Лекция 6. Социальная структура и социальная стратификация.
Социальная структура общества.
2. Социальная стратификация.
3. Классы.
1. Социальная структура общества.
Люди не похожи друг на друга. Природа разделяет их по полу, расе, возрасту. Так возникает естественная структура. Естественные различия уже могут стать основой для появления неравных социальных отношений.
Но люди вступают в общение, между ними осуществляются различные взаимодействия и связи. При этом социальными называются связи, которые порождены социальными факторами: разделением труда, укладом жизни, социальными ролями и т.п. Ключевое значение здесь имеет общественное разделение труда.
Связи людей в их совокупности составляют социальную структуру или относительно устойчивые отношения людей, порядок их взаимодействия и дифференциации. Структура – это всегда оформленная система различий в положении, условиях жизни и способах существования людей. Именно различия формируют мир отношений – экономических, социальных организационно-технических, правовых, нравственных.
Чем определяется та или иная социальная структура? Прежде всего, господствующими производственными отношениями или экономическим базисом общества (Маркс); производительными силами как продуктом технического прогресса; различиями в социальных позициях людей в зависимости от их профессий, возраста, образования, доходов и прочего. Социальная структура есть всегда результат взаимодействия многих факторов, не застывшая конструкция, а динамичное целое.
Социальную структуру подразделяют на:
социально-классовую (разъединение людей на классы, сословия, социальные группы, слои);
социально-этническую (как результат соединения людей территорией, экономикой, культурой, психическими особенностями на исторические общности –рода, племена, народности, нации, этносы);
территориальную – по основным типам поселений (город, макрополис, село, рабочие поселки и т.п.);
демографическую – по возрасту, полу (мужчины, женщины, дети, молодежь, пенсионеры);
семейно-бытовую (соседи, родственники, дети, брачные и внебрачные связи).
Выделяют и социально-профессиональную, образовательную, религиозную и другие структуры.
Таким образом, структура предполагает определенную группировку людей, их дифференциацию или интеграцию, характеризующую место в обществе.
Американский социолог П. Блау разработал систему параметров, которые определяют положение человека (индивида) в обществе.
Номинальные параметры: Ранговые параметры:
Пол Образование
Раса Доход (заработная плата)
Этническая принадлежность Богатство (наследство или
Вероисповедание накопление)
Место жительства Престиж
Область деятельности Власть
Политическая ориентация Происхождение
Язык Возраст
Административная должность
Интеллигентность
Совокупность этих параметров и будет определять место индивида или группы в социальной структуре.
Отличительная особенность номинальных параметров в том, что на их основании нельзя определить какой из социальных объектов занимает более высокое, а какой более низкое место в социальной структуре. Нельзя мужчину поставить выше женщины (только потому, что он мужчина) или представителей различных национальностей, религий.
Номинальные параметры устанавливаются в обществе как элементы общечеловеческой культуры на определенные исторические периоды. Сейчас распределение людей по этажам социальной структуры по номинальным параметрам рассматривается как несправедливость, угнетение, нежелательная ситуация. В обществе идет борьба за равноправие женщин, против национального угнетения, за повышение прав регионов по отношению к центру и т.д. По номинальному параметру общество может быть полностью однородно.
Номинальные параметры, горизонтальная дифференциация могут оказывать существенное влияние на ранговые показатели (хотя и не описывают статусные различия). Например, мужчины получают вознаграждение за труд в среднем больше, чем женщины. Номинальные показатели могут переходить в ранговые, а члены группы на основе номинальных различий пытаются поставить себя выше других. Национальность может быть в каком-то обществе ранговым показателем, если культурным приоритетом здесь является расизм. Но перевод номинальных параметров в ранговые отрицательно сказывается на взаимоотношениях людей в обществе, может привести к конфликтам.
Важной характеристикой статусной структуры являются отношения социального неравенства. Они существовали на протяжении всей истории человечества. И хоть они осуждались, люди постоянно создавали новые виды социальных структур, основанных на неравенстве. Истоки социального неравенства в природных различиях людей, в результате отдельные из них получают преимущества в ходе обмена социальными ценностями. Далее закрепляется такое положение, которое складывается в ходе обмена. Это уже осуществляется путем создания нормативной базы, которая устанавливает ранговое место (или статус) каждого индивида или группы в социальной структуре при условии наличия в его (их) распоряжении необходимого количества ценностей.
