2. Социальные группы.
Групповые общности или социальные группы – совокупность людей, имеющих общий признак и выполняющих общественно необходимую функцию в структуре общественного разделения труда. Роберт Мертон выделяет в социальной группе три основные черты: действие, членство и единство.
Общность есть группа, когда налицо взаимодействие между ее членами; каждый член группы относительно других разделяет ожидания; она существует в определенные сроки. Два человека на автобусной остановке не группа, но станут ею, если начнут беседу, драку, другое взаимодействие.
Социальные группы, в отличие от массовых общностей, характеризуются устойчивым взаимодействием; относительно высокой степенью сплоченности; выраженной однородностью состава: вхождением в более широкие общности в качестве структурных образований.
Классификация социальных групп, как правило, базируется на основных признаках, определяющих их устойчивость. Так, американский социолог Е. Юбэнк разработал признаки для классификации социальных групп: уровень культурного развития; типы структуры, существующей в группе; задачи и функции группы; преобладающие типы контактов между членами группы; различные виды связей в группах и другие.
Классификация групп возможна, например, и по разделению их на основе принадлежности к ним индивидов. Каждый индивид выделяет некоторое множество людей, к которым он принадлежит и определяет эти группы как свои (моя семья, мой класс и т.д.). Такие группы называют ингруппами, человек чувствует свою принадлежность к ней и идентифицирует себя с ее членами (мы). Другие группы, к которым не принадлежит индивид будут для него аутгруппами (не мы, другие). То есть люди всегда делят мы и другие.
Американскими социологами Робертом Парком (1864-1944), Эрнстом Берджессом (1886-1966) и Эмори Богардусом (1882-1973) была разработана концепция социальной дистанции. С ее помощью можно измерить чувства и отношения индивида и социальной группы к различным аутгруппам.
Близкой к ингруппе является референтная группа. Ее предложил социальный психолог Г. Хаймен. Это реальная или условная (воображаемая) социальная группа, система ценностей и норм которой является для индивида эталоном. Это может быть группа, к которой принадлежит данный индивид или группа, членом которой он хотел бы стать.
В системе отношений «личность – общество» референтная группа выполняет три важные функции: статусную (информативную о месте в социальной структуре); регулятивную (нормативную), устанавливающую нормы общества для личности; мировоззренческую (ценностно-оценочную), устанавливающую установки, идеалы, цели человека.
Осознание принадлежности индивида к той или иной группе помогает понять его поведение.
В процессе взаимодействия с другими группами, людьми, мы приписываем каждому из них некоторые черты. Такой устойчивый образ социального объекта называется социальным стереотипом. Они постоянно рождаются, изменяются и исчезают. Французы более страстны, англичане замкнуты, русские открыты, отзывчивы.
По характеру взаимоотношений между членами группами различают большие и малые, первичные и вторичные социальные группы. Разновидность малых социальных групп – первичные группы. Чарльз Кули отличительным их признаком считал непосредственный, интимный, межличностный контакт, высокий уровень эмоциональности. Примеры первичных социальных групп – семья, школа, класс, студенческая группа, группа друзей, спортивная команда. Через первичную группу осуществляется освоение индивидами образцов поведения, социальных норм, ценностей, идеалов. Она выполняет роль связующего звена между обществом и личностью.
Вторичная группа из людей, между которыми незначительные эмоциональные отношения. Их взаимодействие подчинено достижению определенных целей. В таких группах индивидуальные черты личности не имеют большого значения, больше ценится умение выполнять определенные функции. Основным типом вторичной группы является организация, сформировавшаяся для достижения определенных целей (политическая, производственная, религиозная). Малая группа может быть как первичной, так и вторичной в зависимости от типа взаимоотношений между ее участниками. Большая группа может быть только вторичной.
- Ч елябинск
- Содержание
- Лекция 4. Современная социология………………………………………………44
- Лекция 17. Прикладная социология……………………………………………..175
- Лекция 18. Методы сбора и анализ социологической информации…………..184
- Предисловие
- Программа курса «социология» Цели и задачи курса
- Содержание программы
- Раздел 1. Социология как наука: история становления и современность
- Тема 1. Становление социологии как науки.
- Тема 2. Социология как наука.
- Тема 3. Русская социологическая мысль
- Тема 4. Современная социология
- Тема 9. Социальные общности и группы.
- Раздел 3. Человек в социокультурной системе
- Тема 10. Личность.
- Тема 11. Девиация и социальный контроль.
- Тема 14. Социология семьи
- Тема 15. Социология молодежи
- Тема 16. Социология общественного мнения
- Раздел 6. Методология и методика социологического исследования.
- Тема 17. Прикладная социология.
- Тема 18. Методы сбора и анализ социологической информации.
- Рабочая программа
- Лекция 1. Становление социологии как науки.
- Социологический проект о. Конта.
- Эволюционная концепция Герберта Спенсера.
- Классический этап развития социологии
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Лекция 2. Социология как наука.
- 2. Метод социологии.
- 3. Основные социологические категории и законы.
- 4. Структура и функции социологии.
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Лекция 3. Русская социологическая мысль
- Основные особенности и направления русской социологической мысли.
- Интегральная социология п. Сорокина.
- 1. Основные особенности и направления русской социологической мысли
- 2. Интегральная социология п. Сорокина.
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Лекция 4. Современная социология
- Особенности современного социологического знания.
- Современные социологические парадигмы
- Особенности современного социологического знания.
- 2. Современные социологические парадигмы.
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Лекция 5. Общество как социальная система.
- 2. Типология обществ в социологии.
- 3. Общество и государство. Гражданское общество.
