logo
Учебное пособие по социологии к печати (2)

1. Экономическая социология

Экономика как система отношений между людьми по поводу производства, распределения, обмена и потребления товаров и услуг, это и система социальных институтов. Важнейшими из них являются собственность, семья (домохозяйство), рынок, государство, труд, корпорация. Социология изучает выполняемые функции и характер взаимосвязи между ними и с другими институтами. Роль социологии в изучении экономики связана с анализом места человека в экономической системе, т.е. экономическим поведением человека, социальных групп.

Речь идет об экономической социологии. Как самостоятельная отрасль социологического знания она сформировалась в середине 50-х годов XX столетия на Западе.

Каковы же различия экономики и социологии? Американский социолог Н. Смелзер отвечает на этот вопрос так:

  1. Если экономика интересуется каким образом люди используют свои ограниченные ресурсы для производства, распределения и обмена товаров и услуг в целях потребления, то социология занимается социальной структурой и связанным с ней экономическим поведением.

  2. Экономисты признают, но принимают как заданное влияние политики, права, образования на экономическую жизнь, социологи анализируют взаимосвязь экономических и социальных переменных.

  3. Экономисты более строго и точно выстраивают теорию, социологи ставят вопросы шире, упрощают теорию.

Назначение экономической социологии:

во-первых, в сборе и анализе информации о реакции основных социальных групп общества на экономическую политику и ее составные части;

во-вторых, в научно обоснованных прогнозах предпринимательской активности населения и масштабах массового высвобождения рабочей силы;

в третьих, в изучении социальных институтов собственности, распределения, управления и других в экономике;

в четвертых, в изучении человека как субъекта экономического процесса, его мотивов и отношения к труду.

Еще Вебер в XIX веке в своем труде «Хозяйство и общество» рассматривал экономику как социальный процесс, как систему социальных институтов.

В XX веке американский социолог и экономист Торнстейн Веблен (1857-1929) создал социологическую концепцию потребления. Он показал, что потребляемые вещи не только средство удовлетворения потребностей, но и символы, знаки статуса, положения человека в обществе. На этой основе была развернута концепция общества массового потребления (обладание ценной вещью характеризует ее владельца, т.е. свойства вещи переносят на личность).

Что же может дать экономическая социология, изучение социальных аспектов экономики?

  1. улучшение экономических показателей за счет поиска и обнаружения социальных резервов и ресурсов; разработки социальных принципов эффективности экономической системы и ее приемлемости для человека; установления социальных ограничений и рисков, игнорирование, которых делает экономическую систему нестабильной, конфликтной;

2) экономическая социология может способствовать формированию экономических отношений наиболее приемлемых для человека с точки зрения существующего социального и психологического комфорта, социализации и адаптации человека в них, содействия в выборе лучших способов поведения.

Человек не только производственный компонент в экономике, но и самостоятельная ценность в нем. Он должен быть не просто «экономическим человеком» - фактором производства, а сознательным человеком. Помочь ему стать таким как раз и призвана экономическая социология.