3. Классы.
Особое место в стратификации занимают классы. Первым развернутую картину классового общества дал Маркс. Появление классов вызвано формированием частной собственности. Основой разделения на них является наличие или отсутствие собственности. По Марксу, развитие классов ведет к усилению различий, антагонизму классов, т.е. классы – это экономически детерминированные и генетически конфликтные группы. Феодал и крепостной в феодальном обществе, буржуа и пролетарий в капиталистическом обществе – это антагонистические классы, которые существуют в любом обществе, основанном на неравенстве. Маркс допускал также существование в обществе мелких социальных групп, способных влиять на социальные конфликты. Маркс делает следующие предположения: 1. Каждое общество производит излишки пищи, жилья, одежды и других ресурсов. Классовые различия возникают, когда одна из групп населения присваивает ресурсы, которые сразу не потребляются. Такие ресурсы рассматриваются как частная собственность. 2. Классы определяются исходя из факта владения или невладения произведенной собственностью (рабы, вода, земля, капитал – ее виды в разные исторические периоды). Все социальные системы основаны на двух антагонистских социальных классах. 3. Классовые отношения предполагают с необходимостью эксплуатацию одного класса другим, т.е. один класс присваивает результаты труда другого класса. Такие отношения постоянно воспроизводят классовый конфликт, который является основой социальных изменений в обществе. 4. Существуют объективные (обладание ресурсами) и субъективные (факт принадлежности к нему) признаки класса. Когда последние осознаются, тогда члены его начинают действовать сообща, в интересах своего класса.
Учение Маркса о классовой борьбе имеет много последователей среди социологов и политологов современного общества в части социальных структур, межклассовых конфликтов, борьбы класса за изменение условий распределения ресурсов. Наиболее влиятельным альтернативным марксистской теории представляется подход Вебера. Он признавал марксистское деление общества на классы, но считал его узким, не отражающим сложности и глубины социальной дифференциации общества. В отличие от Маркса Вебер выделяет иные факторы формирования отношений неравенства. Во-первых, он рассматривает престиж, как один из важнейших признаков социального класса. Во-вторых, рассматривает класс, как группу людей со сходными возможностями «продвижения» и возможностями карьеры. В-третьих, как и Маркс, Вебер видит в качестве базового в образовании классов отношение к собственности, но придает разделению внутри основных классов значительно большее значение, чем Маркс. Например, Вебер разделяет класс собственников и «торговый» класс, на несколько классов разбивает рабочий класс (в зависимости от вида собственности предприятия, на котором рабочие работают). В-четвертых, в отличие от Маркса, Вебер рассматривает бюрократию как класс, как необходимо звено власти в обществе. В-пятых, впервые закладывает в основу классового разделения систему стратификации, существующую в данном обществе.
Современные теории классов также основаны на теории стратификации, видят в отношении к собственности базовое различие, но признают и другие классобразующие факторы как должностной статус, власть, престиж и др. Если социальная страта – разделение по одному параметру, то социальный класс – не только укрупненная страта. Во-первых, его основой служит ряд классовообразующих параметров, причем владение (распоряжение) ресурсами – основа классового разделения. Во-вторых, социальный класс обладает специфической субкультурой, которая поддерживается традициями, классовым сознанием. В-третьих, каждый класс обладает различными социальными возможностями и привилегиями, что является решающим при достижении наиболее престижных и вознаграждаемых статусов.
Особое внимание проявляет социология к маргиналам – социальным общностям, члены которых живут как бы в двух и более мирах одновременно. Маргинал (от лат.) – находящийся на краю. Основная предпосылка маргинальности – одиночество, утрата связи с общностями. Например, человек переехал из села в город, нашел работу, но разорвал естественные связи с прежней средой (уже не крестьянин, еще не рабочий). Это промежуточное положение долго и мучительно переживается. Маргинальность противоречива. С одной стороны, это разрушение социальности, деградация, депрофессионализация, дезорганизованность. Но, с другой, возможный этап на пути социальной мобильности, которая есть в обществе. Маргинализация – это и движение по пути формирования новых общественных структур и общностей.
Но маргинальные группы приобретают устойчивое, стабильное состояние, у них складывается специфический нравственный кодекс, особый стиль жизни. Маргиналы, компенсируя свое промежуточное положение, «надевают» маску, принимают облик представителя той или иной нации, культуры или религии. Они имитируют чужой образ жизни. Находясь в обществе, фактически пребывают вне его. У маргинальных групп это выражается в состоянии и чувстве потерянности, претенциозности, отчаяния и цинизма.
Маргиналы присущи и нашему обществу. На протяжении всего социалистического строительства маргинальность была заметным явлением. «Барачная» субкультура, индустриализация (перемещение огромных крестьянских масс на стройки и в города), освоение целинных и залежных земель (городская молодежь на землю) и т.п. Маргинализацию в нашей стране уже не одно десятилетие питают миграционные процессы. Почти ¾ граждан России в возрасте старше 30 лет живут и работают не там, где родились.