Позиции индивидов превращаются в устойчивую систему социальных статусов. Социальный статус – это ранговое место индивида или группы по некоторому одному показателю. Социально-демографическая структура представлена таким статусом как возраст (и номинальным показателем по полу). Социально-политическая структура характеризуется показателем власти и престижа. Социально-экономическая – дохода и богатства.
Ранговые параметры – это характеристики социальных структур, основанных на неравенстве. Из всех ранговых показателей можно выделить власть. В отличии от других он универсален, при его высоком параметре дает возможность быстрее достичь других.
- Ч елябинск
- Содержание
- Лекция 4. Современная социология………………………………………………44
- Лекция 17. Прикладная социология……………………………………………..175
- Лекция 18. Методы сбора и анализ социологической информации…………..184
- Предисловие
- Программа курса «социология» Цели и задачи курса
- Содержание программы
- Раздел 1. Социология как наука: история становления и современность
- Тема 1. Становление социологии как науки.
- Тема 2. Социология как наука.
- Тема 3. Русская социологическая мысль
- Тема 4. Современная социология
- Тема 9. Социальные общности и группы.
- Раздел 3. Человек в социокультурной системе
- Тема 10. Личность.
- Тема 11. Девиация и социальный контроль.
- Тема 14. Социология семьи
- Тема 15. Социология молодежи
- Тема 16. Социология общественного мнения
- Раздел 6. Методология и методика социологического исследования.
- Тема 17. Прикладная социология.
- Тема 18. Методы сбора и анализ социологической информации.
- Рабочая программа
- Лекция 1. Становление социологии как науки.
- Социологический проект о. Конта.
- Эволюционная концепция Герберта Спенсера.
- Классический этап развития социологии
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Лекция 2. Социология как наука.
- 2. Метод социологии.
- 3. Основные социологические категории и законы.
- 4. Структура и функции социологии.
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Лекция 3. Русская социологическая мысль
- Основные особенности и направления русской социологической мысли.
- Интегральная социология п. Сорокина.
- 1. Основные особенности и направления русской социологической мысли
- 2. Интегральная социология п. Сорокина.
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Лекция 4. Современная социология
- Особенности современного социологического знания.
- Современные социологические парадигмы
- Особенности современного социологического знания.
- 2. Современные социологические парадигмы.
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Лекция 5. Общество как социальная система.
- 2. Типология обществ в социологии.
- 3. Общество и государство. Гражданское общество.
- 4. Особенности модернизации в России.
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Лекция 6. Социальная структура и социальная стратификация.
- 2. Социальная стратификация.
- 3. Классы.
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Лекция 7. Социальная мобильность.
- 1. Социальная мобильность.
- 2. Проблемы социальной мобильности.
- 3. Социальная структура и социальная стратификация современного российского общества.
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Лекция 8. Социальные институты и социальные организации.
- 1. Формирование социальных институтов.
- 2. Социальные институты: виды и функции.
- 3. Социальные организации.
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Лекция 9. Социальные общности и группы.
- 1. Социальные общности.
- 2. Социальные группы.
- 3. Малые группы и коллективы.
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Лекция 10. Личность.
- Личность как социальный тип.
- Личность как деятельный субъект.
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Лекция 11 Девиация и социальный контроль
- 1. Девиация.
- 2. Социальный контроль.
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Лекция 12. Социальные изменения и процессы глобализации
- Социальные изменения и процессы
- Глобализация основных процессов в мире.
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Лекция 13. Экономическая социология
- 1. Экономическая социология
- 2. Экономическое поведение.
- 3. Собственность как социальный институт.
- 4. Предпринимательство.
- 5. Труд.
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Лекция 14. Социология семьи
- 1. Семья как социальный институт.
- 2. Проблемы и тенденции развития семейно-брачных отношений.
- Содержание и принципы семейной политики.
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Лекция 15. Социология молодежи
- 1. Молодежь как особая социально-демографическая группа.
