2. Интегральная социология п. Сорокина.
Результатов мирового признания в социологии добился Сорокин. Он создал интегральную социологию. Она изучает общество, его явления, взаимоотношения индивида и групп с обществом с позиций сосуществования множества социокультурных систем. Они движутся при этом по горизонтали, вертикали, совершают флуктации (колебания).
Сорокин разработал интегральную социологию на основе представлений как известных российских социологов Петражицского, Ковалевского, Де-Роберти, так и западных – Дюркгейма, Вебера. Его теория – принципиально новый взгляд на человека, цивилизацию, общество. Суть его сам автор характеризовал как интегрализм.
Сорокин признавал, что нет общепризнанного понимания социологии, ибо «сколько социологов – столько и социологий». Он делал акцент на содержательном элементе социальных явлений. Они (социальные явления) состоят из человеческих взаимодействий. Взаимодействия включают три основных элемента:
людей (субъектов действий);
мысли и нормы (значения действий). Кусок дешевой материи на палке, благодаря смыслу превращается в национальный флаг;
предметы (материальные носители значений). Через них значения выражаются и переносятся.
Сорокин считает, что человек с его психикой есть социальный продукт. Его сознание наполняется социальным содержанием – культурой. Культура имеет духовную основу и развивается по своим собственным законам, на нее влияют некоторые социальные факторы.
При рождении человек еще не является ни личностью, ни творцом общественной жизни. Социокультурные его характеристики приобретаются в процессе взаимодействия с людьми, среди которых он рождается, воспитывается, получает образовании. Интегральное существо человека проявляется в том, что он не только эмпирический наблюдатель и экспериментатор, рациональный мыслитель, но и активный участник создания творческого начала во вселенной.
В культуре человечества Сорокин выделяет множество различных по величине культурных систем: язык, науку, философию, религию, искусство, этику, право. Когда эти системы утверждаются, они реализуются в поведении и образе жизни их носителей. Кроме этого есть три социокультурные суперсистемы. Они характерны для всей истории человеческой цивилизации: религиозная или идеальная, чувственная и интегральная.
До XVI века была религиозная цивилизация. С XVI в. и до XX в. в Европе утверждается и доминирует чувственная культура. Она акцентирует такие чувственные ценности как благосостояние, комфорт, наслаждение, популярность, жажду власти и славы. Это определяет преобладающий тип личности, образ групп, характер институтов. С XX века на смену чувственной идет интегральная культура. Ее доминирующая ценность – бесконечное разнообразие.
Сорокин обосновал «основной закон истории»: происходит перманентная флуктация (колебание) как социокультурных суперсистем, так и обществ и их конкретных сфер. Они качаются между полюсами тоталитаризма и строго свободных режимов. С переходом от чувственной культуры к новому интегральному циклу произойдет преодоление нынешнего кризисного состояния. Новый тип общества (интегральный) объединит большинство позитивных идей капитализма и социализма, освободится от серьезных дефектов каждого типа.
По Сорокину, революции и соответствующие им войны усиливают дезинтеграцию чувственного общества. Повышается смертность, падает рождаемость, резко качественно меняется состав населения. В такие периоды флуктуируют тоже ценности и идеалы.
Ценности и идеалы революционного периода иллюзорны. Сорокин сформулировал особый «закон социального эволюционизма». Тоталитарно-коммунистическая власть по Сорокину не является случайной. Ее истоки во флуктации обществ. Народ, участвующий в войне, испытывающий дефицит средств к существованию, выступает за авторитарную власть. С прекращением войны и ростом сытости населения, прогнозировал Сорокин, коммунистический режим падет. Революции, по Сорокину, биологизируют поведение людей, культивируют вражду, злобу, ненависть, разрушение, обман.
Возможность выхода из кризиса Сорокин связывал с интегральной сущностью человека. Его историческое назначение творить истину, красоту и добро, трансформировать общество.