В ряде социальных общностей формировались такие элементы социальной структуры, как вахтовики, лимитчики, стройбатовцы, шабашники, бомжи. Существующая до сих пор система прописки – еще один источник маргинальности, ибо человек теряет статус частного лица – гражданина, личности, теряет индивидуальность. Многие проблемы порождены и ослаблением, распадом семейных связей.
Среди моделей стратификации наиболее известна модель У. Уотсона (с 30-х гг. в США). Ее суть в большой дифференциации общества. В развитом западном обществе выделяются:
Верхний – высший класс. Это представители влиятельных и богатых династий, у них значительная власть, богатство, престиж. Их положение прочно и не зависит от конъюнктуры рынка.
Нижний – высший класс. Это банкиры, видные политики, владельцы крупных фирм. Они достигли такого положения в ходе конкретной борьбы и благодаря различным своим качествам, ведут жесткую конкурентную борьбу и зависят от политической и экономической ситуации в обществе. Верхний – высший класс считает их выскочками. Они не имеют влияния во всех сферах.
Верхний–средний класс. Он включает в себя преуспевающих бизнесменов, наемных управляющих, крупных юристов, врачей, спортсменов, научную элиту. В своих областях деятельности у них высокий престиж. Их называют богатством нации.
Нижний–средний класс. Это наемные работники – инженеры, средние и мелкие чиновники, преподаватели, научные работники, руководители подразделений на предприятиях, высококвалифицированные рабочие. В развитых западных странах сейчас это наиболее многочисленный слой. Его устремление к повышению статуса, а для этого заинтересованность в стабильности общества. Он – основная поддержка власти.
Верхний–низший класс. Это наемные рабочие. Они создают прибавочную стоимость, ведут борьбу за улучшение своего положения.
Нижний–низший класс. Это нищие, безработные, бездомные, иностранные рабочие и другие маргинальные слои.
- Ч елябинск
- Содержание
- Лекция 4. Современная социология………………………………………………44
- Лекция 17. Прикладная социология……………………………………………..175
- Лекция 18. Методы сбора и анализ социологической информации…………..184
- Предисловие
- Программа курса «социология» Цели и задачи курса
- Содержание программы
- Раздел 1. Социология как наука: история становления и современность
- Тема 1. Становление социологии как науки.
- Тема 2. Социология как наука.
- Тема 3. Русская социологическая мысль
- Тема 4. Современная социология
- Тема 9. Социальные общности и группы.
- Раздел 3. Человек в социокультурной системе
- Тема 10. Личность.
- Тема 11. Девиация и социальный контроль.
- Тема 14. Социология семьи
- Тема 15. Социология молодежи
- Тема 16. Социология общественного мнения
- Раздел 6. Методология и методика социологического исследования.
- Тема 17. Прикладная социология.
- Тема 18. Методы сбора и анализ социологической информации.
- Рабочая программа
- Лекция 1. Становление социологии как науки.
- Социологический проект о. Конта.
- Эволюционная концепция Герберта Спенсера.
- Классический этап развития социологии
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Лекция 2. Социология как наука.
- 2. Метод социологии.
- 3. Основные социологические категории и законы.
- 4. Структура и функции социологии.
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Лекция 3. Русская социологическая мысль
- Основные особенности и направления русской социологической мысли.
- Интегральная социология п. Сорокина.
- 1. Основные особенности и направления русской социологической мысли
- 2. Интегральная социология п. Сорокина.
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Лекция 4. Современная социология
- Особенности современного социологического знания.
- Современные социологические парадигмы
- Особенности современного социологического знания.
- 2. Современные социологические парадигмы.
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Лекция 5. Общество как социальная система.
- 2. Типология обществ в социологии.
- 3. Общество и государство. Гражданское общество.
- 4. Особенности модернизации в России.
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Лекция 6. Социальная структура и социальная стратификация.
- 2. Социальная стратификация.
- 3. Классы.
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Лекция 7. Социальная мобильность.
- 1. Социальная мобильность.
- 2. Проблемы социальной мобильности.
- 3. Социальная структура и социальная стратификация современного российского общества.
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Лекция 8. Социальные институты и социальные организации.
- 1. Формирование социальных институтов.
- 2. Социальные институты: виды и функции.
- 3. Социальные организации.
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Лекция 9. Социальные общности и группы.
- 1. Социальные общности.
- 2. Социальные группы.
- 3. Малые группы и коллективы.
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Лекция 10. Личность.
- Личность как социальный тип.
- Личность как деятельный субъект.
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Лекция 11 Девиация и социальный контроль
- 1. Девиация.
