации или усвоения индивидуальных образцов поведения, социальных норм, ценностей, необходимых для его функционирования в обществе. Социализация охватывает все процессы приобщения к культуре, обучения и воспитания. В социализации принимает участие все окружение индивида: семья, соседи, сверстники, средства массовой информации и т.д.

Многие психологи и социологи подчеркивают, что процесс социализации продолжается в течение всей жизни человека. Психологический механизм социализации – это имитация, идентификация, чувство вины и стыда. Имитация – осознанная попытка ребенка копировать определенную модель поведения. Образцами для подражания могут выступать родители, родственники, друзья и т.д. Понятие Я, осознание себя отдельным человеческим существом приходит к ребенку в 1, 5 года.

Идентификация – это способ осознания принадлежности к той или иной общности, группе. Через идентификацию дети принимают поведение родителей, родственников, друзей, соседей, их ценности, нормы как свои собственные. Стыд и вина подавляют или запрещают некоторые образцы поведения.

В процессе социализации личность достигает социальной зрелости, обретает интегральный (главный) социальный статус.

Всякая социологическая теория стремится определить отношение общества и человека. В одних теориях общество сводится к индивидам, в других – индивид рассматривается как часть, как «молекула» общества.

Но человек и общество взаимосвязаны. Нет общества без человека, но и человек существует только в обществе. Человек как личность проявляет себя в процессе труда, в обществе, где индивиды взаимодействуют. Отношения между человеком и обществом являются сложными. Это сложность воздействия человека на общество и общества на человека.

Личность формируется в результате взаимодействия организма и общественной среды. Важнейшими свойствами личности являются:

- творчество (ее способность изменять внешний мир, а также внутренняя потребность в творчестве);

- социальность (включенность в социальные коллективы и общественный характер);

- субъективность (индивидуальность);

- целостность, обеспечивающая единство поведения в различных ситуациях.

В зависимости от влияния общества на личность может быть составлена социальная типология личности, характеризующая ее образ жизни. Каждому обществу соответствует базисный (или несколько базисных) личностных типов.

В условиях административно-командной системы личность была объектом воздействия на нее. В результате у нее сформировались такие социально-типические черты как общественная пассивность, конформизм, боязнь выступить против господствующей точки зрения и т.п.

Для нынешнего российского общества типичная личность – легко идущая на контакты, готовая к сотрудничеству и агрессии (умеющая постоять за себя), с практической сметкой.

Логика социальной жизни в том, что идет непрерывный процесс превращения личности из объекта в субъект общественных отношений. Человек не только элемент социальной структуры, но и сам есть сложнейшая социальная система со своеобразной структурой.

Изменение общественных отношений связано и со сменой типов социальной ориентации личности. Еще в 1950 –х гг. американский социолог Давид Рисмен (род. 1909) разграничил три типа таких ориентаций:

Такая типология позволяет оценивать общество (по распространенности ориентации) и выделить некоторые социальные типы личности:

В обществе перемен появляются и становятся массовыми новые типы личности:

- «флюгер» – ориентации неустойчивы, главное – «держать нос по ветру»;

То есть нестабильность общества порождает дезориентацию человека, а это мешает ему активно участвовать в реформах, он не заинтересован в них, препятствует им.