- 4. Особенности модернизации в России.
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Лекция 6. Социальная структура и социальная стратификация.
- 2. Социальная стратификация.
- 3. Классы.
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Лекция 7. Социальная мобильность.
- 1. Социальная мобильность.
- 2. Проблемы социальной мобильности.
- 3. Социальная структура и социальная стратификация современного российского общества.
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Лекция 8. Социальные институты и социальные организации.
- 1. Формирование социальных институтов.
- 2. Социальные институты: виды и функции.
- 3. Социальные организации.
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Лекция 9. Социальные общности и группы.
- 1. Социальные общности.
- 2. Социальные группы.
- 3. Малые группы и коллективы.
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Лекция 10. Личность.
- Личность как социальный тип.
- Личность как деятельный субъект.
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Лекция 11 Девиация и социальный контроль
- 1. Девиация.
- 2. Социальный контроль.
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Лекция 12. Социальные изменения и процессы глобализации
- Социальные изменения и процессы
- Глобализация основных процессов в мире.
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Лекция 13. Экономическая социология
- 1. Экономическая социология
- 2. Экономическое поведение.
- 3. Собственность как социальный институт.
- 4. Предпринимательство.
- 5. Труд.
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Лекция 14. Социология семьи
- 1. Семья как социальный институт.
- 2. Проблемы и тенденции развития семейно-брачных отношений.
- Содержание и принципы семейной политики.
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Лекция 15. Социология молодежи
- 1. Молодежь как особая социально-демографическая группа.
- 2. Молодежная субкультура.
- 3. Социальные проблемы молодежи.
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Лекция 16. Социология общественного мнения
- 1. Общественное мнение как социальный институт
- 2. Изучение и формирование общественного мнения.
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Назовите пути формирования общественного мнения. Лекция 17. Прикладная социология
- 1. Прикладное социологическое исследование
- 2. Программа исследования
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Лекция 18. Методы сбора и анализ социологической информации.
- 1. Измерение и выборка в социологическом исследовании.
- 2. Наблюдение.
- 3. Анализ документов.
- 4. Социологический опрос.
- 5. Анализ социологических данных.
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Темы рефератов и курсовых работ
- Социологический проект о. Конта.
- Вопросы к зачету
- Тест для текущего самоконтроля
- Основные термины и понятия
- Список рекомендуемой литературы
- Раздел 1. Социология как наука: история становления и современность
- Раздел 2. Социальные системы и социоструктурные образования.
- Раздел 3. Человек в социокультурной системе.
- Раздел 4. Социальные изменения в обществе.
- Раздел 5. Специальные социологические теории.
- Раздел 6. Методология и методика социологического исследования.
- Содержание
- Методология исследования
- Основные понятия, используемые в исследовании по дво
- Методика исследования
- Лаборатория прикладной социологии ЧелГу анкета учащегося выпускного класса школы
- Заранее благодарим за участие в исследовании!
- 7. Кто (что) оказал(о) влияние на выбор вами данной специальности?
- 8. В каком из вузов вы планируете получить высшее образование?
- Если вы собираетесь поступать в челгу и учиться на базе его представительства в южноуральске, то чем это представительство вас привлекает?
- 20. А как вы считаете, если родители не будут платить за ваше обучение в вузе, то
- А теперь немного о себе и своей семье:
- 7. Кто (что) оказал(о) влияние на выбор вами данной специальности?
- 8. В каком из вузов вы планируете получение сыном, дочерью высшего образования?
- Если вы направляете сына, дочь поступать в челгу и учиться на базе его представительства в южноуральске, то чем это представительство вас привлекает?
- 20. Что, на ваш взгляд, вашему(ей) сыну, дочери даст высшее образование? (можно выбрать несколько ответов)
- 21. Какие ценности, из перечисленных ниже, вы считаете главными в своей
- А теперь немного о вас и вашей семье:
- Благодарим за ответы! Лаборатория прикладной социологии ЧелГу анкета молодого человека со средним образованием
- 8. Кто (что) оказал(о) влияние на выбор вами данной специальности?
- 9. В каком из вузов вы планируете получить высшее образование?
- Если вы собираетесь поступать в челгу и учиться на базе его представительства в южноуральске, то чем это представительство вас привлекает?
- А теперь немного о себе и своей семье:
- По какой специальности вы учились?
- 2. Почему вы предпочли указанную специальность?
- 3. Кто (что) оказало влияние на выбор вами данной специальности?
- 21. Какие проблемы учебы волновали вас более всего?
- По какой специальности вы учитесь?
- 2. Почему вы предпочли указанную специальность? (можно отметить несколько ответов)
- 3. Кто (что) оказало влияние на выбор вами данной специальности?
- 22. Какие проблемы учебы волнуют вас в настоящее время более всего?
- А теперь немного о себе и своей семье:
- 10. Кто (что) оказало влияние на выбор студентами данной специальности?
- 12. Что, на ваш взгляд, дает молодым людям высшее образование?
- 25. Какие, на ваш взгляд, проблемы учебы есть у студентов в настоящее время?
- 34. Используете ли вы дистанционные образовательные технологии в представительстве челгу в южноуральске?
- Благодарим за ответы!
- Памятка-задание интервьюеру
- Желаем успехов! организация исследования
- Временный творческий коллектив
- Директор института проблем
- ЧелГу, доктор пед. Наук, профессор Мартынова Елена Александровна
- Договор о творческом сотрудничестве
- Список использованных источников по дво
- Задание
- Ключ к тесту для самоконтроля
- Тест для итогового контроля
- Ключ к тесту для итогового контроля