- 2. Социальный контроль.
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Лекция 12. Социальные изменения и процессы глобализации
- Социальные изменения и процессы
- Глобализация основных процессов в мире.
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Лекция 13. Экономическая социология
- 1. Экономическая социология
- 2. Экономическое поведение.
- 3. Собственность как социальный институт.
- 4. Предпринимательство.
- 5. Труд.
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Лекция 14. Социология семьи
- 1. Семья как социальный институт.
- 2. Проблемы и тенденции развития семейно-брачных отношений.
- Содержание и принципы семейной политики.
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Лекция 15. Социология молодежи
- 1. Молодежь как особая социально-демографическая группа.
- 2. Молодежная субкультура.
- 3. Социальные проблемы молодежи.
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Лекция 16. Социология общественного мнения
- 1. Общественное мнение как социальный институт
- 2. Изучение и формирование общественного мнения.
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Назовите пути формирования общественного мнения. Лекция 17. Прикладная социология
- 1. Прикладное социологическое исследование
- 2. Программа исследования
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Лекция 18. Методы сбора и анализ социологической информации.
- 1. Измерение и выборка в социологическом исследовании.
- 2. Наблюдение.
- 3. Анализ документов.
- 4. Социологический опрос.
- 5. Анализ социологических данных.
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Темы рефератов и курсовых работ
- Социологический проект о. Конта.
- Вопросы к зачету
- Тест для текущего самоконтроля
- Основные термины и понятия
- Список рекомендуемой литературы
- Раздел 1. Социология как наука: история становления и современность
- Раздел 2. Социальные системы и социоструктурные образования.
- Раздел 3. Человек в социокультурной системе.
- Раздел 4. Социальные изменения в обществе.
- Раздел 5. Специальные социологические теории.
- Раздел 6. Методология и методика социологического исследования.
- Содержание
- Методология исследования
- Основные понятия, используемые в исследовании по дво
- Методика исследования
- Лаборатория прикладной социологии ЧелГу анкета учащегося выпускного класса школы
- Заранее благодарим за участие в исследовании!
- 7. Кто (что) оказал(о) влияние на выбор вами данной специальности?
- 8. В каком из вузов вы планируете получить высшее образование?
- Если вы собираетесь поступать в челгу и учиться на базе его представительства в южноуральске, то чем это представительство вас привлекает?
- 20. А как вы считаете, если родители не будут платить за ваше обучение в вузе, то
- А теперь немного о себе и своей семье:
- 7. Кто (что) оказал(о) влияние на выбор вами данной специальности?
- 8. В каком из вузов вы планируете получение сыном, дочерью высшего образования?
- Если вы направляете сына, дочь поступать в челгу и учиться на базе его представительства в южноуральске, то чем это представительство вас привлекает?
- 20. Что, на ваш взгляд, вашему(ей) сыну, дочери даст высшее образование? (можно выбрать несколько ответов)
- 21. Какие ценности, из перечисленных ниже, вы считаете главными в своей
- А теперь немного о вас и вашей семье:
- Благодарим за ответы! Лаборатория прикладной социологии ЧелГу анкета молодого человека со средним образованием
- 8. Кто (что) оказал(о) влияние на выбор вами данной специальности?
- 9. В каком из вузов вы планируете получить высшее образование?
- Если вы собираетесь поступать в челгу и учиться на базе его представительства в южноуральске, то чем это представительство вас привлекает?
- А теперь немного о себе и своей семье:
- По какой специальности вы учились?
- 2. Почему вы предпочли указанную специальность?
- 3. Кто (что) оказало влияние на выбор вами данной специальности?
- 21. Какие проблемы учебы волновали вас более всего?
- По какой специальности вы учитесь?
- 2. Почему вы предпочли указанную специальность? (можно отметить несколько ответов)
- 3. Кто (что) оказало влияние на выбор вами данной специальности?
- 22. Какие проблемы учебы волнуют вас в настоящее время более всего?
- А теперь немного о себе и своей семье:
- 10. Кто (что) оказало влияние на выбор студентами данной специальности?
- 12. Что, на ваш взгляд, дает молодым людям высшее образование?
- 25. Какие, на ваш взгляд, проблемы учебы есть у студентов в настоящее время?
- 34. Используете ли вы дистанционные образовательные технологии в представительстве челгу в южноуральске?
- Благодарим за ответы!
- Памятка-задание интервьюеру
- Желаем успехов! организация исследования
- Временный творческий коллектив
- Директор института проблем
- ЧелГу, доктор пед. Наук, профессор Мартынова Елена Александровна
- Договор о творческом сотрудничестве
- Список использованных источников по дво
- Задание
- Ключ к тесту для самоконтроля
- Тест для итогового контроля
- Ключ к тесту для итогового контроля