Реформы по Сорокину не должны препятствовать базовым инстинктам человека. Для этого необходимо, чтобы:
- сущности человека соответствовала форма производства и распределения благ;
- государство стимулировало творческую активность населения;
- утвердился морально правовой порядок, единый для власти и населения.
Должен быть личный интерес, право собственности, налоги должны гарантировать права на результаты хозяйственной деятельности. Государство не должно подавлять субъективность индивида. Реформы призваны обеспечить и надлежащий правовой порядок. Нужен независимый суд, уважение чужих, исполнение своих личных прав и обязанностей, соблюдение общественного мира.
- Ч елябинск
- Содержание
- Лекция 4. Современная социология………………………………………………44
- Лекция 17. Прикладная социология……………………………………………..175
- Лекция 18. Методы сбора и анализ социологической информации…………..184
- Предисловие
- Программа курса «социология» Цели и задачи курса
- Содержание программы
- Раздел 1. Социология как наука: история становления и современность
- Тема 1. Становление социологии как науки.
- Тема 2. Социология как наука.
- Тема 3. Русская социологическая мысль
- Тема 4. Современная социология
- Тема 9. Социальные общности и группы.
- Раздел 3. Человек в социокультурной системе
- Тема 10. Личность.
- Тема 11. Девиация и социальный контроль.
- Тема 14. Социология семьи
- Тема 15. Социология молодежи
- Тема 16. Социология общественного мнения
- Раздел 6. Методология и методика социологического исследования.
- Тема 17. Прикладная социология.
- Тема 18. Методы сбора и анализ социологической информации.
- Рабочая программа
- Лекция 1. Становление социологии как науки.
- Социологический проект о. Конта.
- Эволюционная концепция Герберта Спенсера.
- Классический этап развития социологии
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Лекция 2. Социология как наука.
- 2. Метод социологии.
- 3. Основные социологические категории и законы.
- 4. Структура и функции социологии.
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Лекция 3. Русская социологическая мысль
- Основные особенности и направления русской социологической мысли.
- Интегральная социология п. Сорокина.
- 1. Основные особенности и направления русской социологической мысли
- 2. Интегральная социология п. Сорокина.
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Лекция 4. Современная социология
- Особенности современного социологического знания.
- Современные социологические парадигмы
- Особенности современного социологического знания.
- 2. Современные социологические парадигмы.
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Лекция 5. Общество как социальная система.
- 2. Типология обществ в социологии.
- 3. Общество и государство. Гражданское общество.
- 4. Особенности модернизации в России.
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Лекция 6. Социальная структура и социальная стратификация.
- 2. Социальная стратификация.
- 3. Классы.
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Лекция 7. Социальная мобильность.
- 1. Социальная мобильность.
- 2. Проблемы социальной мобильности.
- 3. Социальная структура и социальная стратификация современного российского общества.
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Лекция 8. Социальные институты и социальные организации.
- 1. Формирование социальных институтов.
- 2. Социальные институты: виды и функции.
- 3. Социальные организации.
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Лекция 9. Социальные общности и группы.
- 1. Социальные общности.
- 2. Социальные группы.
- 3. Малые группы и коллективы.
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Лекция 10. Личность.
- Личность как социальный тип.
- Личность как деятельный субъект.
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Лекция 11 Девиация и социальный контроль
- 1. Девиация.
- 2. Социальный контроль.
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Лекция 12. Социальные изменения и процессы глобализации
- Социальные изменения и процессы
- Глобализация основных процессов в мире.
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Лекция 13. Экономическая социология
- 1. Экономическая социология
- 2. Экономическое поведение.
- 3. Собственность как социальный институт.
- 4. Предпринимательство.
- 5. Труд.
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Лекция 14. Социология семьи
- 1. Семья как социальный институт.
- 2. Проблемы и тенденции развития семейно-брачных отношений.
- Содержание и принципы семейной политики.
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Лекция 15. Социология молодежи
- 1. Молодежь как особая социально-демографическая группа.
- 2. Молодежная субкультура.
- 3. Социальные проблемы молодежи.
