logo
Учебное пособие по социологии к печати (2)

2. Социальный контроль.

Социализация – индивидуальный процесс. Но обучение ведет общество, социальные институты, родители, педагоги и др. Они же и контролируют усвоение образцов поведения. Такой общественный социальный контроль представляет собой особый механизм поддержания общественного порядка и включает в себя нормы и санкции.

Нормы – это предписания о том, как надо правильно вести себя в обществе, т.е. это запреты или разрешения. Санкции – это средства поощрения или наказания, стимулирующие людей соблюдать нормы.

Социальный контроль связан с сохранение поведения в рамках групповых ожиданий и основан на согласии. Он является фундаментом стабильности в обществе. Его отсутствие или ослабление ведут к аномии (беззаконию, безнормности), беспорядкам, смуте.

Особенности социального контроля:

1) Социальный контроль осуществляется в основном через социализацию, т.е. люди выполняют свои роли бессознательно, естественно, в силу привычек, предпочтений. Социализация таким образом, является одним из факторов социального контроля, причем, внутреннего контроля личности за своим поведением.

2) Социальные нормы различаются масштабом. Одни существуют только в малых группах и осуществляются через групповое давление. К примеру, американский социолог Элтон Мэйо (1880-1949) в знаменитых Хотторнских экспериментах (1927–1932 г.г.) обнаружил специфические нормы трудового поведения. Новичкам старшие говорили:

Возможность осуществления группового социального контроля обусловлена включенностью индивида в первичную социальную группу. Другие нормы существуют в больших группах или в обществе в целом – это обычаи, традиции, нравы, законы, этикет, манера поведения.

3) Социальный контроль осуществляется через принуждение. Соблюдение норм регулируется обществом с различной степенью строгости – от неодобрения до смертной казни.

4) Нормы являются стандартами поведения. Это еще и ожидания однозначного поведения других и тем самым они формируют систему социального взаимодействия. Нормы связаны с ценностями. Но если ценности – абстрактные понятия – добро - зло, правильное – неправильное, то нормы – правила поведения.

5) Санкции – охранники норм. Это вознаграждение за выполнение норм – конформизм – согласие с ними или наказание за отклонение от них.

Социальные санкции вместе с нормами и ценностями составляют механизм социального контроля. Соблюдение норм делает поведение предсказуемым. Также предсказуемы и санкции. Мы знаем, что ожидать за то или другое действие.

Если применение санкций совершается самим человеком, направлено на себя, то такая форма контроля является самоконтролем, или внутренним контролем. Его проявление – совесть. И основывается он на волевом усилии. Чем выше у членов общества развит самоконтроль, тем меньше обществу приходится прибегать к внешнему контролю, который осуществляется совокупностью институтов.

При рассмотрении личности социальный контроль выступает одной из проблем. По сути речь идет о регулировании обществом, социальными институтами поведения людей, о их следовании социальным нормам, законам, о их свободе.

В социальном контроле важно определить границы, пределы вмешательства общества в жизнь личности или сферу ее личной, частной жизни, автономности.

Одно из существенных отличий тоталитарного общества от демократического, гражданского в резком сужении сферы личной жизни, автономии личности. В тоталитарном обществе регламентация, социальный контроль распространяются даже на самые интимные, личностные стороны жизни человека. Общество в лице властных структур пытается навязать человеку с кем ему дружить, общаться, кого любить, что читать, как одеваться, какие песни петь и т.д.

В гражданском демократическом обществе сфера личной жизни, напротив, имеет больший объем, неприкосновенность личной жизни защищена законом, нравами. Здесь говорят: «Мой дом – моя крепость». Но даже и здесь все не так просто. Проблема соотнесения свободы с социальным контролем имеет следующие социологические грани:

То есть контроль – это не ограничение свободы, а свобода – не бесконтрольность.

Проблема соотнесения свободы и социального контроля особо значима в периоды кардинальных общественных изменений. Тогда происходит смена типов контроля. Старые (тоталитарные) нормы и механизмы социального контроля рушатся, а новые (демократические) еще не утвердились. В обществе возникает правовой (и даже социальный) беспредел. А на уровне человека – нормативная дезориентация, кризис моральных и правовых ориентиров. В итоге идет переход от запретительного типа социального контроля (запрещено все, что не разрешено) к разрешительному («разрешено все, что не запрещено»). Но это на практике порождает вседозволенность, поэтому у многих проявляется тоска по порядку, «сильной руке». Примем во внимание, что тоталитаризм, ограничивая свободу личности, в чем-то снимал с нее бремя ответственности.