logo
Учебное пособие по социологии к печати (2)

1. Социальные общности.

Общество как целостная система состоит из множества подсистем. Одной из них является социальная общность. Социальная общность – это совокупность индивидов как результат их социальных связей, взаимодействий, отношений. В тоже время она является самостоятельным субъектом социального действия, поведения и источником своего развития, движения. Социальные общности отличаются огромным разнообразием видов и форм. По количественному составу – от двух (диада) людей до многочисленных международных движений. По продолжительности существования – от минут и часов (аудитория конкретного зрелищного мероприятия) до живущих столетия и тысячелетия этносов, наций. По плотности связи – от тесно сплоченных коллективов и организаций до расплывчатых, аморфных образований (болельщики). По базовым признакам различают территориальные, этнические, демографические, культурные и иные общности.

Все общности делятся на два подкласса: массовые и групповые. Массовые характеризуются:

- нерасчлененной структурой, раздвинутыми границами, неопределенным качественным и количественным составом и принципом вхождения в них;

- ситуативным способом существования, образуются и функционируют на базе и в границах той или иной конкретной действительности, невозможны вне ее, неустойчивы, меняются от случая к случаю;

- разнородностью состава, межгрупповой природой, т.е. они вне классовых, этнических и иных границ;

- как правило, в силу своей аморфности не способны выступать в составе более широких общностей в качестве их структурных единиц. Типичный образец массовых общностей – широкие политические или экологические движения болельщики спортивных команд, поклонники эстрадных звезд.

Существенным в классификации социальных общностей является выделение того или иного базового системообразующего признака. В строго научном смысле территориальные, этнические, демографические, культурные и иные общности определяют еще как квазигруппы или агрегации. Здесь людьми осуществляются определенные неглубокие социальные контакты, общение.

Отличительными чертами квазигруппы являются:

- достаточно случайное, непреднамеренное образование;

- неустойчивость взаимосвязей;

- кратковременность совместных действий в них.

Основные виды квазигрупп – аудитория, толпа, социальные круги.

Аудитория – это социальная общность, объединенная взаимодействием с каким-то индивидом или группой по поводу какой-то информации (у них имеющейся). Это сложное и неоднородное образование, оно может еще делиться.

Толпа – собрание людей, объединенных в замкнутом физическом пространстве общностью интересов. Социальная структура толпы проста, в ней, как правило, лидеры и все остальные. Но толпа больше, чем просто агрегация индивидов. Общими чертами толпы обычно являются внушаемость, анонимность, спонтанность, неуязвимость. В зависимости от способа формирования и поведения толпу можно разделить на виды:

Американский социолог Ральф Тернер объясняет уникальность феномена толпы возникающим и быстро развивающимся в ней комплексом специфических норм.

Еще разновидностью квазигрупп являются социальные круги – свободные союзы, основанные на контактах с очень слабо установленной связью, лишенные устойчивых отношений между членами. Это социальные общности, созданные с целью обмена информацией между их участниками.

Существуют следующие разновидности социальных кругов:

Таким образом, квазигруппы – это переходные образования на пути от хаотичных к устойчивым социальным группам.