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Лекция 16. Социология общественного мнения
- 1. Общественное мнение как социальный институт
- 2. Изучение и формирование общественного мнения.
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Назовите пути формирования общественного мнения. Лекция 17. Прикладная социология
- 1. Прикладное социологическое исследование
- 2. Программа исследования
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Лекция 18. Методы сбора и анализ социологической информации.
- 1. Измерение и выборка в социологическом исследовании.
- 2. Наблюдение.
- 3. Анализ документов.
- 4. Социологический опрос.
- 5. Анализ социологических данных.
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Темы рефератов и курсовых работ
- Социологический проект о. Конта.
- Вопросы к зачету
- Тест для текущего самоконтроля
- Основные термины и понятия
- Список рекомендуемой литературы
- Раздел 1. Социология как наука: история становления и современность
- Раздел 2. Социальные системы и социоструктурные образования.
- Раздел 3. Человек в социокультурной системе.
- Раздел 4. Социальные изменения в обществе.
- Раздел 5. Специальные социологические теории.
- Раздел 6. Методология и методика социологического исследования.
- Содержание
- Методология исследования
- Основные понятия, используемые в исследовании по дво
- Методика исследования
- Лаборатория прикладной социологии ЧелГу анкета учащегося выпускного класса школы
- Заранее благодарим за участие в исследовании!
- 7. Кто (что) оказал(о) влияние на выбор вами данной специальности?
- 8. В каком из вузов вы планируете получить высшее образование?
- Если вы собираетесь поступать в челгу и учиться на базе его представительства в южноуральске, то чем это представительство вас привлекает?
- 20. А как вы считаете, если родители не будут платить за ваше обучение в вузе, то
- А теперь немного о себе и своей семье:
- 7. Кто (что) оказал(о) влияние на выбор вами данной специальности?
- 8. В каком из вузов вы планируете получение сыном, дочерью высшего образования?
- Если вы направляете сына, дочь поступать в челгу и учиться на базе его представительства в южноуральске, то чем это представительство вас привлекает?
- 20. Что, на ваш взгляд, вашему(ей) сыну, дочери даст высшее образование? (можно выбрать несколько ответов)
- 21. Какие ценности, из перечисленных ниже, вы считаете главными в своей
- А теперь немного о вас и вашей семье:
- Благодарим за ответы! Лаборатория прикладной социологии ЧелГу анкета молодого человека со средним образованием
- 8. Кто (что) оказал(о) влияние на выбор вами данной специальности?
- 9. В каком из вузов вы планируете получить высшее образование?
- Если вы собираетесь поступать в челгу и учиться на базе его представительства в южноуральске, то чем это представительство вас привлекает?
- А теперь немного о себе и своей семье:
- По какой специальности вы учились?
- 2. Почему вы предпочли указанную специальность?
- 3. Кто (что) оказало влияние на выбор вами данной специальности?
- 21. Какие проблемы учебы волновали вас более всего?
- По какой специальности вы учитесь?
- 2. Почему вы предпочли указанную специальность? (можно отметить несколько ответов)
- 3. Кто (что) оказало влияние на выбор вами данной специальности?
- 22. Какие проблемы учебы волнуют вас в настоящее время более всего?
- А теперь немного о себе и своей семье:
- 10. Кто (что) оказало влияние на выбор студентами данной специальности?
- 12. Что, на ваш взгляд, дает молодым людям высшее образование?
- 25. Какие, на ваш взгляд, проблемы учебы есть у студентов в настоящее время?
- 34. Используете ли вы дистанционные образовательные технологии в представительстве челгу в южноуральске?
- Благодарим за ответы!
- Памятка-задание интервьюеру
- Желаем успехов! организация исследования
- Временный творческий коллектив
- Директор института проблем
- ЧелГу, доктор пед. Наук, профессор Мартынова Елена Александровна
- Договор о творческом сотрудничестве
- Список использованных источников по дво
- Задание
- Ключ к тесту для самоконтроля
- Тест для итогового контроля
- Ключ к тесту для итогового контроля