- 2. Молодежная субкультура.
- 3. Социальные проблемы молодежи.
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Лекция 16. Социология общественного мнения
- 1. Общественное мнение как социальный институт
- 2. Изучение и формирование общественного мнения.
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Назовите пути формирования общественного мнения. Лекция 17. Прикладная социология
- 1. Прикладное социологическое исследование
- 2. Программа исследования
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Лекция 18. Методы сбора и анализ социологической информации.
- 1. Измерение и выборка в социологическом исследовании.
- 2. Наблюдение.
- 3. Анализ документов.
- 4. Социологический опрос.
- 5. Анализ социологических данных.
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Темы рефератов и курсовых работ
- Социологический проект о. Конта.
- Вопросы к зачету
- Тест для текущего самоконтроля
- Основные термины и понятия
- Список рекомендуемой литературы
- Раздел 1. Социология как наука: история становления и современность
- Раздел 2. Социальные системы и социоструктурные образования.
- Раздел 3. Человек в социокультурной системе.
- Раздел 4. Социальные изменения в обществе.
- Раздел 5. Специальные социологические теории.
- Раздел 6. Методология и методика социологического исследования.
- Содержание
- Методология исследования
- Основные понятия, используемые в исследовании по дво
- Методика исследования
- Лаборатория прикладной социологии ЧелГу анкета учащегося выпускного класса школы
- Заранее благодарим за участие в исследовании!
- 7. Кто (что) оказал(о) влияние на выбор вами данной специальности?
- 8. В каком из вузов вы планируете получить высшее образование?
- Если вы собираетесь поступать в челгу и учиться на базе его представительства в южноуральске, то чем это представительство вас привлекает?
- 20. А как вы считаете, если родители не будут платить за ваше обучение в вузе, то
- А теперь немного о себе и своей семье:
- 7. Кто (что) оказал(о) влияние на выбор вами данной специальности?
- 8. В каком из вузов вы планируете получение сыном, дочерью высшего образования?
- Если вы направляете сына, дочь поступать в челгу и учиться на базе его представительства в южноуральске, то чем это представительство вас привлекает?
- 20. Что, на ваш взгляд, вашему(ей) сыну, дочери даст высшее образование? (можно выбрать несколько ответов)
- 21. Какие ценности, из перечисленных ниже, вы считаете главными в своей
- А теперь немного о вас и вашей семье:
- Благодарим за ответы! Лаборатория прикладной социологии ЧелГу анкета молодого человека со средним образованием
- 8. Кто (что) оказал(о) влияние на выбор вами данной специальности?
- 9. В каком из вузов вы планируете получить высшее образование?
- Если вы собираетесь поступать в челгу и учиться на базе его представительства в южноуральске, то чем это представительство вас привлекает?
- А теперь немного о себе и своей семье:
- По какой специальности вы учились?
- 2. Почему вы предпочли указанную специальность?
- 3. Кто (что) оказало влияние на выбор вами данной специальности?
- 21. Какие проблемы учебы волновали вас более всего?
- По какой специальности вы учитесь?
- 2. Почему вы предпочли указанную специальность? (можно отметить несколько ответов)
- 3. Кто (что) оказало влияние на выбор вами данной специальности?
- 22. Какие проблемы учебы волнуют вас в настоящее время более всего?
- А теперь немного о себе и своей семье:
- 10. Кто (что) оказало влияние на выбор студентами данной специальности?
- 12. Что, на ваш взгляд, дает молодым людям высшее образование?
- 25. Какие, на ваш взгляд, проблемы учебы есть у студентов в настоящее время?
- 34. Используете ли вы дистанционные образовательные технологии в представительстве челгу в южноуральске?
- Благодарим за ответы!
- Памятка-задание интервьюеру
- Желаем успехов! организация исследования
- Временный творческий коллектив
- Директор института проблем
- ЧелГу, доктор пед. Наук, профессор Мартынова Елена Александровна
- Договор о творческом сотрудничестве
- Список использованных источников по дво
- Задание
- Ключ к тесту для самоконтроля
- Тест для итогового контроля
- Ключ к тесту для итогового контроля